Новые виды профессиональной деятельности педагога в условиях ИСО
консультация по физике

Сайчук Елена Васильевна

Метдическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_vidy_profdeyatelnosti.docx24.33 КБ
PDF icon iso.pdf648.2 КБ

Предварительный просмотр:

«СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Сайчук Е.В.

учитель физики высшей категории

За уши зайца         

Несут к барабану.

Заяц ворчит:

-Барабанить не стану!

Нет настроения,

Нет обстановки,

Нет подготовки,

Не вижу морковки!

(В. Берестов)

Вот как просто и гениально отражены Валентином Берестовым в этом замечательном стихотворении все проблемы образования современной школы. Нынешнему школьнику нужна обстановка в ногу со временем, а самое главное – «морковка», т. е. мотивация! Каким образом учителю сегодня можно создать нужную обстановку и увлечь за собой ученика века информационных технологий? Как меняются роль, содержание и характер профессиональной деятельности учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде? Каким образом данные изменения влияют на достижение планируемых образовательных результатов? Каковы дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде?

Информационная образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения (в контексте ФГОС ООО) включает:

  1. комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
  2. совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
  3. систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

С точки зрения образовательного процесса современная ИОС – это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

Построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников. 

Сравнительно недавно учебный процесс в школе планировался учителем в соответствии с такими важными компонентами как содержание образования (программа), возраст и уровень подготовки учащихся. Активная роль в обучении принадлежала учителю, ученик рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать, чтобы достичь запланированных результатов. Доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Ученик был получателем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием. Одинаковые учебники для учащихся всего класса предоставляли ограниченные возможности углублённого изучения интересующих тем. В настоящее время ситуация изменилась. В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами общего образования учителю сегодня необходимо уметь выстраивать учебный процесс в современной информационной образовательной среде. Данный факт подтверждает не только новый стандарт, но и федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Приведём некоторые извлечения из них, касающиеся требований к информационному обеспечению учебного процесса в электронной форме:

  • управлять учебным процессом;
  • создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
  • индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
  • визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);
  • размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе обучающихся и педагогических работников, используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);
  • проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
  • использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
  • осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью.

Очевидно, что данные требования полностью могут быть реализованы только в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств информационно-коммуникационных технологий.

Учебный процесс в новых условиях, а именно — в информационной образовательной среде, разительно отличается от прежнего. Он направлен на создание опыта работы с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. Предпочтение отдаётся методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательная, ценностно-ориентационная, практическая, коммуникативная деятельность).

В ходе проектирования учебного процесса в современной информационной образовательной среде следует помнить, что он должен отвечать важным дидактическим принципам, содержание которых оптимизировано с позиций деятельностного подхода. В настоящее время конкретизировано и представлено на инструментальном уровне содержание принципов научности, визуализации, системности и последовательности, активности, кооперации, принципа сознательности и индивидуализации. Рассмотрим подробнее содержание каждого из них.

Принцип научности является одним из основных дидактических принципов. В современном представлении он определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, адекватные научному знанию. Учащиеся должны получить навыки научного поиска, освоить современные методы познания. Отсюда вытекает требование наполнить учебный процесс в информационной образовательной среде таким содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено (использовано) только с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Особо следует отметить, что содержание такого учебного процесса должно стать не целью, а средством достижения запланированных образовательных результатов.

Из принципа научности вытекает требование проблемно-деятельностной постановки учебного процесса в информационной образовательной среде. Такая модель обучения ставит учащегося в положение исследователя, конструктора, проектанта, участника коммуникации, организатора общения, способствует развитию аналитического и логического мышления. Определяемое данным принципом направление эффективно способствует достижению личностных и метапредметных результатов.

Принцип визуализации указывает на необходимость создания у школьника чувственного представления об изучаемом объекте в современной его трактовке, выдвигает требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее чётко раскрыть существенные связи и отношения объекта. Такие связи и отношения модели могут быть подчёркнуты и усилены возможностями средств ИКТ. Наиболее важный вывод, который следует из современного понимания принципа визуализации,  –  в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, возможно и необходимо не только предъявлять объект изучения, но и организовывать деятельность учащегося по преобразованию объекта либо в форме достраивания модели или процесса, либо в форме видоизменения и переконструирования.

В современной дидактике особо выделяется принцип системности. Он включает в себя идеи общенаучного метода системности, логику системного раскрытия объектов и явлений изучаемой действительности. Согласно этому принципу необходимо выделять в объектах или явлениях, представляемых с помощью средств ИКТ, основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представить этот объект (явление) в целостном виде.

Принцип активности призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности учащихся. Таким критерием является соответствие содержания действий ученика усваиваемой информации, причём активность выступает как требование воспроизведения школьниками не только предметных, но и собственных учебных действий, в результате которых и происходит усвоение предметных умений. Так, если ставится задача формирования у детей типовых умений, то организацию деятельности следует вести по готовому алгоритму, заданному средствами ИКТ. Напротив, если предполагается формирование умений решать эвристическую задачу, то необходимо предоставить ребёнку возможность самостоятельно построить алгоритм действий.

Принцип индивидуального подхода в современном понимании базируется на идеях личностного подхода к обучаемому как к субъекту деятельности. Содержание принципа предстаёт как система индивидуализированных приёмов и способов сотрудничества учителя с учащимися в рамках современного педагогического мышления.

Принцип кооперации отражает совместную деятельность педагога с учащимися, когда каждый из участников выполняет определённые функции, а учитель, прежде всего, стремится создать условия для развития школьников.

Построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников. Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества. К числу основополагающих принципов относятся:

  • демократичность (свобода выбора, равноправие, личностный характер отношений);
  • открытость (отказ от традиционного ролевого взаимодействия, свобода критики);
  • альтернативность (множественность содержаний и способов деятельности);
  • диалогичность (полилогичность);
  • рефлективность (осознание целей, содержаний, способов деятельности и характера взаимодействия).

В такой среде достигается понимание и признание ученика.

Иными становятся и роли участников образовательного процесса. Изначально школьники погружаются в деятельность, где они выступают в роли её активного субъекта, а педагог — в роли организатора коммуникации. Одним из важнейших условий, которое моделирует учитель, является создание для учащихся затруднений в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит ученика (вначале с помощью педагога, а затем самостоятельно) в рефлексию, где осуществляются анализ деятельности до затруднения, затем поиск причин возникшей трудности, проблематизация прошлой деятельности и изменение нормы деятельности. Ребёнок в данном случае выступает в роли субъекта деятельности, в отличие от традиционной образовательной среды, где он играл роль объекта.

Важно подчеркнуть, что в новой информационной образовательной среде педагог становится носителем современного педагогического мышления и принципов педагогики сотрудничества, рефлексирующим профессионалом, способным к проектированию и перепроектированию учебного процесса (в зависимости от потребности учебного процесса и каждого отдельного ученика) в соответствии с указанными принципами. Кроме того, в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность. В целом реализация такого подхода приводит к появлению у школьников устойчивого интереса к учёбе и познавательных мотивов. У них формируются:

  • потребность в самообучении, саморазвитии;
  • умение самоопределяться в учебной деятельности с осознанием личной ответственности в ней;
  • потребность в коллективной работе, нацеленной на получение единого результата и так далее.

Отметим, что педагог в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде выступает в нескольких ролях – участника проектной деятельности учащихся, разработчика или исполнителя образовательных проектов, проектировщика учебных курсов, эксперта учебной деятельности учащихся, организатора педагогической поддержки учащихся в ходе процесса обучения, тьютора.

Учебный процесс в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, в отличие от традиционных условий, позволяет:

  • увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
  • обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев;
  • дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;
  • повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
  • усилить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
  • активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
  • развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;
  • создавать установку на непрерывное образование в течение жизни.

Здесь следует иметь в виду, что, проектируя учебный процесс в информационной образовательной среде, учитель не просто подбирает методы, технологии, средства обучения, обеспечивающие работу с конкретным фрагментом содержания образования, а создаёт единый дидактический комплекс, тем самым обеспечивая одну из важнейших характеристик информационной образовательной среды – целостность. Центральным элементом такого комплекса может являться учебник. В настоящее время преобладают обычные бумажные учебники, но развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет утверждать, что электронные образовательные ресурсы займут своё достойное место. Поэтому от учителя зависит, насколько выбор учебных изданий будет педагогически обоснованным. Ему надо научиться определять, какие ресурсы войдут в комплекс, и какие ресурсы необходимо привлечь на каждом из этапов, чтобы обеспечить целостность учебного процесса в информационной образовательной среде. При этом предпочтение стоит отдавать ресурсам, которые методически грамотно выстроены, раскрывают содержание образования в той же логике, что и базовый учебник, не дублируют, а обогащают и углубляют его. Названные действия осуществляются учителем и входят в состав проектировочного компонента профессиональной деятельности, что ещё раз доказывает значимость его формирования.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что профессиональная деятельность учителя складывается преимущественно из трёх основных этапов: проектирование, организация учебного  процесса и анализ его результатов. Сегодня проектировочные умения педагога являются ключевыми в обеспечении его готовности к работе в новой среде, ориентированной на достижение современных образовательных результатов. Переход к работе в информационно-образовательной среде предполагает изучение и анализ возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. Поэтому основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности становится проектировочный компонент. Именно он предполагает анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности.

Так хочется изменить строчки стихотворения, чтобы и ситуация в школе выглядела так:

С радостью заяц

Бежит к барабану!

Заяц кричит:

-Барабанить я стану!

Есть обстановка!

Есть подготовка!

Есть настроенье!

И чудо - морковка!!!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность учителя в условиях нового стандарта (2013 г.)

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем бо...

"Обеспечение качества профессиональной подготовки и результативности деятельности педагогов в условии технологизации образовательного процесса"

Осуществление технологической подготовки педагога позволяет ему овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами образовательного процесса, а так...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Актуальные вопросы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС)

Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.Али АпшеронПояснительная запискаВ современных преобразованиях в России образование становится важнейшим ресурсом соци...

Курсовая работа по программе «Основы профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС» (72 часа)

Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главно...

Стандарт профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования.

Составляющие параметра «качество образования». Стандарт профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования....

3D-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена анализу применения 3D-технологий и элементов  музейной педагогики в системе внеурочной деятельности. Раскрываются возможности данных технологий как средств реализации задач форми...