Стандарт профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования.
опыты и эксперименты на тему
Составляющие параметра «качество образования». Стандарт профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_akishina_28.03.18.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Составляющие параметра «качество образования».
Стандарт профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования.
Слайд №2
Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования. Из чего же оно складывается? Это:
Слайд №3
В последнее время мы с вами уделяли серьезное внимание изучению закона «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Безусловно, это важнейшие документы, регламентирующие нашу деятельность. Реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты предстоит педагогам, поэтому сейчас требования к профессиональным качествам педагогов также возросли.
Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
Слайд №4
Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.
Слайд №5
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года создана Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, утвержден ее состав, а также план-график ее деятельности. До 2018 года Министерство образования и науки РФ будет проводить работу по разработке следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:
- Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); апробация с 2016 года, вступит в силу в 2017 году.
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых; с 2018 года
- Педагог-психолог (психолог в сфере образования); с 2018 года
- Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог,
олигофренопедагог, тифлопедагог); с 2018 года
- Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей; с 2018 года.
Слайд №6
В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Отмечу, что сфера образования одной из первых внедряет данную новацию. Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности, повысился уровень финансирования образовательных учреждений, выросла их материальная обеспеченность и степень автономии. Поэтому педагог, как центральная фигура образовательного процесса, столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Мы видим на примере введения ФГОСов какие новые требования предъявляются к учителю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:
- Работа с одаренными детьми;
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- Работа с детьми мигрантами;
- Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
Это и есть дифференциация содержания образования с учетом образовательных потребностей, интересов и возможностей обучающихся, которую, мы с вами уже не один год внедряем в образовательный процесс.
Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то реально трудно освоить на практике новые для них трудовых действия, необходимые для качества образования.
Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации. Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.
Слайд №7
Минтруд России подготовил новый Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. После его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога. Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.
Слайд №8
На слайде представлены требования к образованию педагога. И что, особенно важно, что требования к опыту практической работы не предъявляются, поэтому в системе оплаты труда педагога и отсутствует оплата за стаж работы.
Слайд №9
Трудовые действия, указанные в профстандарте педагога, представлены на слайде:
- Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
- Планирование и проведение учебных занятий
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
- Формирование универсальных учебных действий
- Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
- Формирование мотивации к обучению
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Слайд №10
Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования? Надеемся, что да.
Во – первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; в-третьих, профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.
На сервере 103 создана папка «Профстандарт педагога», где вы сможете более полно ознакомиться с документом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования
Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опы...
Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС
В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...
"Профессиональная компетентность педагога - главный фактор повышения качества образования".
В статье кратко рассматриваются новые компетенции педагога: информационная грамотность и информационная компетентность....
Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качества образования.
В статье проанализирована деятельность по сопровождению развития профессиональной компетентности педагогов в образовательном учреждении. Материал может быть интересен начинающим упра...
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения....
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...
Доклад на тему «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога»
На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании формируется концепция и содержание профессионального стандарта педагога.За...