Конспект внеурочного занятия по теме: «От лучины до электрической лампочки»
методическая разработка по физике (5, 6 класс)
В статье представлен конспект внеурочного занятия по теме: «От лучины до электрической лампочки» в 5-6 классах.
Цель, которого познакомить учащихся с источниками света и эволюцией источников света.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneurochnogo_zanyatiya_po_fizike.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по теме: «От лучины до электрической лампочки».
5-6 класс
Цель : познакомить учащихся с источниками света и эволюцией источников света.
Задачи :
Личностные:
развитие умений и навыков:
мыследеятельностных умений (выдвижение идеи, проблемы, целеполагание и формулировка задачи, выдвижение гипотезы и её формулировка, выбор способа или вида деятельности, самоанализ и рефлексия); коммуникативных умений( слушать и понимать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждение и дискуссию), поисковых навыков (отбирать нужную информацию, информационных умений (структуировать информацию, выделять главное, принимать и передавать информацию)
предметные:
- показать, что свет важнейший фактор жизни на Земле.
- познакомить с историей использования огня человеком;
- рассмотреть историю возникновения электрической лампочки:
метапредметные:
регулятивные
формирование:
- критического мышления;
- объективной самооценки;
- умений целеполагания;
- планирования своей деятельности и анализа своих результатов;
- самоанализа;
- контроля и коррекции своих знаний.
Познавательные:
Развитие умений:
- анализировать информацию с целью выделения признаков (существенных и несущественных), представленную в разных видах;
- сопоставлять и делать выводы на примере работы с иллюстрациями и демонстрацией учебного материала ;
- логического мышления при постановке и решении учебных проблем.
Коммуникативные
Развитие умений:
- работать в группе;
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- участвовать в обсуждении;
- исправлять собственные ошибки;
- адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции.
Место проведения: кабинет физики.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, стакан с водой, свеча, лампа керосиновая, лампа электрическая, светодиоды, информационный и иллюстративный материал на электронных носителях, листы с заданиями.
План :
- Подготовка к восприятию нового материала – 5 мин.
- Объявление темы и постановка цели – 2 мин.
- Основная часть – 25 мин.
- Подведение итогов – 3мин.
- Рефлексия – 5 мин.
1.Подготовка к восприятию материала.
Ребята, наше занятие проходит сегодня в кабинете физики. Вы видите здесь много различных приборов. Вам, наверное, интересно для чего они предназначены. Сейчас я расскажу о некоторых из них, но сначала без звука, а затем в полной темноте.
Учитель демонстрирует прибор ( амперметр), шевеля губами, записывает на доске его название.
Затем предлагает закрыть глаза (приборы находятся за ширмой) описывает другой прибор (паровая турбина).
После объяснения просит показать его. Дети в замешательстве.
-Скажите, когда вы получили больше информации?
Ученик: - Когда Вы говорили без звука.
Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?
Ученик: - При свете человек получает больше информации.
- Так о чем же сегодня пойдет речь? Что для нас будет важно в нашем разговоре?
Возможные варианты ответов:
Ученик: - Почему мы видим?
Что значит свет в нашей жизни?
Что такое свет? Как люди создали лампочку? И т.д.
2.Объявление темы и постановка цели .
У вас возникло множество вопросов. Сразу на них не ответить. Давайте разбираться по порядку.
Сегодня мы поговорим сегодня о значении света в жизни человека, об источниках света, об истории их возникновения и их эволюции и даже попытаемся сами сконструировать безопасный источник света.
Будьте очень внимательны, информация поможет вам выполнить задания.
- Основная часть .
Презентация.
1 слайд. До тех пор, пока человек не открыл огонь, единственным источником тепла и света для него было солнце. Он не мог контролировать его, поэтому был совершенно беспомощен в холоде и темноте.
Вероятно, более чем 100 000 лет назад он открыл огонь. Тогда он заметил, что некоторые материалы горят лучше других. Возможно, он заметил, что жир, попавший в костер от жарящегося мяса, горит ярко. Шло время, человек начал собирать материалы, которые при горении дают больше света.
2 слайд. Постепенно круг потребностей человека расширялся, и это дало толчок к попыткам создания переносного огня. В этом качестве вначале была изобретена лучина из смольного дерева, а затем и - факел. Его можно назвать «прадедушкой» бра, потому что в более поздние времена он закреплялся на стене. Лучины определенных пород деревьев вставлялись в стены и горели медленно.
3 слайд. Со временем, факел сменил треножник – светильник, который устанавливался на полу и представлял собой чашу с топливом. Светильники античного мира, к примеру, делались из глины или бронзы и своим видом сильно походили на современную соусницу. В их носик вставлялся фитиль, сбоку крепилась ручка для более комфортной транспортировки при ночных путешествиях по дому, а в качестве энергоносителя использовались различные горючие масла растительного происхождения. И всем светильник был хорош, если бы не одно «но» – чадил он безбожно. Это считалось неизбежной платой за прогресс. На Руси такая лампа называлась светец.
4 слайд. Свиной жир использовался в таких лампах в Новой Англии до 1820 года. Потом стали получать для ламп китовый жир. Вообще жир использовали любой, который было легче всего получить. В Средиземноморье много оливковых деревьев. Оливковое масло также годилось в лампы.
Японцы и китайцы получали масло для ламп из орехов различных деревьев. В наши дни для этого мог бы быть использован земляной орех, если бы в недрах Земли не открыли нефть.
5 слайд. Позднее были изобретены свечи, дававшие значительно больше освещения, чем фитили в светильниках. Освещение древнерусских домов при слабом естественном свете сквозь волоковые окна имело особое значение. Бедные дома освещались лучинами. Первые свечи были сделаны из растопленного жира животных, разлитого в формы такие, как пустой бамбук. В центре продергивалось волокно так, что когда жир остывал, то внутри находился фитиль. Так были созданы свечи во времена, давно забытые.
6 слайд. Нефть была открыта в 1859 году. Ее нагревают в закрытых сосудах, получают бесцветный продукт, называемый «керосин». Он стал наиболее употребим для ламп. Сначала керосин назывался «угольное масло», потому что люди думали, что нефть связана с углем.
7 слайд. Ребята, а у вас дома есть керосиновая лампа? Многие имеют по одной, чтобы пользоваться ею, когда не будет электричества в случае аварии.
8слайд. Кто же изобрел первую электрическую лампочку?
В нашей стране ответят: Александр Николаевич Лодыгин. Американцы возразят: Томас Эдисон. Кто прав?
9 слайд. Осенью 1802 года Василий Владимирович Петров, профессор физики, первый в мире электрохимик и электротехник, проводил опыты при помощи построенной им батареи гальванических элементов. Во время исследования сопротивления угля он взял два угольных стержня, соединив их разными зарядами. Один взял с положительным плюсом, а другой с положительным минусом батареи. Затем приблизил угли один к другому. Сблизившись, концы углей разогрелись так, что начали светиться. Немного отодвинув их друг от друга, учёный увидел яркое изогнутое пламя. Так была открыта электрическая дуга. Оказалось, что сведенные на определённом расстоянии угольные стержни-электроды дают яркий разряд в форме электрической дуги. Так появились первые осветительные приборы на электрическом токе.
Продолжил работу над созданием электрического светильника Павел Николаевич Яблочков. Задачу регулировки углей в дуговой лампе он решил гениально просто, поставив угольные стержни не друг против друга, а параллельно. При этом разделил их прослойкой тугоплавкого вещества, что не проводит ток. Казалось, всё просто, но это был настоящий прорыв в науке. Именно 70-е годы XIX века считают по-настоящему началом электрического освещения.
10 слайд. Весь мир узнал об этом изобретении, получившем название «Электрическая свеча Яблочкова». В 1876 году в Лондоне русский изобретатель демонстрировал необыкновенную электрическую свечу. По форме она была похожа на обычную стеариновую, но горела ярчайшим светом. Дешёвая и простая, с ярким ровным светом «свеча Яблочкова» завоевала мир. В 1880 году «русский свет» использовался во многих городах мира, а также в Москве, Петербурге, Полтаве, Нижнем Новгороде.
11 слайд. С 1840 по 1870 год десятки изобретателей пытались создать лампу накаливания. Неудача следовала за неудачей, и на идею уже махнули рукой. И вот в 1872-1873 годах русский инженер и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин сделал первую в мире лампу, которая выдержала все испытания. Она горела всего лишь полчаса. Но когда из стеклянной колбы начали откачивать воздух, лампочки сделались долговечнее. В 1873 году лампы Лодыгина загорелись на улицах Петербурга.
А. Н. Лодыгин был тем, кто пробудил громадный интерес к построению источников света, действующих на принципе накаливания проводника током. Построив более совершенную лампу, чем другие изобретатели, А. Н. Лодыгин впервые превратил её из физического прибора в практическое средство освещения, вынес её из физического кабинета и лаборатории на улицу и показал широкие возможности её применения для целей освещения.
А. Н. Лодыгин показал преимущества применения металлической, в частности вольфрамовой, проволоки для изготовления тела накала и, таким образом, положил начало производству современных, гораздо более экономичных ламп накаливания, чем угольные лампы раннего периода.
А. Н. Лодыгин подготовил почву для успехов П. Н. Яблочкова и, несомненно, оказал сильное влияние на Т. А. Эдисона.
12 слайд. Усовершенствованием лампочки Лодыгина занимались многие инженеры.
Но наиболее удачной оказалась конструкция, предложенная великим американским изобретателем Томасом Эдисоном. Он предложил вставлять в лампочку тонкую проволочку из очень тугоплавкого материала – вольфрама, а кроме того - разработал конструкцию удобного и безопасного патрона, в который ввинчивалась лампочка.
Лампочки Эдисона можно было изготовлять любой яркости, все зависело от длины и толщины вольфрамовой проволочки. Но главное – практичный Эдисон стал выпускать свои лампочки на заводе, вот почему они получили столь широкое распространение во всем мире.
Для того, чтобы увеличить срок службы лампочки, ученые предложили заполнять ее специальным газом – криптоном. Он снижает испарение частиц металла. И лампочка служит гораздо дольше.
Учитель: Ребята, сегодня мы совершили путешествие в мир грандиозных открытий. Вы узнали историю возникновения электрической лампочки, но на этом она не заканчивается Эволюция электрической лампочки продолжается до сих пор. Но это уже другая история.
4. Закрепление изученного материала.
А теперь я предлагаю вам стать исследователями.
Дети разбиваются на две команды.
Каждая команда назначает своих игроков для выполнения задания.
- Задание. Распредели на группы источники света. (На столе лежат картинки с изображениями источников света. Разделить их на естественные и искусственные).
- Задание. Проследи хронологию возникновения источников света. (На столе лежат картинки с изображениями источников света и датами их возникновения. Составить хронологическую последовательность).
- Задание. Изготовить простейший светильник.
Приборы: стакан с водой, огарок свечи, гвоздик.
(Вставить гвоздь в дно огарка, опустить в стакан с водой.
Свеча еще послужит длительное время).
- Задание. Реши кроссворд.
По горизонтали: 1.русский электротехник, изобрел угольную лампу накаливания; 4.совокупность цветовых полос, получающихся при прохождении светового луча через преломляющую среду; 6. семейство жуков, имеющих на конце брюшка орган свечения; 8. инертный газ, используемый в лампах; разноцветная дугообразная полоса на небосводе; 10. Светильник на палке с намотанной просмоленной паклей; 12. русский электротехник, электротехник, изобрел электрическую дугу; 14. русский электротехник, изобретатель дуговой лампы.
По вертикали: 1. Источник света, состоящий из стеклянного баллона, внутри которого металлическая нить; 2. Американский ученый- изобретатель, усовершенствовал лампу накаливания, телефон, телеграф; 3. временное затемнение небесного тела; 5. Небесное светило, находящееся в центре Вселенной; 7. Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя; 11. Тугоплавкий металл, используемый для изготовления нити накала лампы; 13. Тонкая длинная щепка; 15. Палочка из жирного вещества с фитиле внутри.
По мере выполнения задания за каждый правильный ответ дети получают букву. В конце они составляют слово СВЕТ.
- Подведение итогов – 3мин.
Проверяем правильность и быстроту выполнения заданий. Объявляем победителей, вручаем грамоты.
Домашнее задание будет для вас на выбор.
Вы можете нарисовать источники света.
Можете найти или составить загадки, поговорки о свете и источниках света.
Можете составить рассказ о световых явлениях и приборах.
- Рефлексия.
Ребята, посмотрите на слайд. Оцените свою работу. Выберите 2 предложения и закончите их:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Ваши ответы помогут мне в дальнейшей работе. Спасибо.
Литература:
Большая советская энциклопедия.3-е изд. М. 1969-197
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, изд. 2-е.Спб 1911-1916 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 4-е изд. СПб-М. 1912
Советский энциклопедический словарь. ред. А.М. Прохоров, 4-е изд.М. 1989
Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. М.2001
Рогожникова Р.П. редкие слова в произведениях авторов 19 века. М. 2000
Храмов Ю. А. Физики. Биографический справочник.
В.П.Ситников Кто есть кто в мире открытий и изобретений.
АСТ Слово Полиграфиздат М.
Том Тит Поучительные забавы или занимательные опыты и фокусы.
АСТ Астрель М. 2007
2 | |||||||||||||||||||
3 | 4 | ||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | 9 | ||||||||||||||||||
10 | 11 | ||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||
1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия на тему: «Основы классического танца. Партерный экзерсис. Репетиционная работа»
Форма обучения: коллективная.Цель: Закрепить и отработать ранее изученный материал.Задачи:Образовательные(предметные):Закрепление общего понятия о классическом танце;Закрепление основных движений...
Конспект внеурочного занятия по теме " Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте"
...
Конспект внеурочного занятия на тему "Корова"
Конспект занятия на изучение домашнего животного. Знакомство с домашним животным, его внешним видом, пользой для человека....
Конспект внеурочного занятия по теме: "Круговая силовая тренировка"
Внеурочное занятие по теме: "Круговая силова тренировка" разработано для проведения в тренажёрном зале. Но при отсутствии его, можно провести в спортивном зале. Подобранные упражения с...
Конспект внеурочного занятия на тему: "Продукты питания"
Конспект внеурочного занятия...
Конспект внеурочного занятия на тему: "Оптические иллюзии"
Конспект внеурочного занятия на тему: "Оптические иллюзии"...
Конспект внеурочного занятия на тему: «День Героев Отечества»
Внеурочное занятие на тему: «День Героев Отечества»Цель: познакомить с историей возникновения праздника «День Героев Отечества», его героями и их подвигами.Задачи:- формировать...