Конспект внеурочного занятия на тему: "Оптические иллюзии"
план-конспект занятия по биологии (10, 11 класс)
Конспект внеурочного занятия на тему: "Оптические иллюзии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_opticheskie_illyuzii_1.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие на тему: «Оптические (зрительные) иллюзии»
Здравствуйте, я очень рада вас видеть на нашем внеурочном занятии.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию послужит цитата французского писателя, поэта и профессионального лётчика Антуана де Сент- Экзюпери «В действительности все иначе, чем на самом деле» (слайд 1)
Как вы понимаете эту фразу? Что имел ввиду Экзюпери?
В ходе нашего занятия мы подтвердим или опровергнем ваши догадки
Как вы думаете, о каком явлении мы будем сегодня говорить?
Иллюзии
Что такое иллюзия? Как она возникает?
искаженное восприятие действительности, которое строится на обмане чувств
Сегодня мы с вами поговорим именно о зрительных иллюзиях. Как вы думаете, почему?
Они наиболее многочисленные.
На следующих занятиях мы поговорим о других формах иллюзий
Какие виды оптических иллюзий вы знаете? Приведите примеры.
Естественные (мираж)
Искусственные (созданные человеком)
Я хочу привести вам пример иллюзии, а вы должны определить её вид.
Одна из самых интересных легенд, когда-либо существовавших – легенда о Летучем Голландце. В прошлые века моряки жутко боялись встретить в море корабль – призрак, это считалось очень плохим предзнаменованием. По легенде, в 1641 году капитан Филипп Ван дер Деккен возвращался домой и в путешествии полюбил одну девушку. Но она была с возлюбленным, которого капитан убил. Девушка с горя выбросилась с корабля, который тут же попал в страшный шторм. Корабль пытался обогнуть мыс Доброй Надежды, и капитан заявил, что пока они это не сделают, никто из команды не сойдёт на берег. Так и произошло – Летучий голландец был обречён скитаться в водах бесконечно.
Конечно, это лишь красивая легенда. Моряки видели конкретное явление, они наблюдали оптическую иллюзию: фата – моргана – аналог миража в пустыне. (слайд 2)
Вы изучаете физику не первый год и должны знать, как появляется такой мираж? Кто может об этом рассказать?
Для того, чтобы появилась фата-моргана нужно, чтобы были выполнены некоторые условия. В нижних слоях атмосферы образуются слои воздуха разной плотности и температуры, и свет, проходя через них, преломляется. Это явление называется тепловой инверсией, когда слои воздуха разной плотности и температуры чередуются.
Почему возникают оптические иллюзии с точки зрения биологии?
СЛАЙД
Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система со вполне определенным пределом функциональных возможностей. В нее входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие.
В связи с этим выделяются три основные причины иллюзии:
1) наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация; 2) при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию; 3) мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.
А теперь познакомимся с видами иллюзий. Давайте внимательно посмотрим на слайды
1. Иллюзии восприятия размера - это когда кажется, что предметы разной величины, а на самом деле они одинаковые. СЛАЙД 3
2. Зрительные искажения. Параллельны ли горизонтальные линии? СЛАЙД 4, 5
3. Иллюзии движения - самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. СЛАЙД 6
4. Иллюзия объема. СЛАЙД 7
5. Мона Лиза. С любой точки зала кажется, что ее взгляд обращен прямо на вас. СЛАЙД 8
Мы привыкли к тому, что человек смотрит на собеседника, если к тому обращены его зрачки. Но в реальности глаз трехмерен. Следовательно, зрачок можно увидеть и в профиль, и в три четверти. А изображение на картине плоское, двухмерное. Однако зритель и на портрет стремится перенести восприятие трехмерного объекта. Когда зрачки направлены прямо на вас, вам под любым углом будет казаться, что герой картины поворачивается вслед за вами.
6. Эффект последействия СЛАЙД 9 30 секунд смотрите на центр спирали лампочки, а затем переведите взгляд на пустой квадрат.
Вы увидите, что лампочка загорится.
7.Обман зрения (текст) – чтение по предложению СЛАЙД 10
Почему искусственных иллюзий больше? Зачем человек создает иллюзии?
Потому что человек применяет их повсеместно
1)Искусство (Мауриц Эшер, оп – арт, 3д – графика – стрит арт)
2.одежда
3)дизайн
3)Виртуальная реальность, компьютерные игры
Исходя из того, что вы перечислили – иллюзии приносят только пользу. Так ли это? Хорошо ли, когда наши органы чувств нас обманывают?
В настоящее время компьютерные игры настолько совершенствуются, что создают целый виртуальный мир, в котором можно жить, действовать, чувствовать, завязывать отношения и т.д. В этой придуманной реальности человек может быть тем, кем захочет. Подобная виртуальность для некоторых людей становится предпочтительнее обыденной действительности, в которой ничего интересного не происходит. Такого человека перестает интересовать окружающий мир. Он обретает своеобразную зависимость от виртуальной реальности
Опасность такой зависимости заключается в том, что, подобно алкоголю или наркотикам, «зависание» в виртуальном мире приводит к деформации или качественным изменениям личности человека, его социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.
Как вы думаете, можно ли самостоятельно создать иллюзию?
Сегодня вы работаете в группах. Я предлагаю провести вам небольшой эксперимент – самостоятельно создать иллюзию.
1 группа - «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» (Инструкция)
Для создания такой иллюзии нам потребуется трубка, свернутая из листа бумаги.
Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры большого мозга, возникнет иллюзия – «дырка в ладони»
2 группа – «Обнаружение слепого пятна»
В поле зрения даже самого зоркого глаза есть такая зона, которая не воспринимает изображение, она то и называется «слепым пятном».
Прикройте чем-то правый глаз и левым внимательно смотрите на правый крестик, обведенный кругом. Зафиксировав взгляд на крестике без кружочка, медленно приближайте или отдаляйте изображение от лица.
крестик не обведенный кружочком периодически исчезает.
слепое пятно, это место выхода зрительного нерва из глаза. Эта область не содержит светочувствительных палочек и колбочек, потому и не передает в головной мозг зрительной информации
Что мы наблюдаем?
Выводы
Давайте вернемся к эпиграфу: «В действительности все иначе, чем на самом деле». Поменялась ли ваша точка зрения?
Какой вывод мы можем сделать?
Какой вид иллюзий мы будем рассматривать на следующем занятии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия по физкультуре 1 класс
Конспект открытого внеурочного занятия по физкультуре в 1 классе (по стендартам второго поколения)...
Конспект внеурочного занятия "Занимательный английский" 1 класс
Конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Мои любимые игрушки"...
Конспект внеурочного занятия в соответствии требований ФГОС.Тема: «Люди с ограниченными возможностями здоровья – полноценные члены общества»
Конспект внеурочного занятия в соответствии требований ФГОС. Тема: «Люди с ограниченными возможностями здоровья – полноценные члены общества» Вид внеурочной деятельности: проблемно-ценностно...
Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»
В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Конспект внеурочного занятия "Профессии от А до Я"
Конспект заянятия во внеурочной деятельности по составлению алфавита профессий....
Конспект внеурочного занятия "Цветочная композиция"Дерево счастья" 8-5 класс (фоамиран), технология, художественная направленность, открытое занятие
Конспект открытого внеурочного занятия по выполнению цветочной композиции "Дерево счастья". Занятие по закреплению знаний о фоамиране. День счастья....