Конспект внеурочного занятия на тему: "Оптические иллюзии"
план-конспект занятия по биологии (10, 11 класс)

Кобзева Ольга Николаевна

Конспект внеурочного занятия на тему: "Оптические иллюзии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_opticheskie_illyuzii_1.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие на тему: «Оптические (зрительные) иллюзии»

Здравствуйте, я очень рада вас видеть на нашем внеурочном занятии.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию послужит цитата французского писателя, поэта и профессионального лётчика Антуана де Сент- Экзюпери «В действительности все иначе, чем на самом деле» (слайд 1)

Как вы понимаете эту фразу? Что имел ввиду Экзюпери?

В ходе нашего занятия мы подтвердим или опровергнем ваши догадки

Как вы думаете, о каком явлении мы будем сегодня говорить?

Иллюзии

Что такое иллюзия? Как она возникает?

искаженное восприятие действительности, которое строится на обмане чувств

Сегодня мы с вами поговорим именно о зрительных иллюзиях. Как вы думаете, почему?

Они наиболее многочисленные.

На следующих занятиях мы поговорим о других формах иллюзий

Какие виды оптических иллюзий вы знаете? Приведите примеры.

Естественные (мираж)

Искусственные (созданные человеком)

Я хочу привести вам пример иллюзии, а вы должны определить её вид.

Одна из самых интересных легенд, когда-либо существовавших – легенда о Летучем Голландце. В прошлые века моряки жутко боялись встретить в море корабль – призрак, это считалось очень плохим предзнаменованием. По легенде, в 1641 году капитан Филипп Ван дер Деккен возвращался домой и в путешествии полюбил одну девушку. Но она была с возлюбленным, которого капитан убил. Девушка с горя выбросилась с корабля, который тут же попал в страшный шторм. Корабль пытался обогнуть мыс Доброй Надежды, и капитан заявил, что пока они это не сделают, никто из команды не сойдёт на берег. Так и произошло – Летучий голландец был обречён скитаться в водах бесконечно.

Конечно, это лишь красивая легенда. Моряки видели конкретное явление, они наблюдали оптическую иллюзию: фата – моргана – аналог миража в пустыне. (слайд 2)

Вы изучаете физику не первый год и должны знать, как появляется такой мираж? Кто может об этом рассказать?

Для того, чтобы появилась фата-моргана нужно, чтобы были выполнены некоторые условия. В нижних слоях атмосферы образуются слои воздуха разной плотности и температуры, и свет, проходя через них, преломляется. Это явление называется тепловой инверсией, когда слои воздуха разной плотности и температуры чередуются.

Почему возникают оптические иллюзии с точки зрения биологии?

СЛАЙД

Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система со вполне определенным пределом функциональных возможностей. В нее входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие.

В связи с этим выделяются три основные причины иллюзии:

1) наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация; 2) при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию; 3) мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.

А теперь познакомимся с видами иллюзий. Давайте внимательно посмотрим на слайды

1. Иллюзии восприятия размера - это когда кажется, что предметы разной величины, а на самом деле они одинаковые. СЛАЙД 3

2. Зрительные искажения. Параллельны ли горизонтальные линии? СЛАЙД 4, 5

3. Иллюзии движения - самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. СЛАЙД 6

4. Иллюзия объема.  СЛАЙД 7

5. Мона Лиза. С любой точки зала кажется, что ее взгляд обращен прямо на вас.  СЛАЙД 8

Мы привыкли к тому, что человек смотрит на собеседника, если к тому обращены его зрачки. Но в реальности глаз трехмерен. Следовательно, зрачок можно увидеть и в профиль, и в три четверти. А изображение на картине плоское, двухмерное. Однако зритель и на портрет стремится перенести восприятие трехмерного объекта. Когда зрачки направлены прямо на вас, вам под любым углом будет казаться, что герой картины поворачивается вслед за вами.

6. Эффект последействия СЛАЙД 9 30 секунд смотрите на центр спирали лампочки, а затем переведите взгляд на пустой квадрат.
Вы увидите, что лампочка загорится.

7.Обман зрения (текст) – чтение по предложению СЛАЙД 10

Почему искусственных иллюзий больше? Зачем человек создает иллюзии?

Потому что человек применяет их повсеместно

1)Искусство (Мауриц Эшер, оп – арт, 3д – графика – стрит арт)

2.одежда

3)дизайн

3)Виртуальная реальность, компьютерные игры

Исходя из того, что вы перечислили – иллюзии приносят только пользу. Так ли это? Хорошо ли, когда наши органы чувств нас обманывают?

В настоящее время компьютерные игры настолько совершенствуются, что создают целый виртуальный мир, в котором можно жить, действовать, чувствовать, завязывать отношения и т.д. В этой придуманной реальности человек может быть тем, кем захочет. Подобная виртуальность для некоторых людей становится предпочтительнее обыденной действительности, в которой ничего интересного не происходит. Такого человека перестает интересовать окружающий мир. Он обретает своеобразную зависимость от виртуальной реальности

Опасность такой зависимости заключается в том, что, подобно алкоголю или наркотикам, «зависание» в виртуальном мире приводит к деформации или качественным изменениям личности человека, его социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

Как вы думаете, можно ли самостоятельно создать иллюзию?

Сегодня вы работаете в группах. Я предлагаю провести вам небольшой эксперимент – самостоятельно создать иллюзию.

1 группа - «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» (Инструкция)

Для создания такой иллюзии нам потребуется трубка, свернутая из листа бумаги.

Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры большого мозга, возникнет иллюзия – «дырка в ладони»

2 группа – «Обнаружение слепого пятна»

В поле зрения даже самого зоркого глаза есть такая зона, которая не воспринимает изображение, она то и называется «слепым пятном».

Прикройте чем-то правый глаз и левым внимательно смотрите на правый крестик, обведенный кругом. Зафиксировав взгляд на крестике без кружочка, медленно приближайте или отдаляйте изображение от лица.

https://www.polismed.com/upfiles/other/artgen/195/525649001429696979.JPG

крестик не обведенный кружочком периодически исчезает.

слепое пятно, это место выхода зрительного нерва из глаза. Эта область не содержит светочувствительных палочек и колбочек, потому и не передает в головной мозг зрительной информации

Что мы наблюдаем?

Выводы

Давайте вернемся к эпиграфу: «В действительности все иначе, чем на самом деле». Поменялась ли ваша точка зрения?

Какой вывод мы можем сделать?

Какой вид иллюзий мы будем рассматривать на следующем занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по физкультуре 1 класс

Конспект открытого внеурочного занятия по физкультуре в 1 классе (по стендартам второго поколения)...

Конспект внеурочного занятия "Занимательный английский" 1 класс

Конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Мои любимые игрушки"...

Конспект внеурочного занятия в соответствии требований ФГОС.Тема: «Люди с ограниченными возможностями здоровья – полноценные члены общества»

Конспект внеурочного занятия в соответствии требований ФГОС.   Тема: «Люди с ограниченными возможностями здоровья – полноценные члены общества» Вид внеурочной деятельности: проблемно-ценностно...

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Конспект внеурочного занятия "Профессии от А до Я"

Конспект заянятия во внеурочной деятельности по составлению алфавита профессий....

Конспект внеурочного занятия "Цветочная композиция"Дерево счастья" 8-5 класс (фоамиран), технология, художественная направленность, открытое занятие

Конспект открытого внеурочного занятия по выполнению цветочной композиции "Дерево счастья". Занятие по закреплению знаний о фоамиране. День счастья....