Календарно-тематическое планирование по физике 10-11 ФГОС
календарно-тематическое планирование по физике

Камышанова Валентина Леонидовна

Календарно-тематическое планирование по физике 10-11 ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

Семёновская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского  района Воронежской области

 

«Рассмотрено»

на заседании школьного методического объединения учителей естественно- математического цикла.

Протокол №1 от 28.08. 2020года

«Утверждено»

Приказом №83/1 от 29.08.2020г

Директор МКОУ Семёновская СОШ

_______________ /Войтов Е.М./

                               

Рабочая программа по предмету «Физика»

( компонент  ФГОС СОО)

10-11 класс

Срок освоения 2 года

Количество часов в неделю – 4

Годовое количество часов - 136

Составитель: учитель физики ВКК,

 Камышанова Валентина Леонидовна

Семёновка 2020 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004г., базисного учебного плана 2004г. образовательной программы и учебного плана МКОУ Семёновская СОШ  на 2020-2021 учебный год, а так же в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 31.№1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897»

При составлении  рабочей программы использовался сборник  «Программы для общеобразовательных учреждений 10-11 классы» М., Просвещение, 2006г.  (Составители: В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова, С.В.Громов). Обучение осуществляется на базовом уровне.

Авторы программы: В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова

Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев,  Физика – 10, М.: Просвещение, 2019 г.

Согласно учебному плану на изучение физики в 10 и 11 классе отводится 2 ч в неделю (68 ч в год) .

        Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возвратных особенностей учащихся, распределяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Физика как наука о наиболее общих законах природы , выступая в качестве учебного предмета в школе , вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановки проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Ознакомление школьников с методами научного познания  предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела « Физика и методы научного познания».

  Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника- научным методом познания позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

   Знания физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

  Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики.

 Особенностью предмета « физика»  в учебном плане образовательной школе является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами стало необходимым практически каждому человеку.
 

Цель:
 

Усвоить знания о фундаментальных физических законов и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, наиболее  важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии, методах научного познания природы,


Задачи:

  • Объяснить явления природы на основе физических законов, свойства  вещества;
  •  Принцип работы  технических устройств, решения физических задач;
  •  Самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания,  использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно –популярной информации по физике;
  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели ,устанавливать границы их применимости .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  10 класс

 1.Введение. Основные особенности физического метода исследования.1 час

 Физика как наука и основа естествознания.  Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерения.  Связи между физическими величинами.  Научный метод познания окружающего мира: эксперимент,  гипотеза, модель, (выводы, следствия с учётом границ модели).  Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.

2.Механика.     12 часа.

Классическая механика как фундаментальная физическая теория.  Границы её применимости.   Механическое движение.  Материальная точка.  Относительность механического движения.  Система отсчёта.  Координаты.  Радиус-вектор.  Вектор перемещения.   Скорость.  Ускорения.  Прямолинейное движение с постоянным ускорением.  Свободное падение тел.  Движения тела по окружности.  Центростремительное ускорение.  

Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела.   Угловая и линейная скорости вращения .

Основное утверждение механики.  Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета.  Силы. Связь между силами ускорения.  Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.  

 Импульс.  Закон сохранения импульса.  Реактивное движение.  Работа силы.  Кинетическая энергия.  Потенциальная энергия.  Закон сохранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Фронтальные лабораторные работы.

№1.  Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

№2.  Изучение закона сохранения механической энергии.

 

3. Молекулярная физика.        11 час 

 Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Кол-во вещества.  Моль.  Постоянная Авогадро.  Броуновское движение.  Силы взаимодействия молекул.  Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Тепловое движение молекул.  Модель идеального газа.  Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.  

Тепловое равновесие.  Определение температуры.  Абсолютная температура.  Температура средней кинетической энергии молекул.  Измерение скоростей движения молекул газа.  Уравнение Менделеева-Клапейрона.  Газовые законы.  

Внутренняя энергия.  Работа в термодинамике.  Кол-во теплоты.  Теплоёмкость.  Первый закон термодинамики.  Изопроцессы.  Второй закон термодинамики: статическое истолкование необратимости процессов в природе.   Порядок и хаос.  Тепловые двигатели: двигатели внутреннего сгорания, дизель. КПД тепловой машины.

Испарение и кипение.  Насыщенный пар.  Влажность воздуха.  Кристаллические и аморфные тела.  

Фронтальные лабораторные работы.

№3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

4. Электродинамика      11 час.

Электрический заряд и элементарные частицы.  Закон  сохранения электрического заряда. Закон Кулона.  Электрическое поле.  Напряженность электрического поля.  Принцип суперпозиций полей.  Проводники в электрическом поле.  Диэлектрики в электрическом поле.  Поляризация диэлектриков.  Потенциальность электростатического поля.   Потенциал и  потенциалов.  Электроемкость.  Конденсаторы.   Электрического пля конденсатора.  

Сила тока. Закон Ома для участка цепи.   Сопротивление.  Электрический цепи.  Последовательное и параллельное соединения проводников.  Работа и мощность тока.  Электродвижущая сила.  Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в металлах. Полупроводники.  Собственная и примесная проводимость проводников: p-n   переход, полупроводниковый диод.  Транзистор. Электрический ток в жидкостях.  Электрический ток в вакууме.  Электрический ток в газах.  Плазма.

 Фронтальные лабораторные работы.

№4.  Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

№5.  Измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Содержание программы    11 класс

Тема

Количество часов

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение)

11

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

11

ОПТИКА. Теория относительности.

13

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

13

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА

1

СТРОЕНИЕ  И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

10

ОБОБЩАЮЩЕЕ  ПОВТОРЕНИЕ

9

ИТОГО

68

В результате изучения физики  ученик должен

 Знать/понимать:

 Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, инерциальная система отсчёта, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс. физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная.

Смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, момент силы, период, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплота парообразования, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, электроёмкость, сила эл.тока, напряжение, эл.сопротивление, электродвижущая сила. скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Смысл физических законов, принципов, постулатов: законы динамики Ньютона, принцип суперпозиции, закон Гука, закон всемирного тяготения, закон сохранения энергии, импульса электрического заряда, основное уравнения кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Календарно-тематическое планирование. 10 класс

Тема урока

Дата проведения

По плану

Факт.

1.Введение. Основные особенности физического метода исследования. 1 час

1

Физика и познание мира

2. Механика.       12 часа

2

Скорость равномерное прямолинейное движение

3

Относительность механического движения. Пр.отн. в механике

4

Равноускоренное прямолинейное движение

5

Свободное падение тел. Равномерное движение по окружности

6

Масса. Сила. Законы ньютона. Гравитационные силы

7

Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Силы трения

8

Л.р.№1:«Изучение движ.тела по окр.под действием сил упр.и тяж

9

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

10

Механическая работа . Теоремы о кинетической и потенц.энергии

11

Закон сохранения механической энергии

12

Л.р. №2 теме:  «Изучение з-на сохр. механической энергии»

13

К.р. №1 по теме: «Законы сохранения в механике »

3.  Молекулярная физика. Термодинамика.  11час

14

Основные положения МКТ и их опытное обоснование

15

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального  газа

16

Абсолютная температура.Т - мера средней кин. энергии молекул

17

Уравнение  состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы

18

Административная контрольная работа за 1 полугодие

19

Л.р. №3 теме:  «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

20

Кристаллические и аморфные тела

21

Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость

22

Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.

23

Тепловые двигатели: двигатели внутреннего сгорания. Дизель.  Охрана окружающей среды

24

Контрольная работа №3 по теме: «Молекулярная физика»

4.  Электродинамика. 12 час.

25

Электрический заряд и элементарные частицы.Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

26

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

27

Проводники и диэлектрики в эл. поле. Поляризация диэлектрик

28

Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Электрический ток в металлах. Полупроводники.

29

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи.

30

Л.р. №4 теме: «Изучение послед. и параллельного соед. пров»

31

Работа и мощн. пост.тока. Электродвиж. сила. З-н Ома полной цепи.

32

Л.р.№5 теме:  «Опр.ЭДС и вн. сопротивления источника тока»

33

Транзистор. Электрический ток в вакууме.

34

Итоговая контрольная работа

Календарно-тематическое планирование  11 класс

№ урока

Тема урока

Дата проведения

По плану

Факт.

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) – 11 ч

1

1

Взаимодействие токов. Магнитное поле.

2

2

Индукция магнитного поля. Сила Ампера.

3

3

Сила Лоренца.

4

4

Лабораторная работа №1 по теме: «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

5

5

Магнитные свойства вещества

6

6

Решение задач по теме «Магнитное поле»

7

7

Открытие  электромагнитной индукции. Правило Ленца Электроизмерительные приборы. Магнитный поток

8

8

Вихревое  поле. Самоиндукция. индуктивность .

9

9

Закон электромагнитной индукции.

10

10

Электромагнитное поле. Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

11

11

Контрольная работа №1 по теме: «Электромагнитная индукция»

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (11 ч)

12

1

Свободные колебания. Маятник. Гармонические колебания.

13

2

Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника»

14

3

Резонанс. Автоколебания. Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний

15

4

Вынужденные колебания. Переменный электрический ток.

16

5

Генерирование энергии. Трансформаторы.  

17

6

Производство, передача и использование электрической энергии

18

7

Механические волны. Продольные, поперечные, звуковые волны. Длина, скорость интерференция волн.

19

8

Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

20

9

Излучение электромагнитных волн. Их свойства. Принципы радиосвязи. Телевидение.

21

10

Решение задач по теме: «Колебания и волны»

22

11

Контрольная работа №2 по теме: «Колебания и волны»

ОПТИКА (13 ч)

23

1

Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение.

24

2

Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображений. Оптические приборы.

25

3

Лабораторная работа № 4 «Измерение показателя преломления стекла»

26

4

Лабораторная работа № 5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

27

5

Светоэлектромагнитные волны. Скорость, дисперсия, интерференция, дифракция  света.                                              

28

6

Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны»

29

7

Лабораторная работа № 7 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света»

30

8

Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна

31

9

Элементы релятивистской динамики

32

10

Административная контрольная работа за 1 полугодие

33

11

Дифракционная решётка. Поперечность и поляризация световых волн. Шкала электромагнитных излучений

34

12

Лабораторная работа № 8  «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

35

13

Обобщающе-повторительное занятие по теме: «Элементы специальной теории относительности»

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (13 ч)

36

1

Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

37

2

Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова. Строение атома. Опыты Резерфорда.

38

3

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора.

39

4

Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм.

40

5

Дифракция электронов. Лазеры

41

6

Решение задач: «Световые кванты», «Атомная физика»

42

7

Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

43

8

Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его характер.

44

9

Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс. Энергия связи.

45

10

Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.

46

11

Физика элементарных частиц. Античастицы.

47

12

Статистический характер процессов в микромире.

48

13

Контрольная работа №4  по теме: «Квантовая физика»

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И

РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА (1 ч)

49

1

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и культура.

СТРОЕНИЕ  И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (10 ч)

50

1

Строение Солнечной системы

51

2

Система Земля – Луна  

52

3

Солнце – ближайшая к нам звезда.

53

4

Звёзды и источники их энергии.

54

5

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца.

55

6

Современные представления о происхождении и эволюции звёзд и галактик.

56

7

Физическая природа звёзд

57

8

Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

58

9

Наша Галактика.  Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение

59

10

Жизнь и разум во Вселенной

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (9 ч)

60

1

Повторение по теме: «Магнитное поле»

61

2

Повторение по теме: «Электромагнитная индукция»

62

3

Повторение по теме: «Механические колебания»

63

4

Повторение по теме: «Электромагнитные колебания»

64

5

Повторение по теме: «Механические волны»

65

6

Итоговая контрольная работа

66

7

Повторение по теме: «Электромагнитные волны»

67

8

Повторение по теме: «Световые волны»

68

9

Повторение по теме: «Элементы теории относительности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине Физика для групп ПК

КТП разработан на 2 года преподавания курса физики...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по физике 8 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по физике 8 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по физике 10 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по физике 10 класс ФГОС...

Календарно - тематическое планирование по физике 7 класс ФГОС автор учебника А.В. Перышкин

Календарно - тематическое планирование 7 класс по ФГОС со всеми УУД к учебнику А.С. Перышкина...

календарно-тематическое планирование по физике 10 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по фмзмке  10 класс в соответствии с ФГОС расчитанное на 2 часа в неделю...