Использование внешкольных источников информации на уроках физики.
статья по физике

Макарова Наталья Владимировна

Сегодня, с точки зрения многих педагогов, информационная среда является доминирующей для развития общества и поэтому информационная грамотность является наиболее значимой компонентой грамотности вообще и культуры в целом. Данная методическая разработка может помочь учителю использовать различные внешкольные источники информации для формирования информационных умений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_vneshkolnykh_istochnikov_informatsii.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Использование внешкольных источников информации.

Сегодня, с точки зрения многих педагогов, информационная среда является доминирующей для развития общества и поэтому информационная грамотность является наиболее значимой компонентой грамотности вообще и культуры в целом. Базой для становления и развития информационной грамотности является та образовательная среда и то образовательное пространство, в которых вращается учащийся. Для становления личности необходимо, чтобы образовательное пространство учащегося расширялось по мере развития общества и самого учащегося; это является одной из частных целей школьного образования. Расширение образовательного пространства учащихся, прежде всего,  связано с совокупностью источников информации, отражающих разные подсистемы культуры в многообразии текстов, в которых школьник должен ориентироваться. Следовательно, расширение образовательного пространства происходит на базе формирования  умений использования в целях образовательной деятельности  всех видов  школьных и внешкольных источников информации и развития  способности выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности. В связи с этим можно выделить целый ряд факторов, которые влияют на расширение образовательного пространства:  - увеличение количества источников, разнообразия   источников, сочетание разных видов источников,                      

-   изменение характера текста,                        

-   использование внешних источников образования                      

-   расширение спектра различных типов источников     (на печатной основе, аудиозаписи,  видео, кино, компьютерные, комплексные),                      

- расширение спектра умений работать с разными источниками информации,                       - диалогичность учебных книг (представляющих одно или несколько мировоззрений, отражающих одну или несколько культур).

Внешкольные источники информации- это такие источники информации, которые находятся за пределами учебной книги, существуют в реальной социокультурной  и природной среде и работу с которыми организует учебник или учитель. К ним относятся:

  • Город - как школа (памятники, достопримечательности, музеи, театр, кино, видеопрокат, библиотеки, учреждения науки, предприятия, люди)
  • Окружающая природа
  • СМИ ( газеты, журналы, радио, ТВ)
  • Информационно-компьютерные программы
  • Дополнительная литература (художественная, научная, научно-популярная, справочная, первоисточники и т.д.)
  • Программы дополнительного образования
  • Социальные инициативы школьников
  • Программы образовательного туризма  

Существует определенная связь между трудностью предмета для усвоения учащимися и  отношением их к информации учителя. Чем труднее предмет, тем  более доминирующей становится фигура учителя в учебном процессе и тем существеннее роль учителя как информатора по данному процессу. Установка учителя на стопроцентную информацию по своему предмету, на полное разжевывание, чтобы ученики все усвоили по данному предмету, и проверка знаний в рамках сообщаемой информации могут привести к полной потере интереса по предмету.

 Роль учебника не должна быть завышена, т.к. информация, получаемая по радио, ТВ и из прессы превосходит по объему и разнообразию, является более престижной. Поэтому нужно научить ребят находить и  правильно читать нужный материал. Одной из задач физики к тому же  является ознакомление учащихся с последними достижениями науки и техники. Это реально можно организовать только через газеты, т.к. даже современный учебник не в силах охватить все новейшие достижения.

С другой стороны, круг умений, которыми должен владеть ученик, изо дня в день становится все шире и шире. Ребенку, который получает образование трудно сориентироваться в информационных потоках современного общества. И поэтому одной из главных задач сегодня является обучение ребенка тем методам, с помощью которых  он сможет самостоятельно справиться с новой информацией.

Таким образом, каждый выпускник школы должен владеть хорошими, качественными информационными умениями – умениями находить и извлекать нужную информацию из различных источников.

Естественному циклу, к которому относится физика, свойственны свои,  специфические умения, к которым, прежде всего,  следует отнести:

-умение самостоятельно работать с учебной, справочной литературой,

-умение наблюдать и ставить опыты,                                        

-смело обращаться с лабораторным оборудованием,

-умение решать задачи (вычислительные, экспериментальные,   качественные и т.д.),

-умение осуществлять самоконтроль за результатами своей самостоятельной работы.

Каждое из умений является достаточно сложным по структуре и включает умения выполнять более простые действия и операции. Они формируются не сразу: каждой стадии обучения свойственен определенный набор умений, который учащийся должен и в силах освоить.

Ниже предложен список информационных умений, которыми должен владеть выпускник 9 класса:

1

выделить главное

12

интерпретировать данные

(таблицы, графики, статистики)

2

составить план

13

провести интервью

3

составить тезисы

14

составить аннотацию

4

составить конспект (вербальный, опорный)

15

выполнять микроисследование (анализ, сопоставление, синтез, сравнение, обобщение)  

5

составить таблицу

16

прорецензировать «текст»

6

составить схему

17

пользоваться словарями и справочниками

7

изложить содержание источников

18

пользоваться компьютером

8

изложить содержание с личностной оценкой

19

«читать» разные виды худ.текстов (иллюстрации, муз. фрагменты)

9

составить доклад

20

работать с указаниями (в книге, журнале, собрании сочинений)

10

подготовить реферат

21

работать с каталогами библиотеки

11

написать сочинение в различных жанрах

22

пользоваться видео (магнитофоном, камерой)

                

Один из приемов работы учащихся на уроках, который способствует развитию информационных умений – «Реклама-антиреклама».

Данная техника в первую очередь направлена на развитие критического восприятия информацию, а также таких обобщенных умений, как сравнение, анализ. Этот метод используется как обобщение нескольких сопоставимых по одним и  тем же критериям тем.

1.Выбор соответствующих тем. В главе «Давление твердых тел, жидкостей и газов» это могут быть такие темы как «ртутный и водяной барометры» или «Плавание судов и воздухоплавание» и др.        

2.Первый этап: сопоставление сравнительной таблицы (сравнение на основе предложенных учителем критериев, например, принцип действия, материалы, размеры, единицы измерения, экологическое воздействие и др.)

3. Учащиеся в группах анализируют все плюсы и минусы каждого явления (прибора, метода…) и составляют текст рекламы-антирекламы таким образом, чтобы подчеркнуть все достоинства одного явления по сравнению с другим. (Например, вам надоело таскать за собой трехметровый водяной барометр?! Мы вам предлагаем очень легкий компактный величиной с вашу ладонь барометр ртутный.) Важно при этом, чтобы разные группы получили задания, направленные на рекламирование  разных предметов. Так, одни рекламируют ртутный барометр, другие – водяной.

4. Чтение или обыгрывание рекламы, во время которого соперники и учитель внимательно слушают и проверяют на наличие физических ошибок.

5.Возможно, учитель пожелает поставить этот метод как игровой. В этом случае необходимо выбрать независимую комиссию, которая определит в соответствии с критериями группу-победителя.  

Разработка методики активизации усвоения знаний учащихся:

а) использование внешкольных источников информации для формирования межпредметных связей.

Внешкольные источники информации - это такие источники информации, которые находятся за пределами учебной книги, существуют в реальной социокультурной  и природной среде и работу с которыми организует учебник или учитель. К ним относятся:

  • Город - как школа (памятники, достопримечательности, музеи, театр, кино, видеопрокат, библиотеки, учреждения науки, предприятия, люди)
  • Окружающая природа
  • СМИ ( газеты, журналы, радио, ТВ)
  • Информационно-компьютерные программы
  • Дополнительная литература (художественная, научная, научно-популярная, справочная, первоисточники и т.д.)
  • Программы дополнительного образования
  • Социальные инициативы школьников
  • Программы образовательного туризма  

Информационные умения, формируемые в процессе работы с различными источниками информации.

1

выделить главное

12

интерпретировать данные

(таблицы, графики, статистики)

2

составить план

13

провести интервью

3

составить тезисы

14

составить аннотацию

4

составить конспект (вербальный, опорный)

15

выполнять микроисследование (анализ, сопоставление, синтез, сравнение, обобщение)  

5

составить таблицу

16

прорецензировать «текст»

6

составить схему

17

пользоваться словарями и справочниками

7

изложить содержание источников

18

пользоваться компьютером

8

изложить содержание с личностной оценкой

19

«читать» разные виды худ.текстов (иллюстрации, муз. фрагменты)

9

составить доклад

20

работать с указаниями (в книге, журнале, собрании сочинений)

10

подготовить реферат

21

работать с каталогами библиотеки

11

написать сочинение в различных жанрах

22

пользоваться видео (магнитофоном, камерой)

Один из приемов работы учащихся на уроках, который способствует развитию информационных умений – «Реклама-антиреклама».

Данная техника в первую очередь направлена на развитие критического восприятия информации, а также таких обобщенных умений, как сравнение, анализ. Этот метод используется как обобщение нескольких сопоставимых по одним и  тем же критериям тем.

1.Выбор соответствующих тем. В главе «Давление твердых тел, жидкостей и газов» это могут быть такие темы как «ртутный и водяной барометры» или «Плавание судов и воздухоплавание» и др.                

2.Первый этап: сопоставление сравнительной таблицы (сравнение на основе предложенных учителем критериев, например, принцип действия, материалы, размеры, единицы измерения, экологическое воздействие и др.)

3. Учащиеся в группах анализируют все плюсы и минусы каждого явления (прибора, метода…) и составляют текст рекламы-антирекламы таким образом, чтобы подчеркнуть все достоинства одного явления по сравнению с другим. (Например, вам надоело таскать за собой трехметровый водяной барометр?! Мы вам предлагаем очень легкий компактный величиной с вашу ладонь барометр ртутный.) Важно при этом, чтобы разные группы получили задания, направленные на рекламирование  разных предметов. Так, одни рекламируют ртутный барометр, другие – водяной.

4. Чтение или обыгрывание рекламы, во время которого соперники и учитель внимательно слушают и проверяют на наличие физических ошибок. 5.Возможно, учитель пожелает поставить этот метод как игровой (внеклассное мероприятие). В этом случае необходимо выбрать независимую комиссию, которая определит в соответствии с критериями группу-победителя.  

Возможные темы для формирования межпредметных связей на уроках физики.

Тема урока физики

Класс

Межпредметная связь

Рассматриваемая на уроке проблема

Физические  процессы и явления.

7

литература

1.Народные приметы в русской литературе.

2. Физические  процессы и явления в различных художественных произведениях(поэзия, проза)

Сила трения.

7

биология

1.Сила трения в жизни растений и животных.

2.Жидкое   трение. (Плавание рыб).

Атмосфера.

7,10

химия, география, экология

1.Значение атмосферы.

2.Строение  и состав атмосферы.

3.Свойства воздуха.

4.Радиационные пояса Земли.

Атмосферное давление.

7,10

биология

Секреты под микроскопом

( о роли присосок )

Давление. Сообщающиеся сосуды.

7,10

история, МХК

Всемирноизвесные фонтаны. (Устройство и принцип работы фонтанов Версаля и Петергофа)

Тепловые явления.

8

биология

1.По подсказкам природы (как животные и растения  получают и сохраняют тепло).

2.Роль фотосинтеза.

Творческое задание: написать сочинение о возможности существования Мальчика-с-пальчика

Температура.

8

биология

Температура человека.

Удельное сопротивление проводника.

8

химия

 Разнообразие кристаллических решеток металлов и их влияние на сопротивление проводника.

Динамика твердого тела.

9,10

ОБЖ

Безопасность движения.

Тормозной путь.

Звук.

9

музыка, история, литература

1.Разнообразие музыкальных инструментов в русской культуре

( струнные, духовые, мембранные, ударные ).

2.История появления, название и назначение основных частей музыкальных инструментов.

3.Источники звука, источник человеческого голоса.

4.Пословицы и поговорки о звуке.

Свойства твердых тел.

10

биология

Кость, подобная резине!?

(О проблемах материалов для имплантации).

Центробежная сила.

10

география, история

Водяные воронки. Смерчи.

(Места и причины возникновения. Способы предупреждения. Связь с экологической обстановкой. Принцип действия).

Тепловые двигатели.

9, 10

история, химия, экология

История развития транспорта. Продукты горения как загрязняющие вещества. Технические основы работы. Влияние выбросов на биоту и здоровье человека. Современный автотранспорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа: «Характеристика состояния экономики Китая с использованием различных источников информации».

В методической разработке прописаны цели и задачи, оборудование, содержание выполняемой работы, представлена кейс-карта со статистическими данными....

Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...

Мастер-класс "Комбинирование различных источников информации на уроках при работе в ИКТ-насыщенной среде"

В данной статье размещен материал выступления на мастер-классе для учителей района по использованию различных источников информации на уроках с начальной школы, где информатика ведется за счет дополни...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ОБОБЩАЮЩЕГО ТИПА

Методы и приемы работы с источниками информации на уроках обобщающего типа...

«В чем заключаются педагогические цели при анализе различных «внешкольных» источников информации?»

Мы, практикующие учителя, всегда осознавали  цель педагогической деятельности - это воспитание самостоятельно мыслящей личности.  В последнее время, особо в условиях перехода к ФГОС, мы гово...

Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе

Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе...