Использование внешкольных источников информации на уроках физики.
статья по физике
Сегодня, с точки зрения многих педагогов, информационная среда является доминирующей для развития общества и поэтому информационная грамотность является наиболее значимой компонентой грамотности вообще и культуры в целом. Данная методическая разработка может помочь учителю использовать различные внешкольные источники информации для формирования информационных умений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_vneshkolnykh_istochnikov_informatsii.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование внешкольных источников информации.
Сегодня, с точки зрения многих педагогов, информационная среда является доминирующей для развития общества и поэтому информационная грамотность является наиболее значимой компонентой грамотности вообще и культуры в целом. Базой для становления и развития информационной грамотности является та образовательная среда и то образовательное пространство, в которых вращается учащийся. Для становления личности необходимо, чтобы образовательное пространство учащегося расширялось по мере развития общества и самого учащегося; это является одной из частных целей школьного образования. Расширение образовательного пространства учащихся, прежде всего, связано с совокупностью источников информации, отражающих разные подсистемы культуры в многообразии текстов, в которых школьник должен ориентироваться. Следовательно, расширение образовательного пространства происходит на базе формирования умений использования в целях образовательной деятельности всех видов школьных и внешкольных источников информации и развития способности выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности. В связи с этим можно выделить целый ряд факторов, которые влияют на расширение образовательного пространства: - увеличение количества источников, разнообразия источников, сочетание разных видов источников,
- изменение характера текста,
- использование внешних источников образования
- расширение спектра различных типов источников (на печатной основе, аудиозаписи, видео, кино, компьютерные, комплексные),
- расширение спектра умений работать с разными источниками информации, - диалогичность учебных книг (представляющих одно или несколько мировоззрений, отражающих одну или несколько культур).
Внешкольные источники информации- это такие источники информации, которые находятся за пределами учебной книги, существуют в реальной социокультурной и природной среде и работу с которыми организует учебник или учитель. К ним относятся:
- Город - как школа (памятники, достопримечательности, музеи, театр, кино, видеопрокат, библиотеки, учреждения науки, предприятия, люди)
- Окружающая природа
- СМИ ( газеты, журналы, радио, ТВ)
- Информационно-компьютерные программы
- Дополнительная литература (художественная, научная, научно-популярная, справочная, первоисточники и т.д.)
- Программы дополнительного образования
- Социальные инициативы школьников
- Программы образовательного туризма
Существует определенная связь между трудностью предмета для усвоения учащимися и отношением их к информации учителя. Чем труднее предмет, тем более доминирующей становится фигура учителя в учебном процессе и тем существеннее роль учителя как информатора по данному процессу. Установка учителя на стопроцентную информацию по своему предмету, на полное разжевывание, чтобы ученики все усвоили по данному предмету, и проверка знаний в рамках сообщаемой информации могут привести к полной потере интереса по предмету.
Роль учебника не должна быть завышена, т.к. информация, получаемая по радио, ТВ и из прессы превосходит по объему и разнообразию, является более престижной. Поэтому нужно научить ребят находить и правильно читать нужный материал. Одной из задач физики к тому же является ознакомление учащихся с последними достижениями науки и техники. Это реально можно организовать только через газеты, т.к. даже современный учебник не в силах охватить все новейшие достижения.
С другой стороны, круг умений, которыми должен владеть ученик, изо дня в день становится все шире и шире. Ребенку, который получает образование трудно сориентироваться в информационных потоках современного общества. И поэтому одной из главных задач сегодня является обучение ребенка тем методам, с помощью которых он сможет самостоятельно справиться с новой информацией.
Таким образом, каждый выпускник школы должен владеть хорошими, качественными информационными умениями – умениями находить и извлекать нужную информацию из различных источников.
Естественному циклу, к которому относится физика, свойственны свои, специфические умения, к которым, прежде всего, следует отнести:
-умение самостоятельно работать с учебной, справочной литературой,
-умение наблюдать и ставить опыты,
-смело обращаться с лабораторным оборудованием,
-умение решать задачи (вычислительные, экспериментальные, качественные и т.д.),
-умение осуществлять самоконтроль за результатами своей самостоятельной работы.
Каждое из умений является достаточно сложным по структуре и включает умения выполнять более простые действия и операции. Они формируются не сразу: каждой стадии обучения свойственен определенный набор умений, который учащийся должен и в силах освоить.
Ниже предложен список информационных умений, которыми должен владеть выпускник 9 класса:
1 | выделить главное | 12 | интерпретировать данные (таблицы, графики, статистики) |
2 | составить план | 13 | провести интервью |
3 | составить тезисы | 14 | составить аннотацию |
4 | составить конспект (вербальный, опорный) | 15 | выполнять микроисследование (анализ, сопоставление, синтез, сравнение, обобщение) |
5 | составить таблицу | 16 | прорецензировать «текст» |
6 | составить схему | 17 | пользоваться словарями и справочниками |
7 | изложить содержание источников | 18 | пользоваться компьютером |
8 | изложить содержание с личностной оценкой | 19 | «читать» разные виды худ.текстов (иллюстрации, муз. фрагменты) |
9 | составить доклад | 20 | работать с указаниями (в книге, журнале, собрании сочинений) |
10 | подготовить реферат | 21 | работать с каталогами библиотеки |
11 | написать сочинение в различных жанрах | 22 | пользоваться видео (магнитофоном, камерой) |
Один из приемов работы учащихся на уроках, который способствует развитию информационных умений – «Реклама-антиреклама».
Данная техника в первую очередь направлена на развитие критического восприятия информацию, а также таких обобщенных умений, как сравнение, анализ. Этот метод используется как обобщение нескольких сопоставимых по одним и тем же критериям тем.
1.Выбор соответствующих тем. В главе «Давление твердых тел, жидкостей и газов» это могут быть такие темы как «ртутный и водяной барометры» или «Плавание судов и воздухоплавание» и др.
2.Первый этап: сопоставление сравнительной таблицы (сравнение на основе предложенных учителем критериев, например, принцип действия, материалы, размеры, единицы измерения, экологическое воздействие и др.)
3. Учащиеся в группах анализируют все плюсы и минусы каждого явления (прибора, метода…) и составляют текст рекламы-антирекламы таким образом, чтобы подчеркнуть все достоинства одного явления по сравнению с другим. (Например, вам надоело таскать за собой трехметровый водяной барометр?! Мы вам предлагаем очень легкий компактный величиной с вашу ладонь барометр ртутный.) Важно при этом, чтобы разные группы получили задания, направленные на рекламирование разных предметов. Так, одни рекламируют ртутный барометр, другие – водяной.
4. Чтение или обыгрывание рекламы, во время которого соперники и учитель внимательно слушают и проверяют на наличие физических ошибок.
5.Возможно, учитель пожелает поставить этот метод как игровой. В этом случае необходимо выбрать независимую комиссию, которая определит в соответствии с критериями группу-победителя.
Разработка методики активизации усвоения знаний учащихся:
а) использование внешкольных источников информации для формирования межпредметных связей.
Внешкольные источники информации - это такие источники информации, которые находятся за пределами учебной книги, существуют в реальной социокультурной и природной среде и работу с которыми организует учебник или учитель. К ним относятся:
- Город - как школа (памятники, достопримечательности, музеи, театр, кино, видеопрокат, библиотеки, учреждения науки, предприятия, люди)
- Окружающая природа
- СМИ ( газеты, журналы, радио, ТВ)
- Информационно-компьютерные программы
- Дополнительная литература (художественная, научная, научно-популярная, справочная, первоисточники и т.д.)
- Программы дополнительного образования
- Социальные инициативы школьников
- Программы образовательного туризма
Информационные умения, формируемые в процессе работы с различными источниками информации.
1 | выделить главное | 12 | интерпретировать данные (таблицы, графики, статистики) |
2 | составить план | 13 | провести интервью |
3 | составить тезисы | 14 | составить аннотацию |
4 | составить конспект (вербальный, опорный) | 15 | выполнять микроисследование (анализ, сопоставление, синтез, сравнение, обобщение) |
5 | составить таблицу | 16 | прорецензировать «текст» |
6 | составить схему | 17 | пользоваться словарями и справочниками |
7 | изложить содержание источников | 18 | пользоваться компьютером |
8 | изложить содержание с личностной оценкой | 19 | «читать» разные виды худ.текстов (иллюстрации, муз. фрагменты) |
9 | составить доклад | 20 | работать с указаниями (в книге, журнале, собрании сочинений) |
10 | подготовить реферат | 21 | работать с каталогами библиотеки |
11 | написать сочинение в различных жанрах | 22 | пользоваться видео (магнитофоном, камерой) |
Один из приемов работы учащихся на уроках, который способствует развитию информационных умений – «Реклама-антиреклама».
Данная техника в первую очередь направлена на развитие критического восприятия информации, а также таких обобщенных умений, как сравнение, анализ. Этот метод используется как обобщение нескольких сопоставимых по одним и тем же критериям тем.
1.Выбор соответствующих тем. В главе «Давление твердых тел, жидкостей и газов» это могут быть такие темы как «ртутный и водяной барометры» или «Плавание судов и воздухоплавание» и др.
2.Первый этап: сопоставление сравнительной таблицы (сравнение на основе предложенных учителем критериев, например, принцип действия, материалы, размеры, единицы измерения, экологическое воздействие и др.)
3. Учащиеся в группах анализируют все плюсы и минусы каждого явления (прибора, метода…) и составляют текст рекламы-антирекламы таким образом, чтобы подчеркнуть все достоинства одного явления по сравнению с другим. (Например, вам надоело таскать за собой трехметровый водяной барометр?! Мы вам предлагаем очень легкий компактный величиной с вашу ладонь барометр ртутный.) Важно при этом, чтобы разные группы получили задания, направленные на рекламирование разных предметов. Так, одни рекламируют ртутный барометр, другие – водяной.
4. Чтение или обыгрывание рекламы, во время которого соперники и учитель внимательно слушают и проверяют на наличие физических ошибок. 5.Возможно, учитель пожелает поставить этот метод как игровой (внеклассное мероприятие). В этом случае необходимо выбрать независимую комиссию, которая определит в соответствии с критериями группу-победителя.
Возможные темы для формирования межпредметных связей на уроках физики.
Тема урока физики | Класс | Межпредметная связь | Рассматриваемая на уроке проблема |
Физические процессы и явления. | 7 | литература | 1.Народные приметы в русской литературе. 2. Физические процессы и явления в различных художественных произведениях(поэзия, проза) |
Сила трения. | 7 | биология | 1.Сила трения в жизни растений и животных. 2.Жидкое трение. (Плавание рыб). |
Атмосфера. | 7,10 | химия, география, экология | 1.Значение атмосферы. 2.Строение и состав атмосферы. 3.Свойства воздуха. 4.Радиационные пояса Земли. |
Атмосферное давление. | 7,10 | биология | Секреты под микроскопом ( о роли присосок ) |
Давление. Сообщающиеся сосуды. | 7,10 | история, МХК | Всемирноизвесные фонтаны. (Устройство и принцип работы фонтанов Версаля и Петергофа) |
Тепловые явления. | 8 | биология | 1.По подсказкам природы (как животные и растения получают и сохраняют тепло). 2.Роль фотосинтеза. Творческое задание: написать сочинение о возможности существования Мальчика-с-пальчика |
Температура. | 8 | биология | Температура человека. |
Удельное сопротивление проводника. | 8 | химия | Разнообразие кристаллических решеток металлов и их влияние на сопротивление проводника. |
Динамика твердого тела. | 9,10 | ОБЖ | Безопасность движения. Тормозной путь. |
Звук. | 9 | музыка, история, литература | 1.Разнообразие музыкальных инструментов в русской культуре ( струнные, духовые, мембранные, ударные ). 2.История появления, название и назначение основных частей музыкальных инструментов. 3.Источники звука, источник человеческого голоса. 4.Пословицы и поговорки о звуке. |
Свойства твердых тел. | 10 | биология | Кость, подобная резине!? (О проблемах материалов для имплантации). |
Центробежная сила. | 10 | география, история | Водяные воронки. Смерчи. (Места и причины возникновения. Способы предупреждения. Связь с экологической обстановкой. Принцип действия). |
Тепловые двигатели. | 9, 10 | история, химия, экология | История развития транспорта. Продукты горения как загрязняющие вещества. Технические основы работы. Влияние выбросов на биоту и здоровье человека. Современный автотранспорт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа: «Характеристика состояния экономики Китая с использованием различных источников информации».
В методической разработке прописаны цели и задачи, оборудование, содержание выполняемой работы, представлена кейс-карта со статистическими данными....
Организация сопутствующего повторения по работе с источниками информации на уроках географии
Материал адресован в помощь учителю...
Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"
В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...
Мастер-класс "Комбинирование различных источников информации на уроках при работе в ИКТ-насыщенной среде"
В данной статье размещен материал выступления на мастер-классе для учителей района по использованию различных источников информации на уроках с начальной школы, где информатика ведется за счет дополни...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ОБОБЩАЮЩЕГО ТИПА
Методы и приемы работы с источниками информации на уроках обобщающего типа...
«В чем заключаются педагогические цели при анализе различных «внешкольных» источников информации?»
Мы, практикующие учителя, всегда осознавали цель педагогической деятельности - это воспитание самостоятельно мыслящей личности. В последнее время, особо в условиях перехода к ФГОС, мы гово...
Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе
Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе...