«В чем заключаются педагогические цели при анализе различных «внешкольных» источников информации?»
статья по истории (10 класс)
Мы, практикующие учителя, всегда осознавали цель педагогической деятельности - это воспитание самостоятельно мыслящей личности. В последнее время, особо в условиях перехода к ФГОС, мы говорим о формировании компетентной личности. Что является и целью и проблемой одновременно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_attestatsii_diskussiya_na_kongress_30.03.18.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«В чем заключаются педагогические цели при анализе различных «внешкольных» источников информации?»
Мы, практикующие учителя, всегда осознавали цель педагогической деятельности - это воспитание самостоятельно мыслящей личности. В последнее время, особо в условиях перехода к ФГОС, мы говорим о формировании компетентной личности. Что является и целью и проблемой одновременно.
К числу ключевых метапредметных компетенций можно отнести:
- способность учиться;
- способность сотрудничать, договариваться, преодолевать конфликтные ситуации;
- способность самостоятельно определяться и действовать независимо;
- способность действовать продуктивно, творчески подходя к работе.
Согласитесь, что в рамках только школьной образовательной среды этого добиться сложно.
Использование внешкольных источников информации.
Сегодня, с точки зрения многих педагогов, информационная среда является доминирующей для развития общества и поэтому информационная грамотность является наиболее значимой компетентностью выпускника школы. Базой для становления и развития информационной грамотности является образовательная среда и образовательное пространство, в которых вращается учащийся.
- Для становления личности необходимо, чтобы образовательное пространство учащегося расширялось по мере развития общества и самого учащегося; это является одной из целей школьного образования.
Расширение образовательного пространства учащихся, прежде всего, связано с совокупностью источников информации, отражающих разные подсистемы культуры, в которых школьник должен ориентироваться.
Следовательно, расширение образовательного пространства происходит на базе формирования умений использования всех видов школьных и внешкольных источников информации и развития способности выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности.
Каждое из формируемых метапредметных и личностных умений является достаточно сложным по структуре и включает умения выполнять более простые действия и операции. Они формируются не сразу: каждой стадии обучения свойственен определенный набор умений, который учащийся должен и в силах освоить.
Информационные умения, формируемые в процессе работы с различными источниками информации.
1 | выделить главное | 12 | интерпретировать данные (таблицы, графики, статистики) |
2 | составить план, тезисы | 13 | провести интервью |
3 | создать презентацию | 14 | составить аннотацию |
4 | составить конспект (вербальный, опорный) | 15 | выполнять микроисследование (анализ, сопоставление, синтез, сравнение, обобщение) |
5 | составить таблицу | 16 | прорецензировать «текст» |
6 | составить схему | 17 | пользоваться словарями и справочниками |
7 | изложить содержание источников | 18 | пользоваться компьютером |
8 | изложить содержание с личностной оценкой | 19 | «читать» разные виды худ.текстов (иллюстрации, муз. фрагменты) |
9 | составить доклад | 20 | работать с указаниями (в книге, журнале, собрании сочинений) |
10 | подготовить реферат | 21 | работать с каталогами библиотеки |
11 | написать сочинение в различных жанрах | 22 | пользоваться видео (магнитофоном, камерой) |
3. Внешкольные источники информации- это такие источники информации, которые находятся за пределами учебной книги, существуют в реальной социокультурной среде и работу с которыми организует учитель. К ним относятся:
- Город - как школа (памятники, достопримечательности, музеи, театр, кино, видеопрокат, библиотеки, учреждения науки, предприятия, люди)
- СМИ ( газеты, журналы, радио, ТВ)
- Информационно-компьютерные программы
- Дополнительная литература (художественная, научная, научно-популярная, справочная, первоисточники и т.д.)
- Программы дополнительного образования
- Социальные инициативы школьников
- Мифы, слухи, анекдоты
Роль учебника не должна быть завышена, (учащиеся находятся не в стерильных условиях)т.к. информация, получаемая из «внешкольных источников» превосходит по объему и разнообразию учебник, является более предпочтительной для учащегося.
Одной из задач истории является привитие интереса к предмету «история» через актуализацию исторического опыта ученика. Это реально можно организовать через перечисленные выше внешкольные источники исторической информации, т.к. даже современный учебник не в силах реализовать данную задачу. И в этой связи значение внешкольных источников информации значительно возрастает.
С другой стороны, круг умений, которыми должен владеть ученик, изо дня в день становится все шире и шире. Ребенку, который получает образование трудно сориентироваться в информационных потоках современного общества. И поэтому одной из главных задач сегодня является обучение ребенка тем методам, с помощью которых он сможет самостоятельно справиться с новой информацией.
Таким образом, каждый выпускник школы должен владеть хорошими, качественными информационными умениями.
-умение самостоятельно осуществлять поиск и извлечение информации,
-умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию,
-умение создавать самостоятельно способы решения практико-ориентированного задания,
-умение планировать, осуществлять самоконтроль и оценивать результаты деятельности.
Гуманитарному циклу, к которому относится история, свойственны свои, специфические умения, к которым, прежде всего, следует отнести:
- Оценка событий, явлений
- Определение прогрессивности исторического явления (или его этапа) на основе критериев;
- Овладение общим умением или подходом к анализу, оценке и теоретическому обобщению фактов истории и современности.
Для нас, учителей, важно, чтобы чтобы ученик ощущал себя частью глобального исторического процесса за счет восприятия «историчности окружающей реальности».
Из практики:
Одной из форм практико-ориентированного задания в 5 классах является составление генеалогического древа своей семьи. «Историческая память семьи» способствует формирования таких личностных умений (УУД- универсальные учебные действия) как
-определение потребностей в освоении учебной темы;
-осознание эмоционально-ценностного отношения к теме;
-проявление творчества при выполнении заданий;
-осознание успешности своей деятельности
Примером реализации на практике в основной школе данной цели (актуализация исторического опыта учащегося) является общественно-значимый проект для 7-9 классов «Памятные места Васильевского острова», творческое название «Ты тоже родился и живешь в Санкт-Петербурге» Васильевский остров предоставляет для этого огромные возможности. Проект был реализован в рамках внеурочной деятельности. Учащиеся в группах обошли и изучили все памятники своего района, презентовали свою деятельность и составили карту острова на которой были отмечены все памятные места. Учащиеся изучили общественно-политическую обстановку в которой осуществляли свою деятельность исторические, государственные деятели и деятели культуры. Проект имел огромное образовательное и практическое значение.
- Цель: Воспитание учащихся с активной жизненной позицией, осознающих свою ценность для общества, способных овладеть новыми технологиями, умеющих принимать ответственные решения, с пониманием и уважением относящихся к традициям, к культурному наследию родного города и страны.
- Проблема: Мы живем в огромном мегаполисе - Санкт-Петербурге. Учащенный и напряженный ритм жизни зачастую не позволяет остановиться, оглядеться и увидеть памятники культуры, архитектуры, которые совсем рядом с нами. Есть возможность посетить далекие страны, а то что вокруг, не замечаем. Поэтому назрела необходимость формирования новых ориентиров на пути становления жителя Санкт-Петербурга, гражданина и патриота Новой России.
Основные направления реализации проекта:
- Социальная адаптация и формирование активной гражданской позиции;
- Формирование навыков исследовательской и проектной деятельности через культурную, образовательную среду (ИКТ, презентации и защита проектов)
- Социализация личности учащихся
Еще один практико-ориентированный проект в виде квест-игры, который готовили учащиеся старшей школы (10-11 классы), был посвящен 100-летию Октябрьской революции. Как важно погрузиться в эпоху, создать ее неповторимую атмосферу через мифы, анекдоты, агитационные плакаты…
Таким образом, мы видим огромные возможности, предоставляемые нам «внешкольными» источниками информации.
Поэтому, каким бы многообразием исторических источников мы ни пользовались, нельзя не дооценивать огромную значимость «внешкольных источников информации» в образовательном процессе.
Это обусловлено, во-первых, процессом модернизации современного образовательного процесса и, во-вторых, все возрастающим потоком информации, а в третьих, необходимостью формирования компетентного выпускника школы.
Тезисы выступления Сабо В.А. по теме дискуссии 3 секции:
В чем заключаются педагогические цели при анализе различных «внешкольных» источников информации?
- информационная среда является доминирующей для развития общества и поэтому информационная грамотность является наиболее значимой компетентностью выпускника школы;
- для становления личности необходимо, чтобы образовательное пространство учащегося расширялось по мере развития общества и самого учащегося;
- следовательно, расширение образовательного пространства происходит на базе формирования умений использования в образовательной деятельности всех видов школьных и внешкольных источников информации и развития способности выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности;
- внешкольные источники информации - это такие источники информации, которые находятся за пределами учебника, существуют в реальной социокультурной среде и работу с которыми организует учитель;
-установка учителя на стопроцентную информацию по своему предмету, на полное «разжевывание», чтобы ученики все усвоили по данному предмету, и проверка знаний в рамках сообщаемой информации могут привести к полной потере интереса по предмету;
- роль учебника не должна быть завышена, т.к. информация, получаемая из «внешкольных источников» превосходит по объему и разнообразию учебную, является более предпочтительной для учащегося. Поэтому нужно научить ребят находить и правильно организовать работу с «внешкольными источниками информации»;
- одной из задач истории является привитие интереса к предмету «история» через актуализацию исторического опыта ученика. Это реально можно организовать только через перечисленные выше внешкольные источники исторической информации, т.к. даже современный учебник не в силах реализовать данную задачу;
- одной из основных педагогических целей является актуализация исторического опыта учащегося для того, чтобы ученик ощущал себя частью глобального исторического процесса за счет восприятия «историчности окружающей реальности»;
- примеры практико-ориентированных заданий и общественно-значимых проектов из педагогической деятельности (з примера);
- каждый выпускник школы должен владеть хорошими, качественными информационными умениями;
- информационные умения, формируемые в процессе работы с различными источниками информации (перечисляются);
- каким бы многообразием исторических источников мы ни пользовались, нельзя недооценивать огромную значимость «внешкольных источников информации» в образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности педагогического сопровождения детей из различных групп риска
-Самоопределение в сферах человеческих смыслов, идеалов, ценностей-определение жизненного и профессионального пути-постановке задач будущего (образование, карьера, семья)-приобретения навыков межлично...
Игровые педагогические технологии в реализации различных видов внеурочной деятельности
Социально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка ...
Анализ текстовых исторических источников
Анализ текстовых исторических источниковПрочтите отрывок из приказа главнокомандующего царскими войсками. «Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Её Величества подданных, изменников...
Использование внешкольных источников информации на уроках физики.
Сегодня, с точки зрения многих педагогов, информационная среда является доминирующей для развития общества и поэтому информационная грамотность является наиболее значимой компонентой грамотности вообщ...
Педагогическое сопровождение учеников с различными образовательными потребностями (с трудностями в обучении)
Данный материал может быть использован при проведении заседания МО учителей гуманитарного цикла....
Методическая разработка. Мастер-класс «Изучение исторических событий через анализ различных источников информации»
Мастер-класс посвящен развитию критического мышления через анализ различных исторических источников (документы, изображения, аудио- и видеоматериал), а также через прием "Кубик Блума"....
Практическая работа. Население. 10 класс. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации.
Практическая работа. Население. 10 класс. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации....