Проектная деятельность обучающихся
методическая разработка по физике

Максимова Людмила Игоревна

Необходимо применять технологии проектов при преподавании физики и других предметов как способ развития познавательных универсальных учебных действий, в статье рассказывается об организации и видах проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnaya_deyatelnost_maksimova.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Максимова Людмила Игоревна

учитель высшей категории

Гимназия «Арт-Этюд»

Екатеринбург

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        На уроках необходимо все время держать внимание ученика. Проще это сделать, если ребенок заинтересован в получении новых знаний, если у него уже есть необходимость решить какие-то собственные проблемы, вопросы. Известно, что чем больше узнаешь нового – тем больше понимаешь, что ничего не знаешь. И все время появляются все новые и новые вопросы.

        Учитывая то, что ребята замечательно находят информацию в различных источниках – как в печатных, так и в электронных, мы с ними применяем на уроках технологию проектов.

        Последние годы в одних и тех же классах я вела уроки физики (7-11 класс), математики (6-7 класс), твой профессиональный выбор (9 класс), технологии (10 класс) и астрономии (10 класс). А в классе, где я являюсь классным руководителем, мы с ребятами встречались по 8 часов в неделю. Поэтому выделить ребенку время, для того, чтобы он представил свой доклад, можно было. Спланировать заранее выступление так, чтобы это было созвучно теме урока по тематическому плану предмета. Также на классных часах – тема проектов могла быть абсолютно любая.

        В рамках предметных недель практиковалась работа в «Выездном лектории» - лучшие проекты ребята представляли не только в своих классах, но и ходили по другим, учитывая возрастные особенности и сложность тем. Так семиклассник мог пойти со своим проектом в 9 или даже в 11 класс, где старшеклассники его с интересом слушали и узнавали для себя что-то новое. А старшеклассники приходили не только в 7 и 8 классы, но и к ребятам с 1 по 6 класс, раскрывая им тайны физики и астрономии. Так обучающиеся 9 классов со своими проектами по предмету «Твой профессиональный выбор» приходили к 11 классам при обсуждении вопросов профориентации. Ученики 10 классов со своими проектами по предмету «Технология» приходили к ребятам 8, 9 классов по вопросам экономики и экологии.

        У всех ребят с 6 по 11 класс по всем предметам есть возможность показать себя на уроках – представляя свои мини-проекты. В среднем получается каждый ученик в год делает по два проекта. Время представления на уроке – 5-7 минут, на конференции – 10-15 минут. Работа по подготовке мини-проекта может занимать от 30 минут до двух часов. Работа над большими годовыми проектами (эти проекты делают уже не все ребята, - только желающие) занимает намного больше времени – 1-2 часа в неделю.

        Чтобы лучше разобраться в темах, с которыми ребята встречаются в проектной деятельности – им необходимо лучше, более глубоко, более внимательно изучать основные предметы. Работа над проектами, особенно большими, развивает у ребят много замечательных навыков, требует внимания, терпения, собранности. Чтобы проект по физике или астрономии получился – ребенку необходимы еще и знания по информатике, русскому языку, а также часто – математике, химии, биологии, географии. Большой интерес у ребят вызывает работа по темам: Физика в спорте, Физика на кухне, Физика в архитектуре, Физика в медицине, Космические технологии в моде и в питании, и т.д. и т.п. Такая проектная деятельность помогает ребятам понять, как тесно связаны наука и наша повседневная жизнь, как знания основных законов помогают разобраться в том, что происходит вокруг нас.

         Работа над мини-проектом не заканчивается представлением его на уроке. Когда проект завершен, обучающийся делает итоговый отчет: на формате А4 оформляются краткие сведения о проекте – фамилия, класс, предмет, тема, краткие тезисы, иллюстрации. Данный отчет помещается в портфолио ученика.

         Работа над большими проектами включает в себя следующие этапы: выбор темы, обсуждение плана работы и сроков ее выполнения с руководителем, подбор литературы (печатная и электронная) и работа с ней, структурирование материала, постановка проблемы – практической задачи или теоретического исследования (смотря какой вид проекта), постановка цели работы и задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. В конце проектная работа состоит из следующих частей – сам проект (печатная работа), презентация для защиты проекта, текст к презентации (по слайдам), продукт проекта (если практический проект).

         Некоторые проектные работы моих учеников можно посмотреть на моем педагогическом сайте.

         Многолетняя работа доказала, что проектная деятельность повышает интерес обучающихся к изучению физики и других предметов, помогает ребятам  правильно организовать свою работу, стать более уверенными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся через применение ИКТ

В предложениях по модернизации образования, на современном этапе, которые были озвучены Президентом В.В. Путиным, наряду с первоочередными задачами: особое место занимает информатизация образования. ...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе

Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи.  Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...