Методические материалы к уроку физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Методические материалы к уроку физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Вес воздуха. Атмосферное давление" | 196 КБ |
План конспект урока для заполения учащимися на уроке | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Худякова Марина Валентиновна, учитель физики МБОУ «СОШ №20» г.Северодвинска, Архангельской области
Предмет: физика
Класс: 7
Учебник: А.В. Перышкин «Физика 7 класс», М: Дрофа, 2017г.
Тема: Вес воздуха. Атмосферное давление.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
- доказать существование атмосферного давления.
Задачи урока:
1. Доказать, что воздух имеет вес.
2.Сформулировать понятие атмосферное давление.
3. Убедиться в существовании атмосферного давления на опытах.
Проблема, решаемая учениками:
Обладает ли воздух весом? Можно ли обнаружить действие воздуха на тела?
Демонстрация опыта: Прошу выйти одного ученика к доске и открыть крышку с пластиковой бутылки, наполненной водой.
Что наблюдаете? (При открывании крышки из дна бутылки под действием атмосферного давления стала вытекать вода). Почему это произошло?
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
предметные:
формулируют определение атмосферного давления;
объясняют физические опыты;
овладевают умениями работать с оборудованием.
личностные:
развивают аргументированную речь; развивают умение анализировать, делать выводы; развивают навыки самопроверки и объективной самооценки; развивают устойчивый интерес к предмету.
УУД:
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средств ее достижения.
Познавательные – выявление проблемы, причинно-следственных связей, приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации
Коммуникативные - взаимное сотрудничество, развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника.
Оборудование урока:
компьютер;
мультимедийный проектор;
компьютерная презентация
1. Оргмомент (1 мин)
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас и наших гостей на нашем уроке! Проверьте еще раз свою готовность к уроку. На столе у Вас находится лист с основными этапами урока (СКЕЛЕТ плана-конспекта), который необходимо будет заполнять в течение всего урока. Каждое правильно выполненное задание будет оцениваться в 1 балл. В конце урока Вы определите общий суммарный балл своей работы на уроке и оцените УСПЕШНОСТЬ собственных достижений в виде отметки (переведем набранные баллы в ОТМЕТКУ).
Заполните ФИ, класс плана-конспекта.
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость открытия новых знаний и умений.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий (5 мин= 4+1)
Повторим пройденный материал – проведем физический диктант
(работа в парах, взаимопроверка по готовым ответам)
1. Запишите формулу для расчета давления твердых тел…………………….
2. Запишите от каких величин зависит давление твердых тел: ……………..
3. Запишите единицы измерения следующих физических величин:
Силы -…….. Площади опоры – ………. Давления – …
4. Вставьте пропущенные слова в формулировке закона Паскаля:
Давление производимое на …………………… или …………. , передается в любую точку ………………………. во всех направлениях.
5. Вставьте пропущенные слова:
Внутри жидкости существует……………. и на одном и том же уровне оно………………. по всем направлениям. С глубиной давление …………………….. .
ВЗАИМОПРОВЕРКА (слайд)
1. Запишите формулу для расчета давления твердых тел. (1 балл)
p=F/S
2. Запишите от каких величин зависит давление твердых тел. (1 балл)
От F – силы давления и S- площади опоры.
3. Запишите единицы измерения следующих физических величин: (1 балл)
Силы – H Площади опоры – м² Давления – Па
4. Вставьте пропущенные слова в формулировке закона Паскаля: (1 балл)
Давление производимое на жидкость или газ передается в любую точку без изменений во всех направлениях.
5. Вставьте пропущенные слова: (1 балл)
Внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям. С глубиной давление увеличивается.
(1+1+1+1+1+1=5 баллов)
3. Целеполагание и мотивация (6 мин.)
УЧИТЕЛЬ: Воздух нам кажется не только невидимым, но и “невесомым”. Давайте, исследуем, имеет ли воздух массу?
Демонстрация: Уравновесим два надутых воздушных шара на весах. Проткнём один из них и впустим воздух в шар. Что вы заметили? Какой вывод вы можете сделать?
Установлено, что масса 1 м3 воздуха равна 1,29 кг. Несложно рассчитать вес этой массы воздуха. Получаем, что вес 1 м3 воздуха равен приблизительно 13 Н. Запишем это в конспект. САМОПРОВЕРКА (1 балл) слайд
УЧИТЕЛЬ: постановка проблемы:
Как вы думаете, атмосфера действует своим весом на поверхность Земли и тела на Земле? Ребята, скажите, вы как-то ощущаете на себе действие атмосферы. Вам тяжело? Нет? Так существует ли оно?
Демонстрация: Прошу выйти одного ученика к доске и открыть крышку с пластиковой бутылки, наполненной водой. Что наблюдаете? (При открывании крышки из дна бутылки под действием атмосферного давления стала вытекать вода). Почему это произошло? (Отвечают: когда стали открывать крышку, то из дна бутылки потекла вода. Высказывают свои мысли: воздух давит на поверхность воды в бутылке при впускании его под крышку.)
Объясняя подобные явления, мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления, которое и является темой нашего урока. Мы показали ранее, что воздух имеет вес, значит, он оказывает давление.
УЧИТЕЛЬ: запишем тему урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.
4. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний (12 мин.)
УЧИТЕЛЬ: попробуем дать определение и объяснение атмосферному давлению. Что такое атмосферное давление? (УЧЕНИКИ: Давление воздушной оболочки на Землю и тела на ней.) – (1 балл) САМОПРОВЕРКА
Почему возникает атмосферное давление? (УЧЕНИКИ: Атмосфера оказывает давление, так как верхние слои воздуха давят на нижние и сжимают их.)
Докажем существование атмосферного давления на опытах.
Демонстрация:
1) действие фонтана;
2) Возьмите медицинский шприц с поршнем и опустите его в сосуд с водой. Начните вытягивать поршень. Почему вода поднимается вслед за поршнем?
3) Возьмите стакан с водой. Закройте листом бумаги открытую часть стакана Переверните стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается. Объясните наблюдаемое явление.
Почему это происходит? (УЧЕНИКИ: при подъёме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода.) (2 балл) ВЗАИМОПРОВЕРКА
Как еще можно доказать присутствие атмосферного давления, вы выясните, проделав несколько совсем несложных упражнений.
Физминутка. (2 мин. = 1 (под музыку) +1)
УЧЕНИК: ребята, сядьте прямо, расслабьте плечевой пояс и сделайте 4-5 глубоких вдохов-выдохов. И ответьте на вопрос: почему воздух поступает в легкие? (УЧЕНИК: грудная клетка расширяется, объем становиться больше. А давление в легких – меньше и туда поступает воздух из атмосферы. (3 балл) САМОПРОВЕРКА
УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Атмосферное давление играет значительную роль в нашей жизни. Будьте наблюдательны и вы увидите, как часто атмосферное давление проявляется и используется на практике.
5. Закрепление изученного (15 мин.)
УЧИТЕЛЬ: а теперь работа в парах (по 2 чел.) и вместе продолжите доказывать присутствие атмосферного давления, выполняя задания:
Колонка 1: (Учащимся выдать стакан с водой и трубочку, стр.126-127 учебника, задание №3 (автоматическая поилка для птиц)). (Используйте шприц для откачивания воды из миски.) Почему жидкость поднимается вверх, когда ее втягивают через соломинку? (Ответ: При втягивании воды грудная клетка расширяется, и в полости рта создается разреженное пространство. На поверхность же воды действует атмосферное давление; разность давлений заставляет воду подниматься по соломинке или выливаться из поилки в миску)
(5 баллов)
Колонка 2: (Учащимся выдать стакан с водой, пипетку и шприц): всем вам, наверное, приходилось иметь дело с пипеткой. Покажите, как набирают с ее помощью жидкость, и объясните её принцип действия. Проделайте аналогичный опыт с медицинским шприцем. (Ответ: При выдавливании воздуха из резиновой части пипетки в ней создается разреженное пространство. На поверхность же воды действует атмосферное давление; разность давлений заставляет воду подниматься в пипетку) (4 балла)
Колонка 3: (Учащимся выдать присоски). Мухи обладают удивительной способностью подниматься вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливать по потолку. Как это им удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки. Такими присосками обладают не только мухи, но и даже сравнительно крупные животные, такие, как древесные лягушки. Они могут держаться на оконном стекле благодаря присоскам на лапках. Как же действуют эти присоски? Проведите опыт с присоской. (Ответ: В присосках создается разреженное воздушное пространство, и атмосферное давление удерживает присоску у той поверхности, к которой она “прилипла”.) (3 балла) ВЗАИМОПРОВЕРКА
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.
6. Подведение итога урока (2 мин.)
(24 – 22) баллов - «5»
(21 – 19) баллов - «4»
(18 – 16) баллов – «3»
7. Д/з: 1.Обязательный уровень: §§ 42, 43; ( 1 мин.)
8. РЕФЛЕКСИЯ (1 мин.)
Дополнительно!
1. ОПЫТ: На дно блюдца кладётся монета, наливается немного воды. Вопрос: как вытащить монету из воды, не намочив пальцы?
Предварительный просмотр:
Учитель физики МБОУ «СОШ №20» г.Северодвинска, Архангельской области
Худякова Марина Валентиновна
План – конспект урока «Вес воздуха. Атмосферное давление.»
Фамилия, имя учащегося ______________________________________
Класс ______________
I. Проверка знаний – ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1. Запишите формулу для расчета давления твердых тел_________________
2. Запишите от каких величин зависит давление твердых тел: ___________
_____________________________________________________________________
3. Запишите единицы измерения следующих физических величин:
Силы -____ Площади опоры – ______ Давления – _____
4. Вставьте пропущенные слова в формулировке закона Паскаля:
Давление производимое на …………………… или …………. , передается в любую точку ………………………. во всех направлениях.
5. Вставьте пропущенные слова:
Внутри жидкости существует……………. и на одном и том же уровне оно………………. по всем направлениям. С глубиной давление …………………….. .
ВЗАИМОПРОВЕРКА физического диктанта – проверка по образцу на соответствие
(max 1+1+1+1+1=5 баллов)
II. Установлено, что масса 1 м3 воздуха равна 1,29 кг. Рассчитать вес данной массы воздуха.
(ց=10 Н/кг).
Записать формулу веса и получить результат _______________________________________
САМОПРОВЕРКА (сравнение с шаблоном) - (max 1 балл)
III. Записать определение атмосферного давления __________________________________
_____________________________________________________________________________
САМОПРОВЕРКА (сравнение с шаблоном) - (max 1 балл)
IV. Доказательство существования атмосферного давления (вставить пропущенные слова)
При подъеме поршня между ним и водой образуется ________________________________.
В это пространство под давлением наружного воздуха и ___________________________ вслед за поршнем вода. ВЗАИМОПРОВЕРКА (max 1+1=2 балла)
V. ФИЗМИНУТКА. Вставить пропущенные слова:
Грудная клетка ______________, объем становится больше. А давление в легких ______________
и туда поступает воздух ______________________.
САМОПРОВЕРКА (сравнение с шаблоном) - (max 1+1+1=3 балл)
VI. Практическая работа. ВЗАИМОПРОВЕРКА
ЗАДАНИЕ 1 - стакан с водой, трубочка, шприц.
стр.126-127 учебника, задание №3 (автоматическая поилка для птиц). Используйте шприц для откачивания воды из миски. Почему жидкость поднимается вверх, когда ее втягивают через соломинку?
ОТВЕТ: При втягивании воды грудная клетка ____________, и в полости рта создается ________________ пространство. На поверхность же воды действует __________ давление; разность давлений заставляет воду _______________по соломинке или __________________ из поилки в миску. (max 1+1+1+1+1=5 баллов)
ЗАДАНИЕ 2 - стакан с водой, пипетка, шприц.
Всем вам, наверное, приходилось иметь дело с пипеткой. Покажите, как набирают с ее помощью жидкость, и объясните её принцип действия. Проделайте аналогичный опыт с медицинским шприцем. ОТВЕТ: При _____________ воздуха из резиновой части пипетки в ней создается ____________ пространство. На поверхность же воды действует ________________ давление; разность давлений заставляет воду ______________ в пипетку) (max 1+1+1+1=4 балла)
ЗАДАНИЕ 3 – присоски для крепления на стену кухонных принадлежностей.
Мухи обладают удивительной способностью подниматься вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливать по потолку. Как это им удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки. Такими присосками обладают не только мухи, но и даже сравнительно крупные животные, такие, как древесные лягушки. Они могут держаться на оконном стекле благодаря присоскам на лапках. Как же действуют эти присоски? Проведите опыт с присоской. (ОТВЕТ: В присосках создается _______________ воздушное пространство, и ___________ давление ____________________ присоску у той поверхности, к которой она “прилипла”.)
(max 1+1+1=3 балла)
VII. Итог урока
- домашнее задание: §§ 42, 43;
- поставьте себе оценку за урок по следующим критериям:
Лист самооценки
Номер задания | Максимальные баллы | Полученные баллы | Критерии отметки «5» - 24 -22 баллов; «4» - 21 - 19 баллов; «3» - 18 - 16 баллов;
|
1 | 5 | ||
2 | 1 | ||
3 | 1 | ||
4 | 2 | ||
5 | 3 | ||
6 1) 2) 3) | 5 | ||
4 | |||
3 | |||
ИТОГО: | 24 | ОТМЕТКА: |
Поднимите руку, кто выполнил работу на «5», «4», «3».
Есть ли результаты ниже?
VIII. Рефлексия
малиновый
зеленый
синий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 7 классе по теме "Измерение атмосферного давления"
Автор: Рыбинцева Наталья Валентиновна - учитель физики МОУ лицей № 2Предмет, класс: физика,7 класс.Тема учебного занятия: «Измерение атмосферного давления.»Форма занятия: комбинированный урок с примен...
Методические материалы к урокам биологии 7 класс
1. тесты по биологии 7 класс2. лабораторные работы ( инструктивные карточки)3. конспекты уроков...
Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"
laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...
Методические материалы к уроку географии 6 класс "Путешествия и географические открытия" (презентация)
В презентации по географии для 6 класса "Путешествия и географические открытия" учащиеся знакомятся с 10 великими путешественниками и их открытиях . Показаны маршруты их путешествий....
Методические материалы к уроку в 5 классе по биологии "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
Создание базового учебного индивидуального проекта за один урок...
Методические материалы к уроку физики в 7 классе по теме "Плавание тел"
Методический материал содержит необходимую информацию для проведения урока физики в 7 классе по теме "Плавание тел". В конспект урока урока включены элементы исследования по теме урока....
Урок физики 7 класс - "Решение задач на вычисление давления твердых тел"
Урок "Решение задач на вычисление давления твердых тел" направлен на отработку понятия давления, умения вычислять давление твердых тел, анализировать физические ситуации и давать им об...