Методические материалы к уроку в 5 классе по биологии "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Биология наука о живом мире» Учитель: Баныкина НН Урок биологии в 5 классе

Слайд 2

Ход урока Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить Вспоминаем тему прошлого урока Какое царство вызвало больше всех затруднений? Почему?

Слайд 3

Шаг 2. Выбор темы исследования. «Бактерии»

Слайд 4

Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение отве­та на вопрос о том, зачем проводится исследование). - У каждого может быть своя цель

Слайд 5

Шаг 4 . С пособ получения знаний - Создание проекта

Слайд 6

Шаг 5. Составление предварительного плана исследования. - Царства живой природы - Строение клетки бактерий прокариоты и эукариоты - Процессы жизнедеятельности автотрофы и гетеротрофы - Формы бактериальных клеток

Слайд 7

Шаг 6 . Работаем по плану, изучаем материал, проверяем гипотезы. Фиксируем информацию

Слайд 8

Шаг 7 Делаем выводы.

Слайд 9

Спасибо за проект!



Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Сведения об авторе

Сведения об авторе

Баныкина Нина Николаевна

Область, район

Нижегородская область, Богородский район

Место работы

МБОУ СОШ №:6

Должность

Учитель биологии

Учебный предмет

Природоведение

Класс

5

Программа

Пономаревой ИН

Учебник

Биология: И.Н. Пономарев, И.В. Николаев, О.А. Корнилова

Тема учебного занятия

Многообразие живых организмов

Тема урока

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Общая информация

Учебная задача

Вовлечь учащихся в образовательную  проектную деятельность

Предметный результат

Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток

Межпредметные связи

Пропедевтические по экологии, физике.

Основные понятия и термины

Прокариоты, эукариоты. Типы питания: автотрофный и гетеротрофный. Цианобактерии

Личностный результат

Осознание возможности сохранения чистоты планеты.

Исходное состояние обучающихся

Имеют опыт работы с текстом и рисунками;

Знают  элементы составления проекта;

Пытаются составлять схемы;

Форма оценки планируемых результатов

Предметный результат: многообразие скрытой жизни

Метапредметный результат: создание проекта

Личностный результат: рефлексия

Комментарии учителя к учебному занятию

Организация работы в парах, составление  базовых учебных проектов

Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно-информационное обеспечение

Основная литература: учебник

Дополнительная информация: презентация

ЭОРы:

видеоролик из интернета «строение и жизнедеятельность бактерий»

Техническое обеспечение

Компьютер, мультимедиа

оборудование

Ножницы, клей, фломастеры, пластелин

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока

Подэтап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Планируемый результат

1.Мотивационноориентировочный

1.1.Вхождение в контакт

Приветствие, организационный момент.

Наглядность на доске и экране.

Готовятся к уроку.

Доброжелательная рабочая обстановка

1.2.Актуализация субъективного опыта обучающихся

Эвристическая беседа в сочетании с фронтальной работой

Актуализация знаний по материалу предыдущего урока.

- какую тему изучили

- перечислите царства

Предлагает выполнить в шаблоне проекта задание №1

Отвечают на вопросы учителя.

– Царства живой природы

- Животные, растения, грибы, вирусы, бактерии.

Заполнение таблицы (в приложении)

Познавательные:

Знание основных царств живой природы.

Метапредметные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

1.3.Создание проблемной ситуации

Какое царство  вызвало самое большое затруднение, и почему?

Помогает  сформулировать проблему.

Царство бактерий.

Формулируют проблему: бактерии окружают нас повсюду, но мы о них забываем.

Личностный: представление о положительной и отрицательной роли бактерий

2. Операционно- исполнительский

2.1.

Выбор темы урока

Целеполагание и планирование

 Предлагает работу по созданию базового, учебного проекта. Напоминает этапы  проектной деятельности.

Предлагает определиться с целью исследования данной темы.

Предлагает слайды презентации.

Получают заготовки проектов. Работают в парах.

Подписывают будущий проект. Формулируют и записывают тему урока.

В совместном сотрудничестве с учителем выбирают  цель проекта.

  Обучающиеся формулируют и фиксирует цель мини проекта.

Коммуникативный:

Применять  правила делового сотрудничества, проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии

Регулятивные: целеполагание

2.2.Поиск способа решения проблемной ситуации

1. Предлагает вспомнить части животной и растительной клетки, в сочетании с их функциями.

2. Предлагает прочитать 1 абзац текста учебника страница 41, с целью определить главное отличие двух типов клеток: прокариот и эукариот.

3. Физкультминутка.

4. Предлагает просмотреть видеоролик о строении и жизнедеятельности бактерий. А потом обратится к тексту учебника стр. 41- 42 для составления схемы на шаблоне проекта

5. Формы бактериальных клеток, их внешний вид. Предлагается слепить бактерии из пластилина и прикрепить на шаблон.

1. По таблице называют органоиды и их значение.

По аналогии с изученным материалом пытаются назвать части бактериальной клетки и их функции. 2.Зарисовывают строение бактерий в шаблон, подписывая части.

Вырезают клетки бактерий и животных вклеивают их,  подписывают и указывают главное отличие – наличие ядра.

3.Выполняют упражнения

4. Заполняют схему «Типы питания» с указанием сути и приведением примеров бактерий питающихся данным способом. Отрабатывая понятие цианобактерии.

5. Пользуясь текстом на стр. 40 учебника и картинками на стр. 39,  воспроизводят форму бактериальных клеток,  закрепляя  макеты на проектах.

Коммуникативный: Воспринимать  рисунок с учетом поставленной учебной задачи

Воспринимать  текст с учетом поставленной учебной задачи

Метапредметные: составление схем, создание моделей.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию необходимую для решения учебной задачи.

2.3.Выбор верных способов решения проблемы. Фиксация найденных  способов

Обращает внимание на  поставленную в начале урока проблему.

Просмотреть свое произведение. Обратить внимание на цель. Осмыслить и оценить проделанную работу.

Формулируют и фиксируют выводы.

Познавательные: Осуществляют логическую операцию перехода от теоретических знаний к практическому решению проблемы

Регулятивные:

Коммуникативный:

участие в продуктивном диалоге, самовыражение

3.Рефлексивно-оценочный

3.1.Ситуация оценки образовательных результатов

Проговаривает наиболее удачные моменты в создании проектов, предлагает обсудить участие каждого  при работе в  паре.

Собирает проекты для оценивания.

Команды обсуждают активность 1-2 минуты. Проговаривают,  что вызывало затруднения, что получилось удачно.

Личностные: нравственно этическая ориентация



Предварительный просмотр:

Формы бактериальных клеток - внешний вид

Кокки -

 Стрептококки -

Бациллы -

Вибрионы –

Вывод:

Проект по биологии

      Тема: «                                                                      »

      Цель:

5г класс

Выполнили:

Царства живых организмов

Признаки

царство

Самые мелкие, неклеточные

животные

Многие клетки зеленого цвета

Отличия клеток

Типы питания

__________________                    _______________

Например:                                   Например:

Строение бактериальной клетки

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Методическая разработка урока биологии « Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности корней»

Цель урока: обобщение знаний  о строении и жизнедеятельности корней....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...

Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»

Разработка урока по биологии по технологии развития критическогомышления...

Презентация к уроку биологии в 7 классе УМК Н.И. Сонин "Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности"

Презентация содержит материал о классификации, внешнем   строении насекомых и их развитии....

Презентация к уроку биологии в 7 классе на тему ". Тип Членистоногие. Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности"

Тип членистоногие,общая характеристика ракообразных,разные среды обитания, особенности строени и их значение....