Методические материалы к уроку физики в 7 классе по теме "Плавание тел"
план-конспект занятия по физике (7 класс)

Худякова Марина Валентиновна

Методический материал содержит необходимую информацию для проведения урока физики в 7 классе по теме "Плавание тел". В конспект урока урока включены элементы исследования по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Фамилия, Имя ___________________________________ Класс________

  1. Самопроверка (тест)

Номер вопроса

Ваш вариант ответа

Правильный ответ

Критерии отметки

«5» - нет ошибок

«4» - одна ошибка

«3» - две ошибки

«2» - более двух ошибок

1

2

3

4

5

ОТМЕТКА

Тема урока ____________________________________________

  1. Исследование «Изучение условий плавания тел»

Цель работы:_________________________________________

Оборудование: Стакан с водой.  Бруски алюминиевый и деревянный.   Картофель небольшого размера.   Соль.   Деревянная палочка.  Салфетка.  Кусочек пластилина.

жидкость

Поведение тела

Сравнение

FАрх и Fтяж  (поставить знак)

   R  Направление равнодействующей

Плотность жидкости

Вода пресная

FАрх        Fтяж

Раствор соли

FАрх        Fтяж

Вывод по результатам работы (предлагается сделать  с использованием учебника стр. 120, 121)

Вывод:  ______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Лист самооценки

Фамилия, Имя ___________________________________ Класс________

  1. Самопроверка (тест)

Номер вопроса

Ваш вариант ответа

Правильный ответ

Критерии отметки

«5» - нет ошибок

«4» - одна ошибка

«3» - две ошибки

«2» - более двух ошибок

1

2

3

4

5

ОТМЕТКА

Тема урока ____________________________________________

  1. Исследование «Изучение условий плавания тел»

Цель работы:_________________________________________

Оборудование: Стакан с водой.  Бруски алюминиевый и деревянный.   Картофель небольшого размера.   Соль.   Деревянная палочка.  Салфетка.  Кусочек пластилина.

жидкость

Поведение тела

Сравнение

FАрх и Fтяж  (поставить знак)

   R  Направление равнодействующей

Плотность жидкости

Вода пресная

FАрх        Fтяж

Раствор соли

FАрх        Fтяж

Вывод по результатам работы (предлагается сделать  с использованием учебника стр. 120, 121)

Вывод:_______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________              



Предварительный просмотр:

Инструкция к выполнению исследования

по теме «Выяснение условий плавания тел»

  1. Опустить картофель в стакан с водой. Опишите поведение тела (запишите в таблицу листа самооценки).
  2. Удалив картофель, добавить соль в воду,  перемешать.
  3. Опустить картофель в раствор соли, опишите поведение тела (запишите в таблицу листа самооценки).
  4. Проанализируйте результат эксперимента, заполните таблицу результатов.
  5. Вывод по результатам работы предлагается сделать  с использованием учебника стр. 120, 121

Инструкция к выполнению исследования

по теме «Выяснение условий плавания тел»

  1. Опустить картофель в стакан с водой. Опишите поведение тела (запишите в таблицу листа самооценки).
  2. Удалив картофель, добавить соль в воду,  перемешать.
  3. Опустить картофель в раствор соли, опишите поведение тела (запишите в таблицу листа самооценки).
  4. Проанализируйте результат эксперимента, заполните таблицу результатов.
  5. Вывод по результатам работы предлагается сделать  с использованием учебника стр. 120, 121



Предварительный просмотр:

7 класс.  Тема: Плавание тел.

Учитель физики МБОУ «СОШ №20» г.Северодвинска, Архангельской области

Тема занятия. Плавание тел.

Тип урока: изучение нового материала по теме «Плавание тел»

Форма организации учебной деятельности: сочетание  фронтальной работы и работы в малых  группах, опережающие задания.

Технология: традиционная, элементы критического мышления и проблемного обучения, индивидуальные опережающие задания.

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Экран;
  3. Видеопроектор;

На демонстрационном  столе: 1. Стакан с водой. 2. Бруски алюминиевый и деревянный.

На столах учащихся: 1.Лист самооценки 2. Стакан с водой. 3. Бруски алюминиевый и деревянный.  4. Картофель небольшого размера.  5. Соль.  6. Деревянная палочка. 7. Салфетка. 8. Кусочек пластилина.

Предметные результаты: определять условия плавания тел

Метапредметные результаты:  Планировать и организовывать свою деятельность по решению учебной задачи; анализировать, обобщать; вести наблюдения и формулировать выводы.

Личностные: формирование творческих способностей учащихся; самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений

Тема занятия. Плавание тел

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Универсальные учебные действия

Организационный-

Организует деятельность по подготовке к уроку

Готовят рабочее место

готовность к уроку

Личностные УУД

нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД

умение слушать

Проверка домашнего задания

Организует индивидуальную работу с тестами, самопроверку и самооценку  

Работают с листом самооценки, отвечая на вопросы теста, осуществляют самопроверку

Самооценка уровня подготовки Д/З

 

Познавательные УУД:

Анализируют, работают самостоятельно,

Регулятивные УУД:  

проводят самооценку, коррекцию

Изучение новых знаний

Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов

Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов , их коррекция.

 

Проведенный опыт, записанные выводы

Личностные УУД:

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях,  Регулятивные УУД:  

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль  способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов.

Познавательные УУД:

составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативный УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.

Итоги урока

Организует обсуждение результатов занятия

Формулируют выводы о достижении цели урока

Познавательные УУД:

Умение обобщать, формулировать вывод

Рефлексия

Организует фронтальную проверку знаний

Работают с таблицей плотностей, отвечают на вопросы

Проведение эксперимента перед классом

Познавательные УУД:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Коммуникативный УУД:

умение  выражать свои мысли

Домашнее задание

Объявляет Д/З

Восприятие, осознание  Д/З, запись

Задание, записанное в дневнике

Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности

                                                                             

                                                             

 

Содержание занятия

I. Организационный

  1. Приветствие учителя, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию. На этом этапе важно создать правильный эмоциональный настрой учащихся.

Проверка Д/З. Мини-тест с инструкцией по заполнению и самооценке. Таблица в листе самооценки.

Вопросы теста:

  1. Сила тяжести определяется…

А. F=mg         Б. F=ρgh           В. F=ρgV

    2. Сила тяжести направлена….

                А. Вверх                           Б. Вниз                           В. Горизонтально

     3.  Архимедова сила определяется…

А. F=mg                    Б. F=ρgh                    В. F=ρgV      Слайд 3

  1. Сила Архимеда направлена…

                А. Вверх                               Б. Вниз                             В. Горизонтально

F1

    5.                                     Определите направление равнодействующей сил F1   и F2

                                            А. Вверх

                                             Б. Вниз

                                            В. Нет правильного ответа      

          F2

           

Правильные ответы: 1-А, 2 – Б, 3 –В, 4 – А, 5 – Б

После проведения самопроверки, по предложенной шкале, проводится самооценка с выставлением отметки в лист самооценки.

Самооценка: Отметить +/(-) ответы при совпадении/(неправильном) ответе на вопрос теста; сосчитать количество + и поставить отметку:

 «5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

«2» - менее трёх правильных ответов

Обратная связь фронтально (поднятием руки показать кол-во ошибок), коррекция.

  1. Изучение нового материала.  

Группа экспериментаторов, получившая опережающее задание, готова поделиться результатами своей работы: беседу проводят ученики, учитель корректирует возможные неточности формулировок.

  1. На столе два бруска, сравните размеры. Что можно сказать о силе Архимеда для каждого из них? (На доске уже оформлена задача на расчёт силы Архимеда и  силы тяжести) Записывают в тетрадь
  2. Как вы думаете, каким будет поведение этих тел при погружении в воду? (варианты ответов)
  3. Ученики проводят эксперимент с брусками из алюминия и дерева.
  4. Как можно объяснить результат?  (делают вывод).

У: Сегодня мы попытаемся найти ответ на вопрос: почему одни тела тонут, а другие плавают или всплывают? Железный гвоздь утонет в воде, в тоже время, корабль удерживается на плаву, несмотря наличие ещё и груза на борту.

Объявляется тема урока. Запись в лист самооценки

У: Предлагает учащимся сформулировать цель урока (ответы учеников)

Динамическая пауза  

Теперь каждый из вас выступит в роли исследователя.

 Вам предлагается провести работу «Выяснение условий плавания тел». (В листе самооценки тема, приборы и материалы, таблица результатов измерений) Как можно сформулировать цель работы?  (предложения учеников) Запись в лист самооценки

Часть учащихся выполняет работу без подробной инструкции.

Вывод по результатам работы предлагается сделать  с использованием учебника стр. 120,121

У: Предлагает озвучить выводы (коррекция, дополнения)

  1. Итоги урока

Совместное обсуждение результатов по достижению целей урока. 

  1. Рефлексия (закрепление) Фронтальная работа с элементами частично-поисковой деятельности (используя таблицу плотностей)
  • У: Как ведёт себя лёд в воде? (показать рукой)
  • В бензине?
  • Что произойдёт с куском железа, если его опустить в ртуть?
  • А если в ртуть  поместить золото?

     Покажите поведение пластилина в воде. Проверить. (проводят эксперимент)

      Предложите способ оставить пластилин на плаву. Как объяснить (высказывания учащихся)

У: Корректирует ответы учащихся (предлагает запомнить результаты эксперимента для работы на следующем уроке)

  1. Домашнее задание: 

1. § 50, ответить на вопросы, упр. 25 (4,5) (обязательное для всех)

2. Сделать подборку загадок, стихов или афоризмов по теме «Сила Архимеда. Плавание тел» (с рисунками);

3. Подготовить сообщение о плавании судов. (задания 2,3 являются дополнительными)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к урокам биологии 7 класс

1. тесты по биологии 7 класс2. лабораторные работы ( инструктивные карточки)3. конспекты уроков...

Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"

laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...

Методические материалы к уроку географии 6 класс "Путешествия и географические открытия" (презентация)

В презентации по географии для 6 класса "Путешествия и географические открытия" учащиеся знакомятся с 10 великими путешественниками и их открытиях . Показаны маршруты их путешествий....

Методические материалы к уроку в 5 классе по биологии "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Создание  базового учебного индивидуального  проекта за один урок...

Методические материалы к уроку физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Методические материалы к уроку физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"....

Методические материалы к уроку обществознание 11 класса тема:Налоги

Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы сегодня с вами должны составить об этом свое собственное мнение и выразить его с помощью весов, где на одну чашу вы соберете аргументы в польз...