Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Китова Елена Владимировна

 

«ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»

ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научить различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты известных физиков, картинки, фотографии. Линейки из дерева, пластмассы, железа, термометр,секундомер,гиря на веревочке и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no1_chto_izuchaet_fizika.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Учитель физики Китова Е.В.

                                                                                              7 класс                            

                                                УРОК №1

«ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»

ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научить различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты известных физиков, картинки, фотографии. Линейки из дерева, пластмассы, железа, термометр,секундомер,гиря на веревочке и т.п.

                              ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент (Техника безопасности на уроке физики, учебник, тетради , учебный план)
  2. Физика как наука, что она изучает. Методы ее изучения. Астономия.Объяснение нового материала с использованием презентации и конспектов.
  3. Домашнее задание

                     ХОД УРОКА

  1. Ребята, вы начинаете изучение нового предмета, который называется физика. Вы находитесь в кабинете физики. Это самая настоящая научная лаборатория, в которой находятся физические приборы. За период изучения физики в 7 классе вы должны выполнить 15 лабораторных работ самостоятельно с помощью тех приборов и материалов, которые вам раздадут. В связи с этим сейчас с вами будет проведен инструктаж по технике безопасности на уроке физики при проведении лабораторных работ. Показ презентации по технике безопасности.
  2. Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья доска, книги, карандаши, тетради и т.д.В физике всякий предмет называется физическим телом. Следовательно, столы, стулья доска, книги, карандаши, тетради-это физические тела. Земля, Луна, Солнце и все остальные небесные тела тоже являются физическими телами. В природе с физическими телами происходят изменения. Например , зимой вода отвердевает и превращается в лед. Весной снег и лед плавятся и превращаются в воду.Вода кипит и превращается в пар. Пар охлаждается и превращается в воду. Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца. Солнце и все небесные тела движутся в космическом пространстве. Все эти изменения называются физическими явлениями. Физика –это наука о физических явлениях природы. Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления, и как они взаимосвязаны. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место.К ним относятся:

1)    механические явления (например, движение самолетов и автомобилей, качание маятников и течение жидкостей по трубам, обращение Земли вокруг Солнца и орбитальной станции вокруг Земли);

2)    электрические явления (например, притяжение и отталкивание наэлектризованных тел, электрический ток и т. д.);

3)    магнитные явления (например, действие магнитов на железо, магнитное взаимодействие токов, влияние Земли на стрелку компаса и т. д.);

4)    оптические явления (распространение света в различных средах, отражение света от зеркал, свечение различных источников и т. д.);

5)    тепловые явления (таяние льда, кипение воды, образование снега, тепловое расширение металлов, действие электронагревательных приборов и т. д.);

6)    атомные явления (например, взрывы атомных бомб и процессы, происходящие в недрах звезд).

Физика-это наука, которая изучает все эти явления. Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. На примере свободного падения стального шарика, можно установить законы падения для других тел разной формы и массы. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности-механике, строительстве, энергетике, военном деле, мореплавании, даже в цирке и других областях.

Итак, физика-это наука о наиболее общих свойствах тел и явлений.

УПРАЖНЕНИЕ 1:

Вы знаете, как происходят многие явления и легко закончите фразы, предскажите, чем закончатся следующие события:

  1. Если выпустить из рук тяжелый предмет, то он…..
  2. Если цветок не поливать то он….
  3. Если сверкнула молния, то….

Законы физики являются объективным отражением развития природных закономерностей. Любые процессы, происходящие в природе тесно связаны между собой. Даже смена дня и ночи на планетах обусловлена вращением их вокруг своей оси.

Физика как наука тесно связана с другими науками. Например, с географией, астрономией, химией, биологией.

Физика помогает более глубоко изучить процессы, на первый взгляд, не относящиеся к физике. Это течение различных химических и биологических процессов, строение различных небесных тел и другие.

Любая наука использует свои специальные слова- научные термины. Физик , говоря о движении тел (машин, самолетов, мяча, планеты…), обычно не считается с тем, что движется, т.к. для изучения механического движения это несущественно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле  , понимая под этим любой предмет.

Приведите примеры физических тел.( мяч, стол, карандаш)

Следует сказать, что все объекты, и в том числе физические тела являются материей. Все, что нас окружает, материально.  Вода, воздух,звезды- любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

 Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля.Любой материальный предмет (физическое тело) состоит из вещества, и мы можем его потрогать и увидеть.Сложнее с полем- мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть или потрогать, можем только зарегистрировать его наличие каким –либо прибором, и то не всегда.Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/с., но измерить его мы не можем, пока.А вот электромагнитное поле поле человек может не только ощущать, но и измерять.

Наши мысли нельзя считать материальными, т.к. это продукт нашего сознания.Давайте подумаем о том, как можно изучать физику? Откуда берутся у человека знания? Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений.С этого, собственно, и начиналась физика.Философы и ученые Древней Греции, такие, как Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения.Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку. Очевидно,многие слышали имя Архимед, которому приписывают такие слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир», или «Эврика»

Далее см.поурочные разработки Волкова В.А. стр.9

3.Д.З §1-2 ответить на вопросы после параграфов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к урокам ( физика)

В материале составлены:1. комплект по учебнику Громова для 7 класса ( календарно - тематическое планирование, пояснительная записка)2. входная контрольная работа  по физике для 8а,8б класса...

Методические разработки к урокам ( физика)

В материале составлены:1. комплект по учебнику Громова для 7 класса ( календарно - тематическое планирование, пояснительная записка)2. входная контрольная работа  по физике для 8а,8б класса...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель

Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков  рабо...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...