Метод кейсов на уроках.
статья по физике

Милонравова Елена Анатольевна

В данном материале показана важность и необходимость в применении новых методов обучения,в частности метода кейсов.Описаны цели метода, классификация,фазы проведения и примеры.Применение кейс-метода в обучении позволяет учителю реализовывать проблемное обучение и и оценить сформированность компетенций. Этот метод направлен на развитие междисциплинарных знаний и умений,а так же развитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Метод кейсов на уроках.

Давайте представим себе, что мы находимся на уроке физики. Я хочу прочитать вам хокку японского поэта Мацуо Басе:

Слеза на щеке

От холода замерзала.

Так мало тепла остается.

Не кажется ли вам, что здесь что-то не так? Нет ли здесь физической ошибки? С этого примера я хочу начать рассказ о методе кейсов или иначе кейс-стади, или методе ситуативного анализа. Что это такое?

Это метод основан на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Он был применен первый раз в 1920 г. в Гарварде в школе бизнеса. Преподаватели попросили успешных бизнесменов описать истории создания своих компаний и на основании этого создали ситуации, решения которых должны были найти учащиеся. Так же метод кейсов используется в менеджменте и при приеме на работу. Какие же цели у данного метода?

1.Активизация познавательной деятельности.

2.Повышение мотивации к изучению предмета.

3.Развитие навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения.

4.Отстаивание и защита своей позиции.

5.Умение работать в группах.

6.Формирование критической оценки различных точек зрения.

7.Осуществление самоанализа, самооценки и самоконтроля.

Это метод активного обучения и включает в себя три фазы.

Первая фаза- создание благоприятной психологической обстановки и взаимного доверия в классе.

Вторая фаза- «мозговой штурм». После знакомства с кейсом начинается процесс поиска проблемы и путей ее разрешения. Тут есть ряд правил: есть идея-говорю, нет - молчу; идей должно быть много и желательно чтобы высказался каждый; идеи можно заимствовать, видоизменять и улучшать; нельзя критиковать; время высказываний должно быть ограничено (не более 1 минуты)

Третья фаза-это творческий анализ всех идей с целью поиска решения проблемы (дискуссия).

Какие бывают кейсы? Их классификации очень разнообразны. Можно выделить несколько видов.

1.Видиокейсы или картинки.

2.Иллюстративные ситуации. Целью является обучить алгоритму принятия правильного решения в данной ситуации на определенном примере.

2.Ситуации-кейсы с формированием проблемы. Описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы. Целью является диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме.

3.Ситуации кейсы без формирования проблемы. Это более сложная ситуация. Проблема четко не выявлена, а представлена в виде статистических данных, таблиц или графиков. Целью является самостоятельное выявление проблемы и указание путей ее решения.

4.Научно-исследовательские кейсы.

5.Практические кейсы.

Самыми простыми являются кейсы возможных ситуаций. Придумать их можно почти к любому уроку, если есть необходимость обсудить какой-нибудь закон или явление. Например, реклама в газете: «Наше оборудование само е лучшее в мире! КПД -100 и более процентов! Все ваши усилия превратятся в полезную работу! Работай без потерь!». Как-то подозрительно. В чем обман?

Конечно у любого метода есть свои недостатки и преимущества. К недостаткам можно отнести трудоемкость и времязатратность, а также трудности в оценивании учащихся. К преимуществам по сравнению с традиционными методами обучения можно отнести:

1.Практическую направленность. Кейс –метод позволяет применять теоретические знания к решению практических задач.

2.Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучающихся.

3.Конкретные навыки.

Конечно, подготовка кейсов требует от учителя и наличия свободного времени, и недюжинных творческих способностей. Однако плюсы от использования метода-кейсов компенсирует эти затраты с лихвой. Учащиеся будут легче усваивать учебный материал, и научаться работать в команде, и отстаивать свою точку зрения, и поймут ,что полученные ими знания можно применять в своей внешкольной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ

Презентация содержит: Требования к кейс-технологии, этапы создания кейса,преимущества этого метода , его отличительные черты, мониторинг результативности,выявленные трудности....

Применение метода кейса на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Бюджет государства и семьи»

Активизация познавательной деятельности является одной из важнейших задач развивающего обучения. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько поним...

Метод кейсов на уроке английского языка в учреждениях среднего профессионального образования (на примере профессии парикмахер).

Статья посвящена использованию такой современной педагогической технологии как "кейс-метод" в учреждениях профессионального образования....

Применение метода кейса на уроке математики в 5 классе.

В работе представлены: - описание метода;- урок по теме "Диаграммы";- урок-практическая работа....

Использование метода кейсов на уроках английского языка

Статья "Case Study Method. Pros and Cons." на английском языке.  Краткие характеристики метода и примеры его использования. Метод и идеи могут быть использованы на всех стадиях изучения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Статья раскрывает особенности современного интерактивного обучения школьников на уроках информатики. Описывает эффективность применения и возможности использования кейс – технологии для активиза...