Использование метода кейсов на уроках для детей с ОВЗ
презентация к уроку на тему
Презентация содержит: Требования к кейс-технологии, этапы создания кейса,преимущества этого метода , его отличительные черты, мониторинг результативности,выявленные трудности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Новый ФСО ориентирован на результат обучения Результатом обучения являются ключевые компетенции учащихся Для достижения наивысших результатов необходимы нетрадиционные технологии и интерактивные методы Один из таких методов-метод кейса
Обучение на основе кейс- метода это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах выработке навыков принятия решений. Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни Кейсы могут использоваться как в процессе обучения так и в процессе контроля знаний.
Проблема и цель проекта Отсутствие в рамках применения компетентностно -ориентированного подхода использования высокоэффективного метода кейсов. Недостаточная компетентность педагога в использовании метода кейса Цель: Повысить профессиональную компетентность через использование кейс- технологии с учащимися с ДЦП старшего звена
Самоанализ, рефлексия педагогической деятельности До использования метода кейса После использования метода кейса Отношение учителя к традиционной структуре урока Изменение организации работы Нарушение существующего порядка Недостаточное использование материально-технической базы Слабая профессиональная и личная готовность преподавателя Потеря системности в обучении Увеличение трудозатрат Недоверие к учащимся (учащийся не готов к самостоятельной работе) Опасность снижения качества образования Повышение эффективности обучения Увеличение свободы в организации учебного процесса Обмен информацией на разных уровнях Увеличение гибкости в организации учебного процесса
Мониторинг результативности работы с детьми «-» кейс-метода для учащегося «+» кейс-метода для учащегося Психологическая неготовность учащегося Некачественное освоение материала Освоение технологий организации самостоятельной работы Творческое развитие учащегося Возможность оформления собственной позиции по отношению к разной информации (не будет навязываться чужая точка зрения)
Выявление трудностей в профессиональной деятельности учащийся преподаватель Обучить самостоятельной работе с информацией Обучить учащегося организации собственной деятельности Создать соответствующие условия для самостоятельной работы учащихся Создать условия для развития внешней и внутренней мотивации учащегося к увеличению самостоятельной работы Организовать психолого-педагогическую поддержку преподавателей на этапе внедрения метода кейса Создать условия для развития внешней и внутренней мотивации преподавателя к переходу к новой системе работы Подготовить преподавателей к «самостоятельности» учащихся Ввести новые требования к педагогическому составу Разработать механизм способствующий сохранению качества знаний в переходный период Создать дифференцированную систему для внедрения метода кейса
Направления саморазвития Диагностический этап (сентябрь-октябрь 2011) Изучение технологии кейса (ноябрь-май 2012) Этап внедрения технологии кейса (сентябрь- март 2013) Рефлексивный этап (апрель-май 2013)
Информационное развитие Буравой , М. Углубленное с asestudy : между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой .- Томск, 2003. Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И.Козина //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90. Козина, И. Casestudy : некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой . - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005. Рейнгольд , Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд // Компьютерра .- , 2000. - №13-15. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика С aseStudy в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации ", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 11. Вылегжанина И.В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» Киров, КИПК и ПРО, №4, 2007. 12. Пажитнева Е.В. Кейс-технологии для развития одарённости // Химия в школе. – 2008, № 4. 13. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. 14. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2001. 15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 16. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997. http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm http://www.casemethod.ru
О КЕЙС МЕТОДЕ Кейс-метод начал применяться в начале XX в. Кейс- не просто правдивое описание событий, а информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Метод провоцирует дискуссию, моделирует реальную проблему.
Требования к кейс- методу: - соответствовать чётко поставленной цели; - иметь соответствующий уровень трудности; - иллюстрировать аспекты реальной жизни; - не устаревать слишком быстро; - иметь национальную окраску - иллюстрировать типичные ситуации; - развивать аналитическое мышление; - провоцировать дискуссию.
Создание нового кейса состоит из пяти этапов: Поиск источника кейса. Сбор данных для кейса. Макетирование содержания кейса. Апробация кейса в аудитории. Жизненный цикл кейса.
Преимущества применения кейс- метода в преподавании: демонстрирует академическую теорию с точки зрения реальных событий; мотивирует учащегося на изучение предмета; способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации. Формируется при обучении кейс- метода:
Кейс – метод как педагогическая технология Формируется при обучении кейс- метода: Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их. Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.
Кейс – метод как педагогическая технология Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт. Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения .
Кейс – метод как педагогическая технология К задачам формирования навыков можно отнести: - принятие нужного решения в кейсе. - способность мыслить логически, ясно и последовательно. - умение предоставить анализ в убедительной и обоснованной форме. - уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.
Кейс – метод как педагогическая технология демонстрация готовности и способности применять аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна. - умение выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность. - способность использовать имеющиеся в распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.
Примеры возможных образовательных целей кейсового метода: - приобретать знания; - развивать общее представления; - понимать мотивы; - приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы; - приобретать навыки разработки действий и их осуществления; - расти в умении слушать; - расти в умении налаживать надёжные связи; - развивать определённые отношения; - ответственность за свои решения и результаты; - скептицизм
Кейс – метод как педагогическая технология Роль преподавателя при проведении занятий : - представление кейса ; - индивидуальное изучение кейса каждым членом группы - разработка вариантов индивидуальных решений -обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой подгруппе ; -подготовка к обсуждению и дискуссия . Роль преподавателя носит инновационный характер это роль наблюдателя , но с активной позицией , т е управлять опосредовано .
Предполагаемые результаты У учащихся сформируются: - инициатива; - набор норм – моральных; общественных ; - развивать суждение и здравый смысл; - предвидеть значение, результаты; - рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе; - обобщать – от конкретных деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций ; Ключевые компетенции: работы в команде, с информацией, коммуникативные.
Ожидаемые результаты познавательного обучения, которое имеет место в процессе кейс – метода, можно подразделить на шесть основных групп учебных целей . Оценка: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение . Синтез: получить неизвестные ранее сведения (требуют оригинальности и творческого подхода) Анализ: определить составные элементы, каким образом они расположены и связаны между собой.
Применение: применять знания для решения ровых задач в новых ситуациях, когда не определены указания и методы решения . Понимание: приводить информацию в более значимую форму, пересказывать, объяснять, предполагать, делать выводы, экстраполировать, когда говорят это сделать (низший уровень понимания ) Знания: излагать термины, определённые данные, категории, способы действий ( не требует никаких признаков понимания , учащейся репродуцирует те сведения, которые он изучал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование семейных ценностей у детей и родителей посредством использования метода активного обучения в системе ДОД»
Тренинг «Традиции моей семьи»Цель: Создать условия для осознания ценности семьи, и семейных традиций, объединяющих родных и близких.Задачи: - способствовать укреплению взаимоотношений учащи...
«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс: «Где обедал воробей?»Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»Возраст: 4 года.Количество: 8 человек.Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей...
«Возможность использования метода проектов в обучении детей с множественными нарушениями»
В статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста С ТМНР. Материалы представлены в формате презентации....
Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»
«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...
Использование сказкотерапии как метода для формирования готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к проживанию в семье.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, интеграции личности, формирования навыков...
Программа по выявлению способностей детей на уроках сельскохозяйственного труда путём использования метода проектов
Программа по выявлению способностей детей на уроках сельскохозяйственного труда путём использования метода проектов...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.
Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...