Применение метода кейса на уроке математики в 5 классе.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
В работе представлены:
- описание метода;
- урок по теме "Диаграммы";
- урок-практическая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика применения метода кейса. | 16.07 КБ |
Урок №1 "Диаграммы". | 103.37 КБ |
Урок №2 "Практическая работа". | 343.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание технологии «Метод кейсов» (МК).
Учитель: Васильченко Марина Юрьевна
Образовательное учреждение: МБОУ лицей «Технико-экономический»,
г. Новороссийск.
Предмет | математика |
Класс | 5 |
Время | 2 урока (по 40 мин) |
Вид кейса | Обучающий |
Тип кейса | Аналитический |
Определение: МК-это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, т.е. изучение предмета путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях.
Цели применения:
-анализировать ситуации;
- оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления;
- решать практические задачи.
Задачи учителя:
- подбор материала кейсов;
- направление беседы или дискуссии в нужное русло, например с помощью проблемных вопросов;
- контроль за временем работы;
- побуждение школьника к отказу от поверхностного мышления (может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу);
Задача учащихся:
- разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом им нужно напомнить, что возможны разные способы решения проблемы.
Структура обучения МК:
Фаза работы | Действия учителя | Действия ученика |
До урока | 1.Подбирает кейс. 2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника. 3.Разрабатывает сценарий урока. | 1.Получает кейс и список рекомендаций. 2.Индивидуально готовится к уроку. |
Во время урока | 1.Организует предварительное обсуждение кейса. 2.Делит класс на группы. 3.Руководит обсуждением кейса в группе, обеспечивает их дополнительными сведениями. | 1.Задает вопросы углубляющие понимание кейса и проблемы. 2.Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3.Принимает решение или участвует в принятии решения. |
После урока | 1.Оценивает работу ученика. 2.Оценивает принятые решения или поставленные вопросы. | Составляет письменный отчет о занятии по данной теме. |
Требования к содержанию кейса:
-в кейсе рассматривается конкретная ситуация.
Виды кейсов:
- вводный кейс (осведомленность о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);
- предоставление информации (знаний по теме или проблеме);
- стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);
- исследовательский кейс (анализирует определенную ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения);
- кейс, имеющий целью развитие определенных навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций).
Структура кейса:
- комплексный (модульный) кейс содержит большой объем информации, первичных данных, образцов документов, видеоролик, компьютерных программ и т. п.;
- кейс-иллюстрация содержит небольшой объем данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы;
- кейс -практическая задача содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме;
- кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста, а его обсуждение построено на основе этих вопросов. Вопросы к кейсу можно разделить на «обучающие», призванные закрепить полученные знания, и «проблемные», развивающие творческое, аналитическое мышления.
Технология организации (модерации) деятельности по МК:
Класс делится на группы (3,5человек). Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Он организует работу групп, распределяет вопросы между участниками и принимает окончательные решения, делает доклад о результатах работы своей группы.
Способы организации работы:
- каждая группа разрабатывает только одну тему в течение нескольких практических занятий;
- все группы работают над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между собой в поиске оптимальных решений.
Последовательность работы над кейсом:
- записывается тема, над которой предстоит работать группе, и ее цель;
- записываются вопросы, конкретизирующие данную тему;
- по каждому вопросу высказываются мнения, а модератор их записывает;
- формулируется результирующее мнение, которое и будет являться решением задачи;
- представление результатов работы над темой и обсуждение;
- подведение итогов работы над темой учителем.
Метод кейсов требует, чтобы:
- ученик посетил несколько занятий, проводимых по данной технологии;
- ученик показал свою заинтересованность и подготовку к занятиям;
- ученик в определенное время выступил в роли модератора.
Предварительный просмотр:
Урок №1.
Учитель: Васильченко Марина Юрьевна
Образовательное учреждение: МБОУ лицей «Технико-экономический»,
г. Новороссийск.
Предмет | математика |
Класс | 5 |
Время | 40 мин |
Вид кейса | Обучающий |
Тип кейса | Аналитический |
Учебно-методическое обеспечение: Математика 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.:Мнемозина, 2013, Математика 5. Самостоятельные и контрольные работы. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. М.:ИЛЕКСА,2008, дидактические материалы по математике для 5 класса. А.С. Чесноков, К.И. Нешков. М.:Классикс Стиль, 2009, раздаточный материал: карточка с текстами задач; мультимедиа проектор, экран, персональный компьютер; микрокалькуляторы, циркули, транспортиры.
Интернет – ресурсы:
- www.nvros.ru
- nar60.my1.ru
- gorod-novoross.ru
- http://www.perelman.ru fectival.1september.ru/apticles/507568
- Материалы учителя моу «Общеобразовательный лицей №17» г. Северодвинск Власова А.А.
- Сайт «Молодая гвардия».
Тема урока: Диаграммы.
Цель: Познакомить учащихся с понятием диаграммы, с различными видами диаграмм; научить учащихся читать диаграммы, отвечая на поставленные вопросы.
Создать условия для формирования коммуникативных умений при работе в групповом режиме, выработки навыков сотрудничества и самоорганизации в совместной деятельности. Привлечь внимание детей к необходимости самостоятельного накопления материала, связанного с применением пройденной темы. Развитие умения участвовать в дискуссии.
Задание подгруппам:
Задание В в контрольно - измерительных материалах проверяет умение учащихся применять полученные знания на практике, связанные с темой нашего урока. В задании нужно получить какую либо информацию из рассмотренных диаграмм: сколько процентов от общей суммы расходов приходится на каждую статью расходов семьи; в какое время года какой товар ф. Учащиеся должны ознакомиться с предложенной информацией и, опираясь на нее, найти решение практических задач, и обосновать свой выбор.
За несколько дней обучающимся озвучивается тема занятия «Диаграммы». Также проговаривается, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. Сам кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии.
Учитель предлагает обратить внимание на следующие моменты:
- Понятие диаграммы, виды диаграмм;
- Использование диаграмм для наглядного представления информации;
- Чтение диаграмм;
- Алгоритм построения круговой диаграммы.
Режим работы над кейсом
Наименование этапа |
этапа урока |
1.Организационная часть. Выдача кейса. | 1 |
2.Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом. Получение дополнительной информации. | 6 |
3.Решение задач, предложенных в кейсе | 10 |
4. Обсуждение в группах результата решения задач (коллективная работа учащихся). | 5 |
5. Сравнение решений по каждой задаче полученных в подгруппах. | 5 |
6.Выдвижение идеи, правила по решению данных задач. | 5 |
7. Презентация полученного вывода, правила в виде схемы, кластера и т.д. | 5 |
8.Подведение итогов преподавателем. | 3 |
Критерии оценок работы по этапам занятия
Наименование критерия | Балл |
| 10 |
| 10 |
| 10 |
| 10 |
| 5 |
| 5 |
| 5 |
Итого | 55 |
Содержание кейса:
Часть 1:
Информационная часть: Круговые диаграммы.
Достаточно распространённым способом графического изображения структуры статистических данных является круговая диаграмма, так как идея целого очень наглядно выражается кругом. Относительная величина каждого значения изображается в виде части круга, площадь которого соответствует этой величине. Этот вид графического изображения удобно использовать, когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме. Части могут изображаться как в общем круге ( рис №1), так и отдельно, расположенными на небольшом удалении друг от друга ( рис № 2).
Рис. 1.
Рис. 2.
Чтобы прочитать круговую диаграмму, нужна разъясняющая информация. Часть 2: Прочитайте следующие круговые диаграммы:
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Часть 3: Найдите информацию о других видах диаграмм.
Часть 4: Постройте круговую диаграмму распределения учащихся гимназии по ступеням обучения, если учащихся начальной школы 189 человек, основной школы - 163 человека, а учащихся старшей школы - 40 человек.
Алгоритм построения диаграммы:
- Узнать значение целой величины.
- Выразить в процентах значения частей
- Перевести проценты в градусы.
- Построить окружность удобного радиуса.
- Построить углы по их градусным мерам.
Рефлексия:
- объясните, удалось ли нам достичь цели урока
- пригодятся ли вам эти умения в жизни?
Предварительный просмотр:
Урок №2.
Учитель: Васильченко Марина Юрьевна
Образовательное учреждение: МБОУ лицей «Технико-экономический»,
г. Новороссийск.
Предмет | математика |
Класс | 5 |
Время | 40 мин |
Вид кейса | Практический |
Тип кейса | Аналитический |
Учебно-методическое обеспечение: Математика 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.:Мнемозина, 2013, Математика 5. Самостоятельные и контрольные работы. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. М.:ИЛЕКСА, 2013, дидактические материалы по математике для 5 класса. А.С. Чесноков, К.И. Нешков. М.:Классикс Стиль, 2013, раздаточный материал: карточка с текстами задач; мультимедиа проектор, экран, персональный компьютер; микрокалькуляторы, циркули, транспортиры.
Интернет – ресурсы:
- www.nvros.ru
- nar60.my1.ru
- gorod-novoross.ru
- http://www.perelman.ru fectival.1september.ru/apticles/507568
- Материалы учителя моу «Общеобразовательный лицей №17» г. Северодвинск Власова А.А.
- Сайт «Молодая гвардия».
Тема урока: Практическая работа «Построение круговых диаграмм в программе Excel».
Цель: Научиться строить круговые диаграммы в программе Excel. Создать условия для формирования коммуникативных умений при работе в групповом режиме, выработки навыков сотрудничества и самоорганизации в совместной деятельности.
Ход работы:
- Организационный момент.
2.Выполнение практической работы.
1). Вместе с учителем построить круговую диаграмму по программе:
- Откройте программу Excel: Пуск→ Все программы→McOffice→ Excel.
- В окне программы создайте таблицу
Год/Награды Новороссийска | 1966 | 1973 | 1974 |
Кол-во наград | 4 | 4 | 4 |
Орден отечественной войны 1-ой степени | 1 | ||
Город-герой | 1 | ||
Орден Ленина | 1 | ||
Медаль «Золотая Звезда» | 1 | ||
% | 25 | 25 | 50 |
- Выделите данные.
- Воспользуйтесь мастером диаграмм:
на панели инструментов или командой: Вставка→ Диаграмма.
- В открывшемся диалоговом окне Мастер диаграмм, выберите тип диаграммы :Круговая, и щелкните кнопку Далее.
- Выберите Поместить диаграмму на листе с данными и нажмите кнопку Готово.
- Сохраните результат в своей папке под именем Диаграмма.
2). В группах построить диаграммы по данным кейса
1.
1.В Новороссийске, в параде примут участие около 2000 военнослужащих, среди них моряки Новороссийской военно-морской базы ЧФ, подразделения береговых войск НВМБ, сводный батальон воздушно-десантных войск, сводная рота ВВС и ПВО, пограничники, военнослужащие Спецстроя ВС РФ, сводный батальон Кубанского казачьего войска и батальон Новороссийского филиала ФГОУ ВПО "Морская государственная академия им. Адмирала Ф.Ф.Ушакова". По предварительным данным, в параде будет задействовано 60 единиц боевой техники, 7-ая Гвардейская десантно-штурмовая дивизия в составе механизированной колонны совместно с образцами вооружения и военной техники других видов войск представит БМД-1, БМД-2, БТР-ЗД, самоходные артиллерийские орудия 2С9 "НОНА" и другое вооружение. В пешей колонне, которая будет делиться на две части - современную и историческую, пойдут более 700 десантников, среди которых будет около 400 гвардейцев.
2. В Технико-экономическом лицее Новороссийска обучаются 963 ученика. Из них 100 человек примут участие в полку «Бессмертный батальон» в параде Победы.
3.
- в 1888 Новороссийск установил коммуникации с Екатеринодаром с помощью железнодорожной ветки;
- в 1893 город первым в мире открыл электростанцию трехфазного тока;
- в 1918 году под угрозой нападения немцев из Севастополя был выведен Черноморский флот и затоплен в Цемесской бухте;
- в 1937 году флот подняли со дна, и большинству судов дали вторую жизнь;
- в 1941 году началась Великая Отечественная война; пограничный город Новороссийск оказался в зоне захвата немецкими войсками;
- в 1943 году происходит долгожданное освобождение исторической земли.
4.
- орден Отечественной войны 1-й степени за военные заслуги (1966 год);
- орден Ленина в честь 30-летия разгрома фашистских войск на Северном Кавказе (1973 год);
- медаль «Золотая Звезда» (1973 год);
- почётное звание города-героя (1973 год).
5.
За мужество и отвагу 21 воин - защитник Малой земли был удостоен звания Героя Советского Союза, сотни солдат и офицеров награждены орденами и медалями, 19 частям и соединениям Красной Армии присвоено почетное наименование Новороссийское. 600 тысяч бойцов, сражавшихся на Кавказе, Советское правительство наградило специальной медалью « За оборону Кавказа ».
6.
- 28 июня 1941 г.- началась бомбардировка Новороссийска,
- 9 сентября 1942г.- наступление советских войск за освобождение Новороссийска,
- 11 сентября 1943г.- части Советской Армии и Черноморского флота преградили путь врагу на Кавказ,
- 16 сентября 1943г.- над городом взвилось Красное знамя.
7.
1838 г.- 5816 чел. высадились в Цемесской бухте,
1839г.- Цемесской бухте присвоено название Новороссийск,
1869г.- Получен статус города.
3). Презентация работы групп.
4). Подведение итогов.
5). Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение метода проектов на уроках математике и во внеклассной работе по предмету", статья
Данная статья о возможности использования метода проектов на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. Использование проектной технологии на уроках математики позволяет расширить ин...
Применение метода кейса на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Бюджет государства и семьи»
Активизация познавательной деятельности является одной из важнейших задач развивающего обучения. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько поним...
Применение метода «Сказкотерапия» на уроках в младших классах в школе VIII вида
Занятия по сказкотерапии формируют учебную мотивацию, тем самым способствуют развитию речи, а также активизируют мыслительные процессы. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем ш...
Из опыта работы. Применение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе.
Из опыта работыПрименение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе. «Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Позволь м...
Применение метода проектов на уроках математики
p { margin-bottom: 0.21cm; } Применение метода проектов на уроках математики...
Развитие физических качеств с применение метода кейсов.
Технологическая карта урока физической культуры в 9 классеУЗ: Развитие физических качеств.Задачи урока:1.Закрепить знания учащихся о двигательных качествах.2.Научить выдвигать гипотезы.3.Научить прове...
Применение метода координат на уроках математики.
Методика применения метода координат, на уроках математики в 6 классе, в свете ФГОС....