Метод кейсов на уроке английского языка в учреждениях среднего профессионального образования (на примере профессии парикмахер).
статья по английскому языку по теме

Статья посвящена использованию такой современной педагогической технологии как "кейс-метод" в учреждениях профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_keysov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод кейсов на уроке английского языка в учреждениях

 среднего профессионального образования

(на примере профессии парикмахер).

В нашей статье речь пойдет о довольном новом методе обучения, который известен под названием «кейс-метод» (Case study). Он заключает в себе анализирование той или иной ситуации.

Его смысл заключается в осмыслении реальной жизненной ситуации, в описании которой присутствуется не только проблема, но и определенный комплект знаний, необходимых для понимания и усвоения, при разрешении сложившегося вопроса.

Кейс готовится исходя из определенного формата. Он предназначается для обучения анализировать разные виды информации, умению обобщать, формулироваться вопросы и вырабатывать возможные варианты ее решения по соответствующим критериям.

Существует несколько классификаций кейсов. По структуре выделяются:

  • структурированные кейсы (highly structured case) – ситуация излагается с конкретными цифрами и данными коротко и точно,
  • неструктурированные кейсы (unstructured cases) – материалы с большим количеством данных, по которым оценивается стиль и скорость мышления, умение отделять главное от второстепенного и навыки работы в конкретной области.
  • Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) — изложение ситуации, которую необходимо решить, вследствие чего анализируются способности человека к нестандартной, креативной мыслительной деятельности [4, c.20].

Размер кейсов может быть как 20-25 страниц, так и составлять мини-кейсы, размер которых всего лишь 1-2 страницы. Такие сжатые кейсы представляют проблемные ситуации, предназначенные для разбора во время учебного процесса, а иногда могут использоваться как иллюстрация к теории на преподаваемом занятии.

К отличительным особенностям кейс-метода можно отнести:

  1. описание реальной проблемной ситуации,
  2. альтернативность решения проблемной ситуации,
  3. единая цель и коллективная работа по выработке решения,
  4. функционирование системы группового оценивания принимаемых решений,
  5. эмоциональное напряжение учащихся [5, c.12].

Разработка кейса для учителя не является легкой задачей, так как это требует особого педагогического мастерства, большого количества времени. Разработка кейса требует подбор соответствующего реального материала, в котором бы моделировалась проблемная ситуация и отражался бы комплекс знаний, навыков и умений, которыми студенты обязаны овладеть. Метод кейсов обязательно должен включать особые виды учебного материала и способы использования данного материала в учебном процессе.

Кейс можно представить как некую ролевую систему. Нередко кейс-метод сравнивается, а порой даже приравнивается к игровому методу.

Роль преподавателя заключается в том, чтобы он так направил беседу или дискуссии при помощи проблемных вопросов, чтобы учащиеся не думали поверхностно, а также, чтобы в разговор были вовлечены все студенты данной группы [2, c.177].

Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности.

В методологическом контексте кейс-метод представляется как сложная система, в которой интегрированы другие более простые методы познания. Обычно туда входят:

  • игровые методы,
  • метод описания, классификации,
  • системный анализ, мысленный эксперимент,
  • моделирование.

Моделирование  - средство представления кейса как модели существующей ситуации, характерной для определенной сферы общества. Чем ближе эта модель к реальной ситуации, тем ценнее кейс.

В обучении такой профессии, как парикмахер, метод кейсов имеет большую значимость. Это связано в первую очередь с тем, что специалист в этой области постоянно общается с людьми. Его профессия относится к обслуживающей сфере,  и, таким образом, он должен выполнять требования своего «заказчика», какими бы они не были, или же в случае невозможности решить ту или иную ситуацию корректно объяснить [там же, c. 179-189].

Таким образом, преподавателям просто необходимо смоделировать наиболее типологические ситуации, которые могут случиться с начинающими специалистами.

В учебном процессе для подготовки парикмахеров актуально использовать следующие типы кейсов:

  • тренировочные

Основная функция заключается в отработке навыков деятельности в изменяющихся условиях. Примером может служить получение разных результатов окрашивания волос одним красителем на разных волосах)

  • обучающие

Основная функция данного вида кейса заключается в том, чтобы овладеть новыми знаниями. Например, узнать технологию модельной прически, для чего необходимо изучить разновидности причесок с учетом современной моды.

  • аналитические

Основная функция заключается в выработке умений и навыков относительно аналитической деятельности. Необходимо проанализировать теоретические и практические работы, как своего выполнения, так и других специалистов данной области, а именно:

  1. стрижка,
  2. прически,
  3. окрашивание,
  4. химическая завивка
  • исследовательская

Основная функция состоит в получение новых знаний. Новые знания приобретаются путем сравнения. Студенту необходимо сравнить, к примеру, форму волоса до химической завивки и после нее.

  • прогностическое.

Главная функция состоит в получении сведений о развитии чего-либо. Например, необходимым может служить изучение основных последствий после выполнения разнообразных операций по стрижке и окрашиванию [1].

При построении кейсов может быть использовано несколько способов:

  1. Необходимо представить ситуацию как новую и сложную для обучаемых. Такой способ предполагает заострение внимания к новым объектам или поиск на вопросы, к примеру «О чем говорит предложенная информация».
  2.  Рассмотреть противоречивую информацию, разных взглядов на один и тот же вопрос. Для выявления проблемы предлагается найти связь между явлениями и понять, являются ли данные противоречащими друг другу.
  3.  Создать проблемную ситуацию, при этом представить содержание неполно. Таким образом, студенты должны сами заниматься поиском материала. Самостоятельно осознать проблемную ситуацию, выделить части и синтезировать в единое целое.
  4.  Построить такие ситуации, при которых определенная информация отсутствует, не указываются субъекты или объекты. Однако в модели дается характеристика, условия, функции. Суть заключается в том, чтобы обнаружить, что предмет мысли не выражен, ответив на вопрос: «О чем здесь говорится, каковы характеристики данного объекта, каковы условия протекания данного процесса и т.п.?» [3].

Итак, рассмотрев метод кейсов на уроках английского языка в обучении по профессии парикмахер, мы пришли к выводу, что при использовании кейс-технологий развиваются необходимые профессиональные навыки, повышается учебная мотивация. Это связано с тем, что студенты начинают понимать, какой именно учебный материал может пригодиться в практической деятельности.


Библиографический список:

  1. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии / под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, 2003
  2. Козина И. Case study: некоторые методические проблемы / И. Козина // Рубеж. - 1997. №10-11. - С.177-189.
  3. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В. Рейнгольд // Компьютерра. - 2000. №13-15.
  4. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред Ю.П. Сурмина — Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  5. Буравой М. Углубленное case study: между позитивизмом и постмодернизмом / М. Буравой // Рубеж. - 1997 - №10-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная методика преподавания иностранного языка в учреждении среднего профессионального образования

Статья раскрывает основные моменты коммуникативной методики преподавания английского языка в учебном учреждении...

Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» по специальности среднего профессионального образования Туризм.

Рабочая  программа учебной дисциплины «Английский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального о...

Введение современных информационных технологий на уроках английского языка в учреждениях среднего профессионального образования

Обучение посредством современных компьютерных технологий (Интернет-ресурсов) удовлетворяет всем требованиям новой образовательной парадигмы.                 ...

Рабочая программа учебной дисциплины английский язык по специальности среднего профессионального образования: 18.02.09 «Переработка нефти и газа».

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования: 18.02.09 «...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Английский язык образовательной программы среднего профессионального образования для профессии 43.02.13 Технология парикмахерского искусства на базе основного общего образования

В результате освоения учебной дисциплины «Английский язык» обучающийся должен обладать, предусмотренными  Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образо...