В мире волновых процессов
методическая разработка по физике (11 класс)
Обобщающий урок по теме "Волновые явления". Урок в форме конференции. Учащиеся заранее готовят сообщения по предложенным темам. Такая форма урока поможет учащимся рассмотреть волновые явления с различных точек зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-конференция по теме "Волновые явления" | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
«В мире волновых процессов»
ОД «Физика»
Раздел программы: Колебания и волны»
Темы раздела: Упругие волны, электромагнитные волны
Цель урока: раскрыть роль волновых явлений в различных сферах жизни человека.
Задачи:
Образовательная: закрепление, обобщение и расширение знаний обучающихся по темам «Упругие волны», «Электромагнитные волны».
Воспитательная: формирование коммуникативных качеств обучающихся, воспитание чувства само- и взаимоответственности, уверенности в себе, развитие научного мышления.
Развивающая: : развитие когнитивных, креативных качеств обучающихся.
Методическая: использование различные формы исследовательской деятельности обучающихся при обобщении изученного материала.
Тип урока: урок-конференция (обобщение и систематизация знаний)
Методы: поисковый, эвристический, игровой
Формы организации обучения: групповая, фронтальная
Междисциплинарные связи: биология, география, изобразительное искусство, музыка
Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедиапроектор
Студент должен знать:
смысл понятий: волна, электромагнитные волны, упругие волны; смысл физической величины длина волны; свойства волн.
Студент должен уметь:
организовывать собственную деятельность;
анализировать ситуацию, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результат своей работы;
самостоятельно осуществлять поиск информации;
использовать ИКТ в работе;
работать в команде, эффективно общаться с коллегами.
Ход урока:
1.Орг.момент
Вступительное слово преподавателя: Наша конференция посвящена волновым процессам. Вопросы, связанные с этим явлением, мы попытаемся рассмотреть с различных точек зрения. Для этого на конференцию были приглашены: учёные-физики, учёные-биологи, сейсмологи, путешественники-мореплаватели, представители творческой богемы.
Кроме того, на нашей конференции присутствует группа журналистов, которые имеют возможность задавать вопросы выступающим и определят лучшего выступающего
Спектр волновых процессов очень широк. Мы сталкиваемся с ними на каждом шагу. Несмотря на всё многообразие, всем волновым явлениям, независимо от их природы, присущи общие свойства. Напомним их.
2. Актуализация знаний:
1) Что представляет собой волновой процесс?
2) Что распространяется в пространстве при появлении волн?
3) На какие две группы делятся волны? Чем они отличаются?
4) Как определяется длина волны?
5) Какими свойствами обладают волны?
6) Какие виды волн существуют в нашем кабинете в данный момент времени?
Преподаватель: Перед конференцией каждая группа провела исследование. Кто-то проделал большую работу, кто-то изучил совсем маленький материал. Но каждый узнал что-то новое для себя и готов поделиться своими знаниями.
3. Выступления обучающихся
Преподаватель: Что представляют собой упругие (механические) волны?
Выступление 1-ой группы «Путешественники-мореплаватели»: Сообщения: «Шторм», «Волны-убийцы»
Выступление 2-ой группы «Творческая богема»: Сообщения: «Художники-маринисты», «Девятый вал»
Преподаватель: Не только художники, но и музыканты изображали волны звуками. Например, композитор Антонио Вивальди написал произведение «Шторм». Послушайте его и ответьте на вопрос: Как Вивальди удалось музыкой изобразить бушующие волны?
Выступление 3-ей группы «Учёные-сейсмологи»: Сообщения: «Сейсмические волны», «Землетрясения в Кемеровской области», «Исследование влияние структуры вещества на прохождение упругих волн».
Преподаватель: Теперь настала очередь поговорить об электромагнитных волнах. Что они собой представляют?
Кто впервые экспериментально доказал существование электромагнитных волн?
С каждым годом количество источников электромагнитного излучения становится всё больше, а, значит, увеличивается число электромагнитных волн, пронизывающих окружающее пространство. Так ли уж они безвредны для живых организмов?
Выступление 4-ой группы «Учёные-биологи»: Сообщения: «Влияние электромагнитного излучения на растения»
Преподаватель: А много ли источников электромагнитного излучения в наших домах?
Выступление 5-ой группы «Учёные-физики»: Сообщения: «Источники электромагнитного излучения у нас дома», «ХААРП», «Влияние электромагнитного излучения на человека».
4. Подведение итогов
Журналисты определяют лучшие сообщения. Преподаватель выставляет оценки за урок.
Преподаватель: Спасибо всем выступившим за познавательную информацию. В заключение нашей конференции можно сделать вывод: с волновыми процессами мы сталкиваемся на каждом шагу. Важно знать их свойства, чтобы не пострадать от них, а, наоборот, получить максимальную пользу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для активного участия человека/гражданина в процессах глобального мира.
Создание условий для активного участия человека/гражданина в процессах глобального мира....
Интегрированный урок по английскому языку и географии "Исторические и современные миграционные процессы мира"
Данный урок является заключительным этапом работы над проектом по указанной теме, целью которого было проследить этапы формирования американской нации и современные миграционные процессы в мире. Работ...
Семинар «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного процесса».
В данной публикации представлен материал для проведения семинара по теме «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного ...
"Взаимосвязь сенсорики и речи в процессе познания детьми окружающего мира"
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность реб...
Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с родной историей и культурой
Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших ...
Виртуальная экскурсия как средство формирования представлений об окружающем мире в процессе работы по развитию речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Виртуальная экскурсия...
Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗЕ МИРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
АннотацияВ последнее время значительно возрос интерес общества к вопросам национальной идентификации, процессам глобализации и локализации, появилось особое стремление изучать национальный образ мира ...