В мире волновых процессов
методическая разработка по физике (11 класс)

Калинина Ольга Константиновна

Обобщающий урок по теме "Волновые явления". Урок в форме конференции. Учащиеся заранее готовят сообщения по предложенным темам. Такая форма урока поможет учащимся рассмотреть волновые явления с различных точек зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока

«В мире волновых процессов»

ОД «Физика»

Раздел программы: Колебания и волны»

Темы раздела: Упругие волны, электромагнитные волны

Цель урока: раскрыть роль волновых явлений в различных сферах жизни человека.

Задачи:

Образовательная: закрепление, обобщение и расширение знаний обучающихся по темам «Упругие волны», «Электромагнитные волны».

Воспитательная: формирование коммуникативных качеств обучающихся, воспитание чувства само- и взаимоответственности,  уверенности в себе, развитие научного мышления.

Развивающая: : развитие когнитивных, креативных  качеств обучающихся.

Методическая: использование  различные формы  исследовательской деятельности обучающихся при обобщении изученного материала.

Тип урока: урок-конференция (обобщение и систематизация знаний)

Методы: поисковый, эвристический, игровой

Формы организации обучения: групповая, фронтальная

Междисциплинарные связи: биология, география, изобразительное искусство, музыка

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедиапроектор

Студент должен знать:

смысл понятий: волна, электромагнитные волны, упругие волны; смысл физической величины длина волны; свойства волн.

Студент должен уметь:

организовывать собственную деятельность;

анализировать ситуацию, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результат своей работы;

самостоятельно осуществлять поиск информации;

использовать ИКТ в работе;

работать в команде, эффективно общаться с коллегами.

Ход урока:

1.Орг.момент

Вступительное слово преподавателя: Наша конференция посвящена волновым процессам. Вопросы, связанные с этим явлением, мы попытаемся рассмотреть с различных точек зрения. Для этого на конференцию были приглашены: учёные-физики, учёные-биологи, сейсмологи, путешественники-мореплаватели, представители творческой богемы.

Кроме того, на нашей конференции присутствует группа журналистов, которые имеют возможность  задавать вопросы выступающим и определят лучшего выступающего

Спектр волновых процессов очень широк. Мы сталкиваемся с ними на каждом шагу. Несмотря  на всё многообразие, всем волновым явлениям, независимо от их природы, присущи общие свойства. Напомним их.

2. Актуализация знаний:

1) Что представляет собой волновой процесс?

2) Что распространяется в пространстве при появлении волн?

3) На какие две группы делятся волны? Чем они отличаются?

4) Как определяется длина волны?

5) Какими свойствами обладают волны?

6) Какие виды волн существуют в нашем кабинете в данный момент времени?

Преподаватель: Перед конференцией каждая группа провела исследование. Кто-то проделал большую работу, кто-то изучил совсем маленький материал. Но каждый узнал что-то новое для себя и готов поделиться своими знаниями.

3. Выступления обучающихся

Преподаватель:  Что представляют собой упругие (механические) волны?

Выступление 1-ой группы «Путешественники-мореплаватели»: Сообщения: «Шторм», «Волны-убийцы»

Выступление 2-ой группы «Творческая богема»: Сообщения: «Художники-маринисты», «Девятый вал»

Преподаватель: Не только художники, но и музыканты изображали волны звуками. Например, композитор Антонио Вивальди написал произведение «Шторм». Послушайте его и ответьте на вопрос: Как Вивальди удалось музыкой изобразить бушующие волны?

Выступление 3-ей группы «Учёные-сейсмологи»: Сообщения: «Сейсмические волны», «Землетрясения в Кемеровской области», «Исследование влияние структуры вещества на прохождение упругих волн».

Преподаватель: Теперь настала очередь поговорить об электромагнитных волнах. Что они собой представляют?

Кто впервые экспериментально доказал существование электромагнитных волн?

С каждым годом количество источников электромагнитного излучения становится всё больше, а, значит, увеличивается число электромагнитных волн, пронизывающих окружающее пространство. Так ли уж они безвредны для живых организмов?

Выступление 4-ой группы «Учёные-биологи»: Сообщения: «Влияние электромагнитного излучения на растения»

Преподаватель: А много ли источников электромагнитного излучения в наших домах?

Выступление 5-ой группы  «Учёные-физики»: Сообщения: «Источники электромагнитного излучения у нас дома», «ХААРП», «Влияние электромагнитного излучения на человека».

4. Подведение итогов

Журналисты определяют лучшие сообщения. Преподаватель выставляет оценки за урок.

Преподаватель: Спасибо всем выступившим за познавательную информацию. В заключение нашей конференции можно сделать вывод: с волновыми процессами мы сталкиваемся на каждом шагу. Важно знать их свойства, чтобы не пострадать от них, а, наоборот, получить максимальную пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для активного участия человека/гражданина в процессах глобального мира.

Создание условий для активного участия человека/гражданина в процессах глобального мира....

Интегрированный урок по английскому языку и географии "Исторические и современные миграционные процессы мира"

Данный урок является заключительным этапом работы над проектом по указанной теме, целью которого было проследить этапы формирования американской нации и современные миграционные процессы в мире. Работ...

Семинар «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного процесса».

В данной публикации представлен материал для проведения семинара по теме «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного ...

"Взаимосвязь сенсорики и речи в процессе познания детьми окружающего мира"

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность реб...

Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с родной историей и культурой

         Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших ...

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗЕ МИРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

АннотацияВ последнее время значительно возрос интерес общества к вопросам национальной идентификации, процессам глобализации и локализации, появилось особое стремление изучать национальный образ мира ...