Технологическая карта урока физики в 9 классе "Энергия связи атомных ядер"
план-конспект урока по физике (9 класс)
Тема: «Энергия связи атомных ядер».
Цели: Определение содержания компетенции через :
1.Когнитивный компонент компетенции- изучить понятие дефекта масс, энергии связи. Ознакомить с формулой Эйнштейна «взаимосвязи массы и энергии» и способом расчёта энергии связи ядра.
2.Операционный компонент компетенции-овладение навыком расчёта энергии связи ядра по дефекту масс, закрепить знание строения ядра атома, умение пользоваться таблицей Менделеева в данном аспекте.
3.Аксиологический компонент компетенции- развитие любознательности, кругозора.
Средства обучения:
1.Учебник «Физика-9» А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.
2.Таблица «Менделеева».
3.Таблица «Дефект масс ядра» (самодельная).
4.Таблица «Физические постоянные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 51.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Энергия связи атомных ядер».
Цели: Определение содержания компетенции через :
1.Когнитивный компонент компетенции- изучить понятие дефекта масс, энергии связи. Ознакомить с формулой Эйнштейна «взаимосвязи массы и энергии» и способом расчёта энергии связи ядра.
2.Операционный компонент компетенции-овладение навыком расчёта энергии связи ядра по дефекту масс, закрепить знание строения ядра атома, умение пользоваться таблицей Менделеева в данном аспекте.
3.Аксиологический компонент компетенции- развитие любознательности, кругозора.
Средства обучения:
1.Учебник «Физика-9» А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.
2.Таблица «Менделеева».
3.Таблица «Дефект масс ядра» (самодельная).
4.Таблица «Физические постоянные».
5.Электронная презентация.
План:
1) Организационный момент
Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему ,которую запишем немного позже. А в начале повторим то ,что изучали ранее, и что понадобится на сегодняшнем уроке, без чего невозможно понять то, что предстоит сегодня изучить .
2)Проверка домашнего задания( двое учащихся у доске)
а)Упр.47(1)- записать уравнение реакции α-распада, изотопа Урана
б)Упр.47(2)-в результате какого числа β-распадов ядра теория превращается в ядро атома ?
Закон сохранения массового числа:234=234+b*0-без изменений
зарядового числа:90=92+b(-1)
b=2
Ответ:2β-распада.
3)Задача,текст которой проецируется на экран,ребята решают на местах,а один у доски:
Сколько α-и β-распадов произошло при превращении ядра полония в ядро таллия ?
а-число α-распадов
b-число β-распадов
Уравнение реакции:
Закон сохранения массового числа Закон сохранения зарядового числа
210=a*4+b*0+202 84=2*2+b(-1)+81
a==2-α-распад b=81+4-84=1
Ответ:2α-распад
1β-распад
4)Вопрос 1: β-частица, это электрон. Но в состав ядра электрон не входит. Откуда он берётся?
Ответ: Один из нейтронов ядра превращается в протон, электрон и антинейтрино. Протон остаётся в ядре ,а электрон и антинейтрон вылетают.
5)Вопрос 2:Что нуклонами?
Ответ: Протоны и нейтроны, входящие в состав ядра.
Вопрос 3:Как определить число нуклонов в ядре?
Ответ:Z-число протонов=порядковому номеру, т.е. зарядовому числу
N-число нейтронов=разность массового и зарядового числа
Вопрос 4:Какие силы действуют между нуклонами в ядре?
Ответ: Гравитационное притяжение
Электрическое отталкивание
Ядерные силы притяжения
Таким образом, мы подошли к теме сегодняшнего урока «Энергия связи ядра».
Вопрос 5:Каковы особенности ядерных сил?
Ответ: Они значительно больше и гравитационного притяжения и электрического отталкивания.
Вопрос 6:А как вы думаете, легко ли разделить ядро на отдельные(свободные)нуклоны?
Ответ: В любом случае на это потребуется затратить энергию.
Определение№1: E св.- энергия связи ядра-это минимальная энергия, которую нужно затратить для разделения ядра на отдельные нуклоны.
А с другой стороны: при соединении свободных нуклонов в ядро выделяется такая же энергия(подобно тому, как при поднятии камня ,т.е. при отделении его от Земли, энергия затрачивается ,а при падении ,т.е. при объединении камня с Землей такая же энергия выделяется).
Определение №2: E св.- это энергия, которая выделяется при объединении нуклонов в ядро.
Именно то обстоятельство, что при объединении нуклонов в ядро энергия выделяется ,и привлекает внимание, вызывает практический интерес в плане её использования.
Вопрос 7:А как же можно определить сколько энергии выделяется?
Ответ: Для этого используется закон взаимосвязи массы и энергии, открытый в 1905 А. Эйнштейном.
Проецируется портрет и формула Эйнштейна:
У этой формулы глубокий смысл: если масса системы изменится на ,то и энергия её изменится на
Многочисленные опыты подтверждают ,что действительно при слиянии нуклонов в ядро, масса уменьшается .Это явление названо дефектом масс.
Определение:-дефект масс-это разность суммарной массы, объединяющих нуклонов и массы образовавшегося ядра.
Но если масса уменьшается ,то и энергия уменьшается. Значит, энергия выделяется. Эта выделившаяся энергия и называется энергией связи E св.
Объединив формулу Эйнштейна с определениями ,получаем:
Для расчёта потребуются такие табличные данные:
1 а.е.м.=1,6605*
для некоторых химических элементов занесены в специальные таблицы(таблица №13-Рымкевич).
Один пример расчёта E св. разобран в §65(стр.205)
Для ядра дейтерия
Мы же произведём расчёт ядра гелия
Но сначала запишите домашнее задание.
Задача : Рассчитать энергию связи ядра гелия
- Определим нуклонный состав
2)Рассчитаем дефект масс ядра, предварительно выписав из таблицы №13 массу ядра.
3)Дефект масс ядра:
4)Рассчитаем E св.
Закрепление:
1.Что называют энергией связи ядра?
2.Что называется дефектом масс ядра?
3.Как рассчитать энергию связи?
4.Какой практический интерес вызывает энергия связи ядра?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...
Технологическая карта урока. Тема "Металлическая химическая связь".
Технологическая карта урока. Тема "Металлическая химическая связь".УМК: Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян, М. Дрофа 2012г....
Технологическая карта урока физики по ФГОС, обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел »
На данном уроке повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел». Осуществляется поиск необходимой информации для выполне...
Технологическая карта урока физики в 9 классе по теме "Энергия связи. Дефект масс"
Это седьмой урок Главы "Строение атома и атомного дра. Использование энергии атомных ядер" с применением технологии проблемного обучения...
Технологическая карта урока физики в 9 классе по теме "Атомная электростанция на ладони"
Урок предполагает проведение виртуального путешествия в мир дополненной реальности с помощью программы "АЭС на ладони", которая устанавливается на планшеты или телефоны обучающихся...
Технологическая карта урока химии" Типы химических связей"
Сформировать понятие о химической связи и научить учащихся определять ее тип в различных соединениях по химической формуле вещества.Первая часть урока предполагает введение термина «химическая с...
Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор»
Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор» позволит преподавателю целостно и системно увидеть материал по данной теме, отраз...