Методическая разработка Лабораторной работы "Изучение закона Ома для участка цепи и последовательного соединения проводников"
методическая разработка по физике (10 класс)
Методическая разработка к Лабораторной работе по общеобразовательной учебной дисиплине ОУД.10 Физика, код, специальность 29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Тема: "Изучение закона Ома для участка цепи и последовательного соединения проводников".
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29»
(ГБПОУ ТСиТ № 29)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗАРБОТКА
ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ № 10
по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.10 Физика
код, специальность 29. 02. 04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Раздел 3. Электродинамика. Тема 3.2. Законы постоянного тока
ТЕМА: «Изучение закона Ома для участка цепи и последовательного соединения проводников».
Москва
2020
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин наименование комиссии Протокол № 1 от «__1__» августа 2019 г. | ||
Председатель цикловой комиссии _____________ И.А. Андрияш |
|
Подпись Ф.И.О. .
Составитель (автор): Неверовская Д.Э. преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ТСиТ № 29
Пояснительная записка к лабораторной работе
Согласно п.28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» практическое занятие является одним из видов учебной деятельности обучающихся.
Выполнение студентами лабораторной работы направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по данной теме дисциплины;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность.
В ходе выполнения заданий у студентов формируются следующие компетенции: ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В ходе выполнения лабораторной работы у студентов вырабатываются: - практические умения и навыки: обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, умением обрабатывать информацию, строить графики и таблицы; - исследовательские умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимость, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты. - учебные умения: расспрашивать, описывать, сравнивать, исследовать, анализировать, оценивать, проводить самостоятельный поиск нужной информации.
Организация и проведение лабораторной работы:
Лабораторная работа проводится в специально оборудованных учебных лабораториях.
Продолжительность лабораторной работы – не менее 2-х академических часов.
Структурными компонентами лабораторного занятия являются:
- инструктаж, проводимый преподавателем.
Преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания перед выполнением студентами лабораторной работы, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся – их теоретической готовности к выполнению задания.
Работа носит репродуктивный характер. При проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Формы организации обучающихся практических занятиях: групповая.
- анализ и оценка выполнения студентами практических работ.
Контроль результатов лабораторной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине. Может проходить в письменной, устой или смешанной форме
Требования к результатам выполнения:
1. Знать схематическое обозначение приборов;
2. Научиться собирать электрические цепи;
3. Пользоваться амперметром,
4. Уметь начертить электрическую схему по рисункам;
5. Уметь определите цену деления приборов (амперметра, вольтметра).
6. Уметь определять показания приборов (амперметра, вольтметра).
7. Знать формулы силы тока, напряжения, сопротивления при последовательном соединении, единицы измерения этих величин в системе СИ.
При выполнении работы учитываются консультации студентов, справившихся с работой (консультируют более слабых студентов).
3. Критерии оценки.
«5» - студент оформляет материал в соответствии с требованиями работы. Систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод с небольшой помощью учителя.
«4» - студент оформляет материал в соответствии с требованиями работы. С помощью учителя систематизирует данные в виде схем и таблиц. Анализирует результат и делает вывод.
«3» - студент допускает ошибки при выполнении всех требований к результатам работы. С помощью учителя систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод.
Раздел 3. Электродинамика. Тема 3.2. Законы постоянного тока
Лабораторная работа № 10 «Изучение закона Ома для участка цепи и последовательногосоединения проводников».
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: экспериментальная проверка законов последовательного соединения проводников:
1) ознакомиться с приборами для проведения этой лабораторной работы
2) научиться соединять последовательно резисторы
3) научиться измерять и рассчитывать сопротивление при последовательном соединении резисторов
Приборы и материалы: источник тока, два резистора, амперметр, вольтметр, ключ замыкания, соединительные провода.
Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами:
1. При сборке электрической цепи использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов.
2. Источник тока подключать в последнюю очередь.
3. Собранную электрическую цепь включать только после проверки ее учителем.
4. Источник тока подключать и отключать при разомкнутом ключе.
5. Не прикасаться к элементам цепи, находящимся под напряжением и без изоляции.
6. Пользоваться только исправными штепсельными соединениями, розетками, гнездами и выключателями.
Повторение:
1.Как включают в цепь амперметр?
(Амперметр включают в цепь последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Клемму «+» нужно обязательно соединять с проводом, идущим от положительного полюса источника тока.).
2. Как включают в цепь вольтметр?
(Вольтметр включают в цепь параллельно с тем прибором, напряжение которого надо измерить).
Теоретическое обоснование
Последовательное соединение R -электрическое сопротивление (Ом); I- сила тока (A); U - напряжение (B) I= I1= I2 U1 = IR1, U2 = IR2, U = IR U = U1 + U2
R = R1 + R2
Порядок выполнения лабораторной работы:
1. В тетради для лабораторных занятий напишите номер и тему лабораторной работы.
2. Запишите цель работы, оборудование. 3. Начертите таблицу №1. 4. Проделайте опыты (см. Технологическую карту проведения опытов)
5. Заполнить таблицу №1
6. Сделайте выводы.
Таблица № 1
Измерить | Вычислить | ||||||||
I1, A | I2, A | I, A | U1, B | U2, B | U, B | R1, Ом | R2, Ом | , Ом | R = R1 + R2, Ом |
Технологическая карта проведения опытов
№ | Наименование опыта | Ход работы |
1 | Нарисуйте схему электрической цепи для изучения последовательного соединения: (Показать учителю!) | |
2 | Соберите по схеме цепь последовательного соединения проводников. (Показать учителю!) | |
3 | Определить цену деления амперметра | 1. Выбираем на шкале прибора два ближайших штриха, рядом с которыми стоят числа, 2.От большего числового значения вычитаем меньшее. 3. Полученное значение делим на число промежутков между ними. |
4 | Определить цену деления вольтметра | |
5 | Измерьте силу тока на разных участках цепи. | |
6 | Определение показаний амперметра и вольтметра | 1.Запишем цену деления прибора. 2.Определить число штрихов, на котором остановилась стрелка после ближайшего целого числа. 3. Умножим цену деления на это число штрихов + то число, от которого штрихи считали. 4. Запишем показания приборов. |
7 | Поочерёдно включить вольтметр к первому резистору, ко второму резистору и ко всему участку, измерить напряжение. Результаты измерений занесите в таблицу. | |
8 | Вычислить сопротивление первого резистора, используя закон Ома для участка цепи | |
9 | Вычислить сопротивление второго резистора, используя закон Ома для участка цепи | |
10 | Вычислить общее сопротивление цепи | R = R1 + R2 |
11 | Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу №1 | |
10 | Вывод: ( при последовательном соединении сила тока на любых участках цепи одинакова). (при последовательном соединении проводников общее сопротивление цепи равно сумме сопротивлений отдельных её проводников). | |
Литература: П.И. Самойленко, А.В. Сергеев Физика для СПО |
Контрольные вопросы:
1.Сравните общее сопротивление проводников с сопротивлением каждого из этих проводников. (Общее сопротивление проводников, соединенных последовательно, больше сопротивления каждого из этих проводников).
2.Чему равно общее сопротивление последовательно соединенных проводников, которые имеют одинаковое сопротивление?
(R= n RІ, где n – количество проводников).
3.Какие примеры вы можете привести последовательного соединения проводников?
(новогодняя гирлянда).
4. Главные недостатки последовательного соединения проводников?
а) (Если выйдет из строя хоть одна из ламп, гореть не будут все, так как нарушается электрическая цепь).
б) (второй недостаток - слабое свечение. При последовательном соединении двух ламп напряжение 220В будет делиться пополам, и составит 110В для каждой. Поэтому последовательное соединение ламп накаливания на напряжение 220В в домашних условиях практически не применяется).
5.Достоинство последовательного соединения проводников: (простота сборки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"
Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....
Технологическая карта открытого урока по физике в 8 классе по теме « Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников»
Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART Notebook на уроках физики....
Методическая разработка урока "Последовательное соединение проводников"
Цель урока:Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.Образовательная:исследовать закономерности протекания электрического тока в цепи при п...
Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"
Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"...
Закон Ома для участка цепи. Последовательное соединение проводников
Обобщающий урок по теме "Закон Ома для участка цепи"...
Конспект урока на тему "Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединения проводников" 8 класс
конспект урока...
Открытый урок по теме "Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи" 8 класс
Открытый урок по теме "Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи" 8 класс...