Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему
Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_posl_soedinenie_8.doc | 560 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока в 8 классе: "Последовательное соединение проводников"
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Форма урока:
Интегрированный урок с элементами работы на ПК
Цели урока:
1.Образовательная. Изучить законы последовательного соединения проводников
2. Развивающая. Развивать механизмы запоминания новой учебной информации, логическое и эвристическое мышление, элементы информационной культуры
Материально-техническое оснащение.
ПК, мультимедийный проектор, презентация, источник питания, демонстрационные амперметр, вольтметр, ключ, лампочки и соединительные провода.
Распределение времени
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний учащихся. Групповые задания –5 мин.
3. Изложение нового материала – 15 мин.
4. Закрепление изученного материала– 20 мин.
5. Подведение итогов. Домашнее задание - 3 мин.
Ход урока.
2. Класс разбивается на традиционные 6 групп (по 2 две пары учащихся в группе),
получают задания на карточках и готовятся в течение 2 мин.
Задание 1. 1)Что такое электрический ток? 2) Как измерить силу тока в участке цепи ?
Задание 2. 1)Что такое постоянный ток? 2) Перечислите все элементы цепи постоянного тока, известные вам ?
Задание 3. 1) Каково условие протекания тока в цепи? 2) Что такое 1 Ампер?
Задание 4. 1)Что такое электрическое напряжение? 2) Как измерить напряжение на участке цепи?;
Задание 5. 1)От чего зависит сопротивление проводника? 2) Как изменяют силу тока в участке цепи?;
Задание 6. 1) Сформулируйте закон Ома для участка цепи. 2) Как изменить напряжение на участке цепи?;
Учащиеся отвечают на задания, распределив самостоятельно вопросы в группе. На каждый ответ – 30 с. Результаты фиксируются учителем и учитываются при выставлении общих оценок за урок.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Итак, тема нашего урока «Законы последовательного соединения проводников» | |
«Как вы представляете себе последовательное соединение в жизни? А такое соединение в электрической цепи ?» Записываем определение: Последовательным называется соединение, при котором во всех проводниках течет один и тот же ток. | Ученики предлагают свои варианты определений соединения |
Рассмотрим такое соединение на демонстрационной доске. Как убедиться ,что во всех элементах соединения течет один и тот же ток ? | Учащиеся описывают признаки соединения. Группа 1 дает ответ на 2 вопрос. |
Учитель предлагает желающим провести измерение тока в 2-х точках цепи на доске. Учитель делает вывод о равенстве токов в точках А и Б цепи. Предлагает учащимся сформулировать первый закон соединения | Учащиеся выполняют измерения и записывают результаты Учащиеся формулируют закон : Сила тока во всех элементах последовательного соединения одинакова |
Переключением вольтметра учащиеся получают напряжение на втором проводнике и на всем участке. Результаты обнаруживают очевидную связь: U = U1 + U2. Предлагается сформулировать закон для напряжения. | Учащиеся формулируют закон : Напряжения на участке цепи равно сумме напряжений на отдельных последовательно соединенных элементах участка |
Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделить полученную формулу на одну и ту же силу тока. Применяя следствие из закона Ома R = U/I , получаем формулу, выражающую закон для сопротивления. Учитель предлагает учащимся сформулировать закон. Записываем: R = R1+R2 Для n – проводников с одинаковым сопротивлением R , т.е. R1 = R2 = R3 , получаем: Rобщ = R1* n Таким образом, при последовательном соединении проводников увеличивается общая длина проводников, включенных в участок, что приводит к увеличению сопротивления. Это следует также из формулы сопротивления проводника: R = ρl/S | Учащиеся формулируют закон: Сопротивление участка рано сумме сопротивлений проводников, составляюших данный участок цепи |
Применение последовательного соединения проводников Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения ток не течет и в остальных. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и все другие. Указанный недостаток может обернуться и достоинством, например в цепях охраны и синализации. | |
Мы получили три закона последовательного соединения проводников, которые будем применять для решения задач. | |
Закрепление нового материала | Остальные решают задачи. |
Предлагается устно решить следующие задачи: 1. Сила тока в первом проводнике сопротивлением 2 Ом равна 1,5 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом? (1,5 А) | При последовательном соединении сила тока везде одинакова, поэтому во втором проводнике сила тока будет 1,5А. |
2. В сеть с напряжением 210 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе? (70 В) | При последовательном соединении общее напряжение будет равно сумме напряжений на участках цепи. Так как лампы одинаковые, то 210:3=70В |
3. В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление? (4000 Ом) | При последовательном соединении общее сопротивление будет равно сумме сопротивлений на участках цепи, если лампы имеют одинаковое сопротивление, то 400∙10=4000Ом = 4 кОм |
Окрываем на компьютерах на ваших рабочих столах программу PHet и создаем в модели «Электрическая цепь» последовательное соединение 2 ламп, источника тока, амперметра, вольтметра, ключа и соединительных проводов
каждой лампы и участка.
5 Учитель подводит итоги, выставляет оценки, отмечает тех, кто успешно работал на ПК, быстрее всех оформлял решение задач в тетради, комментирует домашнее задание. | Учащиеся оформляют решение задач по результатам измерений в тетрадях. |
Задание на дом: § 48, Упр 32( 3,4) | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)
Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».
Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....