Методическая разработка урока "Последовательное соединение проводников"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Цель урока:
Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.
Образовательная:
- исследовать закономерности протекания электрического тока в цепи при последовательном соединении проводников,
- отработать понятия, постоянный электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, закон сохранения энергии;
- совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием;
- выработать навыки решения задач на расчет параметров участка цепи с последовательным соединением проводников.
Развивающая:
- развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
- продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная:
- продолжить развивать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posledovatelnoe_soedinenie_provodnikov-konspekt_uroka.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Последовательное соединение проводников.
Урок исследование.
8 класс
Цель урока:
Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.
Образовательная:
- исследовать закономерности протекания электрического тока в цепи при последовательном соединении проводников,
- отработать понятия, постоянный электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, закон сохранения энергии;
- совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием;
- выработать навыки решения задач на расчет параметров участка цепи с последовательным соединением проводников.
Развивающая:
- развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
- продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная:
- продолжить развивать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Видеопроектор, интерактивная доска, печатный раздаточный материал.
- Источник питания, ключ, лампочка на подставке, резистор, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
Этапы урока | Время, мин. | Приемы и методы |
1.Организационный 2.Проверка ранее изученного материала. 3.Изучение нового материала. 4. Закрепление полученных знаний. 5.Контроль знаний. 6. Подведение итогов. | 1-2 5-7 23 5 5 3 | Беседа Решение тестовых заданий. Беседа. Постановка эксперимента. Самостоятельная работа. Беседа. Обсуждение и решение задач. Самостоятельное решение задач. Рефлексия. |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
0 | Подготовительный | ||
1.Готовится оборудование для фронтального эксперимента. 2.Включается мультимедийный комплекс для показа сопроводительной презентации. | 1.Дежурные учащиеся раскладывают на столы наборы для эксперимента и печатные листы для работы | ||
1 | Организационный (2 мин.) | ||
1.Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. 2.Эпиграф к уроку ( слайд №1) | Учащиеся встают для приветствия и, тем самым, настраиваются на работу. | ||
2 | Проверка ранее изученного материала. (5-7 мин.) | ||
1.Учитель называет тему урока, знакомит учащихся с целью урока. (слайд №2,3) 2.Проводится проверка знания физических величин, единиц измерения, формул( слайд№4-6)) 3.Проводится тест для актуализации и проверки ранее усвоенных знаний. 4.Учитель показывает ответы теста. (слайд №7) | 1.Учащиеся записывают тему урока на листах отчета. 2.Учащиеся самостоятельно решают тестовые задания. 3.Учащиеся проверяют правильность решения и оценивают свою работу. | ||
3 | Изучение нового материала.(20 мин.) | ||
1.Прежде, чем приступить к исследованию мы вспомним основные правила по технике безопасности при работе с электрическим оборудованием. -подключение источника производить после сборки цепи; - в дальнейшем работать с цепью при разомкнутом ключе; -как подключается в цепь амперметр? -как подключается в цепь вольтметр? 2.Первый эксперимент- исследуется сила тока при последовательном соединении проводников. Как вы считаете, какие приборы потребуются? (слайд №8) 3.Учащимся предлагается обратить внимание на листы отчета, в которых заготовлена таблица для записи измерений. 4.Учитель наблюдает за ходом эксперимента и дает индивидуальные консультации. (слайды №№9-15) 5.Учитель обращает внимание на результат эксперимента. Предлагает сравнить силу тока на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд №16) 6.Второй эксперимент – исследуется напряжение на различных участках электрической цепи. Какими приборами в этом эксперименте мы будем пользоваться? (слайд №17) 7.Учитель предлагает на листах отчета изобразить схему электрической цепи, которую будем использовать во втором эксперименте.(слайд №18) 8. Учитель наблюдает за ходом эксперимента и дает индивидуальные консультации. (слайды№19-20) 9. Учитель обращает внимание на результат эксперимента. Предлагает сравнить напряжение на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд №21) 10.Третья часть эксперимента – определяется сопротивление на различных участках электрической цепи. Как можно найти сопротивление проводника, зная силу тока, проходящую через него, и напряжение на проводнике? 11.Учитель предлагает вычислить сопротивление на различных участках электрической цепи и занести результаты в таблицу. 12.Учитель обращает внимание на результат вычислений. Предлагает сравнить полученные сопротивления на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд №22) 13.Учитель подводит итог исследованию последовательного соединения проводников. (слайд №23) 14.Учитель сообщает уч-ся достоинства и недостатки последовательного соединения, применение( слайд №24-27) 15.Учитель проводит Зарядка для глаз «Танец ромашки» ( слайд№28 | 1.Учащиеся слушают рассказ учителя. Отвечают по ходу беседы на вопросы. -амперметр в цепь включается последовательно с прибором, на котором измеряют силу тока, с учетом полярности прибора; -вольтметр включается в цепь параллельно прибору, на котором измеряется напряжение, с учетом полярности прибора. 2.Учащиеся предлагают необходимый набор приборов: источник тока, лампочка на подставке, резистор, амперметр и соединительные провода. 3.На листах отчета изображают основную схему электрической цепи. 4.Учащиеся изображают на схеме подключение амперметра на различных участках электрической цепи, самостоятельно измеряют силу тока на различных участках электрической цепи и результаты эксперимента записывают в таблицу. 5.Учащиеся формулируют и записывают вывод. При последовательном соединении проводников сила тока в любых участках цепи одна и та же: I3= I1 = I2 6. Учащиеся предлагают необходимый набор приборов: источник тока, лампочка на подставке, резистор, вольтметр и соединительные провода. 7.На листах отчета изображают основную схему электрической цепи. 8. Учащиеся изображают на схеме подключение вольтметра на различных участках электрической цепи, самостоятельно измеряют напряжение на различных участках электрической цепи и результаты эксперимента записывают в таблицу. 9. Учащиеся формулируют и записывают вывод. При последовательном соединении проводников общее напряжение цепи равно сумме напряжений на отдельных её участках: U3 = U1 + U2 10.Ученики отвечают, что определить сопротивление проводника можно, используя формулу закона Ома. I=U/R из нее следует R=U/I 11.Учащиеся самостоятельно производят вычисления сопротивления различных участков электрической цепи и заносят результаты в таблицу. 12. Учащиеся формулируют и записывают вывод. Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных её участков: R3 = R1 + R2 13.Учащиеся проговаривают формулы, отражающие закономерности последовательного соединения проводников: I3= I1 = I2 =const U3 = U1 + U2 R3 = R1 + R2 Учащиеся слушают | ||
4 | Закрепление полученных знаний.(5 мин) | ||
1.Учитель предлагает решить задачу, применяя полученные закономерности. (слайд №29). По ходу беседы при необходимости задает наводящие вопросы. Кто какие закономерности увидел? 2.Главное, что нужно для решения задач с последовательным соединением проводников – это найти хоть одну силу тока. Тогда можно считать, что мы нашли сразу все силы тока. (слайды №№29-31). Если мы знаем две характеристики элемента, то третья находится без проблем. 3.Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста, используя интерактивную доску. Ответы сразу же проверяются. Наглядная физика ,8 класс, вопросы 1-3,6 | 1.Учащиеся принимают участие в решении и обсуждении задачи №1 -Значение силы тока везде одинаковое. -Общее напряжение равно сумме напряжений. -Общее сопротивление равно сумме сопротивлений. 2.Учащиеся решают задачу №2 самостоятельно. Проверяют правильность своего решения. 3.Учащиеся отвечают, поднимая карточки с правильными ответами. | ||
5 | Рефлексия.(5 мин.) | ||
1.Учитель предлагает выполнить последнее задание: ответить на вопросы, помещенные в конце отчетного листа. 2.Учитель предлагает оценить свою работу на уроке и поставить оценку. | 1.Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы. -Каковы мои результаты урока, что я понял, чему научился? -Какая часть урока вызвала наибольший интерес и почему? -Каковы были основные трудности в работе на уроке и как я их преодолевал? -Замечания и предложения на будущее (себе, учителю) 2.Самооценка за работу на уроке. | ||
6 | Подведение итогов. (3 мин) | ||
1.Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и выставляет отметки в журнал. | 1.Учащиеся записывают домашнее задание: § 48, упр.22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"
Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....
Методическая разработка урока физики по теме "Параллельное соединение проводников", 8 класс
План-конспект урока с применением технологической карты урока, решением задач различного уровня....
Методическая разработка открытого занятия по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников" (для 10 класса школы или 1 курса колледжа)
План - конспект урока по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников"....
Методическая разработка Шиповое соединение УЯ-2
Презентация к уроку...
Методическая разработка Шиповое соединение УС-1
Презентация к уроку...
Методическая разработка урока физики по теме: "Комбинированное соединение проводников". 10 класс.
Раздел физики "Законы постоянного тока" 10 класса. Материал для среднего общего образования. Тип урока комбинированный в форме фронтальной, экспериментальной работы в группах....
Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"
Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"...