Итоговая контрольная работа по курсам "Формирование умений решать задачи по физике"
методическая разработка по физике (9 класс)
В файле части уроков для формирования решения задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_kontrolnaya_rabota.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
- - Итоговая контрольная работа Каневой М.В.
Итоговое повторение (4 ч) | ||
65 | 1 | Повторение Механические и тепловые явления. Решение задач. |
66 | 2 | Повторение Электрические и световые явления. Решение задач. |
67 | 3 | Обобщение знаний и решение задач по курсу Основной школы.. |
68 | 4 | Итоговое тестирование |
Методическая разработка урока 67/3 по
Тема: Обобщение знаний и решение задач по курсу Основной школы..
Тип урока: обобщения и повторения знаний:
Цели и задачи:
образовательные:
- Привести знания в систему
- Закрепить умение выделять существенные признаки изучаемого явления.
- Закрепить умение решать тестовые задания.
- Закрепить умения решать задачи с кратким ответом.
- Закрепить умение решать задачи с развернутым ответом.
развивающие:
- развивать логическое мышление, память;
- развивать у учащихся такие умственные операции как анализ, синтез, обобщение.
- продолжить развитие памяти, речи, творческих способностей.
- развитие интереса к физике
воспитательные:
-развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
Формы работы:
- Итоговая беседа
- Решение задач
Структура урока:
№ | Этап | Время | Метод |
I | Организационный момент. Актуализация знаний через проверку домашнего задания | 5 мин | Словесный метод. выборочная проверка письменного задания; |
II | Закрепление умения решать тестовые задания | 10 мин | Наглядный метод закрепления знаний (зарисовка схемы). Решение задач |
III | Закрепление умения решать задачи с кратким ответом. | 10 мин | Наглядный метод закрепления знаний (зарисовка схемы). Решение задач |
IV | Закрепить умение решать задачи с развернутым ответом. | 23 мин | Наглядный метод закрепления знаний (зарисовка схемы). Решение задач |
V | Домашнее задание | 3 мин | Запись на доске и в дневниках |
VI | Итог | 2 мин | Словесный метод |
Ход урока
- Организационный момент. Выборочная проверка письменного задания;
- Учитель: На следующем уроке у вас будет Итоговая контрольная работа по физике. Она состоит из 10 заданий: 7 из них - тестовые задания, 2 задания с кратким ответом, 1 задание с развернутым ответом.
Давайте повторим, как решаются тестовые задания. К тестовому заданию предлагаются три варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружочком. Рассмотрите на доске схему решения тестового задания.
Учитель:
Давайте, применим эту схему к конкретной задаче. У вас на столе у каждого есть карточки с тремя задачами,
Рассмотрим, первую.
I. Как будет двигаться тело, массой 3 кг под действием постоянной силы 6 Н?
- Равномерно, со скоростью 2 м/с;
- Равномерно, со скоростью 0,5 м/с;
- Равноускоренно, с ускорением 2 м/с2;
- Равноускоренно, с ускорением 0,5 м/с2;
Учитель: Установите, какому явлению соответствует ситуация задачи.
Ученики: Механическое движение.
Учитель: Что необходимо знать, про механическое движение, чтобы решить эту задачу.
Ученик: Нужно знать, как тело движется под действием постоянной силы. Второй закон Ньютона
Учитель: Дайте словесную формулировку выделенного элемента знания и запишите соответствующую формулу.
Ученик: Тело под действием постоянной силы движется равноускоренно. Ускорение прямо пропорционально действующей силе и обратно пропорционально массе то есть:.
Учитель: рассчитай ускорение по данной задаче
Ученик:
Учитель: сформулируйте ответ
Ученик: Под действием постоянной силы 6 Н тело массой 3 кг будет двигаться, равноускоренно, с ускорением 2 м/с2;
Учитель: Сравните этот ответ с теми, которые перечислены в задании и запишите правильный номер ответа
Ученик: совпадение с вариантом ответа №3
Учитель: Обведите кружком номер правильного ответа.
III Давайте повторим, как решать задачи с кратким ответом. При выполнении задания с кратким ответом необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.
Рассмотрите на доске схему решения задания с кратким ответом.
Учитель: Давайте, применим эту схему к конкретной задаче. Рассмотрим вторую.
2)Вес камня в воздухе 10 Н, а в воде 5 Н. Какой объем камня? (Ускорение свободного падение примите за 10 м/ с2.)
Ответ___________ (см3,)
Учитель: Какого типа эта задача?
Ученик: Эта задача на расчет по одной или нескольким формулам.
Учитель: Какое явление наблюдается в данной задаче?
Ученик: Действие выталкивающей силы.
Учитель: Что необходимо знать про выталкивающую силу, чтобы решить эту задачу?
Ученик: Во-первых, что благодаря выталкивающей силе вес тела в воде меньше, чем в воздухе. А во-вторых, необходимо знать закон Архимеда.
Учитель: Запишите соответствующие формулы.
Ученик: FA=Pвоз-Pводе; FA= Vтgρж
Учитель: Выразите искомую величину
Ученик: Vт =
Учитель: Вес в воздухе есть, вес в воде тоже есть, ускорение свободного падения необходимо 10 м/ с2 принять, А вот плотность жидкости нам известна?
Ученик: Да, плотность воды 1000 кг/м 3.
Учитель: Тогда производите расчет.
Ученик: Vт =0,0005
Учитель: В каких единицах нам надо записать ответ?.
Ученик: В
Учитель: Сколько в 1?
Ученик: 1=1000000
Учитель: Сколько в 0,0005?
Ученик: 0,0005=500
Учитель: Скажите, может ли камень массой 1 кг иметь объем 500?
Ученик: Да, вполне может.
Учитель: Запишите ответ в указном месте на карточке.
IVУчитель: Давайте повторим, как решать задачи с развернутым ответом. При выполнении задания с развернутым ответом необходимо записать полное решение, которое включает запись краткого условия задачи, запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.
Рассмотрите на доске схему решения задания с развернутым ответом.
Учитель: Давайте, применим эту схему к конкретной задаче. Решение задачи необходимо записать на карточке. Рассмотрим третье задание.
3) Масса медного электропровода длиной 5 км составляет 750 кг. Определите сопротивление этого провода.
Учитель: Какое явление или объект участвует в этой задаче.
Ученик: Здесь есть объект проводник, и известны его характеристики: длина, масса, и вещество, из которого он состоит, значит, в таблице можно посмотреть плотность вещества и удельное сопротивление.
Учитель: Сделайте рисунок, и запишите краткую запись.
Ученик:
Учитель: Какие формулы зависимости физических величин, нам пригодятся для решения этой задачи.
Ученик: R= ρс,(1) где ρс- удельное сопротивление меди, l- длина проводника, S- площадь поперечного сечения. Так же нам пригодится определение плотности ρ=(2)
Учитель: Определите, какие величины известны, а какие нет. Сколько неизвестных величин?
Ученик: 3
Учитель: А уравнений?
Ученик: 2
Учитель: Значит, нам нужна еще одна формула, как вы думаете какая?
Ученик: V=S▪l(3)
Учитель: Подставьте уравнение (3) в уравнение (2), и в полученном уравнении выразите S.
Ученик: ρ=
Учитель: Это уравнение подставьте в уравнение (1), и упростите правую часть полученного уравнения.
Ученик: R= ρс
Учитель: Рассчитаем сопротивление по полученной формуле
Ученик: 0,017=0,017=
0,017==5,043 Ом
Учитель: Перепишите на карточку свое решение не забудьте записать ответ
VВашим домашним заданием будет: решить задания с подобной карточки, которая имеет такие же задания. Так же повторить предыдущие темы
VI. Подведение итогов урока.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к работе Формирование метапредметного умения «Решать проблемы и задачи» на уроках математики
Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?...
Курс по физике Как решать задачи по физике 9 кл.
Курс по физике Как решать задачи по физике 9 кл....
Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс
Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая контрольная работа.5 класс...
Методическая разработка «Система комплексной оценки сформированности метапредметных умений школьников в формате ФГОС» ( Итоговая контрольная работа.5 класс
Методическая разработка«Система комплексной оценки сформированности метапредметных уменийшкольников в формате ФГОС»( Итоговая контрольная работа.5 класс...
Задачи, формирующие умение решать задачи
Одна из целей обучения математике - научить учащихся решать задачи. Одно из средств повышения эффективности обучения математике – систематическое и целенаправленное формиро...
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ
Для дифференцированного обучения учащихся математике важно научиться диагностировать уровни их обученности....
Научная статья "Отработка умения решать задачи с помощью таблицы"
Научная статья " Отработка умения решать задачи с помощью таблицы" представлена мной в помощь для учителей математики 8-11 классов....