Решаем физические задачи
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Методическая разработка элективного курса. Представлен фрагмент разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshaem_fizicheskie_zadachi.docx | 79.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 города Смоленска.
Методическая разработка
элективного курса по физике
«Решаем физические задачи».
Смирнова О. А.,
учитель физики
МОУ сош № 25.
Смоленск, 2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Учебно-тематическое планирование. 14
Занятие 4. Относительность движения. Классический закон сложения скоростей. 36
Занятие 5. Свободное падение. Баллистическое движение. 39
Занятие 7. Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика материальной точки». 44
Занятие 8. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. 47
Занятие 9. Силы трения. Коэффициент трения. Сила упругости. Закон Гука. 49
Занятие 11. Динамика вращательного движения. 55
Занятие 12. Импульс тела. Закон сохранения импульса. 57
Занятие 14. Закон сохранения и превращения энергии. Мощность. КПД механизмов. 63
Занятие 15. Контрольная работа № 2 по теме «Динамика. Законы сохранения». 66
Занятие 16. Условие равновесия тел. Момент силы. Рычаги. Центр тяжести. 69
Занятие 21. Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Молярная масса. 83
Занятие 22. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. 85
Занятие 23. Температура. Тепловая скорость. Уравнение состояния идеального газа. 88
Занятие 24. Изопроцессы. Графики изопроцессов. 91
Занятие 25. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Работа газа в изопроцессах. 94
Занятие 26. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам и к адиабатному процессу. 97
Занятие 27. Второй закон термодинамики. Цикл Карно. Тепловые двигатели. 100
Занятие 30. Контрольная работа № 4 по теме «Молекулярная физика и термодинамика». 109
Занятие 31. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. 112
Занятие 35. Энергия электростатического поля. 125
Занятие 36. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для однородного проводника. 128
Занятие 38. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. 134
Занятие 41. Контрольная работа № 5 по теме «Электродинамика». 144
Занятие 43. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле. 150
Занятие 47. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращения энергии в контуре. 164
Занятие 49. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Уравнение бегущей волны. 170
Занятие 50. Контрольная работа № 6 по теме «Электромагнетизм». 173
Занятие 53. Когерентные электромагнитные волны. Интерференция волн. 182
Занятие 55. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. 187
Занятие 57. Состав ядра атома. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. 194
Занятие 58. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Активность ядер. 196
Занятие 60. Контрольная работа № 7 по теме «Атом и атомное ядро». 200
Занятие 61. Элементы специальной теории относительности. 202
Занятие 63. Итоговая контрольная работа. 210
Занятие 64. Консультация перед пробным экзаменом. 216
Занятие 65. Пробный экзамен в форме ЕГЭ. 217
Рекомендуемая литература для учащихся. 230
Список использованной литературы. 231
Пояснительная записка.
Федеральный базисный учебный план и Стандарты образования 2004 года позволяют выбирать различные модели физического образования. Но, если для основной школы существует лишь один Стандарт по физике (и все дети находятся в равных или почти равных условиях), то в старшей школе физика может изучаться:
- в рамках интегрированного курса «Естествознание» (экзамен по физике не предусмотрен);
- на базовом уровне (не менее 2 ч + 2 ч в неделю) в соответствии со Стандартом по физике базового уровня;
- на профильном уровне (не менее 5 ч + 5 ч в неделю) в соответствии со Стандартом по физике профильного уровня.
Стандарт по физике базового уровня (и соответствующие программы) не ориентирован на продолжение физического образования в высшей школе. Например, здесь не предусмотрено формирование навыка решения задач, то есть формирование одного из основных физических навыков. По разным причинам (нет соответствующего профиля в школе, нежелание переходить в другую школу, неопределенность в выборе будущей профессии и т.д.) дети по окончании основной школы выбирают дальнейшее обучение в общеобразовательном классе, в котором физика изучается на базовом уровне. Но многим таким учащимся навык решения задач необходим, несмотря на то, что они учатся в непрофильном классе. Во всех ВУЗах естественнонаучного, военно-спортивного, информационно-технологического и других профилей изучается систематический курс физики. Чтобы его успешно освоить, требуется, в числе прочего, и владение навыком решения задач (который должен быть сформирован в школе и на который опирается вузовская программа). Очевиден разрыв между тем, что школа реально дает при изучении физики на базовом уровне, и теми требованиями, которые предъявляют ВУЗы к абитуриентам и студентам.
Данный элективный курс призван возместить этот недостаток программы базового уровня изучения физики. Курс является предметно-ориентированным. Он рассчитан на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по физике, качественно подготовиться к ЕГЭ, успешно продолжить образование в ВУЗе.
Целью настоящего элективного курса является удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей учащихся.
Задачи курса:
- Систематизация, обобщение и повторение знаний учащихся по школьному курсу физики.
- Формирование и развитие умений применять знания при решении задач.
- Расширение знаний учащихся за счет изучения материала, не входящего в обязательный минимум Стандарта по физике базового уровня.
Программа курса включает в себя:
- тематическое планирование учебного материала;
- подробные разработки занятий, содержащих основные теоретические вопросы школьного курса физики, соответствующие Государственному Стандарту 2004 года и практические разноуровневые задания, а также методические рекомендации к занятиям;
- тексты работ для текущего и итогового контроля;
- материалы для проведения пробного экзамена в форме ЕГЭ.
Сроки реализации программы.
Программа предназначена для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательных и непрофильных классов, и рассчитана на 70 учебных часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Курс идет параллельно школьной программе. Это позволяет систематизировать, обобщать, углублять (там, где это необходимо) материал «по горячим следам». Кроме этого, учитель имеет возможность диагностировать все пробелы в знаниях и вовремя их устранить. Программа примерная, так как необходимо подстраиваться под конкретных детей и их «проблемы». Пять занятий из семидесяти являются резервными; их можно использовать по усмотрению учителя либо в течение курса для коррекции знаний учащихся по «проблемным» темам, либо в конце курса, что наиболее предпочтительно, в качестве консультаций перед экзаменом.
Методические особенности курса.
Эффективность данной программы достигается не столько расширением теоретической части курса физики, сколько углублением его практической стороны за счет решения разнообразных задач. Каждая задача промаркирована индексом А, В или С (например, 35.2.А), соответствующим уровню сложности данной задачи в текстах ЕГЭ. Это позволяет учащимся самостоятельно оценивать свои возможности и результаты обучения, а учителю варьировать степень сложности заданий. В каждом конспекте занятия предлагается избыточное количество заданий. Многие задачи взяты из реальных текстов ЕГЭ прошлых лет (начиная с 2002 года), опубликованных в литературе или на открытом сегменте сайта www.fipi.ru. Учитель по своему усмотрению (в зависимости от уровня подготовленности учащихся) выносит решение и анализ тех или иных заданий на фронтальную работу, часть заданий могут быть решены самостоятельно с самопроверкой или взаимопроверкой, некоторые задания могут быть добавлены к домашней работе. Занятия построены в привычной форме урока с постановкой целей и задач каждого конкретного занятия, дозированным изложением теоретического материала, решением задач и анализом полученных результатов, рефлексией в конце занятия и обязательным домашним заданием, в состав которого, помимо решения задач, входит и обязательное повторение теоретического материала, необходимого для следующего занятия. Предполагается большая самостоятельная работа учащихся и обязательный текущий и итоговый контроль результатов обучения учителем.
Методы и формы обучения.
Изучение курса осуществляется посредством использования различных методов:
- организации учебно-познавательной деятельности (беседа, разъяснение, иллюстрации, различные устные, письменные, графические упражнения, логические методы);
- самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, другими источниками);
- стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, формирование познавательного интереса, формирование ответственности и обязательности);
- контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности (наблюдение за работой учащихся, устный, письменный контроль, проверка домашних работ, тестирование, самоконтроль, взаимопроверка).
Учащиеся активно вовлекаются в различные виды и формы деятельности:
- повторение теоретического материала в форме создания и заполнения обобщающих таблиц, графиков, схем;
- решение заданий в форме индивидуальной, групповой и фронтальной работы с последующим обсуждением;
- самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с отработкой навыка решения задач;
- индивидуальные консультации с учителем;
- самостоятельная организация дополнительной учебной деятельности.
Ожидаемый результат: возможность повышения уровня знаний по физике у учащихся, успешно освоивших программу данного элективного курса, удовлетворение их индивидуальных познавательных потребностей и получение ими высоких результатов при возможной сдаче ЕГЭ по физике.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать / понимать:
- смысл понятий: физическая модель, принцип, постулат, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, квант, дефект массы, энергия связи, радиоактивность;
- смысл физических величин: перемещение, давление, мощность, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила тока, напряжение, сопротивление, ЭДС, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
- смысл физических законов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, основное уравнение МКТ газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, теорема Гаусса, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, постулаты Бора, закон радиоактивного распада.
уметь:
- разграничивать физическую и математическую модели рассматриваемых явлений;
- использовать алгоритмы и методы решения задач как в стандартных, так и измененных и новых ситуациях;
- широко использовать аналогии, графические методы;
- представлять результаты измерений физических величин в форме таблиц, графиков с учетом погрешностей;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.
Содержание программы.
Часть I.
10 класс.
1. Механика (20 ч).
1.1. Кинематика материальной точки (7 ч).
Введение. Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Путь и перемещение. Поступательное и вращательное движение. Средняя путевая скорость. Вектор средней скорости. Мгновенная скорость. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном и равномерном движении. Относительность движения. Классический закон сложения скоростей. Свободное падение. Баллистическое движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Период и частота вращения.
1.2. Динамика материальной точки (4 ч).
Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Силы трения. Коэффициент трения. Сила упругости. Закон Гука. Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников. Первая и вторая космические скорости. Динамика вращательного движения.
1.3. Законы сохранения (4 ч).
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Кинетическая и потенциальная энергии. Теорема о кинетической энергии. Работа потенциальных сил. Закон сохранения и превращения энергии. Мощность. КПД механизмов.
1.4. Статика. Гидростатика (2 ч).
Условие равновесия тел. Момент силы. Рычаги. Центр тяжести. Давление. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Выталкивающая сила. Условие плавания тел.
1.5. Механические колебания и волны (3 ч).
Колебательное движение. Свободные колебания пружинного и математического маятников. Вынужденные колебания. Резонанс. Превращения энергии при колебательном движении. Механические волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Период и частота колебаний. Уравнение волны.
2. Молекулярная физика и термодинамика (10 ч).
2.1. Основы МКТ идеального газа (4 ч).
Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Молярная масса. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Температура. Тепловая скорость. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Графики изопроцессов.
2.2. Термодинамика (6 ч).
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Работа газа в изопроцессах. Адиабатный процесс. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам и к адиабатному процессу. Второй закон термодинамики. Цикл Карно. Тепловые двигатели. Количество теплоты. Расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества. Уравнение теплового баланса. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Механические свойства твердых тел.
3. Электродинамика (24 ч).
3.1. Электростатика (5 ч).
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электростатического поля. Силовые линии электростатического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа электростатического поля по перемещению заряда. Потенциал поля точечного заряда. Связь между разностью потенциалов и напряженностью однородного электростатического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора. Последовательное и параллельное соединения конденсаторов. Энергия электростатического поля.
Часть II.
11 класс.
3.2. Постоянный электрический ток (4 ч).
Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для однородного проводника. Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления от геометрии проводника. Зависимость сопротивления от температуры. Последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Потери в подводящих проводах. КПД линии электропередачи.
3.3. Электрический ток в различных средах (2 ч).
Электрический ток в полупроводниках. Электрический ток в газах и в вакууме. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Электролиз.
3.4. Электромагнетизм (5 ч).
Вектор индукции магнитного поля. Правило правой руки. Закон Ампера. Правило левой руки. Рамка с током в магнитном поле. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея-Максвелла. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Энергия магнитного поля. Использование электромагнитной индукции. Генерирование переменного электрического тока. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
3.5. Электромагнитные колебания. Переменный ток. Электромагнитные волны (4 ч).
Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращения энергии в контуре. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Действующие значения напряжения и силы тока. Колебательный контур в цепи переменного тока. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Уравнение бегущей волны.
3.6. Геометрическая оптика (2 ч).
Закон прямолинейного распространения света. Законы отражения и преломления. Полное внутреннее отражение. Тонкие линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линз. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы.
3.7. Волновая оптика (2 ч).
Когерентные электромагнитные волны. Интерференция волн. Дифракция волн. Дифракционная решетка. Разрешающая способность дифракционной решетки.
4. Атом и атомное ядро (7 ч).
4.1. Атомная физика (2 ч).
Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Планетарная модель атома по Резерфорду. Теория атома водорода по Бору. Спектры излучения и поглощения. Спектральный анализ.
4.2. Физика атомного ядра (5 ч).
Состав ядра атома. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Активность ядер. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Цепные ядерные реакции. Термоядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Элементы специальной теории относительности.
5. Эксперимент. Основы теории погрешностей. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков (1 ч).
6. Итоговая контрольная работа (1 ч).
7. Консультация перед экзаменом (1 ч).
8. Пробный экзамен (1 ч).
9. Резерв (5 ч).
Учебный план.
№ блока | Название блока | Кол-во часов | В том числе: | Сроки реализации | |
практикумы | контрольные работы | ||||
10 класс | |||||
1. | Механика. | 20 | 17 | 3 | сентябрь - январь |
2. | Молекулярная физика и термодинамика. | 10 | 9 | 1 | февраль - апрель |
3. | Электродинамика (электростатика) | 24 (5) | 5 | - | апрель - май |
Итого: | 35 | 31 | 4 | ||
11 класс | |||||
4. | Электродинамика (постоянный ток, ток в различных средах, электромагнетизм, переменный ток, оптика) | 24 (19) | 17 | 2 | сентябрь - январь |
5. | Атом и атомное ядро | 7 | 6 | 1 | февраль - март |
6. | Эксперимент | 1 | 1 | - | март |
7. | Итоговая контрольная работа. | 1 | 1 | апрель | |
8. | Консультация перед экзаменом. | 1 | 1 | - | апрель |
9. | Пробный экзамен. | 1 | апрель | ||
10. | Резерв | 5 | 5 | - | апрель - май |
Итого: | 35 | 31 | 4 |
Учебно-тематическое планирование.
№ темы | Тема занятия. | Основные методы и формы занятия. | Учащиеся должны знать / уметь: | Форма контроля |
1 | Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Путь и перемещение. | Беседа, практикум. | Понятия материальной точки, системы отсчета, пути, перемещения, определять модуль перемещения координатным способом. | Само-контроль. |
2 | Поступательное и вращательное движение. Средняя путевая скорость. Вектор средней скорости. Мгновенная скорость. | Работа в парах. Беседа, практикум. | Определения средней путевой скорости, вектора средней скорости, мгновенной скорости, ускорения, направление векторных величин. | Само-контроль. |
3 | Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном и равномерном движении. | Беседа, практикум, работа в парах. | Основные уравнения кинематики. Уметь представлять зависимости кинематических величин от времени в графическом виде, читать графики кинематических величин. | Взаимо-контроль. |
4 | Относительность движения. Классический закон сложения скоростей. | Самостоятельная работа, беседа, практикум. | Формулу закона сложения скоростей. | Учитель-ский контроль, само-контроль. |
5 | Свободное падение. Баллистическое движение. | Индивидуальная консультация, объяснение, практикум. | Понятие ускорения свободного падения, частный случай уравнений кинематики для свободного падения и баллистического движения. | Само-контроль. |
6 | Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Период и частота вращения. | Самостоятельная работа. Обсуждение, практикум. | Определение циклической частоты, периода и частоты вращения, формулы центростремительного ускорения, связи циклической частоты и линейной скорости. | Учитель-ский контроль, само-контроль. |
7 | Итоговое занятие по теме «Кинематика материальной точки». | Тематический контроль. | Учитель-ский контроль. | |
8 | Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. | Индивидуальная консультация, беседа, объяснение, практикум. | Понятие массы, инертности, ИСО, формулировки первого, второго и третьего законов Ньютона. | Само-контроль. |
9 | Силы трения. Коэффициент трения. Сила упругости. Закон Гука. | Беседа, практикум, работа в группах. | Природу сил трения и упругости, причины их возникновения, виды сил трения и упругости, взаимосвязь с другими силами. | Взаимо-контроль. |
10 | Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников. Первая и вторая космические скорости. | Самостоятельная работа, индивидуальная консультация, беседа, практикум. | Формулу и формулировку закона всемирного тяготения, смысл гравитационной постоянной, формулы первой и второй космических скоростей. | Само-контроль и (или) взаимо-контроль. |
11 | Динамика вращательного движения. | Индивидуальная консультация, практикум. | Уметь применять формулы центростремительного ускорения, закона всемирного тяготения и других законов при решении задач. | Само-контроль и учитель-ский контроль. |
12 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Самостоятельная работа, беседа, объяснение, практикум. | Определения импульса тела и силы, понятия замкнутой и квазизамкнутой систем, формулу и формулировку закона сохранения импульса. | Само-контроль и учитель-ский контроль. |
13 | Механическая работа. Кинетическая и потенциальная энергии. Теорема о кинетической энергии. Работа потенциальных сил. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум. | Определения механической работы, потенциальных и не потенциальных сил, потенциальной энергии, кинетической энергии, формулу теоремы об изменении кинетической энергии. | Само-контроль. |
14 | Закон сохранения и превращения энергии. Мощность. КПД механизмов. | Объяснение, практикум, работа в парах. | Формулировку закона сохранения энергии, его границы применимости, определение мощности, общий принцип определения КПД. | Взаимо-контроль. |
15 | Итоговое занятие по теме «Динамика. Законы сохранения». | Тематический контроль. | Учитель-ский контроль. | |
16 | Условие равновесия тел. Момент силы. Рычаги. Центр тяжести. | Индивидуальная консультация, самостоятельная работа, беседа, практикум. | Условие равновесия тел, определение момента силы, плеча силы, центра тяжести. | Само-контроль. |
17 | Давление. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Выталкивающая сила. Условие плавания тел. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум. | Определение давления, формулировку закона Паскаля, формулы давления жидкости, выталкивающей силы, условие плавания тел. | Само-контроль. |
18 | Колебательное движение. Свободные колебания пружинного и математического маятников. Вынужденные колебания. Резонанс. Превращения энергии при колебательном движении. | Беседа, практикум, работа в группах. | Определения свободных и вынужденных колебаний, формулы периода и частоты колебаний пружинного и математического маятников, условие резонанса, превращения энергии при колебаниях. | Взаимо-контроль. |
19 | Механические волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Период и частота колебаний. Уравнение волны. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум, самостоятельная работа. | Определение механической волны, длины волны, скорости ее распространения, уравнение волны, понятие звуковых волн и их свойства. | Само-контроль, учитель-ский контроль. |
20 | Итоговое занятие по теме «Статика. Гидростатика. Механические колебания и волны». | Тематический контроль. | Учитель-ский контроль. | |
21 | Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Молярная масса. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум. | Определение атомной единицы массы, количества вещества, молярной массы, опытное обоснование основных положений МКТ. | Само-контроль. |
22 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. | Беседа, практикум, самостоятельная работа. | Условия идеального газа, микро- и макропараметры газа, формулы основного уравнения МКТ. | Взаимо-контроль. |
23 | Температура. Тепловая скорость. Уравнение состояния идеального газа. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум. | Понятие температуры, теплового равновесия, формулу тепловой скорости молекул газа, уравнение Клапейрона, уравнение Менделеева-Клапейрона, закон Дальтона. | Само-контроль. |
24 | Изопроцессы. Графики изопроцессов. | Самостоятельная работа, беседа, обсуждение, практикум. | Определения изопроцессов, формулы и формулировки законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, уметь строить и читать графики изопроцессов. | Взаимо-контроль. |
25 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Работа газа в изопроцессах. | Беседа, практикум. | Определение внутренней энергии, способы изменения внутренней энергии, определение работы газа в изопроцессах, графический способ определения работы газа. | Взаимо-контроль. |
26 | Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам и к адиабатному процессу. | Беседа, обсуждение, практикум, самостоятельная работа. | Формулу и формулировку первого закона термодинамики, его применение к изопроцессам и адиабатному процессу. | Само-контроль и взаимо-контроль. |
27 | Второй закон термодинамики. Цикл Карно. Тепловые двигатели. | Самостоятельная работа, беседа, практикум, индивидуальная консультация. | Понятие обратимых и необратимых процессов, принципиальное устройство тепловых машин, определение КПД тепловой машины, цикл Карно, формулировку второго закона термодинамики. | Само-контроль. |
28 | Количество теплоты. Расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества. Уравнение теплового баланса. | Беседа, практикум. | Понятия удельных теплоемкости, теплоты плавления, теплоты парообразования вещества, теплоты сгорания топлива. Процессы, идущие с поглощением энергии, процессы, идущие с выделением энергии. | Учитель-ский контроль и само-контроль. |
29 | Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Механические свойства твердых тел. | Беседа, практикум. | Понятия насыщенного пара. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Зависимость температуры кипения от внешнего давления на поверхность жидкости. Определение абсолютной и относительной влажности воздуха. Точка росы. Условия агрегатных состояний вещества. Свойства кристаллов и аморфных тел. Виды деформаций. Понятия пределов упругости и прочности. | Взаимо-контроль. |
30 | Итоговое занятие по теме «Молекулярная физика и термодинамика». | Тематический контроль. | Учитель-ский контроль. | |
31 | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум. | Понятие электрического заряда, его свойства. Явление электризации и его объяснение на основе знаний об элементарном электрическом заряде, принципе квантования и законе сохранения электрического заряда. Закон Кулона и его границы применимости. | Само-контроль. |
32 | Электрическое поле. Напряженность электростатического поля. Силовые линии электростатического поля. Принцип суперпозиции полей. | Беседа, объяснение, практикум. | Понятие электрического поля. Определение напряженности электрического поля. Формулу напряженности поля точечного заряда. Понятие и свойства линий напряженности. Принцип суперпозиции полей. Представление о теореме Гаусса и ее применении к определению напряженности поля заряженной сферы и бесконечной плоскости. | Само-контроль. |
33 | Работа электростатического поля по перемещению заряда. Потенциал поля точечного заряда. Связь между разностью потенциалов и напряженностью однородного электростатического поля. | Самостоятельная работа, беседа, практикум, работа в группах. | Иметь представление о потенциальности электростатического поля. Понятие потенциала. Формулы потенциала поля точечного заряда, равномерно заряженной сферы. Понятие эквипотенциальных поверхностей. Связь напряженности и разности потенциалов однородного электростатического поля. | Взаимо-контроль. |
34 | Электроемкость. Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора. Последовательное и параллельное соединения конденсаторов. | Индивидуальная консультация, беседа, объяснение, практикум. | Определение электроемкости уединенного проводника. Понятие конденсатора. Определение емкости конденсатора. Формулу емкости плоского конденсатора. Формулы последовательного и параллельного соединения конденсаторов. | Само-контроль. |
35 | Энергия электростатического поля. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум. | Формулы энергии поля заряженного конденсатора. Определение плотности энергии электростатического поля. | Само-контроль и учитель-ский контроль. |
36 | Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для однородного проводника. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум, работа в группах. | Определение силы тока, условия существования тока, направление тока. Формулу и формулировку закона Ома для однородного проводника. Измерение силы тока и напряжения. Иметь представление о шунтах и добавочных сопротивлениях. | Взаимо-контроль. |
37 | Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления от геометрии проводника. Зависимость сопротивления от температуры. Последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников. | Беседа, практикум, работа в парах. | Понятие электрического сопротивления проводников, его зависимость от температуры проводника и от геометрии проводника. Законы последовательного и параллельного соединения проводников. | Взаимо-контроль. |
38 | Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. | Самостоятельная работа, беседа, практикум, работа в группах. | Формулу и формулировку закона Ома для замкнутой цепи и для неоднородного участка цепи. | Взаимо-контроль и само-контроль. |
39 | Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Потери в подводящих проводах. КПД линии электропередачи. | Беседа, объяснение, практикум, работа в группах. | Формулы работы тока, определение и формулы мощности тока. Формулировку и формулу закона Джоуля-Ленца. Формулы мощности источника, потерянной мощности в источнике, в проводах. КПД источника в электрической цепи. | Взаимо-контроль и учитель-ский контроль. |
40 | Электрический ток в полупроводниках. Электрический ток в газах и в вакууме. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Электролиз. | Самостоятельная работа, объяснение, беседа, практикум. | Особенности протекания тока в металлах, особенности собственной и примесной проводимости в полупроводниках. Иметь представление о термоэлектронной эмиссии и тока в вакууме, ионизации газа и газовых разрядах. Особенности тока в растворах и расплавах электролитов. Формулу закона электролиза. | Взаимо-контроль. |
41 | Итоговое занятие по теме «Электродинамика». | Тематический контроль. | Учитель-ский контроль. | |
42 | Вектор индукции магнитного поля. Правило правой руки. Закон Ампера. Правило левой руки. Рамка с током в магнитном поле. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум. | Понятие магнитного поля, его свойств. Понятие о силовой характеристике магнитного поля – векторе магнитной индукции. Правило правой руки. Формулу и формулировку закона Ампера. Правило левой руки. Иметь представление о взаимодействии токов. | Само-контроль. |
43 | Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле. | Самостоятельная работа, беседа, практикум. | Формулу силы Лоренца. Иметь представление о различных вариантах движения частиц в однородном магнитном поле. Формулы радиуса окружности и периода вращения частицы в однородном магнитном поле. | Само-контроль и учитель-ский контроль. |
44 | Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея-Максвелла. Правило Ленца. | Самостоятельная работа, беседа, практикум. | Определение магнитного потока, суть явления электромагнитной индукции, способов индуцирования тока в замкнутом контуре. Формулу и формулировку закона Фарадея-Максвелла, формулировку правила Ленца. | Взаимо-контроль. |
45 | Самоиндукция. Индуктивность. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Энергия магнитного поля. | Беседа, практикум. | Определение индуктивности контура. Суть явления самоиндукции, формулу закона самоиндукции. Формулу энергии магнитного поля. | Само-контроль. |
46 | Использование электромагнитной индукции. Генерирование переменного электрического тока. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. | Самостоятельная работа, беседа, объяснение, практикум. | Устройство и принцип работы трансформатора и генератора переменного тока. Понятие коэффициента трансформации. Формулу выходной ЭДС генератора. Формулу мощности потерь в ЛЭП. | Взаимо-контроль. |
47 | Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращения энергии в контуре. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум, работа в группах. | Определение колебательного контура. Суть энергетических превращений в контуре. Уравнение колебаний. Формулу Томсона. Формулы индуктивного и емкостного сопротивлений. | Само-контроль. |
48 | Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Действующие значения напряжения и силы тока. Колебательный контур в цепи переменного тока. | Беседа, практикум. | Понятие действующего значения силы тока и напряжения. Формулу полного сопротивления колебательного контура в цепи переменного тока. Условие резонанса в цепи переменного тока. | Само-контроль. |
49 | Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Уравнение бегущей волны. | Понятие электромагнитного поля, электромагнитной волны. Свойства электромагнитных волн. Уравнение электромагнитной волны. Определение потока энергии и формулу интенсивности электромагнитной волны. | Само-контроль. | |
50 | Итоговое занятие по теме «Электромагнетизм» | Тематический контроль. | Учитель-ский контроль. | |
51 | Закон прямолинейного распространения света. Законы отражения и преломления. Полное внутреннее отражение. | Беседа, практикум, работа в группах. | Суть принципа Гюйгенса. Понятие точечного источника света. Формулировки, формулы и границы применимости законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления световых волн. Понятие абсолютного показателя преломления среды. Суть явления полного внутреннего отражения. | Взаимо-контроль. |
52 | Тонкие линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линз. Построение изображений в тонких линзах. Формула тонкой линзы. | Беседа, практикум, самостоятельная работа. | Определение линзы и ее характеристик. Ход характерных лучей. Формулы тонкой линзы, оптической силы линзы и поперечного увеличения линзы. | Взаимо-контроль и само-контроль. |
53 | Когерентные электромагнитные волны. Интерференция волн. | Самостоятельная работа, беседа, практикум. | Понятие когерентных волн. Суть явления интерференции волн. Суть опыта Юнга. Определение длины световой волны в опыте Юнга. Условия максимума и минимума освещенности. | Учитель-ский контроль. |
54 | Дифракция волн. Дифракционная решетка. Разрешающая способность дифракционной решетки. | Индивидуальная консультация, беседа, объяснение, практикум. | Суть явления дифракции. Устройство дифракционной решетки. Условия главного максимума и дополнительных минимумов для дифракционной решетки. | Взаимо-контроль. |
55 | Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. | Самостоятельная работа, беседа, практикум. | Суть квантовой гипотезы Планка. Формулы энергии кванта, массы и импульса фотона. Суть явления фотоэффекта, формулировки законов фотоэффекта, уравнение Эйнштейна. Формулу запирающей разности потенциалов. Суть гипотезы де Бройля, формулу длины волны де Бройля. | Учитель-ский контроль и взаимо-контроль. |
56 | Планетарная модель атома по Резерфорду. Теория атома водорода по Бору. Спектры излучения и поглощения. Спектральный анализ. | Индивидуальная консультация, обсуждение, практикум, работа в группах. | Положения планетарной модели атома по Резерфорду, квантовые постулаты Бора. Правило квантования орбит. Формулу частоты излученного или поглощенного атомом света. Иметь представление о спектре излучения водорода, о спектральном анализе. | Учитель-ский контроль. |
57 | Состав ядра атома. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум. | Положение протонно-нейтронной модели ядра атома. Понятие и свойства ядерных сил. Формулы дефекта массы и энергии связи. | Само-контроль. |
58 | Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Активность ядер. | Самостоятельная работа, беседа, практикум. | Понятие ядерных реакций, суть α- и β-радиоактивности. Формулу закона радиоактивного распада, понятие и формулу активности радиоактивного вещества. | Учитель-ский контроль. |
59 | Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Цепные ядерные реакции. Термоядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. | Индивидуальная консультация, обсуждение, практикум. | Суть и условия цепной реакции деления ядер урана. Суть и условие термоядерной реакции. Уметь производить расчет энергетического выхода ядерной реакции. | Само-контроль. |
60 | Итоговое занятие по теме «Атом и атомное ядро». | Тематический контроль. | Учитель-ский контроль. | |
61 | Элементы специальной теории относительности. | Индивидуальная консультация, беседа, практикум. | Постулаты СТО, формулы и следствия СТО: зависимости течения времени, длины тела от скорости, релятивистский закон сложения скоростей, релятивистский импульс, формулу закона взаимосвязи массы и полной энергии. | Взаимо-контроль. |
62 | Эксперимент. Основы теории погрешностей. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. | Индивидуальная консультация, беседа, объяснение, практикум. | Понятие эксперимента, измерения физических величин. Суть прямых и косвенных измерений. Понятия абсолютной и относительной погрешностей. Уметь читать графики экспериментальных кривых. Понятие «коридора ошибок». | Учитель-ский контроль. |
63 | Итоговая контрольная работа. | Итоговый контроль. | Учитель-ский контроль. | |
64 | Консультация перед пробным экзаменом. | Индивидуальная консультация, беседа. | Само-контроль. | |
65 | Пробный экзамен в форме ЕГЭ. | Итоговый контроль. | Учитель-ский контроль. | |
66 - 70 | Консультации перед настоящим экзаменом. | Индивидуальные консультации. | Само-контроль. |
Конспекты занятий.
- Введение. Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Путь и перемещение.
Цель: Постановка перспектив. Повторить понятия механического движения, материальной точки, системы отсчета, траектории, пути и перемещения.
Ход урока.
1. Организационный момент. Введение.
Данный курс предназначен главным образом для учащихся, которые собираются сдавать ЕГЭ по физике, а также для тех учащихся, которые не будут сдавать ЕГЭ, но чувствуют потребность в более глубоком изучении физики. Это те учащиеся, которые собираются продолжить свое образование в ВУЗах, где изучается систематический курс физики. Чтобы успешно учиться в таком ВУЗе, необходимо выработать навык решения задач.
Основной задачей курса ставится формирование именно этого навыка. Для успешного освоения курса необходимо владеть математическим аппаратом физики, как то: уметь выражать величину из формулы, знать тригонометрические понятия, формулы, определения, владеть навыками алгебраических преобразований, решать уравнения и системы уравнений, читать и строить графики известных функций, владеть элементарными навыками дифференцирования.
2. Теория. Беседа.
1) Вспомнить, что такое механическое движение. Привести примеры механического движения. Почему тепловое движение не является механическим?
2) Что такое материальная точка. При каких условиях тело можно принять за материальную точку:
− если расстояние, которое проходит тело, значительно превышает размер тела;
− если расстояние от тела до других тел много больше размеров тела.
3) Что включает в себя понятие системы отсчета (тело отсчета, система координат, связанная с телом отсчета, часы, связанные с телом отсчета). Зачем необходимо при решении задач указывать систему отсчета.
4) Что такое траектория движения, пройденный путь (s) и перемещение (). , где = , = .
5) Путь – скалярная величина, перемещение – векторная.
6) При прямолинейном однонаправленном движении (прямолинейном равномерном, прямолинейном равноускоренном и др.) пройденный путь совпадает с модулем перемещения. При других видах движения пройденный путь больше модуля перемещения.
3. Решение задач. Практикум.
1.1.А Флажок на карте переместили из точки с координатами х0 = -4 см и у0 = -3 см в точку с координатами х2 = 1 см и у2 = 1 см. Проекция вектора перемещения (в см) на ось Y равна:
1) 5; 2) 4; 3) 3; 4) 2.
1.2.А Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Найдите путь s и модуль перемещения мяча |Δr|.
1) s = |Δr| = 4 м. 2) s = |Δr| = 2 м.
3) s = 4 м, |Δr| = 2 м. 4) s = 2 м, |Δr| = 4 м.
1.3.А На каком из графиков (рис. 1) изображена возможная зависимость пройденного пути от времени?
1) А. 2) Б. 3) В.
4) Такой график отсутствует.
1.4.А Тело движется прямолинейно вдоль оси X. На графике (рис. 2) представлена зависимость координаты тела от времени. В какой момент времени модуль перемещения относительно исходной точки имел максимальное значение?
1) 1 с. 2) 2 с. 3) 3 с. 4) 6 с.
1.5.А Мотоциклист едет из пункта А в пункт В (рис. 3) по дуге окружности и возвращается назад. Определите модуль перемещения |Δr| и путь s за половину времени движения. Расстояние между точками А и В вдоль траектории равно 10 км.
- |Δr|= 0, s = 10 км.
- |Δr| ≈ 7,07 км, s = 10 км.
- |Δr| ≈ 9 км, s = 10 км.
- |Δr| ≈ 10 км, s = 11,1 км.
1.6.В В декартовой прямоугольной системе координат на плоскости координаты начала вектора перемещения равны х1 = 10 см, у1 = 8 см, а координаты его конца х2 = 2 см, у2 = 14 см. Найдите проекцию вектора перемещения (в см) на ось X. Найдите проекцию вектора перемещения (в см) на ось Y. Найдите модуль вектора перемещения (в см).
1.7.С На рисунке 4 показана траектория движения материальной точки. Определив длину траектории L и модуль перемещения |Δr| за время следования из точки А в точку В, найдите, во сколько раз путь, пройденный точкой, больше значения перемещения.
1.8.С Уравнения движения тела имеют следующий вид х = 3sin 2πt (м), у = 3cos 2πt (м). Найдите путь s, пройденный телом за 1 с. Найдите модуль перемещения |Δr| за 1 с.
4. Итог занятия. Самопроверка и самоанализ допущенных ошибок по предложенным ответам.
5. Домашнее задание.
Решить задачи:
1.9.В Катер прошел по озеру в направлении строго на северо-восток 2 км, а затем в направлении на север 1 км. Найди величину и направление перемещения (угол к меридиану).
1.10.В Туристы прошли сначала 400 м на северо-запад, затем 500 м на восток и еще 300 м на север. Найти модуль и направление их перемещения.
Повторить: понятия средней путевой скорости, мгновенной скорости, ускорения, формулы этих величин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гидростатика и ТРИЗ: решаем нестандартные задачи. 7 класс.
Урок - ролевая игра на применение знаний по гидростатике, где ученики 7 класса становятся научными сотрудниками НИИ изобретательства и рационализации, и решают нестандартные задачи по гид...
Методика формирования умения решать вычислительные задачи в процессе изучения курса физики основной общеобразовательной школы
В статье предствалены общие подходы к решению задачи, т.к. процесс обучения учащихся умению решать физические задачи основывается на сознательном формировании у них знаний о средствах...
Дистанционный урок Учимся решать текстовые задачи на движение
Обучающая презентация в Microsoft Power Point включает :1. Постановку учебной задачи урока. Знакомство с алгоритмом работы с обучающей презентацией.2....
Формирование умений учащихся решать расчётные задачи по химии.
Умение учащихся решать расчетные задачи является одним из главных умений при изучении курса химии....
«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»
Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...
Кружок "Решаем физические задачи"
Кружок по физике "Решаем физические задачи" для обучающихся 7-8 класссов...
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ У УЧЕНИКОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ
В статье описывается методика формирования умения решать физические задачи у учащихся национальных школ Республики Тыва (РТ). Одной из актуальных в методике преподавания физики проблем является обучен...