«Изучения строение атома в профильной школе»
материал по физике
Реферат на тему«Изучения строение атома в профильной школе» содержит основные понятия, связанные со строением атома; выделенные модель изучения данной темы; некоторые методические особенности обучения данной темы в профильной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_atoma.docx | 710.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат на тему «Изучения строение атома в профильной школе»
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………..3 |
|
|
|
Заключение…………………………………………………………………………………..11
|
Введение
Представленная работа посвящена теме "Изучения строение атома в профильной школе". Тема "Строение атома" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Это в основном химия и биология. В школьном курсе физики первые представление об атоме появляются с рассмотрения такой темы как строение вещества. Ее изучают в курсе 7 класса, затем непосредственно в курсе восьмого класса рассматривается уже строение атома. На данном этапе она рассматривается и в курсе химии. Далее изучая радиоактивность, строение атома рассматривается вместе со строением атомного ядра. На завершающем этапе обучения в курсе физике 11-го класса в разделе «Атомная физика», понятие строение атома закрепляется различными моделями и опытами. Для ребят, которые изучают физику на профильном уровне, важно показать не только ее суть, но и весь объем, и связь понятий.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть, как это можно сделать. Поэтому в соответствии с данной целью, нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть все понятия, связанные со строением атома;
- выделить модель изучения данной темы;
- рассмотреть методические особенности обучения данной темы в профильной школе.
Методы: теоретический анализ методической литературы по данной теме.
1.Строение атома. Основные понятия
Понятие атом возникло еще в античном мире для обозначения частиц вещества. В переводе с греческого атом означает «неделимый».
Атом - химически неделимая электронейтральная частица, которая состоит из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него отрицательных заряженных электронов. Ядро атома состоит из элементарных частиц протонов и нейтронов. Оно определяет массу атома. Электроны определяют размеры атома. Положительный заряд ядра атома равен числу протонов, в свою очередь число протонов равно числу электронов в атоме:
Состав ядра – А=Z+N, где A- массовое число, Z- (протонное число) количество протонов, N- количество нейтронов.
Массовое число - общее число протонов и нейтронов в ядре атома.
Протоны - | цы |
Электроны - отрицательно заряженные, с относительной массой=1 | |
Нейтроны - не заряженные, с относительной массой =1 |
Химический элемент - вид атома с определенным зарядом ядра. Также химическим элементом называется совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.
Пространство вокруг атомного ядра, в котором наиболее вероятно нахождение электрона, называется орбиталью. В нем заключено приблизительно 90 % электронного облака, и это означает, что около 90 % времени электрон находится в этой части пространства. По форме различают 4 известных ныне типа орбиталей, которые обозначаются латинскими буквами s, p, d и f. Графическое изображение некоторых форм электронных орбиталей представлено на рис.1 (см. на следующей странице)
Рис.1 Вид и форма орбиталей
Порядок заполнения орбиталей – увеличение энергии орбиталей 1s‹2s‹2p‹3p ‹4s≈3d‹4p‹5s≈4d‹5p и т.д.
Важнейшей характеристикой движения электрона на определенной орбитали является энергия его связи с ядром. Электроны, обладающие близкими значениями энергии, образуют единый электронный слои, или энергетический уровень. Энергетические уровни нумеруют, начиная от ядра, — 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
Целое число n, обозначающее номер энергетического уровня, называют главным квантовым числом. Оно характеризует энергию электронов, занимающих данный энергетический уровень. Наименьшей энергией обладают электроны первого энергетического уровня, наиболее близкого к ядру. По сравнению с электронами первого уровня, электроны последующих уровней будут характеризоваться большим запасом энергии. Следовательно, наименее прочно связаны с ядром атома электроны внешнего уровня.
Наибольшее число электронов на энергетическом уровне определяется по формуле:
N=2n2,
N – наибольшее количество элементов; n — номер уровня, или главное квантовое число. Следовательно, на первом, ближайшем к ядру энергетическом уровне может находиться не более двух электронов; на втором — не более 8; на третьем — не более 18; на четвертом — не более 32.
Начиная со второго энергетического уровня (n = 2) каждый из уровней подразделяется на подуровни (подслои), несколько отличающиеся друг от друга энергией связи с ядром. Число подуровней равно значению главного квантового числа: первый энергетический уровень имеет один подуровень; второй — два; третий — три; четвертый — четыре подуровня. Подуровни в свою очередь образованы орбиталями. Каждому значению n соответствует число орбиталей, равное n.
Подуровни принято обозначать латинскими буквами, равно как и форму орбиталей, из которых они состоят: s, p, d, f.
Пример: Пример Углерод, С:
Протонов в ядре 6
Заряд ядра +6
Электронов на всех уровнях 6
Изотопы
Некоторые элементы существуют в виде нескольких изотопов. «Изотопы» означает «занимающий одно и тоже место». Изотопы имеют одинаковое число протонов, но отличаются массой, т. е. числом нейтронов в ядре (числом N). Поскольку нейтроны практически не влияют на химические свойства элементов, все изотопы одного и того же элемента химически неотличимы.
Изотопами называются разновидности атомов одного и того же химического элемента с одинаковым зарядом ядра (то есть с одинаковым числом протонов), но с разным числом нейтронов в ядре.
Изотопы отличаются друг от друга только массовым числом. Это обозначается либо верхним индексом в правом углу, либо в строчку: 12Сили С-12. Если элемент содержит несколько природных изотопов, то в периодической таблице Д.И. Менделеева указывается, его средняя атомная масса с учетом распространённости. Например, хлор содержит 2 природных изотопа 35Cl и37Cl, содержание которых составляет соответственно 75% и 25%. То есть, атомная масса хлора будет равна: Аr(Cl)=0,75.35+0,25.37=35,5
Таким образом, изотопы - разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое количество протонов в ядре, но разную массу.
Для тяжёлых искусственно-синтезированных атомов приводится одно значение атомной массы в квадратных скобках. Это атомная масса наиболее устойчивого изотопа данного элемента.
Основные модели строения атома
Исторически первой в 1897 году была модель атома Томсона.
Рис. 1. Модель строения атома Дж. Томсона «Пудинг с изюмом»:
Английский физик Дж. Дж. Томсон предположил, что атомы состоят из положительно заряженной сферы, в которую вкраплены электроны (рис. 1). Эту модель образно называют «сливовый пудинг», булочка с изюмом (где «изюминки» – это электроны), или «арбуз» с «семечками» – электронами. Однако от этой модели отказались, т. к. были получены экспериментальные данные, противоречащие ей.
Рис. 2. Модель строения атома Э. Резерфорда
В 1910 году английский физик Эрнст Резерфорд со своими учениками Гейгером и Марсденом провели эксперимент, который дал поразительные результаты, необъяснимые с точки зрения модели Томсона. Эрнст Резерфорд доказал на опыте, что в центре атома имеется положительно заряженное ядро (рис. 2), вокруг которого, подобно планетам вокруг Солнца, вращаются электроны. Атом в целом электронейтрален, а электроны удерживаются в атоме за счет сил электростатического притяжения (кулоновских сил). Эта модель имела много противоречий и главное, не объясняла, почему электроны не падают на ядро, а также возможность поглощения и излучения им энергии.
Бор предположил, что электроны в атоме могут устойчиво существовать только на орбитах, удаленных от ядра на строго определенные расстояния. Эти орбиты он назвал стационарными. Вне стационарных орбит электрон существовать не может. Почему это так, Бор в то время объяснить не мог. Но он показал, что такая модель (рис. 3) позволяет объяснить многие экспериментальные факты.
Рис.3 Планетарная модель Н. Бора
2. Модель изучения темы «Строения атома» в курсе физики профильной школы.
Структура изучения данной темы в курсе физики профильного уровня глобально ничем не отличается от курса физики базового. Изучение ее идет по следующей моделе (схеме):
Название раздела, главы | Период обучения |
Строение вещества (начальные представления) | 7 класс |
Строение атома и атомного ядра - (радиоактивность) | 8-9 класс |
Атом и атомное ядро (в разделе квантовая физика) | 10-11 класс |
Кроме того, предлагается учебный материал этих тем изучать примерно по такой схеме: экспериментальные факты, физическая модель, свойства модели, выраженные с помощью физических величин (понятий), взаимосвязи между ними в форме законов или теоретических положений, соответствующие выводы и практические приложения. Теоретический материал взаимосвязан с методами научного исследования, в частности моделированием [1] и экспериментом [2].
3. Методические особенности обучения темы «Строение атома» в профильной школе.
Данная тема широко изучается в курсе 8-9 класса, в зависимости от уровня изучения. У учащихся 9 класса всё ещё большую роль играет наглядно-образное мышление, поэтому при изучении физических явлений, приходиться опираться на чувственно-конкретное восприятие, широко используя средства наглядности (демонстрацию опытов, показ приборов, плакатов, использование компьютерных презентаций, анимаций) речь о которых пойдет ниже.
Анализ уроков по теме «Строение атома» позволяет сделать следующие выводы:
- На данном уроке полезно использовать задания в виде обобщающих и систематизирующих таблиц, а также таблиц, которые, по сути, являются тестовыми заданиями. Перед учащимися поставлена задача, не только изучить новый материал, но и систематизировать его, а также применить знания в различных ситуациях. Задания урока позволяют не только осознать новую информацию, но расширить ее.
Пример: Обучающиеся совместно с учителем заполняют следующую таблицу. Затем пытаются самостоятельно закончить предложения, данные ниже:
№ | Водород Н | Гелий Не | Литий Li | |
1 | Модель атома | |||
2 | Заряд ядра | |||
3 | Число протонов | |||
4 | Число электронов | |||
5 | Порядковый номер элемента. | |||
6 | Число нейтронов. | |||
7 | Общее число протонов и нейтронов. | |||
8 | Атомная масса. |
Выводы: 1) Заряд ядра равен числу…………………….; числу…………………….., а также………………………………………………………………………………………
2)Общее число протонов и нейтронов в ядре атома равно………………………………..
Кроме этого, сложность обучения данной теме связана с ограничением показа реальных экспериментов по атомной физике. Причиной является вредное воздействие на организм человека. Поэтому атомы можно увидеть только косвенным путем, с помощью использование информационных технологий. Для дальнейшей работы учителями методистами был приготовлен список сайтов, которые можно использовать как на уроке так и при индивидуальном обучении.
Например, на сайте «Физика для всех» для обучающихся имеются описания самодельных приборов, рассказы о физиках и физике, рисунки учеников и их размышления. На сайте «Ядерная физика» представлены учебные материалы для курса «Физика атомного ядра и частиц», материалы спецкурсов: история атомного ядра, модели атомных ядер, деление ядер и т.д. Все подробно расписано и сопровождается примерами решения задач. Данный сайт подходит именно для классов с углубленным изучением физики. На сайте «Классная физика» имеются: слайды, интерактивные задачи, рисунки и анимации. Большое внимание уделяется рассматриваемой нами теме. В ней можно наглядно увидеть опыты Резерфорда, здесь изучение всей темы проходит пошагово. Приведенные выше источники удобны в использовании.
Таким образом, при изучении «Строение атома» необходимо как можно больше использовать наглядные средства обучения, полезно использовать задания в виде обобщающих и систематизирующих таблиц. Так же использование на сегодняшний день информационных технологий выступает хорошим помощником в изучении данной теме и на более углублённом уровне.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели основные понятия и модели строения атома, которые встречаются в школьном курсе физики, выделили модель изучения данной темы. Кроме того описали основные методические особенности обучения данной теме в профильной школе. На основании выделенных аспектов, можно сказать, что такая тема как «Строение атома» не простая на первый взгляд. Поскольку зарождение ее приходится еще у начале курса физики. И затем она постепенно расширяется путем взаимосвязи с другими элементами данной теории, а так же с появлениями законов или теоретических положений, соответствующих выводов и практических приложений. Поэтому изучая ее в профильной школе, важно использовать как можно больше разнообразных форм методов и средств на уроках.
Список литературы:
- Методика изучения раздела «Квантовая физика». [Электронный ресурс] URL: http://mpf.altspu.ru/pages/test/kwf1.doc (дата обращения 6.12.2019 г.)
- Капустина В.И. Рабочая программа по физике 7 класс. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/07/28/kapustina_v.i._urok.doc (дата обращения 7.12.2019)
- Ковтун А.М. Рабочая программа по физике 9 класс. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/11/03_rabochaya_programma_po_fizike_9_klassa_k_uchebniku_peryshkina_fgos_na_3_chasa.doc (дата обращения 5.12.2019 г.)
- Смольянинова С.А. Рабочая программа по физике 8 класс. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/08/16/fizika_8_kl.docx (дата обращения 5.12.2019 г.)
- Шувалова И.В. Рабочая программа по физике 10-11 класс. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/09/29/profil_10_i_11.docx (дата обращения 5.12.2019 г.)
- Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Коровин Н.В., Курс общей химии – М: Высшая школа,1990. - 446с.
Электронные ресурсы:
- https://spravochnick.ru/fizika/stroenie_atoma
- http://www.dslib.net/teoria-vospitania/izuchenie-teoreticheskih-modelej-atoma-i-atomnogo-jadra-v-kurse-fiziki-osnovnoj.html
- http://nuclphys.sinp.msu.ru/
- http://www.fizika.ru/
- http://class-fizika.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Строение атома. Строение электронных оболочек атомов"
Ученикам: Выберите один правильный ответ. Обратите внимание вы должны уметь расписывать электронное строение атомов 20 первых элементов расположенных в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Удачи! Тест для 9 класса. ...
Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).
Представлены методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО) по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...
Строение атомов. Состав атомов.
Методический материал в форме заданий ЕГЭ....
Проверочная работа по теме "Строение атома. Электронные оболочки атомов", 8 класс
Тестовая работа по теме "Строение атома. Электронные оболочки атомов" предназначена для учащихся 8-х классов и включает в себя 10 заданий с выбором одного правильного ответа....
Применение мультимедийных технологий на уроках химии при изучении темы «Строение атома»
Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом станов...
Примеры заданий по теме: Строение атома. Строение электронных оболочек атомов
Разработка представляет собой подборку заданий по теме: "Строение атома. Строение электронных оболочек атома"(задание 1). Задания могут быть использованы...
Методические рекомендации по изучению темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе.
Данный материал представлен как рекомендация по подготовке к урокам по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе....
Комментарии
Очень удобно использовать
Удобно использовать реферат для самостоятельного изучения темы.