Применение мультимедийных технологий на уроках химии при изучении темы «Строение атома»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью ученика. И реализовать это можно, используя различные образовательные технологии.
В своей работе на уроках химии я использую внедрение средств новых информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_multimediynyh_tehnologiy_na_urokah_himii_pri_izuchenii_temy.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение мультимедийных технологий на уроках химии при изучении темы «Строение атома»
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий.
В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации.
Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью ученика. И реализовать это можно, используя различные образовательные технологии.
В своей работе на уроках химии я использую внедрение средств новых информационных технологий.
Характеристика выбранной технологии
Информационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых для сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, распространения информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.
Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности учащихся.
Направления использования ИКТ.
В изучении школьного курса химии можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление объектов и явлений микромира (Строение атома);
- изучение производств химических продуктов (Производство серной кислоты, аммиака, метанола);
- моделирование химического эксперимента и химических реакций (использование виртуальной химической лаборатории);
- система тестового контроля;
Компьютерное сопровождение уроков может быть реализовано с помощью комплекса аппаратно-программных средств, которое предусматривает использование учителем интерактивной компьютерной графики в процессе изложения нового материала. Компьютерный графический материал представляется аудитории с помощью проектора, презентационного монитора или электронной интерактивной доски. При этом традиционные средства лектора (доска, эксперимент и пр.) используются в полном объеме. Использование фрагментов такой программы на уроке имеет следующие достоинства:
- Изображение с компьютера выводится на экран. Изображение занимает весь экран, хорошо просматривается с любой парты. Изображение - яркое и цветное, оно вызывает интерес и легко запоминается учащимися.
- Экономия времени на уроке. Учитель за короткое время может раскрыть, объяснить, подтвердить формулами и экспериментом наиболее трудные моменты программного материала.
- Некоторые опыты по химии с ядовитыми веществами учитель не может демонстрировать на уроке, фрагменты компьютерного сопровождения подобного эксперимента дают учащимся убедительные знания о веществах и явлениях, сопровождающих данные превращения.
Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств.
Одним из главных достоинств компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрывоопасных и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.
Для поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент. Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ. По этой причине многие интересные, зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу. Например, опыты с белым фосфором.
На мой взгляд, применение информационных технологий - это большие удобства: быстрый темп проведения урока, возможность показа демонстрационного эксперимента с различными химическими реактивами, яркая наглядность при изучении программного материала (строение атома, виды кристаллических решёток, пространственное строение молекул органических веществ и т. д.), удобство редактирования слайдов в презентациях, различных заданий.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
1. Время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
3. Отсутствие контакта с учителем информатики.
4. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
5. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
6. Не хватает компьютерного времени на всех.
7. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
Но, я считаю, что эти проблемы не слишком существенны. Больше всего, конечно, возможностей использования ИКТ в образовательном процессе.
Использование Microsoft Power Point при объяснении нового материала.
На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
При изучении новой темы можно провести урок - лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда. Но я редко начинаю урок с объявления новой темы. Я считаю, что к новому ребят надо подготовить и очень часто они сами после этого называют тему урока. И здесь опять помогает компьютер, так как может содержать хорошо организованную информацию, обилие иллюстраций, анимацией.
Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения обучающего характера. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.
Особенностью применения компьютерных презентаций при изучении нового материала является сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд - фильма, демонстрационного эксперимента виртуальной лаборатории, что позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
После изучения новой темы приходит следующий этап урока – закрепление. Здесь требуется подобрать задания согласно требованиям дидактики. Сначала уместно решать так называемые «ключевые задачи», непосредственно на применение новых знаний.
На заключительном этапе урока - при подведении его итогов - удобно предложить детям вопросы для самопроверки.
ИКТ на конкретном уроке.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока
• как способ создания проблемной ситуации,
• как способ объяснения нового материала,
• как форма закрепления изученного,
• как форма проверки домашнего задания,
• как способ проверки знаний в процессе урока.
Урок- лекция по теме «Сведения о строении атома» 8 класс
«Атомы бесчисленны по
величине и многообразию, носятся
они во Вселенной, кружась в вихре,
и таким образом рождается все
сложное: огонь, вода, воздух, земля».
Демокрит
Цель урока:
- обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и атомного ядра;
- сформировать информационно – коммуникативную компетентность
- продолжить формирование у учащихся научной картины мира.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать у учащихся целостное представление о строении атома
Развивающая:
Способствовать развитию творческих способностей учащихся, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Воспитывающая:
Развитие навыков коллективной работы; развитие навыков культуры общения; толерантного отношения друг к другу.
Метапредметная: 1. Совершенствовать навыки самостоятельной работы;
2. способствовать развитию умений прослеживать междисциплинарные связи на уроке химии; 3. умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы.
Оборудование и материалы:
проектор, презентация, видеоролик
Ход урока:
Вступительное слово учителя
1. В поэме Лукреция Кара ( I в. до н.э.)
“О природе вещей” существование невидимых частичек доказывается так:
,,…На морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает,
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего взора.”
В процессе беседы учащиеся формулируют тему урока.
2. Лекционный материал излагает учитель, используя слайды презентации:
- Атом «неделимая частица» химического элемента
- Доказательства сложности строения атома
-Модели строения атома
- Состав атома (демонстрация видеоролика)
3. Практическая часть
А) Дополните фразы:
-Томсон и Перрен открывают…
-Беккерель открыл явление….
-Модель строения атома Томсона…
-Резерфорд предложил….модель строения атома
-Атом – это…
-Строение ядра…
-Строение электронной оболочки…
Б) Заполни таблицу
В) Установи соответствие
Г) Выбери правильный ответ
Д) Тестовые задания с самопроверкой
4. Рефлексия (синквейн)
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он соблюдает основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Такому уроку свойственно следующее:
1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2. управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
3. интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
6. неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Плодотворная работа с использованием компьютерных технологий позволяет резко повысить мотивацию детей к исследовательской деятельности, что необходимо им в современном мире. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, решать проблемы, используя знания из разных областей, а также коммуникативные и информационно-технологические умения. Вопросы использования компьютерных технологий на уроках химии чрезвычайно разнообразны и интересны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 8 класс тема "Строение электронных оболочек атомов"
Разноуровневый урок химии в 8 классе по теме "Строение электронных оболочек атомов" по программе О.С. Габриеляна позволяет на практике реализовать ЛО подход в обучении....
Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"
Презентация к уроку химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"...
Методическая разработка урока "Использование адаптивных технологий на уроках химии при изучении темы "Углеводороды" в 10 классе."
Теоретические аспекты использования технологии "Адаптивная система обучения"- это новая модель организации урока.Цель урока: используя технологию адаптивного обучения помочь ученику в его становлении ...
«Применение мультимедийных технологий для привлечения учащихся к изучению истории»
Как привлечь интерес современного школьника к процессу обучения? – Вот один из самых волнующих вопросов для молодых педагогов. Один из возможных путей решения этого вопроса могут дать информацио...
Презентация к уроку химии в 8 классе "Строение атома"
Презентация сопровождает урок в 8 классе. Знакомит учащихся с составом атома, атомного ядра. Содержит тест на закрепление знаний с элементами самопроверки....
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Применение игровых технологий на уроках химии» Разработка дидактической игры по химии по теме: «Строение и классификация органических соединений».
Приведена разработка дидактической игры по химии по теме: "Строение с классификация органических соединений"....
Варианты заданий с применением групповых технологий на уроках обобщения или изучения нового материала по химии
Варианты заданий с применением групповых технологий на уроках обобщения или изучения нового материала по химии...