Методические рекомендации по изучению темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе.
методическая разработка по химии (8 класс)

Надежда Михайловна Разинькова

Данный материал представлен как рекомендация по подготовке к урокам по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rek.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по изучению темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе.

«Периодическому закону будущее не грозит разрушением,

а только надстройка и развитие обещаются» (Д.И.Менделеев)

На изучение темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе отводится 8 часов. Эта тема имеет решающее значение при изучении химии. Обучающиеся должны познакомиться с одним из общих законов природы, научным фундаментом - периодическим законом. Понять, что единство химических элементов проявляется в их взаимосвязи, отраженной в периодической системе. Учащиеся должны увидеть закономерность не только в периодичности изменения свойств элементов и их соединений, но и изучить природу этого явления, которая определяется строением атомов этих элементов.

Обучающиеся должны научиться пользоваться приобретенными знаниями, применяя их для углубления и осмысления ранее изученных понятий.

Содержание данной темы имеет познавательное, развивающее и воспитательное значение:

  • Обучающиеся должны осознать важные идеи: взаимосвязь элементов, постоянное развитие, возможность которого обусловлена наличием противоположностей. Узнают о значении периодического закона для понимания законов природы и общества.

 

  • В процессе изучения темы развивается логическое мышление. На уроках целесообразно использовать проблемно-поисковые методы для того, чтобы обучающиеся с помощью дедуктивных методов, анализировали, устанавливали причинно-следственные связи, сопоставляли свойства элементов и их соединений.

  • При изучении данной темы важно воспитывать патриотизм и любовь к Родине. Рассказать обучающимся о научном подвиге Д. И. Менделеева, о его научной интуиции, о способности научного предвидения. Уместно подчеркнуть большое научное, практическое и познавательное значение периодического закона.

Распределение темы по урокам:

  1. Состав и важнейшие характеристики атома.

Данный урок базируется на межпредметных связях. Целесообразно сообщить, что история открытия сложного строения атома– это одна из самых интересных и увлекательных страниц в истории развития физики, что идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в это время ничего о внутреннем строении атома не было известно. В качестве домашнего задания учащиеся выбирают тему для небольшого устного сообщения по истории открытия строения атома. (Темы сообщений: Первые представления об атоме.  Основы атомной теории строения вещества. Модель Томпсона. Ядерная модель атома (планетарная).

  1. Изотопы. Химические элементы.

На этом уроке целесообразно показать фрагмент научно-популярного фильма, тем самым расширить представление обучающихся о строении атома и дать возможность его визуализировать. («Химия. Изменчивая история (1). Открытие элементов» (Документальный, 2010).

  1. Строение электронных оболочек атомов.

Данный урок – это объяснение нового материала. На доске в формате опорного конспекта записывается новая информация о строении атома. Так как на уроке был дан (лучше представлен) большой поток информации, то в качестве домашнего задания учащиеся готовят карточки с изображением элементов.

Образцы карточек:

  1. Свойства химических элементов и их периодические изменения.

Урок эффективно начать с постановки проблемных вопросов: в каком порядке расположены элементы в таблице? Что Д. И. Менделеев взял за основу своей классификации?

Учащиеся обычно правильно отмечают, что в основу своей классификации Дмитрий Иванович положил атомную массу.

Далее ребята самостоятельно работают с карточками. Раскладывают по возрастанию атомных масс, рассматривают, как меняются свойства элементов: а) характер элементов (металл, переходный элемент, неметалл, инертный газ); б) валентность в оксидах; в) валентность неметаллов в гидридах.

  1. Периодический закон Д.И.Менделеева.

Урок по периодическому закону уместно начать показом второй части фильма («Химия. Изменчивая история (2). Открытие элементов» (Документальный, 2010).

Просмотр фильма способствует не только в усвоении новой информации, но и в развитии чувства патриотизма у обучающихся, положительного отношения к своей стране и обществу. Полезно оставить время и обсудить наиболее значимые моменты фильма.

  1. Периодическая система химических элементов.

Тема урока предполагает изложение теоретического материала.  Уместно также включать в объяснение элементы презентации, использовать интерактивную доску и интерактивную модель «Периодическая система элементов».  Конструктивно подавать материал с включением проблемно-поискового метода, при котором учитель ставит проблемный вопрос и вместе с обучающимися ищет правильное решение.

  1. Характеристика химических элементов по положению в Периодической системе.

Урок комбинированный, урок совершенствования знаний, умений и навыков. Начать урока целесообразно с разъяснения цели. Для систематизации знаний предлагается самостоятельно раскрыть физический смысл основных понятий периодической системы: порядкового номера, номера периода и номера группы в свете строения атома. Затем обучающимся предлагается план характеристики элемента по положению в периодической системе.

  1. Выполнение упражнений и решение задач.

Урок применения полученных знаний уместно построить на решении грамотно подобранных заданий на строение атома, на определение элемента по электронной формуле. Разумно дифференцировать задания по уровню сложности, чтобы каждый обучающийся смог выбрать посильное задание, а также способствует созданию благоприятной атмосферы на уроке. Завершается урок упражнениями по характеристике элементов.

         Данная модель изучения темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе укладывается в рамки современных ФГОС. Цели изучения химии в свете ФГОС отражают современные приоритеты в системе основного общего образования: направленность обучения на развитие и саморазвитие личности, формирование её интеллекта и общей культуры, формирование системы химических знаний; приобщение учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, формирование мотивации и развитие способностей к изучению химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Самостоятельная работа по теме "Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома" 8 класс

Самостоятельная работа по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома" 8 класс...

Тренинг по темам " Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома".

Данная методическая разработка содержит тестовые задания и блиц-опрос по темам " Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома"....

Методические рекомендации по изучению темы «Решение квадратных неравенств в 9-ом классе» по учебнику Ю.Н. Макарычева.

Разобраны методы решения квадратных уравнений. Приведены различные случаи их решения....

Тест "Периодическая система химических элементов и строение атома" (11 класс)

Тест "Периодическая система химических элементов и строение атома" (11 класс)...