Технологическая карта
план-конспект урока по физике (7 класс)

Технологическая карта по теме "Давление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davlenie_na_sayt.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Автор: Ишмина Айсылу Геннадьевна, учитель физики МБОУ «Ябоганская  СОШ»

Предмет:                физика

Класс:                 7

Базовый учебник: А.В.Перышкин «Физика 7»

Тема:                        Давление твердых тел. Способы изменения давления.

Дидактическая цель урока: развитие представления о давлении твердых тел.

Задачи урока:

Образовательные: Ввести и объяснить понятие давления, его единицах измерения, формуле для вычисления и способах изменения; ввести понятие силы давления;  учить применять знания в жизни.

Развивающие: Способствовать развитию универсальных учебных действий:

познавательных УУД  (ПУУД): умения  экспериментировать, наблюдать,  анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

регулятивных УУД (РУУД): фиксировать результаты наблюдения и делать выводы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление  основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

коммуникативных УУД (КУУД): умения грамотно выражать речью свои мысли, умение работать в микрогруппах;  готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства; продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

Воспитательные:  содействовать развитию познавательного интереса и коммуникативной компетентности;  способствовать формированию культуры умственного труда; культуры межличностного общения через организацию работы в группах и парах.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ИКТ, наблюдение.  

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, пазл, бумага, грузики, пластилин, проволока, монета, карандаш, воздушный шар, презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке.

Подайте руку соседу и пустите по цепочке искорку настроения. Замечательно. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы готовы к работе.

Организуют рабочее пространство, готовятся к работе на уроке.

Мотивация.

 Вы совсем недавно начали изучать физику. А как вы думаете, знание физики нужно нам в обычной жизни? Сегодня на уроке мы с вами ответим на этот вопрос, на сколько важно знание физических законов в обычной жизни.

И начать мне бы хотелось с просмотра видеофрагмента  «Серая шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка.  Как вы думаете, почему лиса очень  осторожно приближается  к утенку?  

  Я думаю в конце урока, мы  сможем дать правильный ответ  на этот вопрос?

Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт

Актуализация знаний.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю  разгадать  кроссворд, в котором зашифрована тема урока.

  - Как называется единица измерения времени в Международной системе единиц?

  - Прибор для измерения силы.

  - Прибор для измерения массы тела.

  - Какую величину получим, умножив длину бруска на ширину?

  - Как называется единица измерения длины в СИ?

  - Назовите прибор для измерения объёма жидкости.

  - Что является причиной изменения скорости и деформации тела?

  - Как называется сила, с которой тело давит на опору или растягивает подвес?

Что у вас получилось?

Итак, тема урока: «Давление. Единицы измерения давления».

Какие цели поставим перед собой?

Отвечая на вопросы систематизируют и обобщают знания, определяют тему урока и цель.

1. Определение

2. Обозначение

3. Формула

4. Единицы измерения

5. Способы измерения

Изучение нового учебного материала.

Опыт №1 (Опыт с детским шариком)

Надутый шар сжимаем с разной силой.

Опыт № 2. (опыт с детским шариком). На шарик действуем различными предметами: тупой стороной карандаша, иглой.

  Что у нас получилось? (Шарик лопнул.) А почему?

  Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно дать определение давлению.  

Работа с учебником. Прочитайте  и найдите определение давления.    

         В рассмотренных опытах мы видим, что действие  силы различно, поскольку различна S поверхности.  

Хорошо, молодцы, а по какой формуле находят давление?

  Пользуясь методом треугольника, преобразуем формулу

Так как давление - это физическая величина, то у нее есть единица измерения. Давайте, ее определим.

В чем измеряется сила?

В чем измеряется площадь?

Хорошо! Тогда, что будет единицей измерения давления?

Эта единица имеет специальное название в честь французского философа, писателя математика и физика Блеза Паскаля, ее обозначают сокращенно «Па».

Чтобы уменьшить давление следует:

1.        уменьшить действующую силу,

2.        увеличить площадь поверхности.

Чтобы увеличить давление следует:

1.        увеличить силу,

2.        уменьшить площадь поверхности

Вы узнали, чтобы увеличить давление, надо уменьшить площадь. И наоборот, если нужно уменьшить давление, то увеличиваем площадь.

   А дальше откройте конверты и соберите пазл.

По деформации шарика, видим зависимость приложенной силы и деформации

Шарик лопается при воздействии иглы, хотя силы действия одинаковые.

Величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади на которую она действует, называется давлением.

Давление - величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

Слушают и смотрят интерактивный модуль.

 Р=F/S, где F – сила, действующая перпендикулярно на поверхность, S – площадь поверхности, р-давление.

Н

м2

Н/м2

 

 

 

 

 

 

Собирают пазл и определяют увеличивается или уменьшается давление на картинках.

Физминутка

Пожалуйста, все встаньте. Вы сейчас оказываете давление на пол?

 Поднимем руки и разведем их в стороны. Изменилось ли ваше давление на пол?  Встаём на левую ногу, затем на правую, тем самым мы увеличиваем давление. А если мы встанем на носочки, давление еще больше увеличится.  Повторим еще раз. Хорошо, а  как уменьшить давление?

Да

Нет

Сесть или лечь.

Закрепление изученного материала.

У вас на столах имеются карты исследований, внимательно изучите её и задайте вопросы по выполнению задания. Выберите того, кто будет защищать и демонстрировать опыт.

Группа №1.

Цель: Исследовать зависимость давления от площади опоры. Сила одинаковая.

Оборудование: Карандаш, монета, две пластилиновые полоски.

Ход работы:

Заострённой стороной карандаша надавите на пластилиновую полоску. На вторую полоску положите монету и надавите на неё этим же карандашом примерно с той же силой.

Сравните результаты опытов.

Сделайте вывод (устно, кратко)

Группа №2.

Цель: Исследовать зависимость давления от силы. Площадь опоры одинаковая.

Оборудование: штатив, брусок из пластилина, проволока, набор грузов (по 1Н каждый) 4шт.

Ход работы:

Подвесьте по обе стороны проволоки по одному грузу, не снимая грузы, подвесьте к ним ещё по одному.

Сравните результаты опытов.

Сделайте вывод ( устно, кратко)

Группа №3.

Цель: Исследовать зависимость давления от площади опоры. Сила одинаковая.

Оборудование: опора на гвоздях, стеклянная ёмкость с песком, груз и 2 листа бумаги

Ход работы:

Положите на песок лист бумаги и поставьте на него опору шляпками гвоздей вниз, а наверх поместите груз. Повторите опыт, поменяв лист бумаги и перевернув опору остриём гвоздей вниз.

Сравните результаты опытов.

Сделайте вывод ( устно, кратко)

Молодцы, вы хорошо справились с исследовательской работой. А теперь внимание на экран.

В жизни можно столкнуться с такой ситуацией: человек провалился под лед. Как ему помочь и при этом не пострадать самому?     По какому телефону нужно позвонить, если случиться несчастье?

Игра «лото».  

Нужно вытянуть бочонок, открыть его и ответить на вопрос.

Молодцы,  вы все ответили на вопросы  лото.

А как вы думаете, при изготовление какого национального продукта коренных жителей Республики Алтай , применяют  давление?  (Видео)

Выполняют исследовательскую работу и делают выводы.

Предложить ему веревку, лестницу, палку при этом передвигаться по льду лежа.

112

Талкан, курут

Итог урока. Рефлексия.

Какую тему мы изучили сегодня

Какие вопросы рассмотрели.

Уходя с урока, какие знания вы возьмёте в свою жизнь?

      Почему же лиса очень осторожно приближалась  к утенку?

Перед вами лестница успеха, поставьте человека на соответствующую ступень.

Делают итог урока.

Рефлексия обучающихся

Задание на дом.

1. Сочинение на тему «Давление в моей жизни».

2. Экспериментальное задание стр. 104

3. Стр. 105  упр.15(3)

Записывают домашнее задание

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...