Технологическая карта
план-конспект урока по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Автор: Ишмина Айсылу Геннадьевна, учитель физики МБОУ «Ябоганская СОШ»
Предмет: физика
Класс: 7
Базовый учебник: А.В.Перышкин «Физика 7»
Тема: Давление твердых тел. Способы изменения давления.
Дидактическая цель урока: развитие представления о давлении твердых тел.
Задачи урока:
Образовательные: Ввести и объяснить понятие давления, его единицах измерения, формуле для вычисления и способах изменения; ввести понятие силы давления; учить применять знания в жизни.
Развивающие: Способствовать развитию универсальных учебных действий:
познавательных УУД (ПУУД): умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
регулятивных УУД (РУУД): фиксировать результаты наблюдения и делать выводы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
коммуникативных УУД (КУУД): умения грамотно выражать речью свои мысли, умение работать в микрогруппах; готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства; продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.
Воспитательные: содействовать развитию познавательного интереса и коммуникативной компетентности; способствовать формированию культуры умственного труда; культуры межличностного общения через организацию работы в группах и парах.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ИКТ, наблюдение.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, пазл, бумага, грузики, пластилин, проволока, монета, карандаш, воздушный шар, презентация.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. | Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке. Подайте руку соседу и пустите по цепочке искорку настроения. Замечательно. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы готовы к работе. | Организуют рабочее пространство, готовятся к работе на уроке. |
Мотивация. | Вы совсем недавно начали изучать физику. А как вы думаете, знание физики нужно нам в обычной жизни? Сегодня на уроке мы с вами ответим на этот вопрос, на сколько важно знание физических законов в обычной жизни. И начать мне бы хотелось с просмотра видеофрагмента «Серая шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка. Как вы думаете, почему лиса очень осторожно приближается к утенку? Я думаю в конце урока, мы сможем дать правильный ответ на этот вопрос? | Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт |
Актуализация знаний. | Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю разгадать кроссворд, в котором зашифрована тема урока. - Как называется единица измерения времени в Международной системе единиц? - Прибор для измерения силы. - Прибор для измерения массы тела. - Какую величину получим, умножив длину бруска на ширину? - Как называется единица измерения длины в СИ? - Назовите прибор для измерения объёма жидкости. - Что является причиной изменения скорости и деформации тела? - Как называется сила, с которой тело давит на опору или растягивает подвес? Что у вас получилось? Итак, тема урока: «Давление. Единицы измерения давления». Какие цели поставим перед собой? | Отвечая на вопросы систематизируют и обобщают знания, определяют тему урока и цель. 1. Определение 2. Обозначение 3. Формула 4. Единицы измерения 5. Способы измерения |
Изучение нового учебного материала. | Опыт №1 (Опыт с детским шариком) Надутый шар сжимаем с разной силой. Опыт № 2. (опыт с детским шариком). На шарик действуем различными предметами: тупой стороной карандаша, иглой. Что у нас получилось? (Шарик лопнул.) А почему? Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно дать определение давлению. Работа с учебником. Прочитайте и найдите определение давления. В рассмотренных опытах мы видим, что действие силы различно, поскольку различна S поверхности. Хорошо, молодцы, а по какой формуле находят давление? Пользуясь методом треугольника, преобразуем формулу Так как давление - это физическая величина, то у нее есть единица измерения. Давайте, ее определим. В чем измеряется сила? В чем измеряется площадь? Хорошо! Тогда, что будет единицей измерения давления? Эта единица имеет специальное название в честь французского философа, писателя математика и физика Блеза Паскаля, ее обозначают сокращенно «Па». Чтобы уменьшить давление следует: 1. уменьшить действующую силу, 2. увеличить площадь поверхности. Чтобы увеличить давление следует: 1. увеличить силу, 2. уменьшить площадь поверхности Вы узнали, чтобы увеличить давление, надо уменьшить площадь. И наоборот, если нужно уменьшить давление, то увеличиваем площадь. А дальше откройте конверты и соберите пазл. | По деформации шарика, видим зависимость приложенной силы и деформации Шарик лопается при воздействии иглы, хотя силы действия одинаковые. Величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади на которую она действует, называется давлением. Давление - величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Слушают и смотрят интерактивный модуль. Р=F/S, где F – сила, действующая перпендикулярно на поверхность, S – площадь поверхности, р-давление. Н м2 Н/м2
Собирают пазл и определяют увеличивается или уменьшается давление на картинках. |
Физминутка | Пожалуйста, все встаньте. Вы сейчас оказываете давление на пол? Поднимем руки и разведем их в стороны. Изменилось ли ваше давление на пол? Встаём на левую ногу, затем на правую, тем самым мы увеличиваем давление. А если мы встанем на носочки, давление еще больше увеличится. Повторим еще раз. Хорошо, а как уменьшить давление? | Да Нет Сесть или лечь. |
Закрепление изученного материала. | У вас на столах имеются карты исследований, внимательно изучите её и задайте вопросы по выполнению задания. Выберите того, кто будет защищать и демонстрировать опыт. Группа №1. Цель: Исследовать зависимость давления от площади опоры. Сила одинаковая. Оборудование: Карандаш, монета, две пластилиновые полоски. Ход работы: Заострённой стороной карандаша надавите на пластилиновую полоску. На вторую полоску положите монету и надавите на неё этим же карандашом примерно с той же силой. Сравните результаты опытов. Сделайте вывод (устно, кратко) Группа №2. Цель: Исследовать зависимость давления от силы. Площадь опоры одинаковая. Оборудование: штатив, брусок из пластилина, проволока, набор грузов (по 1Н каждый) 4шт. Ход работы: Подвесьте по обе стороны проволоки по одному грузу, не снимая грузы, подвесьте к ним ещё по одному. Сравните результаты опытов. Сделайте вывод ( устно, кратко) Группа №3. Цель: Исследовать зависимость давления от площади опоры. Сила одинаковая. Оборудование: опора на гвоздях, стеклянная ёмкость с песком, груз и 2 листа бумаги Ход работы: Положите на песок лист бумаги и поставьте на него опору шляпками гвоздей вниз, а наверх поместите груз. Повторите опыт, поменяв лист бумаги и перевернув опору остриём гвоздей вниз. Сравните результаты опытов. Сделайте вывод ( устно, кратко) Молодцы, вы хорошо справились с исследовательской работой. А теперь внимание на экран. В жизни можно столкнуться с такой ситуацией: человек провалился под лед. Как ему помочь и при этом не пострадать самому? По какому телефону нужно позвонить, если случиться несчастье? Игра «лото». Нужно вытянуть бочонок, открыть его и ответить на вопрос. Молодцы, вы все ответили на вопросы лото. А как вы думаете, при изготовление какого национального продукта коренных жителей Республики Алтай , применяют давление? (Видео) | Выполняют исследовательскую работу и делают выводы. Предложить ему веревку, лестницу, палку при этом передвигаться по льду лежа. 112 Талкан, курут |
Итог урока. Рефлексия. | Какую тему мы изучили сегодня Какие вопросы рассмотрели. Уходя с урока, какие знания вы возьмёте в свою жизнь? Почему же лиса очень осторожно приближалась к утенку? Перед вами лестница успеха, поставьте человека на соответствующую ступень. | Делают итог урока. Рефлексия обучающихся |
Задание на дом. | 1. Сочинение на тему «Давление в моей жизни». 2. Экспериментальное задание стр. 104 3. Стр. 105 упр.15(3) | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...