МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧАЛТЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Открытый урок
в 7 классе
по теме:
«Сила трения»
Урок разработала:
Дзреян Татьяна Хугасовна,
учитель физики и информатики
МБОУ СОШ №2,
в рамках проведения
районного этапа конкурса
«Учитель года — 2020».
с. Чалтырь
2019г.
Дата проведения: 11.12. 2019года
Учебный предмет: физика
Класс: 7
УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М, Физика, 7 класс
Тема урока: «Сила трения».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Содержательная цель: знакомство учащихся с новым понятием, умением проводить эксперимент, применять полученные знания на практике.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Задачи:
Образовательные:
Формирование научного мировоззрения учащихся.
Формирование умения объяснять на основе имеющихся знаний причины возникновения силы трения, ее направления.
Организация контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся по данной теме.
Изучение явления трения (его причины, закономерности);
Создание условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.
Развивающие:
Формирование познавательного интереса;
Развитие мыслительных операций;
Воспитательные:
Воспитание интереса к физике;
Формирование умения работать в паре. группе;
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы , содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично, принятие социальной роли обучающегося.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные УУД: определение учебных задач и способов их достижения, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового, фиксировать результаты наблюдения и делать выводы, умение планировать и регулировать свою деятельность, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах.
Педагогическая технология:
технология проблемного обучения с элементами критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, наждачной бумага, опорный конспект “Сила трения”, презентация.
Технологическая карта урока:
| Деятельность учителя | Формы УП | Планируемый результат (Формируемые УУД) |
I.Мотивация к учебной деятельности |
1. Нестандартное начало Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся.
| - Здравствуйте, ребята. Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в физическую мастерскую, где будем изучать новую физическую величину и исследовать от чего она зависит. Я буду вашим мастером, а вы моими подмастерьями. Если вам, что – то будет непонятно вы всегда сможете обратиться ко мне за помощью. А чтобы ваши знания надолго остались с вами вам понадобиться маршрутный лист, который лежит у вас на столе. А начнем мы наш урок с загадки: Против лома нет приёма, Если только другой лом. Мерой действия приёма Мы её всегда зовём. В ньютонах выражается, А как же называется? Обучающиеся: Это – сила! Сегодня на уроке мы продолжим изучать силы, изучим еще одну силу.
| .
| Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются
Включение учащихся в деловой ритм работы
Коммуникативные УУД: умение слушать; выражать свои мысли.
Личностные УУД: ценностно- нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).
|
II. Актуализация и пробное учебное действие. Выявления места и причины затруднения. |
|
|
|
|
Этап определения темы урока и целеполагание |
Выход на тему и целеполагание Цель: создав проблемную ситуацию , выйти на тему урока и по ключевым словам определить цели урока | А чтобы узнать о какой силе мы будем говорить предлагаю решить вам кроссворд. 1.Единица измерения силы… 2.Она меняется под действием силы. 3.Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. 4..Прибор для измерения силы… 5.Причина изменения скорости… 6. Мельчайшая частица вещества
Записываем тему урока: Сила трения. Какие цели поставим перед собой на уроке? Поставим цели по ключевым словам: Дать….(определение) Выяснить….(причины трения) Узнать…..(виды трения) Провести…..(эксперимент) Сделать……(выводы) | Фронтально. |
анализируют и делают выводы; определяют тему урока и ставят цели
Регулятивные УУД. Постановка учебной задачи и прогнозирование деятельности на уроке.
|
Построение проекта выхода из затруднения. Организация проблемной ситуации для определения проблем с целью их разрешения |
Прием «Яркое пятно» Цель : используя видео о трении, создать проблемную ситуацию | Ребята, а как вы считаете сила трения приносит пользу или вред? Просмотр видаофрагмента мультфильма Фиксики |
| Высказывают свои предположения |
4.Изучение нового материала
| Так какое же оно, трение? Вездесущее, необходимое или мешающее? От чего оно зависит? Я предлагаю вам обратиться к материалу, который лежит у вас на парте. Возьмите наждачную бумагу и проведите одной по поверхности другой. Что вы наблюдали? (Бумаги трутся друг о друга, но очень плохо). Трение -это взаимодействие поверхностей соприкасающихся тел, препятствующих их относительному движению. Сила трения — сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. И обозначается F тр. Теперь возьмите бумагу обратной стороной и повторите действия. Что вы наблюдали теперь? (Трутся легче) Почему? Какова же причина возникновения трения?(шероховатость поверхностей). Задаю вопрос: «Что вы предлагаете для уменьшения трения?» Ответ учащихся: «Хорошо обработать поверхности тел, сделать их гладкими». Теперь возьмем стекло и проведем по поверхности другого стекла. Что вы наблюдали теперь? (Трутся очень плохо) Капнем несколько капель воды на стекло и повторим действия.(Трутся еще хуже.) Почему?(Между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения) Давайте обобщим, каковы причины возникновения силы трения? (Шероховатость поверхностей взаимодействующих тел и взаимное притяжение молекул) (Слайд 8) Узнаем, какие виды трения существуют. Различают три вида трения: трение покоя, трение скольжения и трение качения (Физика 7 — 9) | В парах
| Читают текст, помечают, размышляют, отвечают на вопросы, делают выводы. Познавательные УУД: поиск информации структурирование знаний; умение осознанно строить высказывание анализ объектов с целью выделения признаков, формирование мыслительных операций
Личностные УУД: определение значимости темы для себя.
записавают в опорный конспект.
|
Здоровьесберегающая пауза |
6.Прием «Покажи явление» Цель: снять напряжение с глаз, дать возможность расслабиться | Давайте немного отдохнём. Предлагаю смоделировать и показать силу трения - скольжения: руками, теперь- ногами. А теперь силу трения качения. Молодцы, продолжим! | Фронтально | Выполняют задания учителя. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения. |
7.Прием «Примени правило на практике» Цель; научить правильно измерять силу трения динамометром и измерять ее.
| А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей, Поделитесь на группы, у нас получилось 6 групп. Каждой группе дано свое исследование: от чего зависит сила трения. Ваша цель: провести эксперимент и заполнить таблицу. Группа № 1 Сравните силы: трения покоя, скольжения, качения. Порядок выполнения работы. Вычислите цену деления шкалы динамометра. Ц.д. = ___________ = ___________ Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по деревянной доске. Для этого положите брусок на коврик, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по деревянной доске.. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра Результат измерения силы запишите в таблицу. Измерьте силу трения качения бруска. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по коврику при помощи динамометра . Результат измерения силы запишите в таблицу.
Сделайте вывод: какая сила больше: а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения? б) сила трения скольжения или сила трения качения? Группа № 2 Изучите зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. Порядок выполнения работы: Вычислите цену деления шкалы динамометра. Ц .д. = _________________________________ = Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами: а) по деревянной поверхности
б) по гладкой бумаге
в) по шероховатой поверхности
Результаты измерений запишите в таблицу. Сделайте вывод: 1) зависит ли сила трения скольжения: а) от рода трущихся поверхностей? 2.Двигаясь по разным поверхностям сила трения (разная или одинаковая?) б) от шерохов атости трущихся поверхностей? Чем шершавее поверхность ,тем сила трения (больше или меньше Группа № 3 Изучите зависимость силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей. Порядок выполнения р боты: Вычислите цену деления шкалы динамометра. Ц .д. = ____________ =
1.Положите брусок большой гранью, а на него один груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результаты запишите в таблицу. 2.А теперь положите на брусок 2 груза и снова измерьте силу трения.Результаты запишите в таблицу. 2.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения: а) от массы груза? Чем больше масса груза, тем сила трения (больше или меньше?) б) зависит ли сила трения от площади поверхности бруска при одинаковой массе?
| В группе | С помощью карточки информатора, параграфа учебника, заполняют таблицу, представленную на карточке. Каждая группа получает задания для исследования, которое помогает выработать способы применения их на практике.
Регулятивные УУД: Планируют эксперимент по заданию,
Познавательные УУД: Проговаривание правила в группе и оформление его в виде таблицы.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; умение полно и точно выражать свои мысли; умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.
|
Объединение результатов, полученных при решении частных проблем и решение главной проблемы. Этап реализации построенного проекта |
8.Прием «Афиширование»
Цель: проверить степень усвоения правила и умения применять его на практике
| А сейчас каждая группа презентует свои результаты . Зачитайте ответы на поставленные вопросы в эксперименте. Дорогие ребята, вы по ходу выступления можете сделать замечание, похвалить, оценить деятельность группы. Запишем выводы в маршрутный лист. Сила трения : зависит от | не зависит от | рода трущихся поверхностей; 2) силы, прижимающей тело к поверхности 3)От вида трения | 1) площади соприкосновения тела с поверхностью |
| В группе | Презентуют свою таблицу, прикрепляют на доске, объясняют записанное в таблицу.
Регулятивные УУД: -дают оценку работе группы. |
|
| Индивидуально |
|
Коллективное, групповое, индивидуальное решение проблем, проверка результатов работы и исправление ошибок. |
9. Прием «Проверь себя!»
Цель: проверить степень усвоения правила в нестандартной ситуации
«Решим проблему» | Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной силой, которая называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря силе трения мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли. Сила трения возникает при соприкосновении одного тела с другим и препятствует его движению. Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в работе. Я предлагаю вам проверить , насколько вы усвоили материал и выполнить задание на карточке:
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Сила, возникающая при взаимодействии ______ одного тела по ________ другого тела, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется силой __________ Существует две причины возникновения трения: ___________поверхности и взаимное ___________молекул соприкасающихся тел. Сила трения всегда направлена в сторону, ______движению тела. Существует несколько видов трения – трение______, трение______, трение ___________. Сила трения зависит от силы, ________тело к поверхности, от рода ___ ____________поверхностей и от вида трения. Проверим результаты на слайде презентации.
| Индивидуально | Вставляют в текст пропущенные слова.
Взаимопроверка: обмениваются карточками и проверят результат по шаблону.
Познавательные УУД: поиск информации; формирование мыслительных операций; умение выбрать главное, определить существенные и несущественные признаки
Личностные УУД: формирование Я - концепции;
Коммуникативные УУД: взаимопроверка; взаимообучение; умение работать в паре,
|
10.Домашнее задание
| § 30,31 +вопросы после текста параграфов.
|
| Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.
Регулятивные УУД: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Прием «Синквейн» | А сейчас, В качестве подведения итогов нашего урока предлагаю вам составить синквейн. Позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: • 1 строка – тема или предмет (одно существительное); • 2 строка – описание предмета (два прилагательных); • 3 строка – описание действия (три глагола); • 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; • 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Пример синквейна к теме «Строение вещества. Молекулы» Пример синквейна к теме «Строение вещества. Молекулы» Молекула. Маленькая, подвижная. Движется, притягивается, отталкивается. Молекула – это то, из чего состоит вещество. Частица.
Трение Полезное и вредное Удерживает, помогает, изнашивает Без трения нет движения, благодаря нему мы ходим Необходимо.
|
| Познавательные УУД: рефлексия деятельности. контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: самоопределение, самооценка. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности . следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
|