Технологическая карта
учебно-методический материал по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Автор: Ишмина Айсылу Геннадьевна, учитель физики МБОУ «Ябоганская СОШ»
Предмет: физика
Класс: 7
Базовый учебник: А.В.Перышкин «Физика 7»
Тема: Сила трения.
Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с видами трения, различиями полезного и вредного влияния силы трения
Задачи урока:
в предметном направлении (образовательные) – изучить природу сил трения, причины их возникновения путем экспериментальных исследований, рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения, выяснить значение силы трения в жизни человека; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы;
в метапредметном направлении (развивающие) - развивать интеллектуальные (умение наблюдать, выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы;
в личностном направлении (воспитывающие) - показать значение эксперимента в получении новых знаний, воспитывать интерес к физике и культуру поведения в учебном процессе; развивать исследовательские навыки.
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока:
- урок-исследование;
Оборудование: компьютер, проектор, пазл, брусок, различные виды поверхностей, каток.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. | Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада всех вас видеть на уроке и каждому желаю хорошего настроения. Давайте улыбнемся и пожелаем удачи друг к другу. | Организуют рабочее пространство, готовятся к работе на уроке. |
Мотивация. | Поработаем, ребята, сегодня для ума и души, соприкоснемся с великой тайной. У вас на столах лежат шапочки, я вам предлагаю их одеть, для того чтобы погрузиться в таинственный и загадочный мир физики. | Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт |
Актуализация знаний. | Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые термины из прошлых уроков. Воспользуемся одним из наших предметов – мячом. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете и возвращаете мне. - Какую физическую величину называют силой?(Ф.в. показыв взаимод тел - Как обозначается сила? - Единица измерения силы? - Укажите название прибора для определения силы? - Какая сила возникает при деформации тела? - Какие силы вы уже знаете? | Отвечая на вопросы систематизируют и обобщают знания, определяют тему урока и цель. |
Изучение нового учебного материала. | Звучит музыка (колокольчики). Ребята, что это за музыка? Что она вам напоминает? Скоро новый год, к нам спешит дед мороз, но у него случилась беда, почему-то его сани плохо едут. Попробуй сдвинуть сани (Просит одного из ребенка , попробовать потянуть сани). - Очень легко движутся сани? - Потому что все время мешает одна вредная физическая величина. Ее имя вы узнаете, когда отгадаете ребус. Что у вас получилось? Теперь вы знаете название «вредной» физической величины, которая будет темой нашего урока. Какую цель поставим перед собой? Трение – это явление сопровождает нас буквально на каждом шагу и поэтому стало совсем привычным и мы даже его не замечаем. И характеризуется оно силой трения. Давайте я проведу маленький эксперимент, попытаюсь сдвинуть сани динамометром. Как мы видим сила увеличивается , а санки не сдвинулись с места. А определение силы трения, вы должны найти из текста, который лежит у вас на столах. Давайте посмотрим видеоролик На данном видеоролике между поверхностями двух соприкасающихся тел возникает сила трения. Давайте выясним, в чем же причина возникновения силы трения, а поможет нам ваш лучший друг и помощник – учебник. Теперь прочитайте текст еще раз текст и найдите, какие виды трения существуют. Дальше мы с вами поиграем. Откройте конверт, соберите пазл и соотнесите какому виду трения он относится. | Ответы детей
Нет Сила трения
Что такое сила трения? Какие виды трения встречаются Причина возникновения силы трения? От чего зависит сила трения? Сила возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их перемещению относительно друг друга называется силой трения. И обозначается F тр. - шероховатость поверхностей; - между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения. 1. сила трения покоя, 2. сила трения качения и 3. сила трения скольжения. |
Физминутка | А сейчас немного отдохнем, попрошу всех встать. Ноги не отрываем от пола, т.к. действует сила трения покоя, тянемся - тянемся вверх к солнышку. Дальше потанцуем , покажем как действует сила трения скольжения. | |
Закрепление изученного материала. | Перед вами лежат приборы и инструкция по выполнению исследовательской работы. Работу выполняем в группе , после исследования от каждой группы выступает представитель, который рассказывает о теме исследования, цели эксперимента и полученных выводах. Группа №1 Цель: исследовать зависимость силы трения от качества обработки поверхностей. Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, доска с разной обработкой поверхности. Ход работы: 1) Динамометром тяните брусок по гладкой поверхности доски, измерьте силу трения. 2) Динамометром тяните брусок по шероховатой поверхности доски, измерьте силу трения. 3) Результаты измерений занесите в таблицу. Группа №2. Цель: исследовать зависимость силы трения от силы прижимающей тело к поверхности . Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, набор грузов. Ход работы: 1) Положите на брусок груз и измерьте силу трения скольжения. 2) Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения. 3) Результаты измерений запишите в таблицу. Группа №3 Цель: сравнить силу трения скольжения и силу трения качения. Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянный каток. Ход работы: 1) Прибором динамометром, измерьте силу трения бруска. 2) Замените брусок катком и повторите опыт. 3) Результаты измерений занесите в таблицу. - Что нужно сделать, чтобы уменьшить силу трения? - Ребята, для чего нужна слюна, когда мы едим? -А теперь поморгайте глазами, вам легко моргать? - Тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, почему? А что нужно сделать, чтобы увеличить силу трения? При изготовлении какого национального блюда используется сила трения? Давайте посмотрим видеоролик При изготовлении национального продукта используется сила трения? | Выполняют исследовательскую работу и делают выводы. Вывод: сила трения зависит от шероховатости поверхности. Вывод: Чем больше масса груза, тем больше сила трения Вывод: сила трения качения меньше силы трения скольжения. Смазать, т.е. нужна смазка При глотании пищи и ее движении по пищеводу трение уменьшается за счет предварительного дробления и пережевывания пищи, а также смачивания ее слюной. Да, слеза уменьшает силу трению. Уменьшают силу трения и развивают при плавании большую скорость. увеличить массу, добавить шероховатую поверхность, обувь одевать по сезону-рифлённую, менять автомобильные шины-шипованные. Талкан |
Итог урока. Рефлексия. | - Ну, а когда мы все выяснили про очень важную для нашей жизни силу – силу трения, что бы вы посоветовали нашему Деду Морозу? У вас на столах лежат елочные игрушки, кому урок понравился было интересно выбирают цветные игрушки, а кому было скучно и урок не понравился выбирают игрушку коричневого цвета. Кто уже выбрал для себя подходящую игрушку, можете повесить на нашу елку. -Чего не хватает на нашей елочке? - Правильно, а чтобы появилась звездочка, нужно подвести итог урока. Какую тему мы изучили сегодня Какие вопросы рассмотрели | Смазать сани, если нет снега, то пересесть из саней на телегу или карету. Звездочка После ответов, обучающийся крепит звездочку. |
Задание на дом. | 1. Напишите сочинение на тему « Как выглядел бы мир без трения?» 2. Выполните упражнение 13. 3. Нарисовать рисунок силы трения. | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...