Технологическая карта
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Технологическая карта по теме "Сила трения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_treniya_sayt.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Автор: Ишмина Айсылу Геннадьевна, учитель физики МБОУ «Ябоганская  СОШ»

Предмет: физика

Класс: 7

Базовый учебник: А.В.Перышкин «Физика 7»

Тема: Сила трения.

Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с  видами трения, различиями полезного и вредного влияния силы трения

Задачи урока:

в предметном направлении (образовательные)  – изучить природу сил трения, причины их возникновения путем экспериментальных исследований, рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения, выяснить значение силы трения в жизни человека; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы;

в метапредметном направлении (развивающие)  -  развивать интеллектуальные (умение наблюдать, выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли)   и коммуникативные  способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы;

в личностном направлении (воспитывающие) -  показать значение эксперимента в получении новых знаний, воспитывать  интерес к физике и культуру поведения в учебном процессе; развивать исследовательские навыки.

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока:

  • урок-исследование;

Оборудование:  компьютер, проектор, пазл, брусок, различные виды поверхностей, каток.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада всех вас видеть на уроке и каждому желаю хорошего настроения. Давайте улыбнемся  и пожелаем удачи друг к другу.

Организуют рабочее пространство, готовятся к работе на уроке.

Мотивация.

 Поработаем, ребята, сегодня для ума и души, соприкоснемся с великой тайной.

У вас на столах лежат шапочки, я вам предлагаю их одеть, для того чтобы   погрузиться в таинственный и загадочный  мир физики.

Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт

Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые термины из прошлых  уроков. Воспользуемся одним из наших предметов – мячом. Я буду бросать  мяч  и задавать вопрос, а вы отвечаете и возвращаете мне.

     - Какую физическую величину называют силой?(Ф.в. показыв взаимод тел

     - Как обозначается сила?

     - Единица измерения силы?

     - Укажите название прибора для определения силы?

    - Какая сила возникает при деформации тела?

    - Какие силы вы уже знаете?

Отвечая на вопросы систематизируют и обобщают знания, определяют тему урока и цель.

Изучение нового учебного материала.

Звучит музыка (колокольчики).  Ребята, что это за музыка? Что она вам напоминает?

   Скоро  новый  год, к нам спешит дед мороз, но у него случилась беда, почему-то его сани плохо  едут.

 Попробуй сдвинуть сани  (Просит одного из ребенка , попробовать  потянуть сани).

-  Очень легко  движутся сани?  

-  Потому что все время мешает одна вредная физическая величина. Ее имя вы узнаете, когда отгадаете ребус.  Что у вас получилось?

  Теперь вы знаете название «вредной» физической величины, которая будет темой нашего урока.

Какую цель поставим перед собой?

Трение – это  явление сопровождает нас буквально на каждом шагу и поэтому стало совсем привычным и мы даже его не замечаем.  И характеризуется оно силой трения.

Давайте я проведу маленький эксперимент, попытаюсь сдвинуть сани динамометром.

Как мы видим  сила увеличивается , а санки  не сдвинулись с места.

   А определение силы трения, вы должны найти из текста, который лежит у вас на столах.

     Давайте посмотрим видеоролик

  На данном  видеоролике между поверхностями двух соприкасающихся тел возникает сила трения.  

    Давайте выясним, в чем же причина возникновения силы трения, а поможет нам ваш лучший друг и помощник – учебник.  

     Теперь  прочитайте текст еще раз текст и найдите,  какие виды трения существуют.

  Дальше мы с вами поиграем. Откройте конверт,  соберите пазл  и соотнесите какому виду трения он относится.

Ответы детей 

 

 

 

Нет

 Сила трения

 

Что такое сила трения?

Какие виды трения встречаются

Причина возникновения  силы трения?

От чего зависит сила трения?

Сила возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их перемещению относительно друг друга называется силой трения. И обозначается F тр.

- шероховатость поверхностей;

- между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения.

1.        сила трения покоя, 2. сила трения качения и 3. сила трения скольжения.

Физминутка

  А  сейчас немного отдохнем, попрошу всех встать. Ноги не отрываем от пола, т.к. действует сила трения покоя, тянемся - тянемся вверх к солнышку. Дальше потанцуем , покажем как действует сила трения скольжения.

Закрепление изученного материала.

   Перед вами  лежат  приборы  и  инструкция  по выполнению  исследовательской  работы.  Работу  выполняем  в  группе , после  исследования от каждой группы выступает представитель, который рассказывает о теме исследования, цели эксперимента и полученных выводах.

Группа №1

Цель: исследовать зависимость силы трения от качества обработки поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, доска с разной обработкой поверхности.

Ход работы:

1)  Динамометром тяните  брусок по гладкой поверхности доски, измерьте силу трения.

2) Динамометром тяните  брусок по шероховатой поверхности доски, измерьте силу трения.

3) Результаты измерений занесите в таблицу.

Группа №2.

Цель: исследовать зависимость силы трения от силы  прижимающей тело к поверхности .

Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок,  набор грузов.

Ход работы:

1)   Положите на  брусок  груз и измерьте силу трения скольжения.

2)   Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения.

3) Результаты измерений запишите в таблицу.

 Группа №3

Цель: сравнить силу трения скольжения и силу трения качения.

Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянный каток.

Ход работы:

1)  Прибором  динамометром,  измерьте силу трения бруска.

2) Замените брусок катком  и повторите опыт.

3) Результаты измерений занесите в таблицу.

- Что нужно сделать, чтобы уменьшить силу трения?

- Ребята, для чего нужна слюна, когда мы едим?

-А теперь поморгайте глазами, вам легко моргать?

- Тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, почему?

А что нужно сделать, чтобы увеличить силу трения?

При изготовлении какого национального блюда используется сила трения?

  Давайте посмотрим видеоролик

При изготовлении национального продукта используется сила трения?

Выполняют исследовательскую работу и делают выводы.

Вывод: сила трения зависит  от  шероховатости поверхности.

Вывод: Чем больше  масса груза,  тем  больше  сила трения

Вывод: сила  трения  качения  меньше  силы  трения  скольжения.

Смазать, т.е. нужна смазка

При глотании пищи и ее движении по пищеводу трение уменьшается за счет предварительного дробления и пережевывания пищи, а также смачивания ее слюной.

Да, слеза уменьшает силу трению.

Уменьшают силу трения и развивают при плавании большую скорость.

увеличить массу, добавить шероховатую поверхность, обувь одевать по сезону-рифлённую, менять автомобильные шины-шипованные.

Талкан

Итог урока. Рефлексия.

- Ну, а когда мы все выяснили про очень важную для нашей жизни силу – силу трения, что бы вы посоветовали нашему Деду Морозу?

 У вас на столах лежат елочные игрушки, кому урок понравился было интересно выбирают цветные игрушки, а кому было скучно и урок не понравился выбирают игрушку коричневого  цвета.  Кто уже выбрал для себя подходящую игрушку, можете повесить на нашу елку.

-Чего не хватает на нашей елочке?

- Правильно, а чтобы появилась звездочка, нужно подвести итог урока.

Какую тему мы изучили сегодня

Какие вопросы рассмотрели

Смазать  сани, если нет снега, то пересесть из саней на телегу или карету.

Звездочка

После ответов,  обучающийся  крепит  звездочку.

Задание на дом.

1. Напишите сочинение на тему « Как выглядел бы мир без трения?»

2. Выполните упражнение 13.

3. Нарисовать рисунок силы трения.

Записывают домашнее задание

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...