Технологическая карта урока по физике "Механическая работа. Единицы работы"
план-конспект занятия по физике (7 класс)

Антошина Ирина Анатольевна

Технологическая карта урока по физике в 7 классе на тему "Механическая работа. Единицы работы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fizike_7_klass.docx935.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по физике

  «Механическая работа. Единицы работы»

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.свх Агроном, Яблоневский филиал

 Фамилия имя  отчество учителя: Антошина Ирина Анатольевна

Название УМК:  Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. -  16-е издание, доп.- М.: Дрофа, 2018

Предмет:  физика

Класс: 7 в

Тема урока: Механическая работа. Единицы работы

Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Основополагающая и фундаментальная роль урока в физике.

Тип урока: открытие нового знания.

Рекомендуемые образовательные ресурсы.

Цели урока:

Образовательные:

введение новой физической величины «механическая работа», формирование практических навыков вычисления работы; развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснования своих высказываний;

Воспитательная:

формирование познавательного интереса к физике

Развивающая:

развитие политехнических знаний и умений, элементов творчества, умения пользоваться языком физики и применять полученные знания в новой обстановке.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

Понимать смысл физической величины; механическая работа; Понимать важнейшую связь силы и расстояния, решать задачи, выполнять

многошаговые преобразования выражений при решении задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

развитие мотивов и интересов познавательной деятельности; построение цепи рассуждений и речевого высказывания; работать и оценивать свои действия по эталону.

Коммуникативные:

способность к согласованным действиям с учетом позиции другого; умение аргументировать свою точку зрения.

Познавательные:

Овладение основными способами учебной деятельности; Приобретать опыт самостоятельного поиска информации, её обработка в

различных формах (рисунки, схемы).

Личностные:

сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения; развивать ценностное отношение к друг другу, к результатам обучения; самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, работа с учебником, работа с карточками, использование ТСО, решение задач, проведение эксперимента.

Средства обучения: ноутбук, проектор, карточки с заданиями, презентация, брусок набор грузов, динамометр.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЦОР

Иллюстрация 

Слайд-шоу "Когда работа не совершается" (N 186984)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59b11a0d-7bf6-482d-b767-89649b68782f/7_109.swf

2

ЦОР

Тест, Интерактивное задание

Тест к уроку

 "Механическая работа.

 Единицы работы" (N 205870)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b3a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

3

ЦОР

Презентация

Мультимедиа

Механическая работа. Единицы работы (N 205932)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b525f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf

4

ЦОР

Физкультминутка

Слайд - шоу

Супер физкультминутка.exe

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

(в мин.)

I. Организационный момент  

Цель : психологически настроить учащихся на учебную деятельность  

2

Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к нашему

уроку будут слова К. Д.Ушинского: « Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет». Чтобы трудиться и получать от этого удовольствие нужно лучше изучить окружающий нас мир. Прошу вас быть на уроке внимательными, активными, помогать учителю и друг другу.

Приветствие учителя;

 проверяют готовность к уроку.

Принять цели  познавательной

деятельности

II.  Целеполагание и мотивация

   Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий

10

Сегодня мы с вами  продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что - то новое, интересное. А сколько еще интересного и не исследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам. Мы все готовы с вами к работе, к новым открытиям готовы. Нас ждет интересная работа.

Из словаря В.Даля:

  • Работа - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье.
  • Египетская работа - тяжкая и долгая.
  • Черная работа - работа, где не нужно знанье и уменье.
  • Срочная работа - работа, которую нужно окончить в срок.
  • Работа мастера боится
  • Есть работа, есть и хлеб»

 А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры?

Исторически термин «работа» ввел французский ученый Ж. Понселе. Для него работа, как понятие, была связана с деятельностью человека.

 

Ученики отвечают на вопрос учителя 

Ученики высказывают свое мнение.

В обыденной жизни под словом «работа» мы называем различные действия человека или устройства. Например, мы говорим:

работает учитель

работает повар

работает мультиварка

работает компьютер

 работает охранник

работает микроволновка,

 работает  «торговый центр» 

 

Умение выражать мысли (К).

Планирование (Р).

Построение логической цепи (П).

А какую работу изучают с точки зрения физики? Под действием каких сил движутся тела?

  Просмотр анимаций. 

   

Ученики отвечают   

  • Поезд движется под действием силы тяги
  • Санки движутся под действием силы мускул
  • При полете сила давления сгорающих газов перемещает ракету

Подъёмная сила действует на воздушный шар 

Во всех этих примерах совершается механическая работа.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К).

Постановка цели урока 

 Учитель создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки цели:

-. Как объяснить почему совершается механическая работа? Объясните ваши  ответы.

- Как думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?

 

Ученики отвечают на вопрос учителя:

В физике термин «работа» связан с действием силы и полученным в процессе этого действия перемещением тела.

 Формулировка учащимися  темы урока и определение целей урока

Тема урока «Механическая работа. Единицы работы»

  Цель: научиться объяснять совершается работа или нет, найти формулу для расчета работы, узнать единицы работы

Умение выражать мысли (К).

Планирование, целеполагание (Р).

Смыслообразование (Л).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).

 

III. Проблемное объяснение «нового» знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления  

15

Учитель  организует проведение эксперимента и обсуждение результатов

Опыт 1. Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем под действием той же силы на расстояние 1 м.

Опыт 2. Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируем значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличиваем  опыт повторяем. Наблюдаем за показанием динамометра.

Ученики наблюдают эксперимент , проводят собственные опыты, выдвигают гипотезы, проводят их обсуждение, формулируют выводы,  проводят коррекцию

Вывод1: Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа.

Вывод2: Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа.

 

Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения (Л)                                  

Умение обобщать, формулировать вывод(П)

729043179.jpg Учитель вводит физическую величину – «работа»

Механическая работа. Единицы работы (N 205932)

Фрагменты 3-6,8

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b525f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf

Ученики: записывают определение механической работы,

  формулу для расчета работы,

Выражают с помощью волшебного треугольника величины,

записывают единицы работы

Просматривают мультимедийный урок 

 

 

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (Л)                                                             Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль  способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов  (Р)  

                                                                  Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П)                                                           Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;   (К)

 

Чтобы определить  условия, необходимые для совершения работы проанализируйте ситуации, изображенные на рисунках

Учитель разбивает класс на группы и раздает группам карточки с рисунками

 http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/287949/4a9ea900_89fa_0133_864b_12313c0dade2.jpg

 http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/287950/4bafa1a0_89fa_0133_864c_12313c0dade2.jpg

 http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/287951/4c760930_89fa_0133_864d_12313c0dade2.jpg

Учитель предлагает посмотреть фрагменты (7-8)

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b525f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf,

Иллюстрация Слайд-шоу "Когда работа не совершается" (N 186984) 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59b11a0d-7bf6-482d-b767-89649b68782f/7_109.swf

Учитель предлагает проверить свои знания, ответив на вопросы самоконтроля

     Ученики работают в группе с карточками

Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы.

Фиксируют в тетрадь выводы каждой группы.

Вывод 1.

   Работа совершается только тогда, когда тело, на которое действует сила, перемещается

Вывод 2.
 Сила действует, а тело не перемещается. В этом случае работа равна нулю

Вывод 3.
Космонавт  в открытом космосе отталкивает от себя предмет и предмет  удаляется от него,   хотя предмет и перемещается, но работу космонавт после толчка не совершает, так как сила, с которой он действует на предмет, равна нулю. Предмет движется по инерции.  

Работа при этом не совершается

Просматривают, анализируют, высказывают свое мнение,

фиксируют в тетрадь выводы

Составляют опорный конспект

  

Отвечают на вопросы самоконтроля, проверяют

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К).

Рефлексия способов и условий действия (П).

Общеучебные (П).

 

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К).

Умение выражать мысли (К).

Оценивание усваиваемого содержания (Л). 

Физкультминутка                                    Супер физкультминутка.exe

2

   Учитель дает  команды на активизацию мышц  рук, головы, глаз.    

Выполняют  упражнения  для  двигательного аппарата, рук и глаз.

Умение слушать и слышать (К).

Саморегуляция (Р).

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции.

10

 

  Задача

Какая работа совершается при подъеме гранитной плиты объемом 2 м3 на высоту 12 м?

Тест, Интерактивное задание

Тест к уроку

 "Механическая работа.

 Единицы работы" (N 205870)

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b3a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Самостоятельно решают задачу, повторяя, систематизируя изученный материал.

 

Записывают в тетрадь

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/287959/53530fc0_89fa_0133_8655_12313c0dade2.jpg

 Самопроверка знаний 

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П).

Оценивание усваиваемого содержания (Л). 

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащихсяся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

6

- Какую тему мы изучили на уроке?

- Какие два условия необходимы для совершения механической работы?

- От каких величин зависит совершенная работа?

- Что принимают за единицу работы?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.

Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений,  которые возникли у вас в течение урока:

  • удивлён,
  • безразличен,
  • радостно восхищён,
  • встревожен,
  • раздражён,
  • спокоен.

Домашнее задание.

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

 § 53, упражнение 28 с.131

Выполнить  задание17 с. 132 письменно  в  тетрадь

 Составить и решить задачу на нахождение работы

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

- Механическая работа совершается в случае, когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы

- Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.

- За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1Н, на пути, равном 1м.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема: «Площадь прямоугольника. Единицы площади» .Презентация к уроку.

Тема: «Площадь прямоугольника. Единицы площади»Цели урока:                        -о...

Технологическая карта урока по физике "Давление. Единицы давления.", 7 класс, ФГОС

Данный материал был разработан во время прохождения курсов повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока развития речи по теме "Работа над текстом"

Данный урок с использованием технологии развития критического мышления помогает усовершенствовать работу над текстом....

Технологическая карта урока в 5 классе "Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных», УМК Пономарёва И.Н.

Технологическая карта урока в 5 классе "Лабораторная работа № 4  «Наблюдение за передвижением животных»УМК Пономарёвой И.Н. построенна в соответствии с требованиями ФГОС. Урок но...

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы длины" 2 класс, УМК "Школа 2100"

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний о единицах длин и умений их переводить.Задачи урокаДидактические:1. Учить вычислять и переводить едини...