Открытый урок по физике по теме "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля" Цели урока: Образовательная цель - познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности. Воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления. Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, парная, групповая. Оборудование: карточки с тестовыми заданиями, ИКТ, плакат, портрет Блез Паскаля, шар Паскаля, 2 воздушных шара, камера, качок, колба, 2 коленообразные трубки, трубочка, 6 стаканов, 2 сосуда для опыта, пакет, 3 гири, электронный учебник “Кирилл и Мефодий. Физика 7-11 класс”. План урока. - Орг.момент - 1 мин.
- Актуализация знаний – 6 мин.
- Мотивация и целеполагание - 5 мин.
- Этап получения нового знания - 15 мин.
- Закрепление учебного материала - 15 мин.
- Информация о домашнем задании - 2 мин.
- Подведение итогов - 4 мин.
Содержание урока. I. Оргмомент. Учитель: - Здравствуйте ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на сегодняшнем уроке? Кто дежурный? Спасибо. Всё ли готово к уроку? Посмотрите. (Слайд №1) “Физика! Какая ёмкость слова! Физика – для нас не просто звук! Физика – опора и основа Всех без исключения наук!” II. Актуализация знаний. Учитель: - Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу и мне. Вы все такие хорошие, весёлые. Я думаю, вы готовы продолжить выстраивать ваши знания в одну цепочку. Для начала небольшая разминка. У вас на партах лежат карточки с заданиями в тестовой форме для проверки ваших знаний по предыдущему уроку. Возьмите рабочие тетради и запишите число. Классная работа. Тесты. (На доске) Время на выполнение теста 3 минуты. Выберите и запишите тот вариант ответа, который вы считаете верным. А в 3-ем задании напишите да или нет. Тесты по теме “Давление газа”. 1. При неизменной массе с уменьшением объёма газа его давление а) не изменяется; б) увеличивается; в) уменьшается. 2. Как изменится давление газа, если его нагреть при постоянном объёме? а) не изменится; б) станет больше; в) станет меньше. 3. Резиновый мяч, сжав руками, деформировали. Изменились ли при этом: масса – вес – объём – плотность – давление – воздуха в нём? (Написать да или нет.) 4. Газ, находящийся в сосуде, оказывает на левую стенку давление, равное 300 Па. Какое давление производит газ на нижнюю, верхнюю и правую стенки сосуда? а) на нижнюю 400 Па, на верхнюю 300 Па, на правую 200 Па; б) на нижнюю 300 Па, на верхнюю 100 Па, на правую 400 Па; в) одинаковое по всем направлениям. 5. Главной причиной давления газа на стенки сосуда является а) удары молекул газа о стенки сосуда; б) мало взаимное притяжение молекул газов; в) очень малые размеры молекул газов. Учитель: - Готовы! Все молодцы! Поменяйтесь листочками и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране. (Слайд № 2. Читаю ответы.) У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, у кого один или два неверных ответа, поставьте – “4”, у кого больше двух неверных ответа – “3”, и т. д. Все справились. Сдайте листочки. Оценки выставим в дневник и журнал после урока. III. Мотивационный этап. Учитель: - Ребята, на какую тему были тесты? (Давление газа) (Слайд № 3) Учитель: - Вы изучаете тему “Давление”. В вашей цепочке знаний звено о давлении твёрдых тел и давление газа имеется. Как производится давление твёрдых тел? Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да.) Учитель: - Лежащая на столе книга? (Да.) Учитель: - Как? В каком направлении передаётся действие силы? (Вниз, под действием силы тяжести.) Учитель: - Твёрдое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается - книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты. А в каком направлении производят давление газы? В комнате, где мы находимся, есть газы? (Да.) Учитель: - Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок? (Да.) Учитель: - Давайте вспомним опыт, на котором увидим изменение воздушного шара. Посмотрим на экран. (Опыт, воздушный шар под колоколом.) (Электронный учебник “Кирилл и Мефодий, Физика 7-11 класс”.) Учитель: - Как же газ производит давление? (Правильно, по всем направлениям одинаково.) IV. Этап получения нового знания. Учитель: - Следующая цепочка, как же передаётся давление жидкостями и газами? Совсем иначе, чем твёрдых тел. (Слайд № 4) Наша тема урока “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”. Запишите в тетради. Учитель: -Какие слова вам знакомы? (Паскаль.) (Слайд № 5) Учитель: - Блез Паскаль - французский математик и физик, один из умов XVII столетия. Отец Паскаля, Этьен, знаток математики и астрономии занимался его образованием. Чудо-ребёнок Блез с 12 лет начал заниматься наукой. Отец стал брать его на заседания научного кружка. Интеллект мальчика быстро развивался и вскоре он на равных обсуждал научные проблемы с крупными учёными своего времени. В 16 лет он написал замечательный “Опыт о конических сечениях”. Он открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов, интересными опытами доказал существование атмосферного давления. Его именем названа единица давления и популярный язык программирования. Открытия сделанные Блезом Паскалем 300-лет назад мы изучаем и сейчас. Учитель: - Ребята, учёные делают предположения (выдвигают гипотезы), выполняют эксперименты, а затем делают выводы, верны или ложны их гипотезы. Давайте представим, что мы учёные и тоже порассуждаем, выполним опыты и заключения запишем в тетради виде таблицы. Учитель: - Что произойдёт, если пролить воду? (Немного проливаю воду на стол.) (Вода потечёт.) Учитель: - А если подуть на неё? Учитель: - Почему? Почему так происходит? (В отличие от твёрдых тел молекулы жидкости могут перемещаться, поэтому пролитая из сосуда вода растекается, а вода в стакане приходит в движение, если слегка подуть на её поверхность.) Учитель: - Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям. В твёрдых телах молекулы связаны с положениями равновесия, а в жидкостях и газах молекулы подвижны относительно друг друга. А теперь заполним таблицу. Состояние вещества | Подвижность молекул | Направление передачи давления | Твёрдые тела | Молекулы связаны с положениями равновесия, только колеблются | Передаётся в направлении действия силы | Жидкость и газ | Молекулы подвижны относительно друг друга | Передаётся по всем направлениям, всем частицам |
Опыт, изменение давления воздуха внутри воздушного шара. (Трубка с поршнем, на которую надет воздушный шарик.) Учитель: - Что произойдёт с молекулами газа внутри сосуда, если изменить объём при перемещении поршня вниз? (В учебнике рис. 94) (Молекулы расположатся плотнее друг к другу.) Учитель: - При этом давление изменится? (Да, оно возрастёт.) Учитель: - Добавочное давление передалось всем частицам газа. Если увеличиться давление газа около самого поршня на 1 Па, то во всех точках внутри газа увеличится настолько же. Опыт с шаром Паскаля. (Полый шар с узкими отверстиями, к которому присоединена трубка с вставленным поршнем заполняется водой. Если вдвигать в трубку поршень, то вода польётся из всех отверстий шара.) Учитель: - Что же мы увидели? (Жидкость с одинаковым напором выходит из всех отверстий шара.) Учитель: - Какой можно сделать вывод из этого опыта? Вывод: Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа. (Плакат). Учитель: - Это утверждение называют законом Паскаля. Найдите этот закон в учебниках, прочитайте и запишите в тетради. Учитель: - Я вам покажу ещё один опыт. Опыт с пакетом наполненным водой. Учитель: - Почему пакет разрывается не в том месте, где мы давим, а в другом? (Давление, оказываемое на одну часть пакета, распространяется в другие части.) Учитель: - Разрывается там, где тоньше. V. Закрепление учебного материала. Работа в группах. Учитель: - Ребята, вы сами хотите проделать опыты? ( Да.) Учитель: - Давайте, выполним работу в группах по 3 человека. Я вам раздам задания и оборудование для выполнения работы. Внимательно прочитайте задание и запишите ваше предположение, сделайте эксперимент и вывод. Затем один представитель из каждой группы прочитает задание, продемонстрирует опыт и сделает вывод. Вариант № 1. № 1. По рисунку и на опыте объясните передачу давления твёрдым, сыпучим телами и жидкостью. Изобразите стрелками, как передаётся давление.
№ 2. Объясните явление, пользуясь законом Паскаля. Как изменится наблюдаемое явление, если увеличить сжатие?
№ 3. Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление? Ответ: При выстреле из мелкокалиберной винтовки в варёном яйце образуется отверстие, так как давление пули в этом яйце передаётся лишь по направлению её движения. Сырое яйцо разбивается пулей вдребезги, так как давление пули в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям. Вариант №2. № 1. Сосуд плотно закрыт пробкой, в которую вставлены две трубки так, как показано на рисунке. Если подуть в трубку а, то вода через трубку б выливается из сосуда. Будет ли вытекать вода из трубки а, если подуть в трубку б?
(Нет.) № 2. Накачайте камеру от детского велосипеда. И объясните явление, пользуясь законом Паскаля. № 3.
Два цилиндра с подвижными поршнями и кислородом внутри помещены в камеру, воздух в которую можно накачивать или наоборот, откачивать. Что будет происходить при откачивании воздуха из камеры? Отчёты групп. (Слайд № 6) Нахождение общего характера. Повторение вывода. Использование в технике сжатых газов. Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. (Плакат). VII. Домашнее задание. (Слайд № 7) 1) § 36. (Выучить закон Паскаля) 2) Упр. 14 № 2. 3) Задание 7. VIII. Подведение итогов. - Что было изучено сегодня на уроке? - Как передают давление жидкости и газы? - Объясните, на основе знаний о молекулах, почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково. - Как читается закон Паскаля? - На каком опыте можно показать особенности передачи давления жидкостями? - Что вам больше понравилось? |