«Развитие навыков исследования во внеурочной деятельности»
проект по физике
На занятии по внеурочной деятельности обучающиеся самостоятельно определяют параметры, влияющие на микроклимат школьных помещений, планируют ход исследования данных параметров, выбирают приборы
для исследования, прогнозируют результат, делают выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_4_metodicheskaya_razrabotka.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 4 к положению методических разработок |
Краткая аннотация урока: На занятии по внеурочной деятельности обучающиеся самостоятельно определяют параметры, влияющие на микроклимат школьных помещений, планируют ход исследования данных параметров, выбирают приборы
для исследования, прогнозируют результат, делают выводы.
Название УМК: Программа внеурочной деятельности «Основы мировоззренческой безопасности»
Учитель: Е. П. Ветлугина
Дата проведения: декабрь 2018 г.
Предмет:
Класс:
Тема урока: «Развитие навыков исследования во внеурочной деятельности»
Урок: Зависимость микроклимата школьных помещений от физических факторов внутренней среды
Цель урока:
Формирование умений и навыков по планированию, проведению и анализу исследовательской деятельности
Задачи урока:
Образовательные.
- Организовать проведения обучающимися исследования;
Развивающие. Создать условия для:
- Формирование и развития умений выделять главные и существенные признаки, видеть и решать проблему, обобщать и систематизировать знания;
- умения делать выводы на основе проведенного анализа;
- формирования коммуникативных компетенций учащихся;
- Воспитательные. Создать условия для:
- чувства ответственности за работу в группе, взаимопомощи;
- политехнического воспитания;
- развития самостоятельности обучающихся;
- развития познавательного интереса обучающихся к предмету.
Используемые образовательные технологии: технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология
Тип урока: урок исследования, проблемный
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- формирование у школьников предметных знаний по теме «Микроклимат помещения»,
- приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований.
В ценностно-ориентационной сфере:
- умение применять метод моделирования по физике для анализа физических явлений;
В сфере физической деятельности:
- умение решать практические задачи повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
Метапредметные
Познавательные:
- установление причинно – следственных и родовидовых связей и обобщений на различном предметном материале;
- умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно – следственных связей;
Регулятивные:
- умение преобразовывать практическую задачу в теоретическую;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
- умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество;
- умение слушать партнера;
- умение формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партерами, том числе в ситуации столкновения интересов
Материально-техническое обеспечение урока: ПК, интернет, гигрометр психрометрический, чашечный анемометр, секундомер.
Используемые образовательные технологии: технология обучения в сотрудничестве,
Тип урока: урок - исследование
Методическое обеспечение:
План конспект.
Учитель создает проблемную ситуацию:
Современные школьники большую часть времени проводят в помещении. Дома, в школе, во время внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования, кружках, секциях и т.д. Поэтому, в настоящее время, актуальным является понятие комфортный микроклимат. Комфортной называется окружающая среда, которая не содержит раздражающих и возбуждающих факторов, мешающих умственной и физической работе, а также отдыху. Особенно важен воздушный режим, так как современный человек вынужден дышать внутренним воздухом.
Давайте попробуем выяснить как можно влиять на микроклимат школьных помещений и от каких параметров зависит микроклимат школьных помещений.
Класс делиться на 4 группы. Каждая группа записывает возможные параметры. Затем происходит обсуждение и выбор, что конкретно будем исследовать.
Предполагаемый физических процессов, влияющих на микроклимат школьных помещений - процессы теплообмена, процессы перемещения потоков воздуха и процессы молекулярной диффузии газовых примесей в воздухе помещения.
Выбрали следующие параметры: температура, влажность и вентиляция воздуха.
Определяем необходимые приборы: гигрометр психрометрический, чашечный анемометр, секундомер.
Выбираем в каких школьных помещениях будем проводить наше исследование. Например, кабинет физики, английского языка, актовый зал, спортзал.
1 группа: измеряет температуру, линейные размеры каждого помещения, а также число и размеры вентиляционных отверстий.
2 группа: измеряет относительную влажность в разных помещениях, находит в интернете нормы СанПин
3 группа: С помощью чашечного анемометра и секундомера определяют скорость воздухавоздуха около вентиляционных отверстий; рассчитывают следующие величины:
- Определить количество поступающего воздуха W, м3/ч по формуле:
W=
- Рассчитать кратность воздухообмена раз/час (в норме 2-2,5 раз/ч) по формуле:
К1=
- группа: рассчитывают следующие величины:
- Рассчитать необходимый объем вентиляции:
L=
- Рассчитать необходимую кратность воздухообмена по формуле:
K2=
- Разделив K2 на К1, найти во сколько раз необходимо увеличить интенсивность воздухообмена.
Все полученные данные заносят в общие таблицы, делают выводы, при необходимости составляют рекомендации.
Рефлексия: Почему важно изучать микроклимат помещения?
Д/з: Исследуйте микроклимат домашних помещений. (по желанию)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Постанвка учебных задач | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу | Постановка проблемного вопроса (фронтально) | Умение слышать и понимать других | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
| Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Давайте попробуем выяснить как можно влиять на микроклимат школьных помещений и от каких параметров зависит микроклимат школьных помещений. Какими приборами можно исследовать данные параметрами. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Метод проблемного обучения (фронтально) | умение формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партерами, том числе в ситуации столкновения интересов | Актуализировать знания детей тепловых и электрический явлений |
3. Моделирование | Организует учебное взаимодействие учеников (в группах) и следующее обсуждение составленных моделей | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся. Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Практический метод (работа в парах) | Умение формулировать проблемы в групповой учебной деятельности; уметь находить способы решения проблемы и предвидеть конечный результат | формирование у школьников предметных знаний по теме «Микроклимат помещения»; умение применять метод моделирования по физике для анализа физических явлений; |
4.Конструирование нового способа действий | Организует обсуждение для создания алгоритма по определению микроклимата школьных помещений | Проводят обсуждение в группах, конструируют новый способ действия по решению задач | Эвристическая беседа (фронтально) Практический метод (индивидуально) | Умение обобщать и классифицировать | Формирование умения оформлять свои мысли в письменной форме |
5. Переход к этапу решения частных задач | Организует коррекционную работу | Применяют новый способ. Отработка операций в которых допущена ошибка. Строят рассуждения понятные собеседнику. Умеют использовать весь для регуляции своего действия. Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. | Практический (в парах) | Устанавливает аналогии (создает модели объектов) для понимания закономерностей, использует их в решении задач | приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения простых экспериментальных исследований; установление причинно – следственных и родовидовых связей и обобщений на различном предметном материале; |
6 Рефлексия. | Предлагает вспомнить с какими жизненными ситуациями, которые можно решить с помощью нового способа действий | Все полученные данные заносят в общие таблицы, делают выводы, при необходимости составляют рекомендации. | Беседа, Анализ устного рассуждения | Осуществляют личностную и познавательную рефлексию | Формировать умение слышать и понимать других; умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. |
7. Домашнее задание | Предлагает ученикам продолжить исследование дома. | Записывают домашнее задание. | Предложить проблемные вопросы. Словесный метод | Развитие самостоятельности и познавательного интереса к предмету |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модели освоения и способы развития навыков художественно-творческой деятельности детей.
Данная презентация может использоваться на уроках музыки, ИЗО, МХК, а так же во внеклассной деятельности в разных классах....
«Английский – в мире сказок» Драматизация сказки как средство развития УУД во внеурочной деятельности младших школьников. (из опыты работы Ткачевой Л.А.)
В статье даны особенности подготовки драматизации сказок в начальной школе во внеурочной деятельности....
«Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. На внеурочном занятии «Звонкие голоса» через вокальное исполнение выявляю музыкальные с...
Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности у обучающихся с РАС и ТМНР
В статье представлен опыт классного руководителя в организации досуга учеников с ТМНР и РАС в начальной школе...
Актуализация языковых умений и навыков посредством внеурочной деятельности
Использование разнообразных форм работы с учащимися во внеурочной деятельности в рамках международного межшкольного проекта (Россия и Сербия)...