Игра "Брейн-ринг" для учащихся 9–10-х классов
план-конспект занятия по физике (10 класс)

Роговая Тамара Владимировна

Игра "Брейн-ринг" для учащихся 9–10-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Игра "Брейн-ринг" для учащихся 9–10-х классов

Подготовила Роговая Т. В

                                          Первый раунд

В первом раунде командам предлагается ответить на 10 вопросов-тестов, за каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов?

а) Леонардо да Винчи;       б) Ломоносов;
в) Кибальчич;              
г) Циолковский;                д) Цандер.

2. В каком году был осуществлен первый в мире космический полет человека?

а) 1957;                   б) 1958;                           в) 1961;                 г) 1963;                   д) 1967.

3. Первый закон Ньютона (закон инерции) был открыт:

а) Аристотелем;                      б) Ньютоном;                                     в) Ломоносовым;
г) Галилеем;                          д) Архимедом.

4. Какая звезда находится ближе всех к Земле?

а) Солнце;                                   б) Альфа Центавра;                      в) Луна;
г) Проксима  Центавра;                                д) Сириус.

5. Кто открыл явление радиоактивности?

а) Беккерель;                       б) Кюри;                             в) Резерфорд;
г) Томсон;                            д) Милликен.

6. Какая из названных ниже элементарных частиц имеет наибольшую массу покоя?

а) нейтрино;                         б) электрон;                               в) протон;
г) нейтрон;                               д) пимезон.

7. Как называется главный оптический прибор подводной лодки?

а) спектроскоп;                              б) микроскоп;
в) перископ;                                   г) телескоп.

                                                 Второй раунд

Вопросы второго раунда приносят командам от 1 до 5 баллов в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй – в 4 балла и т.д.

1. О фамилии очень известного ученого.

  1. Он – один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
  2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
  3. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
  4. Он сказал: “Дайте мне точку опоры и я переверну Землю”.
  5. По легенде, ему принадлежит возглас “Эврика!”, прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

Ответ: Архимед.

2. Что это?

  1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
  2. Он многим будучи их проводником, спас жизнь.
  3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
  4. Он всегда целенаправлен.
  5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.

Ответ: компас.

3. Это физическое тело, с которым вы знакомы все, что это за тело?

  1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон паскаля и упругость газов.
  2. Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.
  3. С ним дружат некоторые спортсмены.
  4. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.
  5. По нему плакала Таня.

Ответ: мяч.

4. В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество?

  1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.
  2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.
  3. Его можно использовать для уменьшения трения.
  4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.
  5. Это вещество называют “соком жизни на Земле”.

Ответ: вода.

5. Этот вопрос – об уникальном путешественнике. Кто он?

  1. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.
  2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
  3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба…
  4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
  5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”

Ответ: Ю.А. Гагарин.

                                         Третий раунд

Третий раунд включает вопросы стоимостью в 2 балла. 

  1. На соревнованиях по бегу один из участников на заданной дистанции достиг скорости 9 м/с. С какой скоростью выбрасывал он при беге ступню каждой ноги?

Ответ: При ходьбе и беге каждая нога половину времени находится в движении, а половину стоит. Значит, ступня выбрасывается со скоростью вдвое большей, чем бежит спортсмен, то есть 18 м/с.

  1. У себя на рукаве пальто вы увидели две снежинки. Одна из снежинок имеет сложную резную форму. Какая из них упала с большей, а какая с меньшей высоты?

Ответ: Чем сложнее форма снежинки, тем с большей высоты она упала, так как в течение всего времени ее падения продолжается процесс кристаллизации – присоединения к ней новых частиц влаги.

  1. 2 сосуда с водой поставили на огонь. У одного из них внутренняя поверхность гладкая, у другого – шероховатая. В каком сосуде вода закипит быстрее. Будут ли термометры показывать одинаковую температуру, когда в этих сосудах закипит вода?

Ответ: Вода быстрее закипает в сосуде с шероховатой поверхностью. Это объясняется тем, что пузырьки пара быстрее всего образуются на выступающих неровных точках поверхности сосуда и температура вскипания жидкости приближается к 100 о . В сосуде с очень гладкой поверхностью образование пузырьков затрудняется, вследствие чего вода закипает медленнее. Что же касается температуры кипятка, то она одинакова и в этом и в другом случае.

  1. Вы собрались завтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Что надо сделать, чтобы при вашем возвращении кофе был горячий: налить в него молоко сразу перед уходом или после, когда вы вернетесь. И почему?

Ответ: Скорость охлаждения пропорциональна разности температур нагретого тела и окружающего воздуха. Поэтому следует сразу несколько охладить кофе, влив в него молоко, чтобы дальнейшее остывание происходило медленнее.

  1. Будет ли вода стекать с полотенца, один конец которого опущен в миску с водой, а другой свободно свешивается? Не удержат ли воду на полотенце капиллярные силы.

Ответ: Вода будет стекать со свешивающегося конца полотенца. Полотенце, намокнув, благодаря капиллярным силам будет работать как сифон.

  1. Большинство садоводов и огородников поливают растения и кустарники только вечером или ранним утром. С чем это связано?

Ответ: Чтобы уменьшить испарение воды. Кроме того, множество мелких капель, оставшихся на листьях после полива, представляют собой мелкие линзы, фокусирующие солнечные лучи; поэтому при поливе днем листья могут получить солнечные ожоги.

  1. Служащему таможни, где производился контроль отправляемых за границу товаров, показались подозрительными пластмассовые кегельные шары одной из фирм. Они весили столько же, сколько деревянные того же размера. Шары не были массивными, но стенки были повсюду одинаково тверды. Служащий подумал, что внутри каждого шара имеется полость, где можно спрятать контрабандные товары. И, действительно, при помощи очень простого опыта без применения особой аппаратуры таможенник установил, что в одном из 12 шаров спрятана контрабанда. Когда шар вскрыли, там оказалось брильянтовой украшение. Как удалось обнаружить этот шар?
    Ответ: Таможенник опустил шары в воду. Один из шаров неустойчиво покачивался на поверхности – центр тяжести находился в центре шара.

Четвертый раунд

В четвертом раунде команды решают шарады, каждая оценивается в 2 балла.

1. Три первые буквы на охоте
На выстрел отклик свой дают
Приставьте то к ним, чем на флоте
До дна морского достают.
Я – удивительный прибор
Для измерения глубин.

Ответ: эхо – лот, эхолот.

2. Слева направо прочитаешь –
Зимой на печке он сидит
Читай обратно и узнаешь –
Без ног по проводу бежит.

Ответ: кот – ток

3. Я важный элемент в таблице
Но стоит букве измениться –
И я всем селам, городам
Любую новость передам.

Ответ: радий – радио.

4. С “М” – единица,
С “Б” – я в больнице,
С “Р” – я на сцене,
А с “С” – на столе.

Ответ: моль, боль, роль, соль.

5. Я металл, меня ты знаешь,
Если “Б” ко мне приставишь,
Небо скрою в снежной мгле.

Ответ: уран – буран.

6. Я с полки книгу взял, прибавил “А” –
И превращенье вдруг свершилось сразу:
От книги не осталось и следа,
И даже в микроскоп не видно глазу.

Ответ: том – атом.

7. Такое время года вы любите не зря:
Хорошая погода, походя, лагеря…
Но буквы поменяй местами –
И мы предмет получим с вами.

Ответ: лето – тело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

члены предложения: уроки самостоятельного изучения материала учащимися (русский язык 5 класс)

Изучение данной темы я провожу, исходя из системы уроков, разработанной учителем -новатором Н.П. Гузиком, адаптированной к способностям и возможностям детей определенного класса (например, программа З...

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

Творческие работы учащихся по геометрии, 6 класс

Представлены две работы учащихся 6 класса. Геометрический конструктор и пластилиновая геометрия....

тестирование учащихся по предмету СБО среди учащихся 5., 6, 7 классов

Тестирование проводится по итогам каждой четверти, это даёт возможность проанализировать усваемость программного материаласреди учеников данных классов...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

О некоторых аспектах содержания технического развития учащихся- пианистов в старших классах музыкальной школы и поиске способов формирования у учащихся необходимых элементов пианистической техники.

Работа  над учебным  материалом это  неизбежно  работа  над развитием  техники ученика. Работа  над техникой  ставилась  во главу  угла  в ...