Проектная работа по теме "Разработка технологической карты урока физики с учетом требований ФГОС ООО"
проект по физике
В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_teme_razrabotka_tehnologicheskoy_karty_uroka_fiziki.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
Разработка технологической карты урока физики
с учетом требований ФГОС ООО
Выполнила: Волосатова Наталья Ивановна, учитель физики МБОУ «Нижнекармальская основная общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель проектной работы:
Ахметшина Гульсия Хабриевна, старший
преподаватель ПЦПКиППРО КФУ
Казань, 2017 год
Содержание
Введение. Актуальность…………………………………….......………………..…3
Цель и задачи проекта ………………………………………………...
Основная часть. Теоретическое обоснование проблемы «Проектирование технологической карты урока в основной школе»….5
1.1. Особенности составления технологической карты урока физики……5
1.2. Структура технологической карты урока……………………………..5
1.3 Ресурсы ………. ……………………………………………………….
1.4. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1.5. Ожидаемые результаты реализации проекта
Заключение……………………………..……………………………….…..15
Список литературы…………………………………… …………….…….18
Приложение…………………………………………………………..……...20
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Закон Ома для участка цепи» …………………………………………….……………..20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы проекта заключается в разработке современного урока физики на основе системно – деятельностного подхода, который отличается от традиционного урока тем, что на каждом этапе урока будет организована активная деятельность учащихся. Направленность урока на деятельность, позволяющую получить предметный, метапредметный и личностный результаты обучения отражает требования ФГОС ООО.
Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов. В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция.
Проектирование уроков в логике системно-деятельностного подхода требует от учителя предварительной подготовки, включающей:
- анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;
- определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;
- выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого- педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;
- выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);
- проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ). «Мало знать - надо уметь применять!» так говорил французский философ Р.Декарт.
Цель проекта: Изучить теоретический аспект вопроса разработки технологической карты урока, разработать и реализовать на практике технологическую карту и дидактические материалы к уроку физике в 7 классе по теме: «Закон Паскаля», направленную на формирование представлений учащихся о понятии Закона Паскаля.
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС ООО к методическому обеспечению современного урока и достижению планируемых результатов обучения.
2. Определить структуру технологического урока в соответствии с актуальными методическими рекомендациями и разработать её содержание в рамках УМК «Перышкин А.В.» по теме: «Закон Ома для участка цепи».
3. Разработать дидактические материалы к уроку.
4. Провести урок физики в 8 классе с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для формирования качества знаний.
Целевая группа проекта: учащиеся 8 класса.
Срок реализации проекта: 2017 – 2018 учебный год.
Проектное решение:
Организуя методическое сопровождение введения в образовательных организациях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, будет разработана технология организации достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООО). Технология включает в себя создание технологической карты урока.
Основная часть
Теоретическое обоснование проблемы «Проектирование технологической карты урока физики в основной школе»
1.1. Особенности составления технологической карты урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
В том или ином варианте технологические карты давно используются учителями.
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Из множества определений остановимся на следующем: «технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности». Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ создаваемой нами карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:
- что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;
- что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;
- как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.
Новизна подхода к организации технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
- обеспечить повышение качества образования.
Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица — замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.
Переходя к разговору о том, каков же общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить деятельностный подход и формирование УУД, хотелось бы акцентировать внимание на том, что в её структуру во многих источниках умышленно не внесли отдельную графу (компонент матрицы), посвященную целевому назначению проектируемого урока. И это не случайно.
Надобность в этом отпадает, по нашему мнению, потому что планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно ориентированных целей образования».
Сегодня предлагается два вида технологических карт: технологическая карта с методической структурой и технологическая карта с дидактической структурой.
Е.В. Якушина предлагает учителю заполнять технологическую карту урока либо с дидактической, либо с методической структурой урока
Дидактическая структура состоит из трех этапов. Первый этап – это актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий. На данном этапу происходит не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение, часто в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя. Второй этап -формирование новых понятий и способов действий. Третий этап - этап применения знаний, специально организованное повторение и закрепление.
Известно, что дидактическая структура урока имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.
Отметим, что технологии не отменяют традиционные подходы к дидактической структуре урока и не заменяют ее, так же как технологическая карта урока не отменяет план – конспект урока.
Технологическая карта с дидактической структурой урока содержит несколько столбцов, в которых учитель указывает этап урока (в соответствии с дидактической структурой), дает характеристику деятельности обучающихся (в терминологии ФГОС ООО, как вариант – описание деятельности ученика в свободной форме или удобной учителю), описывает деятельность учителя на данном этапе урока. Кроме того, учитель отмечает в соответствующей графе, какие задания должны быть выполнены для достижения запланированных результатов и, наконец, сами результаты.
Структура технологической карты.
1-й этап. “ Мотивационно-целевой. Организационный момент”.
Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний. Ориентировочный»
Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “ Поисково-исследовательский и практический»
Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”.
Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Ресурсы
- Интернет – ресурсы
- Сайт "Первое сентября" – Режим доступа: http:// www.1september.ru (Дата обращения: 22.09.2015)
- Сайт «Педагогическая мастерская. Все для учителя» - Режим доступа: http:// www. Osnova.ru (Дата обращения: 29.09.2015).
Материально-технические:
- класс – кабинеты;
- компьютерный класс с выходом в интернет;
- мультимедийная техника;
- актовый зал;
- библиотека;
Кадровые:
- Учитель
- Руководитель МО.
Информационные:
интернет;
- информационно-методическое пространство лаборатории информационной поддержки развития образования МИИО «Учебное проектирование и исследование в образовательном учреждении»;
- фонд и каталоги библиотеки;
- СД и аудио-видеоматериалы.
Организационные:
- работа в библиотеке;
- выход в Интернет.
Риски реализации проекта и пути их преодоления:
1. Дефицит учебно-методических пособий - Использование ресурсов сети Интернет.
2. Недостаточная методическая подготовка педагогов - Проведение семинаров, прохождение курсов повышения квалификации педагогами.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
- Разработать технологическую карту урока физике в 8 классе по теме «Закон Ома для участка цепи», которая качественно повлияет на повышение профессионально-личностного потенциала учителя, на реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
- Выполнить диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
- Повысить уровень активности детей, самостоятельности в решении поставленных задач
- Изменить стиль общения на уроке ученика и учителя.
- Научить применять на практике выполнение закона Ома.
Методы диагностики
Используются самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания.
На этапе диагностики мы должны соотнести полученные результаты с названным целеполагающим компонентом. Это и опрос письменный, опрос устный, тестирование, блиц-опрос, перекличка, цепочка ответов и вопросов и т.д.
Между названным этапом и завершающим этапом урока – домашним заданием – должна быть каузальная связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика.
Литература
1..Деятельностно – ориентированный подход к образованию. //Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября». - 2011.- №9. - с.14-15.
2.Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011. - №4. - с.13-27.
3.Проектирование урока с учетом положений ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: http://semenova-na.ucoz.ru/index/zam_direktora_po_nsh/0-9
4.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК ГОС, утвержден Минобразования России от 05.03.2004 г №1089).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Минобразования России от 17.12.2010 г № 1897).
7. ФЗ от 29.12 2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8. Закон РТ от 22.07.2013 г «Об образовании».
9. Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по предмету « Физика» (Примерная основная образовательная программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
10. Статья Г.Л. Копотевой, к.пед.н., заведующей лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий ИСИО РАО и И.М. Логвиновой, к.пед.н., заместителя директора ИСИО РАО, посвящена вопросам формирования у школьников метапредметных результатов — универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), которые должны стать основой для владения ключевыми компетенциями, развивающими умение учиться. Разработанная авторами технологическая карта урока позволит педагогам, осваивающим новые стандарты, проектировать уроки в соответствии с основными требованиями реализации ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Среды обитания организмов". Урок с учетом требований ФГОС для учащихся 5-ого класса к учебнику В.В.Пасечника "Биология. 5 класс" Издательство "Дрофа", 2012
Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные фак...
технологическая карта урока с учетом введения ФГОС
Технологическая карта урока по теме: "Настоящее время глагола" с учетом введения ФГОС...
технологическая карта урока с учетом введения ФГОС
Технологическая карта урока в 6 классе по теме:"Настоящеевремя глагола"...
Разработка урока(технологическая карта)в соответствии с требованиями ФГОС.по теме " Здоровье"
Формирование ценности здорового образа жизни через осмысление собственной деятельности по здоровье сбережению.Планируемые образовательные результаты: Ученик по окончанию темы - ставит цели предстоящей...
Технологическая карта урока в соответствии требованиями ФГОС
Раздел: спортивные игры.Тема: «Волейбол. Совершенствование и учёт выполнения ранее изученных технических приёмов волейбола».Тип урока: комбинированный.Цель: Закрепить ранее изученные приём...
Выступление на городских педагогических чтениях.Доклад"Конструирование технологической карты урока в свете требований ФГОС"
Выступление на городских педагогических чтениях. Доклад "Конструирование технологической карты урока"...
Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС"
Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС" (к метод.конференции)...