"Среды обитания организмов". Урок с учетом требований ФГОС для учащихся 5-ого класса к учебнику В.В.Пасечника "Биология. 5 класс" Издательство "Дрофа", 2012
презентация к уроку по биологии (5 класс) по теме
Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету. Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания. Работа учащихся курируется учителем, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников. На данном уроке развивается ещё одно немаловажное умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 21.48 КБ |
презентация. Часть 1 | 286 КБ |
презентация. Часть 2 | 1.99 МБ |
презентация. Часть 3 | 1.25 МБ |
презентация. Часть4 | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 5 классе по теме «Среды обитания».
Цель урока:
- Узнать, что такое среда обитания организмов;
- Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
- Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;
- Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов;
- Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Тип урока:
- Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний
Используемое оборудование:
- Мультимедийный проектор, презентация “Среды обитания организмов” (в программе Power Point),ватман, клей, маркеры, фотографии животных разных сред обитания; учащиеся разделены на группы по 4 человека, карточки с номерами столов, бейджики с именами учащихся.
Краткое описание:
- Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету. Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания. Работа учащихся курируется учителем, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников. На данном уроке развивается ещё одно немаловажное умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
а) Вступление-приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
Ответы учеников
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point)
СЛАЙД 1: Тема урока: Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.
в) Постановка задач урока самими учащимися.
– Как вы думаете, какие цели мы должны поставить сегодня на уроке?
Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
СЛАЙД 2: Цели урока.
Ответы учащихся
- Узнать, что такое среда обитания организмов;
- Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
- Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;
- Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов;
- Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
Давайте вспомним тему прошлого урока. Что мы проходили?
Ответы учеников (Царства живой природы)
Какие царства живой природы вам известны и сколько их
Ответы учеников ( 4 царства – Бактерии, Растения, Грибы, Животные)
Слайд №3
Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…
Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличают живые организмы от других , неживых тел? ( возьмем на столах листочки , подпишем их и письменно ответим на этот вопрос)
теперь обменяемся листочками с соседом по плечу и устроим взаимопроверку
Слайд №4
дыхание
размножение,
раздражимостью,
питание
выделение
рост и развитие
обмен веществ.
А теперь перейдем к изучению нового материала. Внимательно посмотрим на экран
СЛАЙД 5-9:
фотографии представителей различных царств живой природы: бактерии, грибы, растения, животные.
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
- Почему же все живые организмы разные?
Почему отличаются друг от друга?
Ответы учеников ( Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях. )
Условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.
Какие среды обитания вам известны??? Вспомните все, что проходили в младшей школе.
Ответы учеников
Среда обитания – условия, окружающие организм Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.
Слайд № 10
А еще существует 4-ая среда обитания – другой организм, паразиты попадают в живые организмы и питаются ими.
СЛАЙД 11 Среды обитания
Слайд 12
Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред.
В какой среде обитания света больше, в какой меньше?
В какой среде больше влаги, а где ее мало???
В какой среде кислорода достаточно, а в какой не достаточно, или не всегда достаточно?
Как изменяется температура??? Резко или плавно???
Учащиеся заполняют схему, обсуждая характеристики в группах
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕД
Факторы среды | Водная | почвенная | Наземно-воздушная | Другой организм |
Количество воздуха | ||||
Количество света | ||||
Количество влаги | ||||
Интенсивность изменения температуры |
СЛАЙД 13 Проверка таблицы и обсуждение параметров.
Слайд 14: Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания. Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.
Слайд 15: Приспособления к жизни в водной среде
Слайд 16 Приспособления к жизни в почвенной среде
СЛАЙД 16: Обитатели почвенной среды
Земноводные – организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде.
Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.
IV. Этап закрепления знаний
Творческая работа “Кто где живет?”
Попробуем населить наши царства – среды обитания соответствующими живыми организмами. Для этого нам необходимо распределить изображения животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:
Ответы учеников
СЛАЙД последний: Выводы по уроку.
Используемая литература:
Природоведение. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, Москва, “Дрофа”, 2003 г.
Т.В.Иванова, Г.С. Калинова, Н.И.Сонин – Природоведение. 5-й класс: Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина “Природоведение 5 класс” Москва, “Дрофа”, 1998 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Конструирование урока с учетом требований ФГОС.
Предлагаю разработку урока химии в 8 классе по теме "Физические и химические явления" с учетом требований ФГОС....
статья "Как построить урок с учетом требований ФГОС"
Основные принципы построения "нового" урока...
Методическая разработка урока с учетом требований ФГОС
Данный материал представляет разработку урока в 5 классе с учетом требований ФГОС по теме "Милый дом". К конспекту урока прилагается презентация....
Особенности построения урока с учетом требований ФГОС
Статья содержит перечень основных аспектов современного урока, требования, типологию уроков, особенности конструирования...
Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС"
Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС" (к метод.конференции)...
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...