Статья Методы преподавания профильной физики в сельской школе
статья по физике (10, 11 класс)
В данной стаье автор делится практическим опытом преподавания профильной физике в разновозрастных группах. Описаны используемые методы и даны рекомендации по достижению положительных результатов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_metody_prepodavaniya_fiziki_v_profilnyh_gruppah.docx | 594.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская СОШ»,Тюменская обл. Советский р-он., п.Алябьевский, ул. Токмянина, 13
«Методы преподавания профильной физики в сельской школе »
(из опыта работы)
Учитель физики Крутикова Марина Геннадьевна.
2019-2020 уч.год.
Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две: передача накопленного человечеством опыта в познании мира новым поколениям и оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности. Развитие ребёнка очень трудно оценить количественно, но ещё труднее оценить вклад каждого учителя.
Процесс обучения должен быть ориентирован не столько на передачу суммы знаний, сколько на развитие умений приобретать эти знания. На каждом уроке необходима организация активной познавательной деятельности учащихся с постановкой достаточно трудных проблем.
Можно выделить следующие задачи обучения физике в школе: формирование современных представлений об окружающем материальном мире; развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать результаты выполненных экспериментов и практически применять в повседневной жизни знания, полученные на уроках физики.
В МБОУ «Алябьевская СОШ» в соответствии с учебным планом реализуется несколько профилей, в том числе и профиль по физике. В составе моей разновозрастной группы 10 учащихся: никто не посещает профильный курс математики в нашей школе (его нет), и это влияет на усвоение профильной программы по физике в не лучшую сторону. Курс посещают 1 ученик из МБОУ СОШ п. Таёжный и 3 учащихся из МБОУ СОШ п. Пионерский. Остальные 6 учеников из МБОУ «Алябьевская СОШ». Группа разновозрастная, т.е в ней ученики 10 кл. и 11 кл. Один год они изучают блок А , другой год блок Б. (приложение : Рабочая программа). Имеются трудности в усвоении материала теми девятиклассниками, которые пришли на курс 11 класса. Преодолеваем эти трудности вместе, в том числе и индивидуальными занятиями. Все ученики имеют разную степень обученности, и при поступлении на курс их подготовка к изучению профильной физики также была на разном уровне. К сожалению, пришли ученики, которые имели удовлетворительную оценку за курс физики 9 класса. Сразу на первых уроках в 10 классе провожу 2-ух часовой тест за курс основной школы
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (базовый уровень)
1. Все тела состоят...
А. Из маленьких шариков (металлических, пластмассовых или стеклянных). Б. Только из протонов.
В. Из частиц (молекул, атомов и др). Г. Только из электронов.
2. Явление диффузии доказывает...
A. Только факт существования молекул. Б. Только факт движения молекул.
B. Факт существования и движения молекул. Г. Факт взаимодействия молекул.
3. Диффузия происходит...
A. Только в газах.
B. Только в жидкостях.
В. Только в твердых телах.
Г. Газах, жидкостях и твердых телах.
4. Частицы, из которых состоит вещество, ...
A. Начинают двигаться, если тело бросить вверх. Б. Всегда находятся в покое.
B. При любой температуре движутся непрерывно и хаотично.
Г. Начинают двигаться, если тело нагреть до 100 "С.
5. Какое из перечисленных ниже явлений может служить доказательством того, что между частицами вещества проявляются силы притяжения?
A. Свинцовые цилиндры слипаются, если их прижать друг к другу свежими срезами.
Б. Запах цветов распространяется в воздухе.
B. Лед в теплом помещении тает.
Г. При прохождении тока электрическая лампочка светится.
6. Железный брусок практически невозможно сжать. Это объясняется тем, что при сжатии бруска частицы железа...
A. Начинают непрерывно хаотически двигаться. Б. Начинают сильнее притягиваться друг к другу.
B. Имеют одинаковую массу и одинаковые размеры. Г. Начинают сильнее отталкиваться друг от друга.
7. Какой из вариантов рис. 91 в наибольшей степени соответствует вашим представлениям о строении атома водорода?
A. Рисунок 1. Б. Рисунок 2.
B. Рисунок 3. Г. Рисунок 4.
8. На рис. 92 показаны различные положения одного и того же тела. Температура тела и окружающей среды не меняется. Что можно сказать о внутренней энергии тела?
A. Внутренняя энергия тела в положении 2 наибольшая.
Б. Внутренняя энергия тела в положении 3 наибольшая.
B. Внутренняя энергия тела в положении 4 наибольшая.
Г. Внутренняя энергия тела в положениях 1, 2, 3 и 4 одинаковая.
9. Во время обработки на токарном станке деталь нагрелась. Как изменилась ее внутренняя энергия?
A. Уменьшилась за счет теплопередачи. Б. Увеличилась за счет теплопередачи.
B. Увеличилась за счет совершения работы. Г. Уменьшилась за счет совершения работы.
10. Какой вид теплопередачи сопровождается переносом вещества?
A. Только теплопроводность. Б. Только конвекция.
B. Только излучение.
Г. Теплопроводность и излучение.
11. Удельная теплоемкость графита равна 750 Дж/кг- 0С. Это означает, что...
A. Для нагревания любой массы графита на 1 0С потребуется 750 Дж теплоты.
Б. 1 кг графита при 0 °С выделяет 750 Дж теплоты.
B. Любой массе графита при 100 °С сообщается 750 Дж теплоты.
Г. Для нагревания 1 кг графита на 1 0С потребуется 750 Дж теплоты.
12. Нагретый кирпич массой 4 кг, охлаждаясь в воде на 2 0С, отдает ей 7040 Дж энергии. Чему равна удельная теплоемкость кирпича?
A. 880 Дж/кг • С. Б. 56320 Дж/кг • С.
B. ≈ 0,001 Дж/кг • С. Г. 3520 Дж/кг • С
13. Железный брусок массой 120 г нагрели на 70 °С. Какое количество теплоты было сообщено бруску? Удельная теплоемкость железа 460 Дж/кг • С.
A. 3 864 000 Дж. Б. 3864 Дж.
B. ≈ 18,3 Дж. Г. ≈ 0,05 Дж.
14. Какую массу спирта необходимо сжечь, чтобы выделилось 5,4 * 107 Дж теплоты? Удельная теплота сгорания спирта 2,7 • 107 Дж/кг.
А. 14,6* 1014 кг. Б. 0,5 кг. В. 2 г. Г. 2 кг.
15. Какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 5 т антрацита? Удельная теплота сгорания антрацита 3 • 107 Дж/кг.
A. 1,5*108 Дж. Б. 1,5*10 11 Дж.
B. 6 • 106 Дж. Г. 6 • 103 Дж.
16. Плавление вещества происходит потому, что...
A. Частицы с любыми скоростями покидают твердое тело. Б. Частицы уменьшаются в размерах.
B. Разрушается кристаллическая решетка.
Г. Уменьшается потенциальная энергия частиц твердого тела.
17. Удельная теплота плавления стали равна 84 000 Дж/кг. Это означает, что...
A. Для плавления любой массы стали при 0 °С потребуется 84 000 Дж теплоты.
Б. Для плавления любой массы стали при 100 0С потребуется 84 000 Дж теплоты.
B. Для плавления 1 кг стали при температуре 1500 °С потребуется 84 000 Дж теплоты.
Г. Для плавления любой массы стали при температуре 1500 °С потребуется 84 000 Дж теплоты.
18. Кристаллическое тело плавится при постоянной температуре. При этом подводимая к телу энергия преобразуется...
A. В механическую энергию тела. Б. Во внутреннюю энергию тела.
B. В кинетическую энергию тела. Г. В световую энергию тела.
19. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации 0,5 кг ртути? Удельная теплота плавления ртути равна 1,2 • 104 Дж/кг.
A. 24 • 103 Дж. Б. 6 • 103 Дж.
B. ≈ 4 • 105 Дж. Г. 1,2*104 Дж.
20. Испарение жидкости происходит потому, что...
A. Самые массивные частицы покидают жидкость и переходят в газ.
Б. Самые крупные частицы покидают жидкость и переходят в газ.
B. Самые быстрые частицы покидают жидкость и переходят в газ.
Г. Самые быстрые частицы переходят из газа в жидкость.
21. Удельная теплота парообразования свинца 860 000 Дж/кг. Это означает, что:
A. Для парообразования 1 кг свинца при 0 0С потребуется 860 000 Дж теплоты.
Б. Для парообразования любой массы свинца при любой температуре потребуется 860 000 Дж теплоты.
B. Для парообразования 1 кг свинца при 1745 °С потребуется 860 000 Дж теплоты.
Г. В процессе парообразования любой массы свинца при любой температуре выделяется 860 000 Дж/кг.
22. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы превратить в пар 300 г цинка при температуре кипения? Удельная теплота парообразования цинка
равна 1,8 • 106 Дж/кг.
A. 5,4 • 107 Дж. Б. 5,4 • 105 Дж.
B. 6000 Дж. Г. 6 • 106 Дж.
23. На каком из графиков на рис. 93 можно найти участок, соответствующий процессу кристаллизации?
A. 1. Б. 2.
- 3. Г. 4.
24. На каком из графиков на рис. 21 можно найти участок, соответствующий кипению жидкости?
A. 1, Б. 2.
B. 3. Г. 4.
25. Ниже перечислены различные технические устройства: 1) автомобиль; 2) тепловоз; 3) тепловая электростанция; 4) троллейбус.
В каком из них используется двигатель внутреннего сгорания?
A. Только в первом. Б. Только во втором.
B. В третьем и четвертом. Г. В первом и втором.
26. Как будут взаимодействовать тела, изображенные на рис. 95?
A. Отталкиваться. Б. Притягиваться.
B. Колебаться.
Г. Не будут взаимодействовать.
27. Электрическое поле можно обнаружить по его действию на...
A. Стрелку компаса.
Б. Подвешенную к шелковой нити заряженную стеклянную палочку.
B. Подвешенный к шелковой нити незаряженный шар. Г. Незаряженный свинцовый цилиндр.
28. Какие частицы являются носителями электрического тока в металлических проводниках?
A. Положительные ионы. Б. Отрицательные ионы.
B. Электроны. Г. Протоны.
29. На рис. 96 изображен график зависимости силы тока J на участке цепи от приложенного напряжения U. Чему равно сопротивление этого участка?
A. 60 Ом. Б. 45 Ом.
B. 1,5 Ом. Г. 15 Ом.
30. Сила тока в цепи равна 2 А. Сопротивление лампы 14 Ом. Чему равно напряжение на лампе?
A. 0,128 В. Б. 7 В.
B. 16 В. Г. 28 В.
31. На какой из изображенных на рис. 97 схем амперметр включен правильно?
A. На рис. 1 и 4. Б. На рис. 1 и 3.
B. Только на рис. 4. Г. Только на рис.2.
32. При каком включении приборов в электрическую цепь вольтметр на рис. 98 наиболее точно измеряет напряжение на лампочке?
A. При включении по схеме 1. Б. При включении по схеме 2.
B. При включении по схеме 3. Г. При включении по схеме 4.
33. На рис. 99 изображен участок электрической цепи. Чему равно общее сопротивление участка цепи а6?
A. 1 Ом. Б. 3 Ом.
B. 4 Ом. Г. 5 Ом.
34. На рис. 100 изображен участок электрической цепи. Чему равно общее сопротивление участка цепи аб?.
A. 0,8 Ом.
Б. 1 Ом.
B. 3 Ом. Г. 4 Ом.
35. Два нихромовых проводника одинаковой площади поперечного сечения, но разной длины подключены в цепь так, как показано на рис. 101. Что можно сказать о сопротивлении каждого из проводников?
A. R 1 =R2 Б. R2 > R 1
B. R2= 2 R 1 Г. R 1 = 2 R2.
36. Какую работу совершает электрическое поле по перемещению электрического заряда в 12 Кл, если вольтметр показывает 3,5 В?
A. 12 Дж. Б. 42 Дж.
B. 3,5 Дж. Г. 3,4 Дж.
37. Сколько энергии потребляет электрическая плитка каждую секунду при напряжении в сети 220 В, если сила тока в спирали 2 А?
A. 110 Вт. Б. 440 Дж.
B. 440 Вт. Г. 110 Дж.
38. Чему равна сила тока в лампе мощностью 100 Вт, включенной в сеть с напряжением 220 В?
A. 22 000 А. Б. 2,2А.
B. ≈ 0,45 А. Г. 100 А.
39. Электрический чайник включен в сеть напряжением 220 В. Какое количество теплоты выделяется ежесекундно, если сопротивление нагревательного элемента 40 Ом?
A. 1 210 Дж. Б. 8 800 Дж.
B. ≈ 0,18 Дж. Г. 12,1 Дж.
40. Сила тока в электросварочном аппарате в момент сварки 7500 А при напряжении 3 В. Какое количество теплоты выделяется при сварке за 1 с?
A. 17 МДж. Б. 22 500 Дж.
B. 4500 Дж. Г. 45 кДж.
41. Как будут взаимодействовать магниты, изображенные на рис. 102?
A. Притягиваться. Б. Отталкиваться.
B. Колебаться.
Г. Не будут взаимодействовать.
42. В каких приборах используется магнитное действие электрического тока?
A. Электрическая плитка. Б. Электромагнит.
B. Динамометр. Г. Секундомер.
43. Какие преобразования энергии происходят при нагревании проводника электрическим током?
A. Внутренняя энергия преобразуется в электромагнитную.
Б. Электромагнитная энергия преобразуется в механическую энергию проводника.
B. Электромагнитная энергия преобразуется во внутреннюю.
Г. Механическая энергия проводника преобразуется в электромагнитную.
44. Какие преобразования энергии происходят при работе электродвигателя?
А. Кинетическая энергия преобразуется в электромагнитную.
Б. Электромагнитная энергия преобразуется в химическую энергию. В. Потенциальная энергия тела преобразуется в электромагнитную энергию.
Г. Электромагнитная энергия преобразуется в кинетическую энергию.
45. Какое из перечисленных ниже тел является естественным источником света?
A. Телевизор. Б. Зеркало.
B. Луна. Г. Солнце.
46. Какое из названных ниже явлений объясняется прямолинейным распространением света?
A. Молния.
Б. Тень от дерева.
B. Радуга.
Г. Полярное сияние.
47. Угол падения светового луча равен 60". Чему равен угол отражения светового луча?
A. 0°. Б. 30°.
B. 60°. Г. 90°.
48. Какая из точек на рис. 103 является изображением точки S в плоском зеркале?
A. Точка 1. Б. Точка 2.
B. Точка 3.
Г. Точки 4 и 5.
49. На каком из вариантов рис. 104 правильно показано преломление света?
50. На светочувствительной пленке фотоаппарата получается изображение...
A. Увеличенное, перевернутое (обратное), мнимое. Б. Уменьшенное, перевернутое (обратное), мнимое.
B. Увеличенное, прямое, действительное.
Г. Уменьшенное, перевернутое (обратное), действительное.
51. Какой оптический прибор может давать увеличенное изображение?
A. Плоское зеркало. Б. Собирающая линза.
B. Стеклянная пластинка. Г. Перископ.
52. Оптическая система глаза приспосабливается к восприятию предметов, находящихся на разном расстоянии, за счет:
A. Приближения и удаления предметов. Б. Изменения кривизны хрусталика.
B. Световых раздражений. Г. Звуковых раздражений.
53. Во время работы (подготовки домашних заданий, шитья, рисования и др.) свет должен падать:
A. Слева. Б. Справа.
B. Сверху.
Г. Снизу или спереди.
54. На сетчатке глаза изображение:
A. Увеличенное, прямое, действительное.
Б. Уменьшенное, перевернутое (обратное), действительное.
B. Уменьшенное, прямое, мнимое.
Г. Увеличенное, перевернутое (обратное), мнимое.
55. В аквариум вместимостью 15 м налита вода. Какова масса воды в аквариуме? Плотность воды
примите равной 1000 кг/м3.
A. 15 000 кг. Б. 0,015 кг.
B. ≈ 6,67 кг. Г. 15 кг.
56. На поверхности воды плавает футбольный мяч. Сила тяжести, действующая на мяч, равна 4 Н. Чему равна выталкивающая сила, действующая на мяч?
A. 0,4 Н. Б. 4 Н.
B. 40 Н.
Г. В задаче недостает данных.
57. В сосуды (см. рис. 105) налиты ртуть (1), растительное масло (2) и вода (3). В каком из сосудов давление, на дно наименьшее?
A. В сосуде 1. Б. В сосуде 2.
B. В сосуде 3.
Г. Давление во всех сосудах одинаковое.
58. На рис. 106 изображены различные положения одного и того же железного бруска. В каком случае давление на поверхность наибольшее?
A. 1. Б. 2.
B. 3.
Г. Во всех случаях давление одинаково.
59. Масса Останкинской телевизионной башни в Москве составляет 31 400 тонн (без фундамента). Площадь фундамента, имеющего форму кольца, равна 1940 м2. Какое среднее давление оказывает башня на грунт?
A. ≈ 16,2 Па. Б. ≈ 162 кПа.
B. ≈ 1,62 кПа. Г.≈6 * 107 Па.
60. Малый поршень гидравлической машины, изображенной на рис. 107, оказывает на жидкость давление 200 Па. Чему равно давление, которое жидкость оказывает на больший поршень?
A. 100 Па. Б. 200 Па.
B. 20 Па. Г. 2000 Па.
61. На рис. 108 изображен график зависимости пути от времени S = S(t) для равномерного прямолинейного движения. Используя график, определите скорость движения тела.
A. 300 км. Б. 60 км/ч.
B. 5 ч.
Г. 1500 км/ч.
62. На рис. 109 изображен график зависимости скорости движения мотоцикла от времени и = v(t). Чему равна скорость мотоцикла в момент времени t = 5 с?
A. 5 м/с. Б. 3 м/с.
B. 4 м/с. Г. 20 м/с.
63. По приведенному на рис. 110 графику зависимости скорости от времени и = v(t) для движущегося тела определите модуль ускорения этого тела.
A. 2 м/с2. Б. 8 м/с2.
B. 4 м/с2.
Г. 1 м/с2.
64. На рис. 111 изображен график изменения координаты тела с течением времени х = x(t). В какой промежуток времени скорость тела была постоянной?
A. Только от 0 до 2 с. Б. Только от 2 до 4 с.
B. Только от 4 до 5 с. Г. От 2 до 5 с.
65. С крыши дома срывается сосулька. Какова высота дома, если сосулька упала на землю через 2 с после начала движения? Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с .
A. 15 м. Б. 20 м.
B. 45 м. Г. 60 м.
66. Чтобы оторваться от земли, самолет должен набрать скорость 180 м/с. На каком расстоянии от места старта на взлетной полосе самолет достигает этого значения скорости, если его ускорение постоянно и равно 5 м/с ?
A. 1620 м. Б. 3240 м.
B. 6480 м. Г. 2,4 км.
67. На рис. 112 изображен график изменения скорости тела с течением времени v = v(t). В какой промежуток времени равнодействующая сила, действующая со стороны других тел, не равна нулю?
A. От 0 до 2 с. Б. От 2 до 4 с.
B. От 4 до 5 с.
Г. От 0 до 2 с и от 4 до 5 с.
68. На рис. 113а стрелками показаны направления векторов скорости v и ускорения а мяча. Какое направление — 1, 2, 3 или 4 — имеет вектор равнодействующей всех сил, приложенных к данному телу? (Рис. 1136)
A. 1. Б. 2.
B. 3. Г. 4.
69. Сила гравитационного взаимодействия между двумя шарами массами по 1 кг каждый, находящимися на расстоянии 1 м, равна F. Чему равна сила гравитационного взаимодействия между шарами массами по 3 кг каждый, находящимися на таком же расстоянии друг от друга?
A. F. Б. 3 F.
B. 6 F. Г. 9 F.
70. На рис. 114а изображена сила F 1, с которой Земля действует на Луну. На каком из рисунков — 1, 2, 3 или 4 — верно изображена сила, действующая со стороны Луны на Землю? (Рис. 1146) A. 1. Б. 2.
B. 3. Г. 4.
71. Два школьника тянут веревку в противоположные стороны с силой 30 Н каждый. Разорвется ли веревка, если она выдерживает силу натяжения 50 Н?
A. Разорвется.
Б. Не разорвется.
B. Может разорваться, а может и не разорваться. Г. Среди ответов нет верного.
72. На рис. 115 изображен график зависимости модуля силы упругости пружины от ее деформации. Какова жесткость пружины?
A. 100 Н/м. Б. 200 Н/м.
B. 300 Н/м. Г. 0,01 Н/м.
73. На рис. 116 приведен график зависимости модуля силы трения от модуля силы реакции опоры. Чему равен коэффициент трения скольжения?
A. 1. Б. 2.
B. 3. Г. 0,5.
74. На рис. 117 изображен график зависимости модуля силы трения от модуля силы нормального давления. Чему равен коэффициент трения?
A. 5. Б. 0,2.
B. 125. Г. 0,5.
75. На рис. 118 изображено равномерное движение деревянного бруска массой 1,6 кг по деревянной линейке. Чему равно значение силы трения скольжения?
A. 0.
Б. 12 Н.
B. 4 Н.
Г. Значение силы трения определить нельзя.
76. Автомобиль массой 14 т, трогаясь с места, проходит первые 50 м за 10 с. Чему равна сила тяги, если коэффициент трения равен 0,05?
A. 21 кН. Б. -7 кН.
B. 21 Н. Г. 7 Н.
77. Автомобиль движется по горизонтальному участку дороги со скоростью 20 м/с. Рассчитайте минимальное время движения автомобиля до полной остановки при торможении, если коэффициент трения колес о дорогу равен 0,4.
A. 0,2 с. Б. 5 с.
B. 80 с.
Г. По данным условия задачи время торможения автомобиля определить невозможно.
78. Тележка массой 0,1 кг движется по горизонтальной поверхности стола со скоростью 5 м/с так, как изображено на рис. 119. Чему равен импульс тележки и куда он направлен?
A. 5 кг • м/с, влево. Б. 5 кг • м/с, вправо.
B. 0,5 кг • м/с, влево. Г. 0,5 кг • м/с, вправо.
79. В каком случае можно утверждать, что совершается механическая работа?
A. Если на тело действует сила, а тело покоится.
Б. Если тело движется без воздействия внешней силы.
B. Если тело движется под действием внешней силы. Г. Механическая работа всегда равна нулю.
80. Какое определение мощности верно?
A. Число частиц в единице объема.
Б. Масса вещества, содержащаяся в единице объема.
B. Быстрота совершения работы.
Г. Путь, пройденный телом в единицу времени.
81. Каким из указанных ниже способов можно уменьшить потенциальную энергию железного цилиндра, поднятого над землей?
A. Уменьшить влажность воздуха. Б. Уменьшить массу тела.
B. Уменьшить атмосферное давление. Г. Нагреть тело.
82. Мяч брошен вертикально вверх. В какой точке траектории, отмеченной на рис. 120, полная механическая энергия мяча имеет максимальное значение?
А. В точке 1.
Б. В точке 2. В. В точках 3 и 4.
Г. Во всех точках одинакова.
83. Шарик массой 0,05 кг скатывается с высоты 1,5 м по поверхности, форма которой изображена на рис. 121. Чему равна величина кинетической энергии шарика в положении 2? Трением пренебречь.
A. 1,5 Дж. Б. 0,075 Дж.
B. 0,75 Дж. Г. 0,05 Дж.
84. На рис. 122 изображен график зависимости потенциальной энергии пружины Ер от ее деформации х. Чему равна потенциальная энергия пружины при смещении ее конца на 1 см от положения равновесия?
A. 10 Дж. Б. 20 Дж.
B. 30 Дж. Г. 40 Дж.
Шарик массой 0,05 кг скатывается с высоты 2,5 м по поверхности, форма которой изображена на рис. 123 для заданий 85—88. Трением пренебречь.
85. Чему равна величина кинетической энергии шарика в положении 2?
A. 0.
Б. 1,25 Дж.
B. 2,5 Дж. Г. 125 Дж.
86. Чему равна величина кинетической энергии шарика в положении 3?
A. 1Дж. Б. 0,25 Дж.
B. 1,25 Дж. Г. 0,5 Дж.
87. Чему равна величина кинетической энергии шарика в положении 4?
A. 0.
Б. 0,125 Дж.
B. 1 Дж.
Г. 0,75 Дж.
88. Чему равна величина кинетической энергии шарика в положении 5?
A. 1 Дж.
Б. 0,75 Дж.
B. 0,125 Дж. Г. 0.
89. На рис. 124 изображен график зависимости координаты тела от времени его движения. Чему равна амплитуда колебаний?
A. 0 м. Б. 0,5 с.
B. 0,3 м. Г. 2 с.
90. На рис. 125 изображен график зависимости координаты тела от времени его движения х= x(t). Чему равен период колебаний?
A. 2 с. Б. Зс.
B. 4 с. Г. 6 с.
91. На рис. 126 изображен график зависимости координаты тела от времени его движения х = х (t). Определите координату тела в момент времени 3 с.
A. Зм. Б. 0м.
B. -Зм.
Г. Координата может принимать любое значение.
92. На рис. 127 изображен график зависимости координаты тела от времени его движения х = x(t). Чему равна частота колебаний тела?
A. 10 см. Б. 2 с.
B. 2 Гц. Г. 0,5 Гц.
93. Два одноклассника качаются на разных качелях — длиной 3 м и 5 м. Каким будет отношение периодов колебаний качелей?
A. Т1/Т2 = 3/5.
Б. Т1/Т2 √3/5
B. Т1/Т2 = 32/52. Г. Т1/Т2 = √5/3.
Важно посмотреть уровень усвоения курса физики основной школы, особенно, если обучающиеся приходят из разных школ (сетевая группа).
1).Физика как учебный предмет в средней школе открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся. На уроках создаю проблемные ситуации. При изучении в 10 классе уравнения состояния идеального газа ставлю перед учащимися проблему - найти общую зависимость (формулу), связывающую между собой все три макроскопические величины (р, V, T ), характеризующие состояние идеального газа. Другая проблемная ситуация может быть предложена при изучении кипения. Например, можно предложить начать урок с сказки- «Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол-царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
«Мои любимые дочери, – начал свою речь царь, – сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».
Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?
Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода. Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала. ( Ответ не озвучивается. Если правильного ответа не прозвучит от детей, то в конце урока следует его озвучить или задать домой.) или предложить провести эксперимент по измерению температуры кипения с помощью лаборатории Архимеда. Зачастую можно заметить, температура кипения не равна 100 0 . Проблема решается в ходе урока, где устанавливается условие кипения и зависимость температуры кипения от внешнего давления. Ещё один пример проблемной ситуации : урок по теме «Диэлектрики и проводники в электрическом поле» начала с известного опыта «Притяжение незаряженной гильзы к заряженной металлической палочке» Данный опыт учащимся знаком из курса физики 8 класса и они его объясняют. Затем проводим опыт «Притяжение деревянной линейки к заряженным палочкам», предварительно задав вопрос «А как будет вести себя тело из диэлектрика?» Результат опыта, как правило, неожиданный для учащихся и его объяснение вызывает затруднение.
Возникает вопрос: “диэлектрик нейтрален, свободных электронов, перемещающихся под действием электрического поля и обуславливающих перераспределение зарядов, как в металле, в них почти нет. Диэлектрики. казалось бы, не должны “реагировать” на электрическое поле. Таким образом, возникает потребность изучить строение диэлектриков и явление их поляризации. Целесообразно в конце урока вернуться к опытам и выслушать объяснение детей.
2). В условиях научно-технической революции, как в сфере производства, так и в сфере обслуживания всё больше требуется работников высокой квалификации, способных управлять сложными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому необходимо для будущего студента иметь такие навыки обучения, которые дают возможность в короткие сроки овладеть новой профессией или быстро переквалифицироваться при изменении производства. Этому способствует проведение лабораторного практикума в школе. Так в 11 классе в конце года можно провести практикум по следующему плану:
- Изучение колебаний пружинного маятника.
- Определение показателя преломления стекла при помощи микроскопа.
- Изучение фотографий треков заряженных частиц.
- Исследование зависимости фототока от освещенности
- Градуирование спектроскопа и определение длины световой волны по графику
- Глаз как оптическая система.
- Изучение и работа трансформатора
Список работ практикума каждый учитель может выбрать сам ,исходя из возможностей оборудования в кабинете. Предлагаю воспользоваться перечнем и описанием работ:
Физический практикум 11 класс
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Вид контроля | ||
Теория | Практика | Контроль | |||
1 | Вводное занятие:
| 1 | 1 | 1 | Индивидуальное задание |
2 | Практическая работа № 1 | 1 | 1 | 1 | Устный зачет |
Раздел № 1 «Механика» | |||||
| |||||
3 | Практическая работа № 2 | 1 | 1 | 1 | Устный зачет |
Раздел № 2 «Молекулярная физика и Термодинамика» | |||||
| |||||
| |||||
Практическая работа № 3 | 1 | 1 | 1 | Устный зачет | |
Раздел № 3 «Электродинамика» | |||||
| |||||
Практическая работа № 4 | 1 | 1 | 1 | Устный зачет | |
Раздел № 4 «Электромагнитные колебания и волны» | |||||
| |||||
Практическая работа № 5 | 1 | 1 | 1 | Устный зачет | |
Раздел № 5 «Прикладная физика» | |||||
| |||||
Опытная проверка закона Архимеда | |||||
Обобщающее занятие по лабораторному практикуму. | 1 | 1 | 1 | Устный зачет | |
Зачет по лабораторному практикуму. | 1 | 1 | 1 | Устный зачет |
Проведя серию необходимых измерений и вычислений, ученик оценивает погрешности измерений и, если они недопустимо велики, находит основные источники ошибок и пробует их устранить.
3)Одним из важных направлений в работе с учащимися профильной группы может быть выполнение курсовых проектов. Данная проектная деятельность возможна при большом желании и мотивации самих детей выполнить проект. Можно заинтересовать учеников следующими темами проектов:
- Военная техника в годы Великой Отечественной Войны.
- Жидкокристаллические технологии .
- Эволюция звёзд.
- Технологии беспроводной передачи информации на примере технологии Bluetooth .
- Спутниковое вещание.
- Молекулярные нанотехнологии и перспективы их развития.
- Радуга .
- Грозы.
- Кристаллы и их применение.
- Что такое вакуум?
- Космическая пыль.
- Жизнь на орбите.
- Чёрные дыры.
Можно выполнить проекты, связанные с экологией, например:
- Автомобиль-враг или друг?
- Нефтедобыча и её влияние на экологию Советского района.
- Энергосберегающие технологии и др.
4) Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30% из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли. Важно понимать значение всей практико-ориентированной деятельности , в том числе и работе с учебником. Я организую такую работу с учащимися. После прочтения материала, предлагаю составить вопросы друг другу и ответить на них или ответить на готовые вопросы, например,
по теме «Закон всемирного тяготения»:
- Формулировка и математическое выражение закона всемирного тяготения.
- Во сколько раз изменится сила тяготения между двумя телами, если массу одного из них увеличить в 2 раза, а расстояние между ними уменьшить в 2 раза?*
- Как следует изменить массы двух взаимодействующих тел, чтобы сила тяготения между ними уменьшилась в 4 раза?*
- Как было измерено значение гравитационной постоянной?
- Значение гравитационной постоянной. Единица в СИ.
- Смысл гравитационной постоянной.
- Пределы применимости закона всемирного тяготения.
Или по теме «Испарение и конденсация»:
- Что такое пар? Можно ли видеть пар?
- Что такое испарение? Как объяснить его с точки зрения МКТ?
- Могут ли испаряться твёрдые тела?
- При какой температуре происходит испарение?
- От каких причин зависит скорость испарения (привести примеры)
- Что такое конденсация?
- Почему испаряющаяся жидкость без притока энергии охлаждается? Привести примеры, подтверждающие это.
- Что происходит с энергией пара при конденсации?
- Что такое динамическое равновесие?
- Что такое насыщенный пар?
По теме «Кристаллические и аморфные тела»:
- Определение кристаллов.
- Анизотропия кристаллов
- Монокристаллы.
- Поликристаллы.
- Аморфные тела и их свойства.
- Изотропия.
- Основные направления развития физики твёрдого тела.
По теме «Силовые линии электрического поля»:
Силовые лини электрического поля.
- Что называется силовой линией электрического поля?
- Могут ли силовые линии пересекаться?
- Могут ли силовые линии электрического поля быть замкнутыми?
- Какое направление имеют линии напряжённости электрического поля заряженного тела по отношению к его поверхности?
- На рисунке показано направление силовых линий электрического поля, созданного зарядами. Проставить знаки зарядов, перерисовав рисунок в тетрадь.
- Что принимается за направление силовой линии в какой-либо точке поля?
- Какое электрическое поле называют однородным?
- Могут ли линии напряжённости прерываться в пространстве между зарядами?
- Чему равна напряжённость поля заряженного шара?
- Зарисовать силовые линии электрического поля двух одноимённо заряженных шариков.
- зарисовать силовые линии электрического поля двух разноимённо заряженных шариков.
- Зарисовать силовые линии электрического поля двух пластин, заряженных одинаковыми разноимёнными зарядами. Что можно сказать о поле внутри этих пластин?
5) Если есть возможность, то нужно организовать и провести экскурсии с учащимися. Это могут быть научно-исследовательские институты, планетарий, электростанция и другие объекты промышленности. В нашем районе можно посетить компрессорные станции, водонапорную башню, станции водоочистки, хлебозавод, автозаправочные станции, объекты нефтедобычи.
6) Я реализую на уроках элементы лекционно-зачётной системы. По каждой теме мною разработан теоретический зачёт. Считаю абсолютно верным афоризм: « Теория без практики мертва, а практика без теории вредна и опасна». Прежде чем выполнить тематический тест по материалам ЕГЭ обучающиеся пишут теоретический зачёт 45-60 мин.(в зависимости от объёма материала) Далее представлены вопросы таких зачётов по всем темам 11 класса.
Вопросы для подготовки к зачёту по теме Магнитное поле. ЭМИ.
- Источники магнитного поля.
- Взаимодействие токов и магнитов .Магнитные линии. Правило буравчика и правило обхвата правой руки для соленоида.
- Сила Ампера. Формула и её анализ. Правило левой руки. Применение силы Ампера.
- Сила Лоренца. Формула и её анализ. Правило левой руки. Применение силы Лоренца
- Опыты Фарадея и определение ЭМИ.
- Магнитный поток (формула с пояснениями).
- Правило Ленца(формулировка).
- Алгоритм применения правила Ленца с примером.
- Закон Ома для индукционного тока.
- Закон ЭМИ(формула и формулировка).
- ЭДС индукции в движущихся проводниках.
- ЭДС индукции в неподвижных проводниках.
- Свойства вихревого электрического поля.
- Определение самоиндукции.
- Определение индуктивности. От чего зависит индуктивность?
- Как найти ЭДС самоиндукции.
- Ещё одна формула магнитного потока.
- Формула энергии магнитного поля.
Тема Механические колебания и волны.
- Определение колебаний. Примеры колебаний.
- Виды колебаний. С примерами.
- Характеристики колебаний(период, частота, амплитуда. )
- Как практически можно вычислить период и частоту колебаний.
- Маятник пружинный. Формула для периода, её анализ. Описание колебаний с динамической точки зрения и с точки зрения изменения энергии.
- Маятник математический Формула для периода, её анализ. Описание колебаний с динамической точки зрения и с точки зрения изменения энергии.
- Рехонанс ( вкаких системах, при каком условии и в чём заключается. Примеры.)
- . Определение волны
- В каких средах распространяются волны?
- Что переносится волной: энергия или вещество?
- 2 вида волн. (Определение, в каких средах распространяются. Рисунок)
- Что такое длина волны.
- Скорость волны.
- Звуковые волны
- Источники звука
- Скорость звука в разных средах
- При переходе волы из одной среды в другую, что изменяется: длина волны, частота волны, скорость волны?
- От какой характеристики звука зависит громкость звука?
- От какой характеристики звука зависит высота звука?
- Что такое эхо и эхолокация.
- Звуковой резонанс.
- Ультразвук и инфразвук.
Вопросы для подготовки к зачёту Электромагнитные колебания и волны.(Радиоволны)
- Определение ЭМ колебаний и их виды
- Колебательный контур и превращение энергии в нём(Рисунок с подробным комментарием и графики)
- Формула Томсона и её анализ.
- Уравнения колебаний в колебательном контуре .Закон сохранения энергии в колебательном контуре.
- Переменный ток Уравнения колебаний в цепи переменого тока.
- Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения.
- Ёмкостное сопротивление (определение, уравнение колебаний силы тока и напряжения, Закон Ома, Формула сопротивления. Графики для силы тока и напряжения. Отличие от цепи постоянного тока.)
- Индуктивное сопротивление (определение, уравнение колебаний силы тока и напряжения, Закон Ома, Формула сопротивления. Графики для силы тока и напряжения. Отличие от цепи постоянного тока.)
- Автоколебания. Основные элементы автоколебательной системы. Генератор незатухающих ЭМколебаний. (схема и подписать основные элементы)
- Генератор переменного тока.
- Трансформаторы
- Электромагнитные волны и их особенности.
- Модуляция.
- Детектирование.
- Радиолокация.
Вопросы для подготовки к зачёту Геометрическая оптика.
- Корпускулярно-волновой дуализм.
- Отражение света.(определение, чертёж с пояснениями, Законы отражения. )Принцип Гюйгенса.
- Преломление света.(определение, чертёж с пояснениями, )
- Относительный и абсолютный показатели. Связь между ними.
- Законы преломления.
- Полное внутреннее отражение.(Чертёж, условие, закон преломления для ПВО.)
- Определение и виды линз.
- Характеристики линз(фокус, фокусное расстояние, фокальная плоскость, главная ось. Побочная ось .).Могут ли вогнутые линзы быть собирающими, а выпуклые рассеивающими? При каком условии?
- Оптическая сила линзы.
- Формула тонкой линзы и её анализ.
- Формула Ньютона.
- Увеличение линзы(2 формулы)
- Построение изображения в линзе и их характеристики (5 случаев)
- Глаз и очки. Дефекты зрения.
- Лупа и её увеличение.
- Микроскоп и его увеличение.
- Телескоп и его увеличение.
Вопросы для подготовки к зачёту по теме Волновая оптика( Дисперсия, интерференция, дифракция)П.66-74 +примеры решения ключевых задач.
- Чертёж, поясняющий разложение света треугольной призмой.
- Какой цвет преломляется сильнее ( слабее) треугольной призмой?
- Скорость каких длин волн в среде больше: красных? Фиолетовых? А в вакууме?
- При переходе света из воздуха в стекло какие характеристики (длина волны, скорость волны, период, частота) изменяются и как?
- Что такое монохроматический свет?
- В каком порядке расположены цвета дисперсионного спектра?
- Определение дисперсии.
- Почему стена белая, а трава зелёная?
- Какими будут казаться зелёные буквы, написанные на белом фоне, если их рассматривать через зелёный светофильтр?
- Определение интерференции.
- Что такое когерентные волны?
- Чертёж, поясняющий разность хода двух волн.
- Условие максимума интерференционной картины ( с пояснениями)
- Условие минимума интерференционной картины ( с пояснениями)
- Что происходит с амплитудой результирующих колебаний в точке максимума интерференционной картины и в точке минимума интерференционной картины?
- Что происходит с энергией волн при интерференции?
- Приведите примеры интерференции света?
- Что такое кольца Ньютона? Сравните радиус колец Ньютона в красном и зелёном свете?
- Определение дифракции?
- Условие дифракции.
- Примеры дифракции волн различной природы.
- Чем отличается дифракционный спектр от дисперсионного?
- Условие для наблюдения дифракции света?
- Можно ли наблюдать дифракцию света на больших препятствиях и отверстиях? Если да,то какое условие должно выполняться для этого?
- В чём состоит разрешающая способность телескопа и микроскопа?
- Что такое дифракционная решётка?
- Как можно найти период дифракционной решётки?
- Картина дифракционного спектра.
- Формула дифракционной решётки с пояснениями.
- Какая решётка даёт более широкий спектр: с меньшим или большим периодом?
- Какому значению угла соответствует наибольший порядок спектра?
- Рассмотреть решение ключевой задачи после п.74.
- В чём состоит явление поляризации света?
- Свет-это поперечная или продольная волна?
Вопросы к зачёту по теме Квантовая физика §88-93
- Что такое фотоэффект?
- Законы фотоэффекта.
- Работа выхода. От чего зависит? От чего не зависит?
- Что такое красная граница фотоэффекта и как её вычислить?
- Условие фотоэффекта.
- Уравнение Эйнштейна.
- Формула энергии фотона.
- Формула массы фотона.
- Формула импульса фотона.
- Суть корпускулярно- волнового дуализма.
- Чем внутренний фотоэффект отличается от внешнего? Применение фотоэффекта.
- Химическое действие света.
- Схема и принцип действия вакуумного фотоэлемента.
Уметь анализировать все формулы и законы.
Вопросы для подготовки к зачёту по теме « Атомная и ядерная физика.»
- Схема опытной установки Резерфорда, её элементы. Каковы были неожиданные результаты опыта?
- Какие выводы сделал из них Резерфорд?
- Строение атома по Резерфорду
- Почему эта модель атома называется планетарной?
- О чём свидетельствует явление радиоактивности, открытое Беккерелем?
- Как обозначают химический элемент? Какой смысл имеют индексы в нижнем и верхнем углах?
- Какие законы надо соблюдать при написании ядерных реакций?
- Состав радиоактивного излучения.
- Свойства ά-лучей.
- Свойства β-лучей.
- Свойства γ-лучей.
- Правило смещения для ά-распада.
- Правило смещения для β-распада.
- Каково строение ядра?
- Почему ядро не распадается?
- Свойства ядерных сил.
- Что такое дефект масс? Как его найти?
- Формула энергии связи
- Ядерные реакции.
- Механизм деления ядра урана.
- Цепные ядерные реакции.
- Ядерный реактор. Критическая масса вещества. Зачем нужны замедлители?
- Какие частицы вам известны? Как они обозначаются? Чем отличаются друг от друга?
- Период полураспада.
25 Закон радиоактивного распада
Вопросы для зачёта в 10 классе также имеются. Понятно, что практикующий учитель может разработать их сам.
7) В процессе урочной и внеурочной деятельности по обучению физике накапливаю материал для учащихся . Это могут быть практические советы при подготовке К ЕГЭ, справочный материал, способы решения качественных задач и сложных задач.
Считаю, что данные методы и принципы организации такой педагогической деятельности превращают учебный процесс в профильных классах нашей школы в активную, мотивированную, волевую, эмоционально окрашенную, познавательную деятельность. Это позволит успешно пройти итоговую аттестацию и в дальнейшем получить профессию в рамках обучения в ВУЗах или СУЗах страны.
Литература.
- Стародубцева Е.А. «Активные методы преподавания физики в профильной школе»- http://festival.1september.ru/articles/566211/
- Фадеева А.А. «Тесты. Физика7-11 классы»-М.:ООО «Агенство «КРПА Олимп: ООО»Издательство АСТ»,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Работа классного руководителя в условиях сельской школы"
Данная статья отражает работу классного руководителя, основанную на особенностях сельской местности....
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
The topic is the teaching of Latin at a secondary school. The ways the students learn the dead language....
Преподавание технологии в малокомплектной сельской школе
Сельская школа выделяется своей непохожестью, нестандартностью педагогических условий, проблем, способов их решений. Процессы, происходящие в обществе, ухудшение демографической ситуации привели к сни...
Эффективность преподавания иностранного языка в сельской школе
Методическая разработка к конкурсу "Лучший учитель английского языка"...
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы
Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и федеральны...
Современные подходы к преподаванию английского языка в сельской школе
Изучение английского языка, в нашей стране, начинется уже со второго класса, но к сожалению далеко не каждый выпускник может продемонстрировать владение языком на функциональном уровне. В Российс...
Формы и методы преподавания русского языка в современной школе.
Развитие детей в школе так или иначе связано с интенсификацией образовательного процесса, в том числе с внедрением инноваций. В своей работе я использую технологию блочно-модульного обучения.Модульное...