Преподавание технологии в малокомплектной сельской школе
материал по технологии на тему
Сельская школа выделяется своей непохожестью, нестандартностью педагогических условий, проблем, способов их решений. Процессы, происходящие в обществе, ухудшение демографической ситуации привели к снижению численности детей школьного возраста на селе. Во многих сёлах школа стала малочисленной. Каким же должно быть содержание обучения в сельской малочисленной школе? Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в специфических условиях класса малой наполняемости, без учёта которых этот процесс будет малоэффективным? Какой должна быть организация учебных занятий, форм и видов деятельности учащихся, чтобы достичь главной цели учебного процесса в условиях сельской малочисленной школы: формирование личности ученика, общекультурное развитие, воспитание интереса к учению, навыков общения, способности адаптироваться при необходимости к условиям "большого" коллектива?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_tekhnologii_v_malokomplektnoy_selskoy_shkole.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание технологии в малокомплектной сельской школе
Сельская школа выделяется своей непохожестью, нестандартностью педагогических условий, проблем, способов их решений. Процессы, происходящие в обществе, ухудшение демографической ситуации привели к снижению численности детей школьного возраста на селе. Во многих сёлах школа стала малочисленной. Каким же должно быть содержание обучения в сельской малочисленной школе? Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в специфических условиях класса малой наполняемости, без учёта которых этот процесс будет малоэффективным? Какой должна быть организация учебных занятий, форм и видов деятельности учащихся, чтобы достичь главной цели учебного процесса в условиях сельской малочисленной школы: формирование личности ученика, общекультурное развитие, воспитание интереса к учению, навыков общения, способности адаптироваться при необходимости к условиям "большого" коллектива? На организацию учебного процесса в малочисленной школе влияет её социальное окружение. Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения, природы необходимо учитывать при организации учебного процесса. При организации обучения необходимо учитывать те проблемы, которые выявлены в процессе изучения состояния педагогического процесса сельских малочисленных школ: низкий уровень самостоятельности, коммуникативности, профессиональной ориентированности, деловитости и предприимчивости, неумение быстро адаптироваться в новых условиях. Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность классов, которая имеет как положительные стороны, так и создаёт определённые проблемы для учителя и ребёнка. Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности является организация занятий с разновозрастной группой детей. В зависимости от наполняемости классов, изучаемой темы и формы занятия возможно объединение от двух классов и более. В нашей школе уже в этом году преподавание ведется одновременно в 10 и 11классах.
В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия могут быть однотемные и разнотемные. Однотемные занятия проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов и понятий. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся. В частности, такими занятиями могут быть: - решение задач; - повторение материала; - экскурсии в природу и на производство; - занятия дополнительного чтения литературы по технологии; - итоговые занятия. Урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух чётко выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников.
Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя. Так как деятельность учителя не изменяется в зависимости от того, работает ли он с одним классом или одновременно с несколькими, то модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и закреплению его. На этапе подготовки к усвоению нового учебного материала учитель, работающий с одним классом, как правило, обращается к формам коллективной работы: сам проводит беседу, фиксируя внимание детей на необходимых фактах, явлениях, признаках, направляя ответы учащихся в нужное русло, дополняя, уточняя их. К выводу ученики подводятся в процессе коллективного наблюдения. В условиях занятий нескольких классов этап подготовки меняется: функция учителя заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим занятием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа - введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся, и связанное одной целью - подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий. Этап объяснения нового материала завершается обычно показом учителем приемов применения полученных знаний в практической деятельности. На этапе закрепления учитель еще раз разъясняет приемы всему классу и закрепляет их путем многократных устных рассуждений учащихся под контролем и при помощи учителя. В малокомплектной школе учитель не имеет такой возможности, поэтому после объяснений приемов использования новых знаний учащиеся переходят к самостоятельной письменной работе. Функцию руководства учителя в этом случае должны выполнять карточки или таблицы, указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в определенной последовательности приемов работы. Этап закрепления в малокомплектной школе обязательно должен завершиться коллективной проверкой правильности результатов.
В связи с этим поиски практиков и ученых идут в направлении приближения условий работы учащихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация разновозрастного обучения иностранному языку в малокомплектной сельской школе.
Советы по проведению уроков английского языка в разновозрастных группах....
Презентация "Неделя истории в малокомплектной сельской школе" /Из опыта работы/
Неделя истории относится к наиболее эффективной форме внеклассной работы.Успех проведения Недели истории во многом определяется духом сотрудничества и взаимодействия учителя и учащихся....
Работа с одаренными детьми в малокомплектной сельской школе
Работа с одаренными детьми в малокомплектной сельской школе...
Методика интенсификации процесса физического воспитания учащихся малокомплектных сельских школ на основе инновационных технологий
Ключевые слова: физическое воспитание, спортивно ориентированный подход, инновационная программа, игровые средства.Аннотация: В системе рассматриваются вопросы модернизации школьного физического воспи...
Вечер физики в малокомплектной сельской школе
В малокомплектных сельских школах, где нет параллельных классов и наполняемость каждого невелика, очень сложно провести внеклассное мероприятие по физике по какой-либо определенной теме. П...
Доклад на тему: «Совмещенное преподавание предметов в условиях малокомплектной сельской школы»
Целью моего доклада является подробное рассмотрение и анализ состояния совмещенного преподавания в малокомплектных школах, характерных для села. Характерной чертой сегодняшних сельских школ стал...
Преподавание иностранных языков в малокомплектной сельской школе
Статья посвящена вопросам преподавания иностранных языков в малокомплектной сельской школе. Особое внимание уделяется анализу существующих проблем преподавания иностранного языка в условиях сельской м...