Формы и методы преподавания русского языка в современной школе.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Развитие детей в школе так или иначе связано с интенсификацией образовательного процесса, в том числе с внедрением инноваций. В своей работе я использую технологию блочно-модульного обучения.

Модульное обучение базируется на деятельностном подходе: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Ученик находится постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой.

Важным условием перехода на модульное обучение считаю умение школьников работать самостоятельно. Только в этом случае модульные уроки будут проходить эффективно. Поэтому в своей работе использую элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной работы.

С элементами блочно-модульной системы я построила урок формирования умений образовывать действительные причастия настоящего и прошедшего времени в 7 классе. Урок требует обновлённую формулировку этапов урока: мобилизующий этап; самоопределение на основе антиципации (предугадывание того, что надо будет сделать на уроке); актуализация знаний; целевое применение знаний и умений в новой ситуации; рефлексия и др.

Мобилизующий этап урока начинается с повторения постоянных морфологических признаков глагола. Учащиеся работают по группам, они вспоминают, как определить вид, спряжение глагола.  Актуализируя знания о спряжении глагола, совершенствуем правописные умения (работа по вариантам).
            Задание: Измените глаголы по лицам и числам по образцу.

Сыпать – он сыплет – ты сыплешь – они сыплют.

Мотивацией к УУД становится следующая работа:

пен…щийся поток, стро…щийся ст…дион, стел…щаяся трава, кол…щие предметы, леч…щий врач, грохоч…щий поезд, та…вший снег.

Наблюдение над тем, что объединяет перечисленные причастия, чем они отличаются. Можем ли мы с уверенностью сказать,  какую букву вставить? Сегодняшний урок поможет нам с уверенностью дать правильный ответ.

Самоопределение на основе антиципации. Можем ли предположить, что вид и спряжение глагола, от которого образовано действительное причастие, может ли влиять на его правописание?
          Проанализируем таблицу образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени (учебник  «Русский язык» 7 класс

Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, параграф 13, упражнение 85, с. 46). Учащиеся делают выводы об особенностях образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, осознают, от каких морфологических признаков глагола зависит возможность образования таких причастий. Понимают влияние спряжения глагола на написание суффикса.

Рассматриваем схему (учебник  «Русский язык» 7 класс

Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, параграф 13, упражнение 86, с. 46) и отвечаем на вопросы:

1.     Какие уже известные нам знания о действительных причастиях она показывает?

2.     Что нового мы узнаем?

        Используя схему, учащиеся рассказывают об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени и об их суффиксах, делают выводы.

У действительных причастий прошедшего времени перед суффиксом сохраняется та же гласная (тот же суффикс), которая есть в основе инфинитива.

В уроке использована блочно-модульная система. Модуль теоретический выполнен учащимися под руководством учителя. От модуля теоретического переходим к модулю актуализации, цель которого – «перевести в активное состояние» свои теоретические знания.

    В модуле практическом планомерно закрепляем материал. Формируем умение образовывать действительные причастия    настоящего  и прошедшего времени от глаголов. Выделяем в глаголах и причастиях настоящего времени суффиксы и окончания, обозначаем спряжение глаголов и их вид.

Целевое применение знаний и умений в новой ситуации. В текстах упражнений предлагается найти либо действительные причастия настоящего времени, либо прошедшего, выделить суффиксы. В действительных причастиях настоящего времени объяснить написание суффикса. В действительных причастиях прошедшего времени указать условия выбора гласной (суффикса) перед суффиксом –вш- (-ш-).

Вставляем буквы в словосочетания, предложенные в начале урока:

пен…щийся поток, стро…щийся ст…дион, стел…щаяся трава, кол…щие предметы, леч…щий врач, грохоч…щий поезд, та…вший снег.

Завершающий этап урока. Рефлексия.  В конце урока заполняются листочки с таблицей: V  = уже знал; +  = узнал новое;  –  = думал иначе; ?   =  не понятно, есть вопросы. 

Домашнее задание: упражнение 94 (задание по вариантам). Используя

материалы параграфа, подготовить сообщение об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

Список литературы:

1.     Интернет-ресурсы.

2.  Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г., Вакурова О. Ф. Учебник «Русский язык». 7 класс / Л. М. Рыбченкова,

О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич, О. Ф. Вакурова. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с.

3.  Ахременкова Л. А. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций: «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык». 7 класс / Л. А. Ахременкова.  - М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          Пеплова О. В.

                         учитель русского языка и литературы

                         МБОУ СОШ № 39 г. Воронежа

Формы и методы преподавания русского языка

в современной школе

Развитие детей в школе так или иначе связано с интенсификацией образовательного процесса, в том числе с внедрением инноваций. В своей работе я использую технологию блочно-модульного обучения.

Модульное обучение базируется на деятельностном подходе: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Ученик находится постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой.

Важным условием перехода на модульное обучение считаю умение школьников работать самостоятельно. Только в этом случае модульные уроки будут проходить эффективно. Поэтому в своей работе использую элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной работы.

С элементами блочно-модульной системы я построила урок формирования умений образовывать действительные причастия настоящего и прошедшего времени в 7 классе. Урок требует обновлённую формулировку этапов урока: мобилизующий этап; самоопределение на основе антиципации (предугадывание того, что надо будет сделать на уроке); актуализация знаний; целевое применение знаний и умений в новой ситуации; рефлексия и др.

Мобилизующий этап урока начинается с повторения постоянных морфологических признаков глагола. Учащиеся работают по группам, они вспоминают, как определить вид, спряжение глагола.  Актуализируя знания о спряжении глагола, совершенствуем правописные умения (работа по вариантам).
        Задание: Измените глаголы по лицам и числам по образцу.

Сыпать – он сыплет – ты сыплешь – они сыплют.

Мотивацией к УУД становится следующая работа:

пен…щийся поток, стро…щийся ст…дион, стел…щаяся трава, кол…щие предметы, леч…щий врач, грохоч…щий поезд, та…вший снег.

Наблюдение над тем, что объединяет перечисленные причастия, чем они отличаются. Можем ли мы с уверенностью сказать,  какую букву вставить? Сегодняшний урок поможет нам с уверенностью дать правильный ответ.

Самоопределение на основе антиципации. Можем ли предположить, что вид и спряжение глагола, от которого образовано действительное причастие, может ли влиять на его правописание?
         Проанализируем таблицу образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени (учебник  «Русский язык» 7 класс

Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, параграф 13, упражнение 85, с. 46). Учащиеся делают выводы об особенностях образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, осознают, от каких морфологических признаков глагола зависит возможность образования таких причастий. Понимают влияние спряжения глагола на написание суффикса.

Рассматриваем схему (учебник  «Русский язык» 7 класс

Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, параграф 13, упражнение 86, с. 46) и отвечаем на вопросы:

  1. Какие уже известные нам знания о действительных причастиях она показывает?
  2. Что нового мы узнаем?

        Используя схему, учащиеся рассказывают об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени и об их суффиксах, делают выводы.

У действительных причастий прошедшего времени перед суффиксом сохраняется та же гласная (тот же суффикс), которая есть в основе инфинитива.

В уроке использована блочно-модульная система. Модуль теоретический выполнен учащимися под руководством учителя. От модуля теоретического переходим к модулю актуализации, цель которого – «перевести в активное состояние» свои теоретические знания.

    В модуле практическом планомерно закрепляем материал. Формируем умение образовывать действительные причастия    настоящего  и прошедшего времени от глаголов. Выделяем в глаголах и причастиях настоящего времени суффиксы и окончания, обозначаем спряжение глаголов и их вид.

Целевое применение знаний и умений в новой ситуации. В текстах упражнений предлагается найти либо действительные причастия настоящего времени, либо прошедшего, выделить суффиксы. В действительных причастиях настоящего времени объяснить написание суффикса. В действительных причастиях прошедшего времени указать условия выбора гласной (суффикса) перед суффиксом –вш- (-ш-).

Вставляем буквы в словосочетания, предложенные в начале урока:

пен…щийся поток, стро…щийся ст…дион, стел…щаяся трава, кол…щие предметы, леч…щий врач, грохоч…щий поезд, та…вший снег.

Завершающий этап урока. Рефлексия.  В конце урока заполняются листочки с таблицей: V  = уже знал; +  = узнал новое;  –  = думал иначе; ?   =  не понятно, есть вопросы.  

Домашнее задание: упражнение 94 (задание по вариантам). Используя

материалы параграфа, подготовить сообщение об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

Список литературы:

  1. Интернет-ресурсы.

2.  Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г., Вакурова О. Ф. Учебник «Русский язык». 7 класс / Л. М. Рыбченкова,

О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич, О. Ф. Вакурова. – М.: Просвещение, 2012. – 208 с.

3.  Ахременкова Л. А. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций: «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык». 7 класс / Л. А. Ахременкова.  - М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы преподавания иностранного языка для оптимизации образовательного процесса

Доклад  представлен на районном методическом объединении учителей английского языка. В настоящее время все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий при изучении иностранных...

Проблемы преподавания русского языка в современной школе.

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль.По мнению п...

Эффективные формы и методы преподавания английского языка.

    Методы и формы обучения в школе в последнее время активно развиваются. Стремительно появляются новые, модифицируются старые, уже известные в педагогике, ориентируясь на новые треб...

Наиболее эффективные формы и методы преподавания иностранного языка на разных ступенях обучения.

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие  современного  школьника  воз-можно в том случае, если деятель...

Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы

Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы...

Нетрадиционные формы и методы преподавания русского языка и литературы

Данная статья отражает мой опыт применения на уроках русского языка и литературы игровых элементов. Она будет полезна учителям, желающим повысить интерес обучающихся к изучаемым предметам....