РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП. 09 ФИЗИКА по профессии: 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
рабочая программа по физике на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 2018-19 физика для профессий СПО | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины общеобразовательного цикла
ОДП. 09 ФИЗИКА
по профессии:
15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
Форма обучения: очная
Срок обучения: 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый
Симферополь
2018 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика», одобренной научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО (ППКРС) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от23 июня 2015г. ФГАУ «ФИРО»).
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для следующих профессий технического профиля:
15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности».
Разработчик: Малашевич Л.В.– преподаватель физии и астрономии (высшей категории)
Рассмотрено на заседании предметной (методической) комиссии ЕМД
Протокол №_____ от «13» июня 2018 г.
Председатель предметной (методической) комиссии ________ Н.И.Чумак
Утверждено на заседании Методического совета
протокол №1 от «30 » августа 2018 г.
Председатель МС _____________ В. Ф. Самонин
СОГЛАСОВАНО:
Начальник учебного отдела
____________ С.А.Филиппс
«___»___________2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА | 4 |
| 6 |
| 10 |
| 20 |
| 24 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить обучающихся с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента. Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения обучающихся. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у обучающихся подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере лабораторных работ, видах внеаудиторной самостоятельной работы. Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего общего образования базового уровня. В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям технического профиля, профильным составляющим является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой. В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
В связи с введением учебной дисциплины «Астрономия» (приказ Минобнауки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в ФГОС СОО», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) из рабочей программы учебной дисциплины «Физика» исключен раздел «Эволюция Вселенной» в количестве 8 часов. За счет этого 2 часа было распределено на раздел «Электродинамика» и 6 часов на раздел «Основы специальной теории относительности».
Изучение дисциплины завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения физики с целью реализации ППКРС среднего общего образования по профессии СПО:
- 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава;
- 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане: учебная дисциплина является профильной и входит в общую группу общеобразовательных дисциплин среднего общего образования.
1.3. Цели и результаты освоения учебной дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.
Содержание программы дисциплины «Физика» ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
Задачи:
- сформировать представление о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- овладеть основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
- овладеть основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформировать умения решать физические задачи;
- сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии
- символики;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 271 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 180 часов; самостоятельной работы обучающегося – 91 час;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 271 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 46 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 91 |
в том числе: | |
подготовка сообщений, составление таблиц, опорно-логических конспектов, самостоятельное изучение вопросов | 33 |
подготовка к лабораторным работам | 50 |
подготовка к контрольным работам | 8 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела | Всего часов | Количество часов | ||
Практические занятия | Теоретические занятия | Самостоятельная работа | ||
Введение | 8 | - | 2 | 1 |
1. Механика | 52 | 14 | 24 | 14 |
2. Молекулярная физика. Термодинамика | 38 | 8 | 16 | 14 |
3.Электродинамика | 78 | 12 | 41 | 25 |
4. Колебания и волны | 50 | 6 | 22 | 22 |
5. Оптика | 21 | 4 | 10 | 7 |
6.Основы специальной теории относительности | 4 | - | 4 | - |
7. Элементы квантовой физики | 17 | 2 | 12 | 3 |
8. Повторение | 3 | - | 3 | - |
Итого: | 271 | 46 | 134 | 91 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Физика - наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа: Сообщение: «Значение физики при освоении моей профессии» | 3 | 3 | |
Раздел 1 | Механика | 38 | |
Тема 1. Кинематика | Содержание учебного материала | 12 | 1,2 |
Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. | 10 | ||
Лабораторная работа №1 Определение ускорения тела при равноускоренном движении | 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторной работе №1 | 4 | 3 | |
Тема 2. Динамика | Содержание учебного материала | 14 | 1,2 |
Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике. | 8 | ||
Лабораторная работа №2 Изучение особенностей силы трения (скольжения) Лабораторная работа №3 Исследование движения тела под действием силы тяжести | 4 | 2 | |
Контрольная работа по теме №1: «Кинематика. Динамика» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным работам №2, 3 Подготовка к контрольной работе №1. | 8 | 3 | |
Тема 3. Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | 12 | 1,2 |
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения. | 6 | ||
Лабораторная работа №4 Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторной работе №4 | 5 | 3 | |
Раздел 2. | Основы молекулярной физики и термодинамики | 24 | |
Тема 4. Основы молекулярной физики и термодинамики | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 |
Основные положения о молекулярно - кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. | 4 | ||
Лабораторная работа №5 Газовые законы | 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторной работе №5 | 2 | 3 | |
Тема 5. Основы термодинамики. | Содержание учебного материала | 4 | 1.2 |
Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. | 2 | ||
Лабораторная работа №6 КПД теплового двигателя | 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторной работе №6 Сообщение: «Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин» | 4 | 3 | |
Тема 6. Свойства паров. | Содержание учебного материала | 4 | 1.2 |
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. | 2 | ||
Лабораторная работа №7 Измерение влажности воздуха | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторной работе №7 | 1 | 3 | |
Тема 7. Свойства жидкостей. | Содержание учебного материала | 4 | 1.2 |
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. | 2 | ||
Лабораторная работа №8 Измерение поверхностного натяжения жидкости | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторной работе №8 Сообщение: «Применение жидких кристаллов» | 3 | 3 | |
Содержание учебного материала | 6 | 1.2 | |
Тема 8. Свойства твердых тел. | Характеристика твердого состояния вещества, свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. | 4 | |
Лабораторная работа №9 Изучение деформации растяжения | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторной работе №9 | 2 | 3 | |
Раздел 3 | Электродинамика | 53 | |
Тема 9. Электрическое поле. | Содержание учебного материала | 10 | 1,2 |
Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. | 8 | ||
Лабораторная работа №10 «Определение энергии заряженного конденсатора» | 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторной работе №10 Опорный конспект: «Использование конденсаторов в технике» | 3 | ||
Тема 10. Законы постоянного тока. | Содержание учебного материала | 24 | 1,2 |
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. | 12 | ||
Лабораторная работа №11 Определение удельного сопротивления проводника. Лабораторная работа №12 Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения. Лабораторная работа №13 Изучение законов Ома для полной цепи. Лабораторная работа №14 Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. Лабораторная работа №15 Определение коэффициента полезного действия чайника. | 10 | 2 | |
Контрольная работа №2 по теме: «Законы постоянного тока» | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным работам №11, 12, 13 , 14 и 15. Подготовка к контрольной работе №2 | 6 | 3 | |
Тема 11. Электрический ток в различных средах. | Содержание учебного материала | 6 | 1.3 |
Электрический ток в металлах. Электронный газ. Работа выхода. Электрический ток в электролитах. Электролиз. Законы Фарадея. Применение электролиза в технике. Электрический ток в газах и вакууме. Ионизация газа. Виды газовых разрядов. Понятие о плазме. Свойства и применение электронных пучков. Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. | 6 | ||
Тема 12. Магнитное поле. | Содержание учебного материала | 7 | 1,3 |
Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. | 7 | ||
Тема 13. Электромагнитная индукция. | Содержание учебного материала | 6 | 1,3 |
Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля. | 4 | ||
Лабораторная работа №16 Изучение явления электромагнитной индукции | 2 | ||
Самостоятельная работа: подготовка к лабораторной работе № 16 | 4 | 3 | |
Раздел 4 | Колебания и волны | 28 | |
Тема 14. Колебания и волны | Содержание учебного материала | 10 | 1,2 |
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. | 8 | ||
Лабораторная работа №17 Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза) Лабораторная работа №18. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа : Подготовка к лабораторной работе № 17 и 18. Составить таблицу: «Характеристика механических колебаний». | 5 | 3 | |
Тема 15. Упругие волны. | Содержание учебного материала | 6 | 1.3 |
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. | 6 | ||
Самостоятельная работа: Сообщение: «Применение ультразвука». Сообщение: «Физика и музыка» | 7 | 3 | |
Тема 16. Электромагнитные колебания. | Содержание учебного материала | 8 | 1,3 |
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. | 4 | ||
Контрольная работа №3 | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений об использовании электроэнергии на железнодорожном транспорте; получении, передаче и распределении электроэнергии. Подготовка к контрольной работе №3. | 8 | 3 | |
Тема 17. Электромагнитные волны. | Содержание учебного материала | 4 | 1,3 |
Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить кроссворд: «Современные средства связи». Сообщение: «А.С.Попов» | 8 | 3 | |
Раздел 5 | Оптика | 14 | |
Тема 18. Природа света. | Содержание учебного материала | 10 | 1,3 |
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | 8 | ||
Лабораторная работа №19 Изучение изображения предметов в тонкой линзе. Лабораторная работа №20 Измерение показателя преломления стекла. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторной работе № 19 и 20. Сообщение: «Применение оптических приборов» | 6 | 3 | |
Тема 19. Волновые свойства света. | Содержание учебного материала | 4 | 1,3 |
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. | 2 | ||
Лабораторная работа №21 Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки Лабораторная работа №22. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторной работе № 21, и 22 Сообщение: «Рентгеновские лучи. История открытия. Применение». | 6 | ||
Раздел 6 | Основы специальной теории относительности | 4 | |
Тема 20. Основы СТО | Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Постулаты Эйнштейна. Пространство и время специальной теории относительности. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя. | 4 | 1,3 |
Раздел 7 | Элементы квантовой физики | 14 | |
Тема 21. Квантовая оптика | Содержание учебного материала | 2 | 1,3 |
Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно чёрного тела. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Давление света. Понятие о корпускулярно-волновой природе света. | 2 | ||
Тема 22. Физика атома. | Содержание учебного материала | 2 | 1,3 |
Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Квантовые генераторы. | 2 | ||
Тема 23. Физика атомного ядра. | Содержание учебного материала | 10 | 1,3 |
Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. | 7 | ||
Лабораторная работа №22 Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. | 2 | ||
Контрольная работа №4: «Элементы квантовой физики» | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторной работе № 22. Подготовка к контрольной работе №4 | 6 | ||
Повторение | Механика. Молекулярная физика. И термодинамика. Электродинамика. Колебания и волны. Оптика. Элементы квантовой физики. | 3 | 2,3 |
Промежуточная аттестация | Экзамен |
Итого: Аудиторных занятий: 180 часов
Внеаудиторных самостоятельных работ: 91 час
Всего: 271 час.
Для характеристики уровней освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- учебники;
- наглядные пособия (плакаты, стенды);
- комплекты демонстрационного оборудования для выполнения лабораторных работ и экспериментальных задач;
- раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учеб. для учреждений сред. проф. образования – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 448 с.
Дополнительные источники:
- Физика. 10 класс. Учебник. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: базовый уровнь. - М.: Просвещение, 2014. - 417 с.
- Физика. 11 класс. Учебник. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: базовый уровнь. - М.: Просвещение, 2014. - 433 с.
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: Сборник задач: учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования /В.Ф. Дмитриева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256с.
- Физика. 10 класс. Пинский А.А., Кабардин О.Ф. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС, - М.: Просвещение, 2014. - 416 с.
- Физика. 11 класс. Пинский А.А., Кабардин О.Ф. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС, - М.: Просвещение, 2014. - 417 с.
Интернет-ресурсы:
- www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
- wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
- www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
- www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
- www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
- www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
- www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
- www.ru/book (Электронная библиотечная система).
- www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
- www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
- www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
- www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
- www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
- www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, лабораторных и контрольных работ, а также в ходе выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка«5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка«3» ставится в том случае, если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка«2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если студент:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но студент:
а) допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи преподавателя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, студент умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если студент правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы преподавателя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если студент:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если студент:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Грубыми считаются следующие ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения,
неумение выделить в ответе главное,
неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
неумение делать выводы и обобщения,
неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего обще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.08 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплиныОП.08 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫКпо профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП. 02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Результатом освоения учебной дисциплины является готовность обучающегося к овладению знаний и умений, обусловленных общими и профессиональными компетенциями, формирующиеся в процессе освоения ППКРС в ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.03 «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.03 «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной свар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД 12 «ФИЗИКА» для профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД 12 «ФИЗИКА» для профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»...