рабочая программа, физика 7 - 9 классы.
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс)
Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Буриказганово
муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________ Газтдинова З.Г Протокол № ___ от «____»___________ 2017 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________ Ахмадуллина Л.Ф. «___» ____________2017г | «Утверждаю» Директор школы ___________Богданов .А.В. Приказ №____от__________2017г |
Рабочая программа учебного предмета
«Физика»
7 - 9 класс
Базовый уровень
Срок реализации рабочей учебной программы 3 года
Составитель: учитель физики
Газтдинова З.Г.
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика. 7 -9 классы» составлена с учетом:
1.Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
2. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
3.Примерной программы основного общего образования по физике («Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы»/ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.);
4.Программы основного общего образования по физике 7-9 класс. Авторы Н.С.Пурышева, Н.Е Важеевская (Физика. 7-9 классы. Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочих программ. ФГОС.- М.: Дрофа, 2014);
5.Федерального перечня учебников, допущенных к использованию. 6.Учебного плана МОБУ СОШ с. Буриказганово на 2017-2018учебный год.
7. Положения о рабочей программе учителя МОБУ СОШ с. Буриказганово.
8. Устава школы МОБУ СОШ с. Буриказганово.
Рабочая программа была разработана на основе авторской программы Н.С.Пурышевой, Н.Е Важеевской «Физика. 7-9 классы. Рабочая программа к линии УМК Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской» - М.: Дрофа, 2014 г.- 77 с.
Предлагаемая рабочая программа реализуется с помощью УМК Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика.7 класс» линии «Вертикаль». - М.: Дрофа, 2014г.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 202 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования: по 68 учебных часов в 7, 8 классах, из расчета 2 учебных часа в неделю, 66 ч в 9 классе по 2 часа в неделю.
Межпредметная связь по линии «физика - математика» реализуется при изучении всего курса: вычислительные навыки, единицы длины, массы, скорости, объёма, решение уравнений с одним неизвестным. Межпредметная связь по линии «физика – биология, экология» реализуется при изучении звуковых явлений. Региональный компонент используется при решении задач на вычисление механической работы, мощности, энергии промышленных предприятий РБ, Стерлитамакского района.
. Срок реализации рабочей учебной программы – 2017-2020 г.
Цели и задачи: 1. Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения физических задач.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу человеческой культуры.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Ученик 7 класса должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, КПД;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации и использовать приобретенные знания естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков математических символов, рисунков и структурных схем).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.
Ученик 8 класса должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: вещество, электрическое поле, магнитное поле. атом. атомное ядро. ионизирующее излучение.
смысл физических величин: КПД, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов. взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током. тепловое действие тока, электромагнитную индукцию. отражение, преломление света.
использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения.
Выражать результаты измерений и расчетов Международной системы:
Приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных и квантовых явлениях.
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.
Ученик 9 класса должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию.
использовать физические приборы для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях
решать задачи на применение изученных законов
использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.
Результаты освоения курса:
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимых технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты :
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этими подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания
не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной
самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов
познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности
подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Содержание программы учебного предмета
7класс
Введение (6 ч)
I уровень
Что и как изучают физика и астрономия. Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин. Физические законы и границы их применимости. Физика и техника.
II уровень
Относительная погрешность. Физическая теория. Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
I уровень
1. Измерение длины, объема и температуры тела.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение времени.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ
II уровень
Измерение малых величин.
Механические явления (37 ч)
I уровень
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.
Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Международная система единиц. Равнодействующая сил. Сложение сил, направленных по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды трения.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. «Золотое правило» механики.
Применение простых механизмов. КПД механизмов. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
I уровень
4. Изучение равномерного движения.
5. Измерение массы тела на рычажных весах.
6. Измерение плотности вещества твердого тела.
7. Градуировка динамометра и измерение сил.
8. Измерение коэффициента трения скольжения.
9. Изучение условия равновесия рычага.
10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
I уровень
Измерение средней скорости.
Изучение равноускоренного движения.
Звуковые явления (6 ч)
I уровень
Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Звуковые колебания. Источники звука. Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр. Отражение звука. Эхо.
II уровень
Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
I уровень
Наблюдение колебаний звучащих тел.
Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.
Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.
II уровень
Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения, обусловленного силой, действующей в вертикальной плоскости.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
Световые явления (16 ч)
I уровень
Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения. Отражение света. Закон отражения света. Зеркальное и диффузное отражение. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ. Преломление света. Полное внутреннее
отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа. Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.
II уровень
Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал. Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
I уровень
11. Наблюдение прямолинейного распространения света.
12. Изучение явления отражения света.
13. Изучение явления преломления света.
14. Изучение изображения, даваемого линзой.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
I уровень
Наблюдение образования тени и полутени.
Получение и исследование изображения в плоском зеркале.
II уровень
Изготовление перископа.
Получение и исследование изображения, даваемого вогнутым зеркалом.
Изучение закона преломления света.
Резервное время (3 ч)
8 класс
1. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
I уровень
Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул.
Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц вещества.
Взаимодействие частиц вещества. Смачивание. Капиллярные явления.
Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
II уровень
Способы измерения размеров молекул. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна.
Лабораторные опыты
I уровень
Наблюдение делимости вещества.
Наблюдение явления диффузии в газах и жидкостях.
Исследование зависимости скорости диффузии от температуры.
II уровень
Измерение размеров молекул.
2. Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел (12 ч)
I уровень
Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Манометры.
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние атмосферного давления на живой организм.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, твердость твердых тел.
II уровень
Изменение атмосферного давления с высотой.
Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
1. Измерение выталкивающей силы.
2. Изучение условий плавания тел.
II уровень
3. Наблюдение роста кристаллов.
Лабораторные опыты
I уровень
Изучение видов деформации твердых тел.
3. Тепловые явления (12 ч)
I уровень
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.
Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Первый закон термодинамики.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
4. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
5. Измерение удельной теплоемкости вещества.
Лабораторные опыты
I уровень
Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
Наблюдение конвекции в жидкостях и газах.
Наблюдение процессов плавления и отвердевания.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади ее поверхности, температуры и скорости удаления паров.
Измерение влажности воздуха.
II уровень
Наблюдение изменения внутренней энергии тела при совершении работы.
4. Изменение агрегатных состояний вещества (6 ч)
I уровень
Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.
II уровень
Температурные шкалы Фаренгейта и Реомюра.
Работа газа при расширении.
5. Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел (4 ч)
I уровень
Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от температуры (качественно).
Применение газов в технике.
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды.
Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильная машина. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей.
II уровень
Формулы теплового расширения жидкостей и твердых тел.
6. Электрические явления (6 ч)
I уровень
Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Электроскоп.
Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе.
II уровень
Закон Кулона.
Электростатическая индукция.
Лабораторные опыты
I уровень
Наблюдение электризации тел и взаимодействия наэлектризованных тел.
Изготовление простейшего электроскопа.
7. Электрический ток (17 ч)
I уровень
Электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках.
Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное.
Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока.
Напряжение. Измерения напряжения.
Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты.
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Счетчик электрической энергии. Закон Джоуля—Ленца.
Использование электрической энергии в быту, природе и технике. Правила безопасного труда при работе с источниками тока.
II уровень
Гальванические элементы и аккумуляторы.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
6. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках.
7. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
8. Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра.
9. Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.
10. Изучение последовательного соединения проводников.
11. Изучение параллельного соединения проводников.
12. Измерение работы и мощности электрического тока.
Резервное время 5 ч
9 КЛАСС
(66 часов, 2 часа в неделю)
Механические явления (25ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Равноускоренное прямолинейное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.
Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Лабораторные работы:
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны (7 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Период, частота и амплитуда колебаний. Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Эхо.
Лабораторные работы:
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
Электромагнитные явления (11ч)
I уровень
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. Применения магнитов и электромагнитов.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Генератор постоянного тока.
Самоиндукция. Индуктивность катушки.
Переменный электрический ток. Трансформатор. Передача электрической энергии.
II уровень
Закон электромагнитной индукции.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
9. Изучение магнитного поля постоянных магнитов.
10. Сборка электромагнита и его испытание.
11. Действие магнитного поля на проводник с током.
12. Изучение работы электродвигателя постоянного тока.
13. Изучение явления электромагнитной индукции.
14. Изучение работы трансформатора.
Электромагнитные колебания и волны (7 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
Лабораторные работы:
4.Изучение явления электромагнитной индукции.
Элементы квантовой физики (8 ч )
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно – нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое число. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при ядерных реакциях. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.
Лабораторные работы:
5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Строение и эволюция Вселенной (8 час)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Демонстрации:
1. Астрономические наблюдения.
Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.
Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.
Резервное время (итоговое повторение) - 3 час.
Учебно – тематический план
7 класс
Раздел программы | Всего часов | Колич лаб работ | Колич контр работ | |
По прог | По раб пр. | |||
Введение | 6 | 6 | 3 | - |
Механические явления | 37 | 37 | 7 | 3 |
Звуковые явления | 6 | 6 | - | 1 |
Световые явления | 16 | 16 | 4 | 1 |
Резервное время | 3 | 3 | - | 1 |
Итого | 68 | 68 | 14 | 6 |
Перечень лабораторных работ
Лабораторная работа №1 Измерение длины, объема и температуры тела
Лабораторная работа №2 Измерение размеров малых тел
Лабораторная работа №3 Измерение времени
Лабораторная работа №4 Изучение равномерного движения
Лабораторная работа №5 Измерение массы тела на рычажных весах
Лабораторная работа №6 Измерение плотности вещества твердого тела
Лабораторная работа №7 Градуировка динамометра и измерение сил
Лабораторная работа №8 Измерение силы трения скольжения.
Лабораторная работа №9 Изучение условия равновесия рычага
Лабораторная работа №10 Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости
Лабораторная работа №11 Лабораторная работа №12 Наблюдение прямолинейного распространения света.
Лабораторная работа №12 Изучение явления отражения света.
Лабораторная работа №13 Изучение явления преломления света.
Лабораторная работа №14 Изучение изображения, даваемого линзой.
Перечень контрольных работ по физике в 7 классе
Перечень контрольных работ
Кратковременная контрольная работа №1 по теме « Механическое движение»
Контрольная работа №2 по теме «Введение. Движение. Плотность».
Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Силы в природе»
Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Простые механизмы» (полугодовая)
Контрольная работа №5 по теме «Звуковые явления»
Контрольная работа №6 по теме «Световые явления».8 класс
Раздел программы | Всего часов | Колич лаб работ | Колич контр работ | |
По прог | По раб пр. | |||
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 6 | - | - |
Механические свойства газов, жидкостей и твердых тел | 12 | 12 | 3, (№3 домашняя лаб.раб.) | 1 |
Тепловые явления | 12 | 12 | 2 | 1 |
Изменение агрегатных состояний вещества | 6 | 6 | - | |
Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел | 4 | 4 | - | 1 |
Электрические явления | 6 | 6 | - | 1 |
Электрический ток и его действия | 14 | 14 | 7 | 2 |
Электромагнитные явления | 7 | 7 | 4 | 1 |
Резервное время | 1 | 1 | - | |
Всего | 68 | 68 | 16 | 7 |
Перечень лабораторных работ по физике в 8 классе
Лабораторная работа №1 Измерение выталкивающей силы
Лабораторная работа №2 Изучение условий плавания тел
Лабораторная работа №3 Наблюдение роста кристаллов
Лабораторная работа №4 Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры
Лабораторная работа №5 Измерение удельной теплоемкости вещества
Лабораторная работа №6 Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках
Лабораторная работа №7 Измерение напряжения на различных участках электрической цепи
Лабораторная работа №8 Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра
Лабораторная работа №9 Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата
Лабораторная работа №10 Изучение последовательного соединения проводников
Лабораторная работа №11 Изучение параллельного соединения проводников
Лабораторная работа №12 Измерение работы и мощности электрического тока
Лабораторная работа №13 Изучение магнитного поля постоянных магнитов.
Лабораторная работа №14 Сборка электромагнита и его испытание
Лабораторная работа №15Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Лабораторная работа №16 Изучение работы электродвигателя постоянного тока
Перечень контрольных работ по физике в 8 классе
Контрольная работа №1 по теме «Механические свойства жидкостей и газов»
Контрольная работа №2 по теме «Тепловые явления»
Контрольная работа №3по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
Кратковременная контрольная работа№4 «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел»
Кратковременная контрольная работа №5 «Электрические явления».
Кратковременная контрольная работа№6 по теме «Сила тока»
Кратковременная контрольная работа№7по теме «Закон Ома для участка цепи»
Контрольная работа№7 по теме «Электрический ток»
9 класс
Раздел программы | Всего часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ | |
По программе | По рабочей пр. | |||
Механические явления | 25 | 1 | 1 | |
Механические колебания и волны | 7 | 1 | 1 | |
Электромагнитные явления | 12 | 5 | ||
Электромагнитные колебания и волны | 7 | - | 5 | |
Элементы квантовой физики | 9 | - | ||
Строение и эволюция Вселенной | 8 | 2 | 1 | |
68ч | 8 |
Перечень контрольных работ, лабораторных работ
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения»
Лабораторная работа №2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятников»
Лабораторная работа №3 «Изучение магнитного поля постоянных магнитов»
Лабораторная работа №4 «Сборка электромагнита и его испытание»
Лабораторная работа №5 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током»
Лабораторная работа №6 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока»
Лабораторная работа №7 «Изучение явления электромагнитной индукции»
Лабораторная работа №8 «Определение размеров лунных кратеров»
Перечень контрольных работ по физике в 9 классе
Контрольная работа№1 по теме «Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение»
Контрольная работа№2 по теме «Динамика»
Контрольная работа№3 по теме «Законы сохранения в механике»
Контрольная работа №4по теме «Электромагнитные явления»
Контрольная работа №5по теме «Электромагнитные колебания и волны»
Контрольная работа №6по теме «Элементы квантовой физики»
Итоговая контрольная работа
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы:
1. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся. М. Просвещение, 2010
2. Лукашик В.И. сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010.- 224с.: ил.
3. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, – М. : Дрофа, 2013 г.
4. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, – М. : Дрофа, 2013 г.
5. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М., Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, – М. : Дрофа, 2013 г.
6. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 9-11 кл. М.: Просвещение, 2012. (В календарно-тематическом планировании сокращённо – Р.)
Перечень информационного обеспечения образовательного процесса
№ | Видеопродукция | Технические средства обучения | Цифровые образовательные ресурсы |
1 | Видео энциклопедия для народного образования: Физика. (комплект из 5 видеокассет) | ПК Intel(R) Pentium(R) Dual CPU E2200 @ 2,2 GHz, 2,00 ГБ ОЗУ | WWW.ZAVUCH.RU.FISIKA. |
2 | Видео энциклопедия для народного образования: Астрономия. (комплект из 2 видеокассет) | Ноутбук Toshiba L300, Intel(R) Dual CPU T2370 @ 1,73 GHz, 2,00 ГБ ОЗУ | |
3 | Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий. | Документ-камера Gaoke GK-9000A | |
4 | Электронные уроки и тесты «Физика в школе» (комплект из 6 дисков) | Мультимедиапроектор Panasonic | |
5 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 11 класс | TV Daewoo | |
6 | 1 С: Репетитор Физика | TV – плеер JVS |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа физика 7-9 класс
рабочая программа физика 7-9 класс...
Рабочая программа 9 класс физика
Рабочая прграмма...
Рабочая программа (физика 7 класс)
Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...
Рабочая программа .Физика 7 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....
Рабочая программа.Физика 8 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....
Рабочая программа физика 8 класс
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...