Управление самостоятельной деятельностью учащихся на уроках физики
статья по физике (7, 8, 9 класс)
В докладе рассказывается о роли самостоятельной работы учащихся на уроках физики, представлены основные этапы и принципы управления самостоятельной работой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление самостоятельной деятельностью школьников.
на уроках физики.
Самостоятельная работа – это не только вид организации уроков или каких-либо занятий и метод обучения учащихся, это еще и способ привлечения школьников к самостоятельной деятельности, способ её логического и психологического устройства.
Для развития сильной личности необходимо планомерное присоединение её в самостоятельную деятельность, которая бы в ходе особого типа учебных заданий, таких как самостоятельные работы, принимала бы форму проблемно-поисковой деятельности.
Можно выделить 3 направления деятельности, по которым формировалась самостоятельность обучения – познавательная, практическая и организационно-техническая.
Самостоятельная работа – это та работа, которая может выполняться без личного вмешательства учителя, но по его заданию, в специально отведённое для этого время, при этом школьники, осознанно достигают поставленных целей, используя свои старания и выражая в различном виде полученный результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Результативность учебной деятельности познания устанавливается не только качеством преподавания, но и самостоятельной деятельностью учащихся.
Управление самостоятельной деятельностью школьников.
Данный процесс управления должен уметь обеспечивать организацию основных функций самостоятельной работы учащихся как в школе, так и дома.
Потребность в управлении следует из состава всей педагогической системы. Частями этой системы могут быть следующие: поставленные определённые цели, методы, какая-либо деятельность, взаимоотношения, возникающие непосредственно между участниками этой системы и объединяющее их совместную реализацию. Потеря различного звенья ведёт к разрушению этой системы в целом.
Учащиеся всегда нуждаются, и будут нуждаться в помощи либо своего учителя, либо непосредственно в помощи одного из сотрудников педагогического коллектива, так у них ещё недостаточно большой опыт в самостоятельной деятельности. Даже очень хорошо подготовленным учащимся необходимы совет или консультация учителя, правда, не всегда и не очень часто, как остальным учащимся.
Педагогическое руководство-это управление самостоятельной деятельностью учащихся на этапе её непринуждённого выполнения: представление учебной задачи учащемуся, инструкция по её выполнению, мотивация её разрешения, контроль и корректировка самостоятельных операций учащихся, оценивание полученных результатов самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы - это подбор различных средств и методов, побуждающих самостоятельную активность, реализацию условий её эффективности.
В результате управления самостоятельной деятельностью одно из первых мест принадлежит учителю, ведь именно он принимает самое прямое участие в управлении педагогического процесса. В связи с этим необходимо учитывать следующие принципы управления:
- дифференцированный подход к учащимся с соблюдением доступности учебных нагрузок;
- закономерное увеличение интеллектуальных нагрузок и обоснованный переход к наиболее не точным рекомендациям по организации и реализации самостоятельной работы;
- систематическое удаление педагога;
- переход от контроля учителя к самоконтролю.
Принципы организации самостоятельной работы учащихся.
На уроках с помощью самостоятельных работ различного типа
учащиеся получают новые знания, умения и навыки. Данные работы только тогда могут дать определённые результаты, когда они определённым образом организованы, то есть представляют собой данную систему.
Под системой самостоятельных работ мы осознаём, в первую очередь, совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчинённых общим задачам. Любая система должна в полной мере удовлетворять конкретным критериям. В обратном же случае данная система не сможет являться определённой системой, она лишь будет состоять из случайного набора фактов, предметов и явлений.
При создании системы нескольких самостоятельных работ разного типа в качестве первостепенных дидактических требований выдвинули следующие:
- Любая система самостоятельных работ должна содействовать разрешению важнейших дидактических задач – получению учащимися важных и прочных знаний, а также умений и навыков, формированию у учащихся познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также уметь организовывать и применять полученные знания на практике.
- Система самостоятельных работ в полной мере должна удовлетворять самым главным принципам дидактики, и, первоначально, таким принципам, как принцип доступности и принцип систематичности, принципу связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на научном высоком уровне.
- Система должна включать в себя такие работы, которые должны быть различны как по учебной цели, так и по содержанию. Это нужно для того, чтобы обеспечить формирование у учащихся различные умения и навыки.
- Очередность проведения домашних и классных самостоятельных работ
должно быть логически вытекающим из предыдущих работ и при этом готовить почву для реализации последующих.
Результативность любой самостоятельной работы можно достичь, если она является одним из важнейших, органических звеньев учебного процесса, и для неё предусматривается специально отведенный промежуток времени на любом уроке, если она всегда проводится планомерно и систематически.
Исключительно при данном условии у учащихся постепенно вырабатываются достоверные знания и навыки при выполнении системы различных самостоятельных работ и увеличиваются темпы в её выполнении.
Одной из главнейших задач учителя является осуществление самостоятельной работы на уроке таким образом, чтобы учащиеся не только много работали самостоятельно, но также выполняли это с максимальной долей удовольствия.
Самостоятельность у учащихся надо развивать постепенно, постоянно, при этом соблюдая определённые принципы:
- принцип обязательности;
- принцип посильности;
- принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы;
- принцип интересности;
- принцип постоянной занятости;
- принцип использования эмоций;
- принцип поощрения.
При выборе типов самостоятельной работы, при обозначении её объёма и содержания нужно соблюдать, как и во всём процессе обучения, основные принципы дидактики. Наиважнейшее значение в данном процессе имеют такие принципы, как принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Использование таких принципов к управлению самостоятельной работой может иметь следующие особенности:
- Любая самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это может быть достигнуто четкой формулировкой цели работы. Задачей учителя является следующее: для того, чтобы сформулировать задание, которое вызывала бы у учащихся не только интерес к данной работе, но и стремление выполнить её как можно качественнее и быстрее.
- Самостоятельная работа должна быть истинно самостоятельной и побуждать ученика при её выполнении работать внимательно и сосредоточенно.
- На самых первых занятиях у учащихся нужно развить самые наиболее простые навыки самостоятельной работы, такие как выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п. Уже в таком случае перед самостоятельной работой учащимся должен быть показан наглядный показ приёмов работы с учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями, записями на доске.
- Для любой самостоятельной работы необходимо предлагать задания, при выполнении которых учащиеся не смогут применить действия по готовым шаблонам, а будут применять полученные в незнакомой ситуации. И вот только в таком случае любая самостоятельная работа сможет поспособствовать развитию инициативы и познавательных способностей учащихся.
- В структуре самостоятельной работы также необходимо учесть, что для освоения знаниями, умениями и навыками всем учащимся требуется различный промежуток времени. Привести в исполнение это можно следующим путем: путём дифференцированного подхода к учащимся. Контролируя ход работы класса в общем, и каждого отдельного учащегося, учитель должен уметь вовремя переключать учащихся, которые удачно справились с заданиями самостоятельной работы, на выполнение более сложных заданий.
- Задания, которые предлагаются для самостоятельной работы учителем, должны быть интересны учащимся. Интерес к работе может достигаться новшеством задач, которые выдвигает учитель в своих самостоятельных работах.
- Самостоятельные работы учащихся нужно и очень важно планомерно и систематически включать в учебную деятельность.
- При реализации самостоятельной работы необходимо осуществлять осмысленное сочетание изложения какого-либо нового материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний, умений и навыков.
- При выполнении учащимися самостоятельных работ любого типа руководящая роль всегда принадлежит только учителю. Учитель тщательно продумывает всю систему самостоятельных работ, их закономерное включение в учебный процесс. Также учитель обучает учащихся такому методу как метод самоконтроля и самостоятельно осуществляет контроль за проведение самостоятельной работы и за её результат, также должен изучать индивидуальные особенности каждого из учащихся, учитывать их при осуществлении самостоятельной работы.
Виды самостоятельных работ, используемые на уроках физики.
В процессе обучения физике могут применяться различные виды самостоятельных работ, с помощью которых учащиеся сами самостоятельно получают различные знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, которые используются в учебном процессе, следует различать по следующим признакам:
- по дидактическим целям;
- по уровню самостоятельности учащихся;
- по степени индивидуализации;
- по источнику и методу приобретения знаний;
- по форме выполнения;
- по месту выполнения.
В своей работе я буду классифицировать виды самостоятельных работ по источнику и методу приобретения знаний.
Согласно этому признаку на уроках физики можно использовать следующие виды самостоятельных работ:
- работа с книгой;
Этот вид самостоятельной работы является одним из основных и главных видов. Ученики должны уметь работать с учебником, т.е. находить ответы на вопросы, конспектировать какие-либо параграфы или отдельные подзаголовки.
- решение и составление задач;
Ученики должны уметь решать задачи. Составление задач позволяют ученикам сформировать познавательный интерес.
- лабораторные и практические работы;
С помощью лабораторных работ ученики могут увидеть как применяется закон в схемах.
- подготовка докладов;
- подготовка и защита рефератов.
Пути развития самостоятельности на уроках физики.
Развитие самостоятельности учащихся взаимосвязано с учебной деятельностью учащихся. Никаким образом не получится сформировать самостоятельность, не вовлекая при этом учащегося в учебную деятельность.
Пути развития самостоятельности:
Первый путь. Необходимо научить в любой задаче узнавать изученное ранее. Данная методика очень полезна тем, что учит учащихся ощущать связь нового с раннее изученным, приучает действовать осмысленно и рационально.
Но для того, чтобы научить узнавать, нужно сформировать ряд следующих умений:
- вести анализ (разделяя условие задачи на составные элементы – тела, которые участвуют в событии, их состояния);
- уметь проводить сопоставление (сравнение);
- делать выводы.
Все перечисленные операции относятся к очень важным мыслительным операциям.
Второй путь. Обучение деятельности.
Нужно предлагать алгоритм каждого действия, например, план рассказа о какой-либо физической величине, физическом законе, алгоритм решения задач на применение какого-либо закона, план выполнения практической работы и др. А если все эти алгоритмы ещё записать в тетрадь и использовать систематически, то у учащихся вырабатывается привычка действовать в похожей ситуации результативно.
Третий путь. Включение учащихся в разнообразную познавательную деятельность.
Необходимо, чтобы все учащиеся могли не только хорошо формулировать ответ о какой-то изученной физической величине или какого-либо закона, но и также проводить наблюдения, собирать электрическую цепь и т.д.
Вот такими видами деятельности можно занять учащихся на уроках по физики:
- решение задач у доски с комментариями;
- демонстрация и объяснение различных опытов;
- выполнение практических заданий на местах;
- устные ответы у доски;
- опросы учащимися друг друга;
- ознакомление с дополнительной информацией и выделение главного;
- иллюстрация явления примерами из жизни;
- нахождение ошибок в предложенном тексте и др.
Учащимся также можно предложить такие виды деятельности, которая связана с мыслительными операциями:
- анализ физических ситуаций;
- проведение сравнений;
- сопоставление полученных результатов и др.
С текстами можно предложить следующие виды работ, такие как:
- иллюстрирование данного текста;
- дополнение текста новой информацией;
- пересказ предлагаемого текста и др.
С оборудованием можно провести такие формы работы, например:
- составление паспорта прибора;
- реклама приборов;
- подбор приборов для решения любого экспериментального задания.
К поисковым видам деятельности могут быть отнесены задания следующего типа:
- поиск и подбор таких пословиц, поговорок, народных примет, которые могут быть объяснены с точки зрения физики;
- поиск отрывок из различных стихотворных произведений, в которых речь идёт о различных физических явлениях;
- подготовка сообщений, докладов по дополнительной литературе;
- поиск высказываний учёных, деятелей техники о науке;
- написание сочинений, стихотворений на физическую тематику и др.
Четвёртый путь. Поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности: учителя (при объяснении нового материала), демонстратора (при постановке различных опытов), консультанта (при решении задач любого типа), лаборанта (при подборе определённого оборудования), эксперта (при опросе и зачёте) и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, сберегающем здоровье школьников».
Я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества для познания и найти...
Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования
Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...
УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
В спортивной деятельности под термином метод понимают способ применения основных средств тренировки и совокупность приёмов и правил деятельности спортсмена и тренера (ученика и учителя)...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»
В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...
Педагогический совет "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке"
Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на уроке и выстраивание собственных подходов к этому процессу.Задачи:Обосновать необходимость использования управленческих знаний и на...
Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке физики
На современном этапе реформирования всего общества, необходимо привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации....
Тема выступления «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках физики – основа коррекционно- развивающего обучения».
Под самостоятельной работой учащихся я понимаю такую работу, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его наблюдением в специально отведённое время....