Технологическая карта урока "Масса. Единицы массы".
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Технологическая карта урока "Масса. Единицы массы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района Курской области

Технологическая карта урока

По физике в 7 классе

(урок № 16)

                                                                                            Составил: учитель физики

                                                                         Лукьянцева М.А.

2017

Технологическая карта урока

Предмет  Физика 7 класс

Дата  21.11.2017

Тема урока: «Масса тела. Единицы массы. Измерение массы»

Тип урока:  Урок открытия нового знания (ОНЗ).

Цели урока: Сформировать представлене об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств – инертности.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: Мультимедиапроектор.Презентация.Учебники.Рабочие тетради.

Формы работы с учащимися: Фронтальная.Парная Индивидуальная.

Основные понятия: масса, инертность.

Методы работы с учащимися: практические; проблемно-поисковые,         

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Явление………….мы часто наблюдаем,

Когда спокойно движемся.

Споткнувшись, замечаем,

Что продолжаем двигаться

Вперед, а не назад,

Встречая в жизни множество

Препятствий и преград.          

Вставьте пропущенное слово  

Физика в литературе: У известного английского писателя Герберта Уэллса есть фантастический рассказ о том, как некий конторщик творил чудеса. Стоило ему высказать какое-нибудь пожелание, и оно немедленно исполнялось. Однажды, опасаясь явиться домой на рассвете, он вздумал продлить ночь. Остановить Луну он не решился, так как она слишком далеко, поэтому он решил остановить Землю. «…Он встал в повелительную позу, простер руки над миром и торжественно произнес:

- Земля, остановись! Перестань вращаться!
Не успел он договорить эти слова, как приятели уже летели в пространство со скоростью нескольких дюжин миль в минуту (464 м/с). Вокруг них неслись камни, обломки зданий, металлические предметы разного рода; летела и какая-то несчастная корова, разбившаяся при ударе о землю. Ветер дул со страшной силой. Конторщик не мог даже приподнять голову, чтобы оглядеться вокруг. Все кругом представляло собой одну картину разрушения…»

Объяснить с точки зрения физики случившееся.

Слушают, рассуждают, обьясняют

Личностные: понимание нравственного содержания поступков окружающих людей

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:  1) Общеучебные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;  

 2) Универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

  Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Проводит эксперимент с тележками

- на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.

Результат: скорости тележек одинаковы.

     

Проведем еще один опыт с тележками.  Теперь на одну из тележек поставим дополнительный груз. Понаблюдаем, как изменятся скорости тележек при таких условиях. Что мы видим? Какой вывод делаем….

Вопрос к классу : Почему так происходит?

Наблюдают опыт, анализируют результаты, записывают выводы в тетрадь

Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Познавательные:  1) Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  

2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

   3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

3. Выявление места и причины затруднений.

Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.

А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)

Сформулируйте тему урока

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: 1) Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

   2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

 Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Масса – это физическая величина, которая является мерой инертности тела.

Следовательно, инертность - свойство присуще всем материальным объектам (материальным точкам)

Свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии называется -  инертностью.

Масса в физике обозначается буквой m, происходит от греч. слова μάζα — кусок, глыба, ком. Масса величина скалярная.
Единицы измерения массы в системе СИ: m = 1 кг.

Вспомните какие единицы измерения массы вам известны.

Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава и хранится в городе Севре во ФранцииС эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20.  

kilogram.jpg

Каждое тело имеет массу – капля воды, человек, Солнце, пылинка и т. д. 
C:\Users\ольга\Desktop\iCA2PYZ0S.jpg          C:\Users\ольга\Desktop\кап.jpg                           C:\Users\ольга\Desktop\Зем.jpg

Как можно определить массу тела?

Зная массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:

  • если при взаимодействии скорости тел меняется одинаково, то массы тел равны.
  • если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.

Записывают в тетрадях

1г=0,001кг

1m=1000кг

1мг=0,000001кг

1ц=100кг

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные: 1) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;

 2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

5. Реализация построенного проекта

измерение  массы   тела :

по взаимодействию  тел 

Интерактивное исследование связи скорости движения  и массы тела.

ЦОР №205884 слайд №5

 

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Познавательные:  1) Общеучебные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  

  2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

   3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

с помощью рычажных весов

Практическая работа: Рассмотреть свои весы, открыть коробочку разновесов рассмотреть гирьки. Ознакомиться с правилами взвешивания

Изучают устройство весов, знакомятся с правилами взвешивания

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные:  1) Общеучебные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  

 2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 Коммуникативные:  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

7. Включение в систему знаний и повторение.

Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?

Задача 2.  Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?

Решают задачи

Личностные: понимание причин успеха в учебе

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:  1) Общеучебные: знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);  

   2) Универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

   Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

8. Рефлексия УД на уроке

Рефлексия: составить синквейн.

1. масса

2. прилагательное ……

3. Действие (глагол)

4. чувство  (фраза)

5.  синоним слова

Дополнительная информация:

        Масса и инертность 

Знаю я с седьмого класса:

Главное для тела – масса.

 если масса велика,

Жизнь для тела нелегка:

С места тело трудно сдвинуть,

Трудно вверх его подкинуть,

Трудно скорость изменить.

Только в том кого винить?

Личностные: понимание причин успеха в учебе

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:  1) Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  

  2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

   Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Измерение массы тела на рычажных весах"

Технологическая карта урока "Измерение массы тела на рычажных весах"...

Технологическая карта к уроку по теме "Масса.Измерение массы"

В работе предлагается технологическая карта к уроку по естествознанию по теме "Масса. Измерение массы"...

Технологическая карта урока "Расчет массы и объема тела по его плотности"

В технологической карте  дана структура урока, соответствующая требованиям ФГОС...

Технологическая карта урока "Единицы длины"

Технологисеская карта урока "Единицы длины"...

Технологическая карта урока "Единицы измерения информации", 7 класс

Технологическая карта урока по информатике для 7 класса на тему "Единицы измерения информации"...

Технологическая карта урока "Воздушные массы и атмосферные фронты." 8 класс

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний на основе технологии смешанного обучения...