Дидактическая структура урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Ожидаемый результат |
Организа-ционный момент Время: 1 мин.
Проверка домашнего задания Время: 6 мин. Основные этапы:
- проблемная ситуация;
- выдвижение
гипотез;
| Мотивировать к учебной деятельности
Выявление, закрепление знаний по теме «Масса тел. Единицы массы. Методы измерения».
Применение знаний в практических условиях
Определение темы урока | Слово учителя: наш урок необычен, мы снимаем о нём фильм. - напомните, пожалуйста, что мы изучали на прошедшем уроке?
- что сегодня на уроке вы хотели бы узнать о массе тела?
1. Повторение понятия масса и её единиц измерения. Вопросы: 1) Масса тела – это…(продолжите) 2) Приведите доказательство такого понятия. 3) Назовите современные единицы измерения массы. 4) Кто знает старинные единицы…
2. Определение темы урока.
1) Для чего необходимо научиться измерять массу тела? 2) Можно ли прожить один день, не оценивая массу тел? - Какой вывод можно сделать из этого?
- Какие способы определения массы вы знаете?
- Какие приборы используют, для определения массы?
- Назовите тему нашего урока.
Учитель: сегодня Мы выполняем лабораторную работу «Измерение массы тела на рычажных весах» на лабораторном листе. |
Словесный
Словесный, иллюстративный (показ слайдов)
Практический, частично-поисковый (показ слайдов)
|
УС
Ф
С | Приветствие учащихся, доброе пожелание.
Создает эмоциональный настрой на работу, заин тересовывает учащихся.
Готовность к сотрудничеству.
Предлагает ответить на вопросы и определить тему урока (показ слайдов).
Подводит итог и знакомит с лабораторным листом.
| Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Занимают места, и готовиться к выполнению работы.
На столах оборудование: весы, набор гирь, тела для определения массы и лабораторный лист. Анализируют увиденное, услышанное.
Отвечают на вопросы, определяют тему урока.
Определяют тему урока.
Знакомятся с лабораторном листом.
| Эмоцио-нальный деловой настрой, интерес к работе, быстрое включение в ритм урока (Л).
Развитие навыков анализа и понимания текстовой информации (П). Мотивация
к учению и оценивание практического значения данной темы (Л). Учет разных мнений (К).
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П).
Поиск темы урока на основе знаний и личного опыта ученика (П). |
Сообщение нового материала |
| 1. Обсуждение первой и второй цели работы.
|
|
|
|
|
|
Время: 14 мин Основные этапы: - цели лабораторной работы;
- критериями оценивания;
|
Организовать деятельность обучающихся по освоению знаний о методах научного познания природы (лабораторный физический эксперимент) и критериев оценивания.
| 2. Запись первой цели работы в лабораторный лист. 3. Ознакомление и обсуждение критериев оценивания лабораторной работы: - оценка «3» выставляется при нахождении массы 3-х тел, без вывода и анализа своих действий.
- оценка «4» выставляется при незначительной погрешности измерения и при наличии только вывода.
- оценка «5» выставляется при совпадении результатов с данными, при наличии выводы и анализа своих действий.
|
Практический (лабораторный лист)
|
УС |
Знакомит с критериями оценивания (показ слайдов)
|
Изучают и обсуждают критерии оценивания. |
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).
|
| Выявление, закрепление знаний по цене деления измерительного прибора и правилам взвешивания. | 4. Изучение правила взвешивания: - что нужно определить перед взвешиванием?
(цену деления шкалы весов)
- в чём необходимо убедиться перед взвешиванием?
(в равновесии весов) - как достигнуть равновесия весов?
(указатель шкалы ставится на ноль; регулировочным болтиком установить стрелку на центральную риску) - взвешиваемое тело кладут на (левую) чашку весов,
а гири – на (правую) - на правую чашу кладут гири, имеющую массу,
(меньше массы тела на пять грамм /на глаз/). - весы уравновешивают движением
(указатель шкалы вправо) - рычажные весы действуют по принципу
(сравнения масс тел положенных на разные чаши весов) (сумме массу гирь, лежащих на чашке весов плюс показания указателя шкалы). |
Словесный, иллюстративный (показ слайдов)
|
С
|
Знакомит с правила взвешивания. |
Изучают, отвечая на вопросы правила взвешивания.
|
Развитие навыков общения (К).
Выражение своей мысли с достаточной полнотой и точностью (Л).
|
- дидактический материал на расчет массы тела
| Выявление, закрепление математических знаний на расчет массы тела способом умножение и сложение десятичной дроби.
| 5. Выполните упражнения на расчет массы тела с учётом погрешности весов 0,1 г:
1) m1 ± ∆ m, г = 2 г + 3*0,2 г = 2) m2 ± ∆ m, г = 3 г +2,5*0,2 г = 3) m3 ± ∆ m, г = 20 г +5 г + +2*0,2 г = 4) m4 ± ∆ m, г = 100 г + 47 г + +3,5*0,2 г = 6. Проверка результатов. 1) = (2,6 ± 0,1) г; 2) = (3,5 ± 0,1) г; 3) = (25,4 ± 0,1) г; 4) = (147,7 ± 0,1) г. |
Парная Работа.
Иллюстративный (показ слайда) |
П |
Предлагает выполнить упражнения. |
Выполняют упражнения.
|
Активация математи-ческого мышления (П).
Активация мышления на основе сравнения (П). |
| Безопасность труда и сохранение здоровья. | 7. Инструктаж по охране труда при работе с весами: - во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно. Не роняя их даже с небольшой высоты;
- нельзя взвешивать тела, масса которых больше 200 г.;
- на чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки;
- мелкие гири надо брать пинцетом.
| Словесный, иллюстративный (показ слайдов)
|
|
|
| Вырабатыва-ются умения соблюдать меры безопасности при работе с приборами, (П)
|
- алгоритм действий при выполнении работы.
| Алгоритмизация решения поставленных целей, т.е. выработка принципа действий: с начало думай, а затем делай.
| 8. Разработаем алгоритм действий при выполнении работы: 1) Написать цели лабораторной работы номер 1 и номер 2. 2) Выполнить физический эксперимент по определению массы тела. 3) Заполнить таблицу. 4) Обобщить результаты, сделать выводы по первой и второй цели работы. 5) Проверить результаты измерений и вычислений. 6) Анализировать свои действия на уроке и заполнить анкету. |
Частично-поисковый
|
С |
Поиск алгоритма выполнения лабораторной работы.
|
Поиск алгоритма выполнения лабораторной работы.
|
Развитие умения разраба- тывать алгоритм действий (Р).
|
Закрепление изученного материала Время: 15 мин Основные этапы: - выполнение лабораторной работы;
| Применение знаний в практических условиях. Действие по алгоритму.
Обобщать полученные, делать необходимые выводы. | 9. Таблица лабораторной работы. № опыт | Тело | Масса тела с учётом погрешнос-ти весов m ± ∆ m, г | 1 | ролик |
| 2 | брусок |
| 3 | цилиндр |
|
Расчёт массы тел: m ролик = m брусок = m цилиндр = Вывод: |
Практическая самостоятельная работа |
И
|
Консультирует. |
Выполняют практическую самостоятель-ную работу.
|
Выполнение действий по алгоритму (П);
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
Анализ, сравнение, обобщение. (П). |
Контроль Время: 1 мин Основные этапы: - проверка результатов измерений и вычислений
|
Проводить анализ, сравнения.
| 10. Проверим результаты измерений и вычислений по презентации. № опыт | Тело | Масса тела с учётом погрешности весов m ± ∆ m, г | 1 | ролик | 11,4 ± 0,1 | 2 | брусок | 64,8 ± 0,1 | 3 | цилиндр | 163,5 ± 0,1 |
|
Словесный, иллюстративный (показ слайда)
|
|
Иллюстрирует. |
Проверяют результаты измерений и вычислений. |
Активация мышления на основе сравнения (П). |
Рефлексия Время: 4 мин Основные этапы - анализ свои действия на уроке и заполнение анкеты.
| Учиться осознавать свои действия и излагать их вербально. | 11. Анализируем свои действия на уроке и заполняем анкету 1) На уроке я работал(а) … - активно и получила отличные результаты;
- пассивно и неточно измерил(а) массу тела; …
2) Своей работой на уроке я .. - доволен(ьна), так как всё выполнил(а);
- не доволен(ьна), так как не записал(а) вывод.
3) За урок я ... не устал(а) / устал(а). Почему? 4) Мое настроение ... стало лучше / стало хуже. Почему? 5) Материал урока ... мне был понятен / не понятен. Почему? |
Частично-исследова-тельский |
И |
Консультирует. | Анализируем свои действия на уроке и заполняем анкету. | Развитие логического мышления, способности к рефлексии (Р).
Формирова-ние нравственно-эстетичес- кого отношения к результатам обучения (Л). |
Подведение итогов Время: 2 мин Самооценка | Учиться оценивать свою работу. | 12. Предварительная оценка работы
|
Практический.
| Ф | Предварительный просмотр работ. | Самооценка работы. | Формирова-ние умения самооценки (Р). |
Домашнее задание Время: 2 мин Ознакомление с консультацией. | Домашняя подготовка к контрольной работе. | Готовимся к контрольной работе (выдается дидактический материал) | Словесный, иллюстративный (дидактический материал) | С | Выдает дидактический материал. Консультирует. | Знакомятся с материалом, записывают домашнее задание | Целепола-гание для дальнейшей работы (Р).
|