Технологическая карта урока "Расчет массы и объема тела по его плотности"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Челнокова Татьяна Павловна

В технологической карте  дана структура урока, соответствующая требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ФИЗИКИ

7 КЛАССА

«Расчет массы и объема тела по его плотности»

Разработала: Челнокова Т.П.,

учитель физики

2015 год

Предмет: Физика

Класс: 7

Тип урока: исследование

Технологическая карта урока

Тема

Расчет массы и объема тела по его плотности

Цели

Образовательные: формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях; закрепить практические навыки и умения по определению массы тела по его объему и плотности и определять объем тела по его массе и плотности. 

Развивающие: развитие умений и навыков анализировать и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалога на уроке; побуждение учащихся к поиску нестандартных путей при решении экспериментальных задач

 Воспитывающие: воспитание познавательного интереса; воспитание логического мышления и активности учащихся.

Основные понятия

Плотность, масса, объем

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы

-Учебник  “Физика 7” под редакцией А.В. Перышкина – М., «Дрофа», 2011 г.

- Тетрадь

- Приборы и материалы для проведения эксперимента

- Тексты карточек

- Раздаточный материал: карточки со смайликами

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, практический, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная работа с карточками.

Формы: Фронтальная, индивидуальная, групповая

Планируемые результаты

Предметные (знания, умения, представления)

- уметь определять массу и объем тела по заданной плотности;

- совершенствовать вычислительные навыки и умения, применять необходимые формулы

Личностные:

(личностные УУД)

-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;  

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

-формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

- использовать экспериментальный метод исследования при расчете объема и массы тела по его плотности

Метапредметные (познавательные,регулятивные, коммуникативные УУД)

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные:  взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в обсуждении наблюдаемых явлений; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.  

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Делают  выводы из сформулированных посылок, наблюдаемых явлений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

УУД

1.Мотивация учебной деятельности

(2 мин)

Организует деятельность к подготовке к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Самоорганизация готовности к уроку

 Эпиграф к уроку

Открытий путь –
Нелёгкий путь.
Но человеку –
Не свернуть.
Что? Почему?
За ним следят,
Чтоб шёл вперёд,
А не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд.

Коммуникативные: приветствие учащимися друг друга.

 Регулятивные: принимают  сигнал к началу учебной деятельности

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие; правильно идентифицируют себя с позиций школьника.

2. Актуализация знаний (3 мин)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Активизирует внимание, задаёт вопросы. Проверка домашней задачи

Отвечают на вопросы.

Показывают решение домашней практической задачи (определение плотности куска мыла)

Вопросы:

- что такое плотность тела? Масса тела?

- Какие приборы служат для измерения массы тела? Объема тела?

Домашняя практическая задача: определить плотность куска мыла

Личностные: осознают свои возможности

 

Коммуникативные:

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями, слушают друг друга.

3. Постановка проблемы (4 мин)

Цель: обсуждение затруднений

Организует работу в группах, при необходимости  оказывает помощь.

Создание проблемной ситуации.

Выполняют решение экспериментальной задачи. Работа в парах

Предлагают способы определения массы:

а) с помощью весов;

б) с помощью мензурки определяют объем. Зная массу и объем, рассчитывают плотность картофеля

Выдвигают свои версии.

 

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Все вы знаете сказки про Бабу - Ягу. А какое любимое блюдо у неё?

Задание: определить плотность  картофеля.

В  одном личном подсобном  хозяйстве нашего района выращивают замечательную картошку. Даже из Казани  приезжают закупать её. Но берут картофелины только определенного объема. Примерно вот такую картофелину я вам принесла на урок. Давайте, определим ее объем. Вот только в мензурку, да и в отливной стакан она не войдет. Как быть?

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

4.Первичное усвоение новых знаний (12 мин)

Цель: решение экспериментальных задач

Мотивирует изучение новой темы. Подводит к формулировке темы.

 Проговаривают способ нахождения массы и объема тела, записывают на доске формулы для определения массы и объема тела

Оформляют решение задачи в тетради

Дети работают в группе

Вычисление объема картофеля по его массе и плотности

Вычислить массу кусочка сахара, зная его плотность и объем.

Личностные: оценивают жизненные ситуации.

Регулятивные: Выдвигают версии, выбирают средства достижения цели.

 

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение,  делают логический вывод.

осознанно воспринимают  и воспроизводят информацию на основе  выполнения экспериментальной задачи

5. Физкультминутка

(1-2 мин)

Организует физкультурную паузу.

Выполняют упражнения

Психологическая и физическая разгрузка

6 Первичное закрепление знаний 

(7 мин)

Цель: проговаривание нового знания, применение новых знаний.

Озвучивает задачи

Дети работают парами.   Рассчитывают объем шоколадки

Рассчитывают массу соснового бруска.

Выполняют эксперименты, результаты записывают в таблицу

Вычислить объем шоколадки, зная ее массу и плотность

Вычислите массу соснового бруска по его плотности и объему.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации 

Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом, используют в работе простые инструменты и приборы; корректируют выполнение задания.

Коммуникативные: сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

7. Включение в систему знаний  повторения

 (9 мин)

Организует самостоятельную работу.

При необходимости помогает.

Анализируют. Самостоятельно решают.

1.Какую плотность имеет Людоед массой 115 кг при превращении в мышку объёмом 15 см3?

2.Определить массу 0,5 л молока?

3.Стальная деталь машины имеет массу 780 г. Определите ее объем.

Личностные:

определяют уровень усвоения изученного материала

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение

8.Рефлексия 

(4 мин)

Обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке  и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Предлагает

учащимся оценить результат своей деятельности на уроке.

Обучающиеся рефлексируют  и анализируют  деятельность на уроке

Учащиеся подходят к ватману с «Лестницей успеха »,  и прикрепляют смайлик там, где считают нужным

Рефлексия по уроку:

1.Что нового узнали?

2.Что понравилось на уроке?

3.Что было самым трудным?

4.Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?

Возьмите карточку со смайликом, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его на ту ступеньку лестницы успеха, которая соответствует уровню вашего  участие в сегодняшней  работе. 

Регулятивные: выделяют и осознают то, что не было известно до начала занятия  и то, что усвоено в течение урока.

Личностные: понимают значение знаний для человека

9.Домашнее задание

 (2 мин)

Объясняет домашнее задание.

Воспринимают информацию, фиксируют задание

Выполнить задание №5 на стр.54

Список использованных источников

  1. А. В. Перышкин. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. – М.: «Дрофа», 2011.
  2.  А. В. Перышкин. Сборник задач по физике: 7-9 кл.-М. Издательство «Экзамен», 2013.
  3. А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, – М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:"Расчет массы и объема тела по его плотности"

Конспект урока для 7 класса. В конспекте :вступительное слово учителя о теме и форме урока;актуализация знаний; новая тема; физминутка; решение задач; рефлексия; информация о Д/з....

Урок решения задач в 7 классе по теме"Расчет массы и объема тела по его плотности".

Урок физики с применением ИКТ способствует развитию умений и навыков оперировать понятием "плотность тела" при решении задач. В ходе урока отрабатывается навык установления связей между фи...

Конспект урока по физике 7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"

Конспект урока  по физике  7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"...

Презентация к уроку "Расчет массы и объема тела по его плотности" 7 класс.

Презентация к уроку "Расчет массы и объема тела по его плотности" 7 клас...

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.

Материал презентации по теме."Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности." Ловцовой А.Ф. находится по ссылке-https://vk.com/wall555604454_1610...