Рабочая программа Физика 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)

Желтышев Юрий Евгеньевич

Рабочая программа по физике 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_7_kl.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201_   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201_   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»_________201_    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

7абвг классы

(основное общее образование)

Количество часов: 70

Программа составлена на основе

авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы (сборники: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлова. – М.:  Дрофа, 2011 г. и «Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.:  Дрофа, 2008 г.)

 УЧЕБНИК: Пёрышкин А.В. Физика-7// М.: Дрофа, 2016

                    Составитель: Желтышев Ю.Е.,                                          

                                           учитель  физики

                                                                  МБОУ гимназии г. Советский


  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по ФИЗИКЕ для 7-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  • Примерная программа по предмету ФИЗИКА.

        Рабочая программа по предмету ФИЗИКА составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования по ФГОС 5-8 классы МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2018-2019 учебный год».

        Цели изучения физики в основной школе следующие:

  Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах, убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения,

 Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.

  Осознание возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

 Формирование основ экологического мышления, ценностного отношения к природе.

  1. Планируемые результаты освоения образовательной программы.

Личностными результатами обучения физике являются:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

•понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел,   атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

•умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу,   работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру;  

•владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,  

•понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:  законы Паскаля и Архимеда,  

•понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

•овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

В результате изучения физики в основной школе учащиеся   7 класса:

Ученик научится:

 

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила
  • решать задачи, используя физические законы закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
  • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел
  • различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел.
  • анализировать проблемы сохранности природных систем региона

 

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии, экологических последствий исследования космического пространства.
  • различать границы применимости физических законов.
  • использовать приемы поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.
  • выделять, «сценировать», проектировать пути решения проблем региона и страны.

3. Содержание учебного курса физики 7 класс (70 ч)

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

I.  ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические величины. Погрешности измерений. Физика и техника.

(3ч)

II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

Строение вещества. Молекулы. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различия в строении веществ.

(6ч)

III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.  Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь силы и массы. Динамометр. Сложение сил. Сила трения. Трение скольжения, качения и покоя. Трение в природе и технике.

(20ч)

IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.  Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

(25ч)

V. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.  «Золотое правило» механики. Цент тяжести. Равенство работ при использовании механизмов. Коэффициент полезного действия. Энергия. Превращение энергии. Закон сохранения энергии.

(11ч)

ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Взаимодействие тел.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Работа, мощность, энергия.

(3ч)

Резервные уроки

(2ч)

Итого

70ч


4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Физика- наука о природе. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

1 нед

2

Физические величины, измерение физических величин.

1

 

3

Лабораторная работа №1. «Определение цены деления прибора»

1

2 нед

4

Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа №2  «Определение размеров малых тел»

1

 

5

Движение молекул. Скорость движения молекул и температура тела.

1

3 нед

6

Три агрегатных состояния вещества

1

 

7

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

1

4 нед

8

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

 

9

Обобщение  по теме: «Введение», Первоначальные сведения о строении вещества»

1

5 нед

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

 

11

Решение задач: равномерное и неравномерное двыижение

1

6 нед

12

Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

1

 

13

Решение задач на расчет скорости и средней скорости движения.

1

7 нед

14

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы.

1

 

15

Проверочная работа 1  «Механическое движение. Инерция.»

1

8 нед

16

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

 

17

Решение задач на расчет  массы и объема тела по его плотности.

1

9 нед

18

Лабораторная работа  № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»  

1

 

19

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»

1

10 нед

20

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1

 

21

Сила. Единицы силы. Динамометр

1

11 нед

22

Лабораторная работа № 6  «Градирование пружины и измерение сил динамометром»

1

 

23

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела

1

12 нед

24

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1

 

25

Графическое изображение силы. Сложение сил.

1

13 нед

26

Решение задач Механическое движение. Плотность тела.  

1

 

27

Решение задач: «Силы в Механике»

1

14 нед

28

Контрольная работа № 1 «Взаимодействие тел»

1

 

29

Силы в Механике.

1

15 нед

30

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

 

31

Давление газа.

1

16 нед

32

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

 

33

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

17 нед

34

Решение задач: «Давление в тв. телах, жидкостях и газах»

1

 

35

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

1

18 нед

36

Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

1

 

37

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

19 нед

38

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

1

 

39

 Гидравлический пресс.

1

20 нед

40

  Решение задач:«Гидравлический пресс.»

1

 

41

Решение задач: «Давление»

1

21 нед

42

Подготовка к контрольной работе "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

1

 

43

Контрольная работа № 2 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

22 нед

44

Анализ контрольной работы. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

 

45

Лабораторная работа  № 7 «Определение выталкивающей  силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

23 нед

46

Плавание тел.

1

 

47

Решение задач: Сила Архимеда.

1

24 нед

48

Лабораторная работа  № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

 

49

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

25 нед

50

Повторение : архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

1

 

51

Решение задач: архимедова сила.

1

26 нед

52

Решение задач:   Условия плавание тел

1

 

53

Решение задач: "Воздухоплавание"

1

27 нед

54

Проверочная работа 2 «Архимедова сила. Условия плавание тел».

1

 

55

Механическая работа. Единицы работы.

1

28 нед

56

Простые механизмы. Рычаг. Момент силы.

1

 

57

Лабораторная работа  № 9 «Выяснение условий равновесия рычага»

1

29 нед

58

Блоки. «Золотое правило» механики.

1

 

59

Работа. Мощность. Простые механизмы.

1

30 нед

60

Решение задач: Работа. Мощность.

1

 

61

Коэффициент полезного действия механизма.  Лабораторная работа №10  " Определение КПД наклонной плоскости"

1

31 нед

62

Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.  

1

 

63

Решение задач: Кинетическая и потенциальная энергии.

1

32 нед

64

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

 

65

Итоговая контрольная работа.

1

33 нед

66

Повторение:Взаимодействие тел.

1

 

67

Повторение:Давление твердых тел, жидкостей и газов.

1

34 нед

68

Повторение: Работа и мощность. Энергия.

1

 

69

Резервный урок

1

35 нед

70

Резервный урок

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа физика 7-9 класс

рабочая программа физика 7-9 класс...

Рабочая программа (физика 7 класс)

Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...

Рабочая программа .Физика 7 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа.Физика 8 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа физика 8 класс

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...