Преимущества использования проектной технологии в сфере развития одаренности у детей, привлекательность ее для педагога и учащихся.
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)
В своей деятельности учителя всегда находятся в поиске новых способов, средств, методик взаимодействия и взаимопонимания с учащимися, приводящими к эффективному обучению, познанию и развитию ребенка.
Как преподавать сегодня физику?-- для многих этот вопрос является дискуссионным. Существует множество вариантов ответа на него, но вряд ли какой – либо из них можно признать единственно верным и бесспорным.
К работе городской экспериментальной площадки по развитию детской одаренности я присоединилась в 2011-2012 учебном году. Изучив материалы по исследованию и развитию учащихся нашей школы, я пришла к выводу, что активные формы работы, используемые учителями нашей школы, интересны учащимся, стимулируют их процесс познания и развивают их способности и творчество. Я стала искать способы продолжить, поддержать и укрепить работу учителей. В 2012-2013 учебном году я стала применять на уроках физики проектно- блочно- модульную технологию, о которой узнала в Интернете и на курсах "Интел-технология будущего".
Эта технология имеет множество достоинств, но что очень ценно развивает творческие начала у учащихся и способствует развитию одаренности. Я пока провожу исследования, согласно различным психологическим тестам, но повышение успеваемости по физике в 7-9 классах очевидно и результатом работы можно считать большое количество очень интересных презентаций, с которыми мы планируем выступить на школьной научно- практической конференции и различных городских конкурсах.
Самое важное, что ребята получают удовольствие от своей работы по созданию проектов, они узнают очень много интересного для себя и могут поделиться с окружающими своими открытиями. Изменились и взаимоотношения с учителем: ребята знают, что необходимо сделать, чтобы получить хорошие оценки по физике и проявляют заинтересованность в результатах своей работы.
Несомненно, что эффективное изучение физики возможно только тогда, когда учитель организует такие формы работы, которые принято называть активными, они способны заинтересовать учащихся, стимулировать процесс познания и развития детской одаренности.
Научить школьника всему в жизни нельзя и невозможно, но можно и нужно научить его добывать знания самостоятельно, уметь их применять на практике, работать с книгой, интернетом, сообща с одноклассниками.
Как повысить эффективность урока? - этот вопрос всегда стоит перед учителем.
Я думаю, что надо увеличить удельный вес самостоятельной работы учащегося на уроке, ибо не секрет что ребятам на уроке часто и подолгу отводится роль пассивных слушателей, так как педагоги много времени тратят на объяснение нового материала, иногда проводят затянутые устные опросы. Поэтому целесообразно выделять в изучаемом материале самое главное и основное, я использую опорные сигналы по физике.
Надо расширить тематический диапазон каждого занятия: ведь не всегда оправдано дробление учебной темы и ее изучение малыми частями на длинной цепи уроков.
Требуется увеличить время на отработку знаний, используя при этом различные формы методы, поскольку ясно, что без многократного повторения, хороший результат в обучении получить нельзя.
Необходимо провести планирование с учетом проектно-блочного изучения тем и выбрать названия проектов по каждому модулю. Я стараюсь накапливать интересные проекты.
Взвесив все эти обстоятельства, я пришла к убеждению, что темы нужно изучать крупными блоками-модулями с использованием проектов. « Проектно- блочную» систему образуют, как правило, следующие уроки:
Приведу основные этапы подготовки и проведения уроков:
- Изучение нового материала. На первом уроке проводится краткое, вводное повторение, затем объясняется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъяснению главного. Используются опорные сигналы и сведения, образцы решения задач.
Лекция – один из видов преподавания, это метод сообщения новых знаний, ее отличает высокая целенаправленность и большой объем информации.
2. Отработка знаний, умений и навыков. На втором этапе использую разные методы в зависимости от уровня развития класса. Например, «уроки- тренинги»: на первых занятиях в 7-8 классах выполняются задания минимального уровня сложности. Идет неоднократное «прокручивание» темы посредством решения дифференцированных задач. На этих уроках неудовлетворительные оценки не ставлю, так как основная идея занятий – научиться, то есть усвоить определенный круг знаний. Такие уроки вырабатывают уверенность, что все в твоих силах.
Для 9 классов- семинарские занятия : их серия проводится вслед за лекцией. Число и вид семинаров зависит от сложности и объема изучаемого. Учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, энциклопедиями и другой литературой усваивают материал, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Работа проводится дифференцированно.
Семинар – одна из форм учебных занятий. Непременное требование к нему – активное участие каждого ученика. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем это имеет место на лекции. От учащихся требуется серьезная, самостоятельная работа с дополнительной литературой. Учащиеся выступают с докладами. Все докладчики получают оценки.
«Семинар-практикум» - развивающее дифференцированное обучение
«Семинар-практикум» - развивающее дифференцированное обучение.
Учащиеся по группам выполняют либо практические работы, либо решают задачи, а затем проходит обсуждение наработанного материала. Вид практикума определяется содержанием учебного материала. Организационная форма семинара меняется от урока к уроку.
На уроке необходимо обеспечить схему развития для каждого ученика.
3. Урок «Решение задач». Уроки решения задач провожу с поэтапным повышением уровня сложности, чередуя стандартные задачи с оригинальными, используя методику «погружения» в задачу.
Решение задачи – коллективное творчество, в процессе которого ученики совершают открытия, повторяют и закрепляют теоретические знания, развивают математические навыки, получают дополнительную информацию, учатся оценивать реальность полученного результата.
По окончании решения привожу примеры подобных и обратных задач. Вырабатываем общий подход к их решению – алгоритм. Применяю прием дробления более сложной задач на подзадачи, использую индивидуальные карточки и тесты. Эти карточки позволяют отрабатывать элементарные умения, из которых формируются более сложные.
4. Лабораторный практикум : это уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых школьники учатся собирать установки по схемам, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчеты и делать выводы. Сюда входит выполнение лабораторных работ, а также просмотр видеокассет.
5. Урок-повторение. Урок-консультация.
Цель таких уроков – оказание учебной помощи ученикам. Поэтому на этом уроке провожу индивидуальную работу. Учащиеся работают в группах, группы формируются отдельно из слабых и сильных учеников. Сильные ученики работают самостоятельно. Со слабыми учащимися – работает учитель.
5Уроки проверки знаний. Их цель: проверить усвоение учебного материла всеми учениками, каждый получает зачетную оценку.
Контрольная работа , как правило, дифференцированная.
Обязательно провожу анализ результатов работы и коррекцию знаний, используя при этом готовые решения, карточки с правильными решениями. Сравнивая их со своим решением, ученик видит собственные ошибки, понимает их суть и может самостоятельно ликвидировать пробелы. Наиболее сложные задачи решаем на доске с подробным объяснением.
Урок- игра позволяет не только привлечь многих для решения практических задач, но и проверить усвоение материала, например урок-калейдоскоп, Слабое звено, Самый умный, Уроки-практикумы, и т.д.
6. Защита проектов : рассматривается практическое применение изученного материала, проводится корректировка знаний, рассматриваются вопросы профориентации, повторение изученного материала на основе самостоятельно изученного материала.
Эта совокупность этапов (1 – 6) образует законченный цикл, который повторяется при рассмотрении каждого блока.
Я стараюсь придерживаться одного из основных педагогический принципов: "Сначала научи – потом спрашивай". Поэтому я уменьшаю время, отводимое на уроке контролю, уделяю больше внимания многократному повторению материала, и решению задач.
В чем же заключается подготовка учителя?
- Подготовка тематического планирования с учетом крупных блоков и модулей.
- Выясняется конечная цель: какие понятия, величины и законы надо изучить с учащимися,
- какие типовые задачи научиться решать,
- какими приборами научиться пользоваться
- . Исходя из этого, продумываю структуру блока и выбираю формы занятий, продумываю виды домашних заданий в тематическом планировании.
- составляю вопросы семинара, подбираю творческие задания и намечаю различные формы повторения.
- Делю материал на три уровня: достаточный для получения оценки «3», «4», «5».
- Подготовка тем проектов. Они не должны содержать явное название изучаемого материала.
- Подбор материала к проекту. Анализ содержания проекта и оформления.
- Оценивается и само выступление, так как оно сопровождается комментариями, уточнениями и т.д.
Она начинается с выяснения конечной цели: какие понятия, величины и законы надо изучить с учащимися, какие типовые задачи научить решать, какими приборами научить пользоваться. Исходя из этого, продумываю структуру блока и выбираю формы занятий, продумываю виды домашних заданий, составляю вопросы семинара, подбираю творческие задания и намечаю различные формы повторения. Делю материал на три уровня: достаточный для получения оценки «3», «4», «5».
Задания и формы обучения подбираю так, чтобы они как можно больше способствовали развитию логического мышления учащихся, помогали им полюбить умственный труд.
При обдумывании системы заданий и форм ведения урока не исключается учет индивидуальной подготовки, склонности и способности учащихся.
Психологами отмечено, что учащиеся легче запоминают учебный материал, если он положительно эмоционально окрашен, зрительно яркий, приносит пользу окружающим и практически необходим. С моей точки зрения все эти моменты учитывает эта методика проектно- блочно- модульной технологии. Тем более роль учителя при этой работе меняется: он становится помощником, консультантом, советником, ценителем, а может и другом. А ребенок сталкивается с ситуацией, когда от его выступления зависит многое не только для него, это может быть и коллективный труд. Сам ребенок приобретает навыки умственного труда, умение оформлять проекты, использовать мультимедийные технологии, создавать практические модели, проводить исследовательские работы, заниматься поиском новых гипотез и делать для себя открытия при изучении природы и физики – вот что ждет ребенка при работе с проектом, причем отмечается любой труд и старание ребенка.
Основная идея занятий: научиться, то есть усвоить определенный круг знаний, разобраться в материале и возникших трудностях. Эти уроки вырабатывают знания и одновременно трудовой стиль, чувство времени, уверенность, что все в твоих силах. В течение рабочих уроков учитель является дирижером учебного процесса, он находится внутри класса, помогая ученикам в индивидуальном порядке.
Проекты учащихся мы используем для работы научно-практической школьной конференции, которая давно работает в нашей школе и это стало традицией, планируем выступление на городских конкурсах и за этот год накопили богатый мультимедийный материал, который можно с успехом применять на уроках, самое главное , что учащиеся нашей школы получают большой опыт по поиску знаний, общению и обобщению, оформлению и выступлению.
И в заключение хотелось бы привести слова известного методиста Петра Яковлевича Гальперина: «Модульное обучение представляет возможность показать учащимся весь путь, всю дорогу, видеть перспективы большие и малые, тогда как традиционные методы ( «традиционка») освещают лишь участок этой дороги, без перспектив, без взаимосвязей».
Работа в содружестве с учителями и нашей школы- участниками Городской экспериментальной площадки помогла мне как учителю сделать много открытий в области детской психологии, я узнала для себя много нового и интересного по развитию детской одаренности. И, конечно, работа в этом направлении будет мною продолжена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Преимущества использования проектной технологии в сфере развития одаренности у детей, привлекательность ее для педагога и учащихся.
В своей деятельности учителя всегда находятся в поиске новых способов, средств, методик взаимодействия и взаимопонимания с учащимися, приводящими к эффективному обучению, познанию и развитию ребенка.
Как преподавать сегодня физику?-- для многих этот вопрос является дискуссионным. Существует множество вариантов ответа на него, но вряд ли какой – либо из них можно признать единственно верным и бесспорным.
К работе городской экспериментальной площадки по развитию детской одаренности я присоединилась в 2011-2012 учебном году. Изучив материалы по исследованию и развитию учащихся нашей школы, я пришла к выводу, что активные формы работы, используемые учителями нашей школы, интересны учащимся, стимулируют их процесс познания и развивают их способности и творчество. Я стала искать способы продолжить, поддержать и укрепить работу учителей. В 2012-2013 учебном году я стала применять на уроках физики проектно- блочно- модульную технологию, о которой узнала в Интернете и на курсах "Интел-технология будущего".
Эта технология имеет множество достоинств, но что очень ценно развивает творческие начала у учащихся и способствует развитию одаренности. Я пока провожу исследования, согласно различным психологическим тестам, но повышение успеваемости по физике в 7-9 классах очевидно и результатом работы можно считать большое количество очень интересных презентаций, с которыми мы планируем выступить на школьной научно- практической конференции и различных городских конкурсах.
Самое важное, что ребята получают удовольствие от своей работы по созданию проектов, они узнают очень много интересного для себя и могут поделиться с окружающими своими открытиями. Изменились и взаимоотношения с учителем: ребята знают, что необходимо сделать, чтобы получить хорошие оценки по физике и проявляют заинтересованность в результатах своей работы.
Несомненно, что эффективное изучение физики возможно только тогда, когда учитель организует такие формы работы, которые принято называть активными, они способны заинтересовать учащихся, стимулировать процесс познания и развития детской одаренности.
Научить школьника всему в жизни нельзя и невозможно, но можно и нужно научить его добывать знания самостоятельно, уметь их применять на практике, работать с книгой, интернетом, сообща с одноклассниками.
Как повысить эффективность урока? - этот вопрос всегда стоит перед учителем.
Я думаю, что надо увеличить удельный вес самостоятельной работы учащегося на уроке, ибо не секрет что ребятам на уроке часто и подолгу отводится роль пассивных слушателей, так как педагоги много времени тратят на объяснение нового материала, иногда проводят затянутые устные опросы. Поэтому целесообразно выделять в изучаемом материале самое главное и основное, я использую опорные сигналы по физике.
Надо расширить тематический диапазон каждого занятия: ведь не всегда оправдано дробление учебной темы и ее изучение малыми частями на длинной цепи уроков.
Требуется увеличить время на отработку знаний, используя при этом различные формы методы, поскольку ясно, что без многократного повторения, хороший результат в обучении получить нельзя.
Необходимо провести планирование с учетом проектно-блочного изучения тем и выбрать названия проектов по каждому модулю. Я стараюсь накапливать интересные проекты.
Взвесив все эти обстоятельства, я пришла к убеждению, что темы нужно изучать крупными блоками-модулями с использованием проектов. « Проектно- блочную» систему образуют, как правило, следующие уроки:
Приведу основные этапы подготовки и проведения уроков:
- Изучение нового материала. На первом уроке проводится краткое, вводное повторение, затем объясняется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъяснению главного. Используются опорные сигналы и сведения, образцы решения задач.
Лекция – один из видов преподавания, это метод сообщения новых знаний, ее отличает высокая целенаправленность и большой объем информации.
2. Отработка знаний, умений и навыков. На втором этапе использую разные методы в зависимости от уровня развития класса. Например, «уроки- тренинги»: на первых занятиях в 7-8 классах выполняются задания минимального уровня сложности. Идет неоднократное «прокручивание» темы посредством решения дифференцированных задач. На этих уроках неудовлетворительные оценки не ставлю, так как основная идея занятий – научиться, то есть усвоить определенный круг знаний. Такие уроки вырабатывают уверенность, что все в твоих силах.
Для 9 классов- семинарские занятия : их серия проводится вслед за лекцией. Число и вид семинаров зависит от сложности и объема изучаемого. Учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, энциклопедиями и другой литературой усваивают материал, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Работа проводится дифференцированно.
Семинар – одна из форм учебных занятий. Непременное требование к нему – активное участие каждого ученика. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем это имеет место на лекции. От учащихся требуется серьезная, самостоятельная работа с дополнительной литературой. Учащиеся выступают с докладами. Все докладчики получают оценки.
«Семинар-практикум» - развивающее дифференцированное обучение
«Семинар-практикум» - развивающее дифференцированное обучение.
Учащиеся по группам выполняют либо практические работы, либо решают задачи, а затем проходит обсуждение наработанного материала. Вид практикума определяется содержанием учебного материала. Организационная форма семинара меняется от урока к уроку.
На уроке необходимо обеспечить схему развития для каждого ученика.
3. Урок «Решение задач». Уроки решения задач провожу с поэтапным повышением уровня сложности, чередуя стандартные задачи с оригинальными, используя методику «погружения» в задачу.
Решение задачи – коллективное творчество, в процессе которого ученики совершают открытия, повторяют и закрепляют теоретические знания, развивают математические навыки, получают дополнительную информацию, учатся оценивать реальность полученного результата.
По окончании решения привожу примеры подобных и обратных задач. Вырабатываем общий подход к их решению – алгоритм. Применяю прием дробления более сложной задач на подзадачи, использую индивидуальные карточки и тесты. Эти карточки позволяют отрабатывать элементарные умения, из которых формируются более сложные.
4. Лабораторный практикум : это уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых школьники учатся собирать установки по схемам, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчеты и делать выводы. Сюда входит выполнение лабораторных работ, а также просмотр видеокассет.
5. Урок-повторение. Урок-консультация.
Цель таких уроков – оказание учебной помощи ученикам. Поэтому на этом уроке провожу индивидуальную работу. Учащиеся работают в группах, группы формируются отдельно из слабых и сильных учеников. Сильные ученики работают самостоятельно. Со слабыми учащимися – работает учитель.
5Уроки проверки знаний. Их цель: проверить усвоение учебного материла всеми учениками, каждый получает зачетную оценку.
Контрольная работа , как правило, дифференцированная.
Обязательно провожу анализ результатов работы и коррекцию знаний, используя при этом готовые решения, карточки с правильными решениями. Сравнивая их со своим решением, ученик видит собственные ошибки, понимает их суть и может самостоятельно ликвидировать пробелы. Наиболее сложные задачи решаем на доске с подробным объяснением.
Урок- игра позволяет не только привлечь многих для решения практических задач, но и проверить усвоение материала, например урок-калейдоскоп, Слабое звено, Самый умный, Уроки-практикумы, и т.д.
6. Защита проектов : рассматривается практическое применение изученного материала, проводится корректировка знаний, рассматриваются вопросы профориентации, повторение изученного материала на основе самостоятельно изученного материала.
Эта совокупность этапов (1 – 6) образует законченный цикл, который повторяется при рассмотрении каждого блока.
Я стараюсь придерживаться одного из основных педагогический принципов: "Сначала научи – потом спрашивай". Поэтому я уменьшаю время, отводимое на уроке контролю, уделяю больше внимания многократному повторению материала, и решению задач.
В чем же заключается подготовка учителя?
- Подготовка тематического планирования с учетом крупных блоков и модулей.
- Выясняется конечная цель: какие понятия, величины и законы надо изучить с учащимися,
- какие типовые задачи научиться решать,
- какими приборами научиться пользоваться
- . Исходя из этого, продумываю структуру блока и выбираю формы занятий, продумываю виды домашних заданий в тематическом планировании.
- составляю вопросы семинара, подбираю творческие задания и намечаю различные формы повторения.
- Делю материал на три уровня: достаточный для получения оценки «3», «4», «5».
- Подготовка тем проектов. Они не должны содержать явное название изучаемого материала.
- Подбор материала к проекту. Анализ содержания проекта и оформления.
- Оценивается и само выступление, так как оно сопровождается комментариями, уточнениями и т.д.
Она начинается с выяснения конечной цели: какие понятия, величины и законы надо изучить с учащимися, какие типовые задачи научить решать, какими приборами научить пользоваться. Исходя из этого, продумываю структуру блока и выбираю формы занятий, продумываю виды домашних заданий, составляю вопросы семинара, подбираю творческие задания и намечаю различные формы повторения. Делю материал на три уровня: достаточный для получения оценки «3», «4», «5».
Задания и формы обучения подбираю так, чтобы они как можно больше способствовали развитию логического мышления учащихся, помогали им полюбить умственный труд.
При обдумывании системы заданий и форм ведения урока не исключается учет индивидуальной подготовки, склонности и способности учащихся.
Психологами отмечено, что учащиеся легче запоминают учебный материал, если он положительно эмоционально окрашен, зрительно яркий, приносит пользу окружающим и практически необходим. С моей точки зрения все эти моменты учитывает эта методика проектно- блочно- модульной технологии. Тем более роль учителя при этой работе меняется: он становится помощником, консультантом, советником, ценителем, а может и другом. А ребенок сталкивается с ситуацией, когда от его выступления зависит многое не только для него, это может быть и коллективный труд. Сам ребенок приобретает навыки умственного труда, умение оформлять проекты, использовать мультимедийные технологии, создавать практические модели, проводить исследовательские работы, заниматься поиском новых гипотез и делать для себя открытия при изучении природы и физики – вот что ждет ребенка при работе с проектом, причем отмечается любой труд и старание ребенка.
Основная идея занятий: научиться, то есть усвоить определенный круг знаний, разобраться в материале и возникших трудностях. Эти уроки вырабатывают знания и одновременно трудовой стиль, чувство времени, уверенность, что все в твоих силах. В течение рабочих уроков учитель является дирижером учебного процесса, он находится внутри класса, помогая ученикам в индивидуальном порядке.
Проекты учащихся мы используем для работы научно-практической школьной конференции, которая давно работает в нашей школе и это стало традицией, планируем выступление на городских конкурсах и за этот год накопили богатый мультимедийный материал, который можно с успехом применять на уроках, самое главное , что учащиеся нашей школы получают большой опыт по поиску знаний, общению и обобщению, оформлению и выступлению.
И в заключение хотелось бы привести слова известного методиста Петра Яковлевича Гальперина: «Модульное обучение представляет возможность показать учащимся весь путь, всю дорогу, видеть перспективы большие и малые, тогда как традиционные методы ( «традиционка») освещают лишь участок этой дороги, без перспектив, без взаимосвязей».
Работа в содружестве с учителями и нашей школы- участниками Городской экспериментальной площадки помогла мне как учителю сделать много открытий в области детской психологии, я узнала для себя много нового и интересного по развитию детской одаренности. И, конечно, работа в этом направлении будет мною продолжена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная проектная деятельность как форма развития одаренных детей
При изучении проблемы индивидуализации познавательной деятельности школьников были разработаны рекомендации обоснованного выбора форм работы с учащимися для создания учебного баланса на уроке.Использо...
Выступление на педагогическом совете "Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии"
Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии...
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
игра спортивно - интеллектуальной направленности...
Использование проектных технологий как способов развития творческих способностей учащихся.
Метод проектов был известен еще в 20-е годы XX века. Его использование дало возможность реализовать личностную деятельность (В.Давыдов, Ш.Амонашвили) и личностно ориентиров...
Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми
В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....
Развитие устной и письменной речи учащихся через использование проектной технологии на примере создания проекта "Описание интерьера русской избы".
Развитие речи -длительный процесс,развиваться и обогащаться речь может только в деятельности.Проектная технология - один из способов развития речи учащихся, так как ученик погружается в образовательну...
Выступление на методическом семинаре Ресурсного центра по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью для педагогов коррекционных школ города по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"
Выступлениедля учителей трудового обучения по теме "Использование проектной технологии на уроках трудового обучения"...