«Применение некоторых методов мнемотехники на уроке физики для обучающихся с девиантным поведением»
статья по физике

Стекольщикова Ольга Андреевна

Обобщение первого опыта применения методов мнемотехники при работе с "трудными" подростками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

 «Применение некоторых методов мнемотехники на уроке физики

 для обучающихся с девиантным поведением»

     Физика в школе традиционно и оправданно считается одним из самых сложных предметов, требующих умения логически мыслить, обладать хорошей памятью и вниманием, а зачастую при проведении экспериментов и недюжинным терпением. В связи с этим интерес учащихся быстро утрачивается, особенно это касается детей с девиантным поведением.

Настоящим спасением в этой ситуации я считаю нетрадиционные формы обучения, которые позволяют активировать интерес учащихся, развивать учебную мотивацию, иногда даже позволяют дать выход их накопившейся энергии, направив ее в «мирное» русло. Одной из таких форм работы я считаю применение на уроках физики методов мнемотехники. Обращение к этой технологии обусловлено некоторыми особенностями детей-девиантов, такими как: отсутствие интереса к учению, несформированность учебной мотивации, ограниченность словарного запаса, неразвитость эмоционально-волевых качеств и процессов, рассеянность внимания, отсутствие способности мыслить логически, нарушение мотивации и импульсивный характер реагирования.

Принципы мнемотехники базируются:

1) на замене абстрактных понятий на понятия, имеющие образное представление (например, визуальное или аудиальное);

2) на установлении связей с уже имеющейся в памяти информацией.

Для качественного запоминания информации важно задействовать различные виды памяти: зрительную, слуховую, моторную и т. д. В этом случае в головном мозге образуются независимые друг от друга ’’тропинки’’ к данной информации.

Арсенал самих методов на сегодняшний день огромен. Изучив большое количество статей в интернете, на педагогических порталах, а также услышав несколько выступлений коллег на семинарах, я для себя выделила несколько методов, которые при работе на уроке дали заметный результат.

1.Ассоциации. Например три закона Ньютона:

   1) не пнёшь — не полетит

   2) как пнёшь, так и полетит

   3) как пнёшь, так и получишь

Или сила тяжести вычисляется по формуле F=m*g («эм и жо», проводим ассоциацию со знаменитым фильмом). Изображение на схемах полюсов источника тока: большая палочка – плюс, на «+» тратим больше чернил; маленькая палочка – минус, на «-» тратим меньше чернил.

2. Метод созвучности для запоминания формул:

 Для запоминания формулы силы Ампера: Fа=BIL sin α ,

Используем фразу «Ампер с силой бил синус альфа».

Формулу для нахождения силы Лоренца: Fл=ϑqB sinα ,

Поможет запомнить фраза «Лоренц в куб синус альфа (заталкивал)».

Давление жидкости на дно и стенки сосуда: p= pgh ,

Запоминаем как: «Рожа-Аш!» ( Аш- это город в Чехии)

 Закон Архимеда: Fа=рgV

Фраза для запоминания: «РоЖа — Во!»

 Закон Кулона (закон взаимодействия точечных зарядов):

Данную формулу F=khello_html_7755f1d7.gif можно называть – КУ-КА-РЕ-КУ (q1 – ку, k – ка, r – ре, q2 – ку);

3. Применение рифм. Например  всем известный шуточный закон Архимеда:

Тело, всунутое в воду, 
выпирает на свободу 
с силой выпертой воды 
тела, впертого туды.

Закон Ома:

Кто закон не знает Ома?

С ним, конечно, все знакомы.

Быстро с нами повтори:

«U равняется RI».

Формула скорости при движении по окружности:

Знает каждый инженер:

«Вэ» равно «омега эр»:

ϑ = ωR

Формула расчета массы:

 Массу мы легко найдём,

Умножив плотность на объём.

Подобных примеров можно привести великое множество, но учитывая специфику работы с детьми с девиантным поведением и построение курса физики достаточно в каждой теме использовать один метод-и результат уже будет, что здорово удивит самих детей (крайне заниженная самооценка и уровень личных притязаний) и повысит их учебную мотивацию и интерес к предмету.

Количество приемов мнемотехники не исчерпывается приведенными в этой статье. Я считаю их применение на уроке не только полезным для обучения физике, но и развивающим творческие способности учащихся, а также память и логическое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы воспитательной и профилактической работы с обучающимися,воспитанниками девиантного поведения

В планировании и организации воспитательной работы педагог обязан учитывать социальное происхождение ребенка, род занятий и уровень образования его родителей, особенности его социально-экономической с...

«Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением»

В данной презентации:- рассматриваются вопросы комплексного сопровождения ребёнка с девиантным поведением,- описываются факторы, обуславливающие девиантное поведение детей, причины и виды девиантного ...

Применение некоторых методов мнемотехники на уроке физики для обучающихся с девиантным поведением

Рассмотрены некоторые методы мнемотехники и их использование на уроках физики для учащихся с девиантным поведением....

Некоторые моменты в работе классного руководителя с подростками девиантного поведения

В данной  статье классный руководитель делится опытом работы с детьми девиантного поведения 12-15 лет, где объясняет причины такого поведения  и приводит упражнения, помогающие восстановить ...

Корекционно - развивающие занятия для обучающихся с девиантным поведением

      Корекционно- развивающие занятия для обучающихся с девиатным поведением.                            ...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в услових общеобразовательной школы...