«Применение некоторых методов мнемотехники на уроке физики для обучающихся с девиантным поведением»
статья по физике
Обобщение первого опыта применения методов мнемотехники при работе с "трудными" подростками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение некоторых методов мнемотехники на уроке физики
для обучающихся с девиантным поведением»
Физика в школе традиционно и оправданно считается одним из самых сложных предметов, требующих умения логически мыслить, обладать хорошей памятью и вниманием, а зачастую при проведении экспериментов и недюжинным терпением. В связи с этим интерес учащихся быстро утрачивается, особенно это касается детей с девиантным поведением.
Настоящим спасением в этой ситуации я считаю нетрадиционные формы обучения, которые позволяют активировать интерес учащихся, развивать учебную мотивацию, иногда даже позволяют дать выход их накопившейся энергии, направив ее в «мирное» русло. Одной из таких форм работы я считаю применение на уроках физики методов мнемотехники. Обращение к этой технологии обусловлено некоторыми особенностями детей-девиантов, такими как: отсутствие интереса к учению, несформированность учебной мотивации, ограниченность словарного запаса, неразвитость эмоционально-волевых качеств и процессов, рассеянность внимания, отсутствие способности мыслить логически, нарушение мотивации и импульсивный характер реагирования.
Принципы мнемотехники базируются:
1) на замене абстрактных понятий на понятия, имеющие образное представление (например, визуальное или аудиальное);
2) на установлении связей с уже имеющейся в памяти информацией.
Для качественного запоминания информации важно задействовать различные виды памяти: зрительную, слуховую, моторную и т. д. В этом случае в головном мозге образуются независимые друг от друга ’’тропинки’’ к данной информации.
Арсенал самих методов на сегодняшний день огромен. Изучив большое количество статей в интернете, на педагогических порталах, а также услышав несколько выступлений коллег на семинарах, я для себя выделила несколько методов, которые при работе на уроке дали заметный результат.
1.Ассоциации. Например три закона Ньютона:
1) не пнёшь — не полетит
2) как пнёшь, так и полетит
3) как пнёшь, так и получишь
Или сила тяжести вычисляется по формуле F=m*g («эм и жо», проводим ассоциацию со знаменитым фильмом). Изображение на схемах полюсов источника тока: большая палочка – плюс, на «+» тратим больше чернил; маленькая палочка – минус, на «-» тратим меньше чернил.
2. Метод созвучности для запоминания формул:
Для запоминания формулы силы Ампера: Fа=BIL sin α ,
Используем фразу «Ампер с силой бил синус альфа».
Формулу для нахождения силы Лоренца: Fл=ϑqB sinα ,
Поможет запомнить фраза «Лоренц в куб синус альфа (заталкивал)».
Давление жидкости на дно и стенки сосуда: p= pgh ,
Запоминаем как: «Рожа-Аш!» ( Аш- это город в Чехии)
Закон Архимеда: Fа=рgV
Фраза для запоминания: «РоЖа — Во!»
Закон Кулона (закон взаимодействия точечных зарядов):
Данную формулу F=k можно называть – КУ-КА-РЕ-КУ (q1 – ку, k – ка, r – ре, q2 – ку);
3. Применение рифм. Например всем известный шуточный закон Архимеда:
Тело, всунутое в воду,
выпирает на свободу
с силой выпертой воды
тела, впертого туды.
Закон Ома:
Кто закон не знает Ома?
С ним, конечно, все знакомы.
Быстро с нами повтори:
«U равняется RI».
Формула скорости при движении по окружности:
Знает каждый инженер:
«Вэ» равно «омега эр»:
ϑ = ωR
Формула расчета массы:
Массу мы легко найдём,
Умножив плотность на объём.
Подобных примеров можно привести великое множество, но учитывая специфику работы с детьми с девиантным поведением и построение курса физики достаточно в каждой теме использовать один метод-и результат уже будет, что здорово удивит самих детей (крайне заниженная самооценка и уровень личных притязаний) и повысит их учебную мотивацию и интерес к предмету.
Количество приемов мнемотехники не исчерпывается приведенными в этой статье. Я считаю их применение на уроке не только полезным для обучения физике, но и развивающим творческие способности учащихся, а также память и логическое мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы воспитательной и профилактической работы с обучающимися,воспитанниками девиантного поведения
В планировании и организации воспитательной работы педагог обязан учитывать социальное происхождение ребенка, род занятий и уровень образования его родителей, особенности его социально-экономической с...
«Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением»
В данной презентации:- рассматриваются вопросы комплексного сопровождения ребёнка с девиантным поведением,- описываются факторы, обуславливающие девиантное поведение детей, причины и виды девиантного ...
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме....
Применение некоторых методов мнемотехники на уроке физики для обучающихся с девиантным поведением
Рассмотрены некоторые методы мнемотехники и их использование на уроках физики для учащихся с девиантным поведением....
Некоторые моменты в работе классного руководителя с подростками девиантного поведения
В данной статье классный руководитель делится опытом работы с детьми девиантного поведения 12-15 лет, где объясняет причины такого поведения и приводит упражнения, помогающие восстановить ...
Корекционно - развивающие занятия для обучающихся с девиантным поведением
Корекционно- развивающие занятия для обучающихся с девиатным поведением. ...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в услових общеобразовательной школы...