Применение некоторых методов мнемотехники на уроке физики для обучающихся с девиантным поведением
методическая разработка по физике (9 класс)
Рассмотрены некоторые методы мнемотехники и их использование на уроках физики для учащихся с девиантным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение методов мнемотехники | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение некоторых методов мнемотехники на уроке физики
для обучающихся с девиантным поведением
Физика в школе традиционно и оправданно считается одним из самых сложных предметов, требующих умения логически мыслить, обладать хорошей памятью и вниманием, а зачастую при проведении экспериментов и недюжинным терпением. В связи с этим интерес учащихся быстро утрачивается, особенно это касается детей с девиантным поведением.
Настоящим спасением в этой ситуации я считаю нетрадиционные формы обучения, которые позволяют активировать интерес учащихся, развивать учебную мотивацию, иногда даже позволяют дать выход их накопившейся энергии, направив ее в «мирное» русло. Одной из таких форм работы я считаю применение на уроках физики методов мнемотехники. Обращение к этой технологии обусловлено некоторыми особенностями детей-девиантов, такими как: отсутствие интереса к учению, несформированность учебной мотивации, ограниченность словарного запаса, неразвитость эмоционально-волевых качеств и процессов, рассеянность внимания, отсутствие способности мыслить логически, нарушение мотивации и импульсивный характер реагирования.
Принципы мнемотехники базируются:
1) на замене абстрактных понятий на понятия, имеющие образное представление (например, визуальное или аудиальное);
2) на установлении связей с уже имеющейся в памяти информацией.
Для качественного запоминания информации важно задействовать различные виды памяти: зрительную, слуховую, моторную и т. д. В этом случае в головном мозге образуются независимые друг от друга ’’тропинки’’ к данной информации.
Более десяти лет использую методы мнемотехники при обучении физики. Здесь привожу некоторые из них:
1.Ассоциации. Например, три закона Ньютона:
1) не пнёшь — не полетит
2) как пнёшь, так и полетит
3) как пнёшь, так и получишь
Или сила тяжести вычисляется по формуле F=mg («эм и жо», проводим ассоциацию со знаменитым фильмом). Изображение на схемах полюсов источника тока: большая палочка – плюс, на «+» тратим больше чернил; маленькая палочка – минус, на «-» тратим меньше чернил.
2. Метод созвучности для запоминания формул:
Для запоминания формулы силы Ампера: Fа=BIL sin α ,
Используем фразу «Ампер с силой бил синус альфа».
Формулу для нахождения силы Лоренца: Fл=VqB sinα ,
Поможет запомнить фраза «Лоренц в куб синус альфа (заталкивал)».
Давление жидкости на дно и стенки сосуда: p= pgh ,
Запоминаем как: «Рожа-Аш!» ( Аш- это город в Чехии)
Закон Архимеда: Fа=рgV
Фраза для запоминания: «РоЖа — Во!»
Закон Кулона (закон взаимодействия точечных зарядов):
F=kq1q2/(r)2
можно называть – КУ-КА-РЕ-КУ (q1 – ку, k – ка, r – ре, q2 – ку);
3. Применение рифм.
Например, всем известный шуточный закон Архимеда:
Тело, всунутое в воду,
выпирает на свободу
с силой выпертой воды
тела, впертого туды.
Закон Ома:
Кто закон не знает Ома?
С ним, конечно, все знакомы.
Быстро с нами повтори:
«U равняется RI».
Формула скорости при движении по окружности:
Знает каждый инженер:
«Вэ» равно «омега эр»:
V = ωR
Формула расчета массы:
Массу мы легко найдём,
Умножив плотность на объём.
Подобных примеров можно привести великое множество, но учитывая специфику работы с детьми с девиантным поведением и построение курса физики достаточно в каждой теме использовать один метод.
Я считаю их применение на уроке физики не только полезным для обучения, но и развивающим творческие способности учащихся, а также память и логическое мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».
сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...
Формы воспитательной и профилактической работы с обучающимися,воспитанниками девиантного поведения
В планировании и организации воспитательной работы педагог обязан учитывать социальное происхождение ребенка, род занятий и уровень образования его родителей, особенности его социально-экономической с...
«Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением»
В данной презентации:- рассматриваются вопросы комплексного сопровождения ребёнка с девиантным поведением,- описываются факторы, обуславливающие девиантное поведение детей, причины и виды девиантного ...
О некоторых аспектах применения информационно-коммуникационных технологий на уроке физики
В статье на конкретных примерах рассматривается вопрос о том, как могут использоваться средства информационных и коммуникационных технологий в работе учителя и, в частности, учителя физики....
«Применение некоторых методов мнемотехники на уроке физики для обучающихся с девиантным поведением»
Обобщение первого опыта применения методов мнемотехники при работе с "трудными" подростками...
Корекционно - развивающие занятия для обучающихся с девиантным поведением
Корекционно- развивающие занятия для обучающихся с девиатным поведением. ...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в услових общеобразовательной школы...