Кружок "Решение олимпиадных задач по физике" 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)
Я размещаю программу кружка по физике в 9 классе "Решение олимпиадных задач по физике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_9kl.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Юхнов Юхновского района Калужской области | |||
ПРИНЯТО на педагогическом совете МКОУ «СОШ № 1», г. Юхнов Протокол № 9 от 31.08. 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «СОШ № 1», г. Юхнов _______________Е.В. Потапова Приказ № 82(36) от 31.08.2018 г | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Решение олимпиадных задач по физике» (наименование учебного предмета, курса, дисциплины, модуля) 9 класс | |||
Срок реализации программы: | 1 год (учебный год) | ||
Программа разработана: | Павлухина Вера Викторовна (Ф.И.О. учителя) учитель физики, высшая квалификационная категория (должность, квалификационная категория) | ||
г. Юхнов 2018 г. |
Пояснительная записка.
Программа кружка "Решение олимпиадных задач по физике" предоставляет максимально широкое поле возможностей из числа обучающихся, ориентированных на высокий уровень образования по физике. Обучение должно быть построено в максимально возможной мере с учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся.
Мотивацией программы «Решение олимпиадных задач по физике» является стратегия обучения одаренных детей. Содержание программы ориентировано на развитие у школьников интереса к физике, на организацию самостоятельной практической деятельности, развитие одаренности, умений решать нестандартные задачи.
Решение задач по физике – сложнейший процесс, требующий не только знаний математики и физики, но и специфических умений. Необходимо уметь анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи, составлять план решения, проверять предлагаемые для решения гипотезы, т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи, которые в физике имеют свои особенности.
Научиться решать – это научиться задавать себе вопросы и концентрироваться на поиске ответов к ним. Знание модели поиска решений делает круг вопросов к самому себе более определенным и целенаправленным. Саморегуляция мышления при поиске решений задач и гибкость ума – это проблемы, которым не уделяется в настоящее время должного внимания.
Без преувеличения: одна из важнейших проблем современных школьников – неумение считать, как только речь заходит о комбинациях больших и маленьких величин, дробях, процентов, о комбинациях соразмерных величин, что непосредственно сказывается на решении задач по физике.
Цели:
- создать условия для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями;
- развить устойчивый интерес к физике и решению физических задач;
- формировать представления о приемах и методах решения физических задач повышенной сложности.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
Образовательные -
- развитие компетентностей в предметной области знания:
• знакомство с минимальными сведениями о понятии «задача», с представлением о значении задач в жизни, науке, технике, с различными сторонами работы с задачами;
• знакомство учащихся с расчетными математическими методами, развитие навыка конкретного расчета;
• овладение методами решения задач повышенной сложности по разделам «Механика», «Тепловые явления», «Электрические явления»;
• повышение информационной и компьютерной грамотности.
Воспитательные:
• интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к профессиональному самоопределению и самореализации в области физики;
• психолого-педагогическая диагностика интеллектуальной деятельности;
• повышение мотивации саморазвития;
• формирование коммуникативных умений: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве;
• взаимодействие с семьями учащихся по вопросам самоопределения;
• взаимодействие с педагогами, педагогом-психологом, специалистами других организаций
Развивающие:
• развитие у школьников рационального физического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экс-периментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• овладение умственными операциями поиска решения задач;
• развитие самостоятельности, умений использовать справочную литературу и другие источники информации;
• повышение личностной результативности участия в олимпиадах и конкурсах по физике.
Содержание программы
построено на основе практической и теоретической деятельности, углубляются знания по уже изученным темам через решение качественных, расчетных и экспериментальных задач. При отборе содержания каждой конкретной темы главное внимание уделяется формированию системы оперативной информации. Она включает в себя: а) систему стандартных ситуаций, их основные понятия, модели, законы; б) систему альтернативного и эквивалентного описания объектов и понятий физики; в) систему «узелков на память», т.е. систему ключевых идей, обобщений, важнейших для понимания физики и воспроизведения информации моментов; г) и их коды.
Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, к каждой теме составляются задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены ха-рактерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники с олимпиадными заданиями, научно-популярные журналы «Потенциал», «Квант», задачи Всероссийских конкурсов-олимпиад по физике, Интернет-олимпиады по физике, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные.
В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.
Перед каждым учителем стоит цель научить решать задачи. Данная программа предполагает использовать для этого не только логику науки, но и особенности психологии мышления. Чтобы решать задачи по физике, необходимо знать теоретические основы физики, владеть математическим аппаратом и умственными операциями поиска решения задач. Уметь максимально сконцентрироваться на задаче, знать, с чего начать и что делать в случае затруднений. Содержание программы подобрано так, чтобы формировать основные методы решения задач.
Организация занятий
Кружок проводится один раз в неделю. Всего 34 часа в год.
Содержание программы
№п/п | Наименование тем, разделов | Содержание учебного материала | Основные понятия | Дидактический материал, техническое оснащение | |
1 | Введение. Что важнее «Как?» или «Почему?» Физическая задача. Классификация задач | Умение считать. Оценки по порядку величины. Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. | «Секреты» умения считать. Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Примеры задач всех видов. | Опорные схемы Презентация | |
2 | Стандартные ситуации физики и процесс переработки информации | Понятие стандартной ситуации. Дерево признаков. «Узелки на память» и их виды. Представление о физической величине, законе, явлении. Наглядный образ, модель. Стандартные ситуации кинематики, гидродинамики, статики и гидростатики. | Стандартная ситуация. «Узелки на память» и их виды. Физическая величина: скорость, перемещение, время и др, закон, явление. | Опорные схемы, таблица Учебник «Физика -8,9» Задачники | |
3 | Поиск решений задач по физике (4ч) | Стратегия поиска решений задач по физике. Деление задачи на подзадачи. Замена исходной задачи эквивалентной, переформулирование и перемоделирование. План решения задачи. Использование вычислительной техники для расчетов. Типичные ошибки при решении и оформлении решения физической задачи. Различные приемы и способы решения. | Абсолютная и относительная погрешность. Числовой расчет. Примеры решения задач. Алгоритм, аналогии, геометрические приемы. Работа с текстом физического содержания | Задачники, ПК, Презентация, Журналы «Потенциал», Наука и жизнь» | |
4 | Механические явления (6ч) | Относительность механического движения. Принцип независимости движений. Знакомство с примерами решения олимпиадных задач на расчет движения. Графические задачи. Движение тел под действием сил: тяжести, упругости, трения. | Основные объекты и инвариантные величины: время, скорость. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии. Сила тяжести, упругости, трения | Диск «Открытая физика» Презентация «Механика в задачах» | |
5 | Тепловые явления. Задачи на энергообмен(6ч) | Уравнение теплового баланса. Классификация задач на энергообмен. Задачи на обмен энергии одного вида. Задачи на обмен энергии разного вида, т.е. задачи на превращение энергии одного вида в энергию другого вида. Анализ условия задач. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, качественных задач. Знакомство с примерами решения олимпиадных задач на тепловые явления. | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельные величины. КПД Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Идеальный и реальный энергообмен.Работа с текстом физического содержания | ПК, задачники, лабораторное оборудование. Цифровая лаборатория «Архимед» Диск «Физика в задачах» | |
6 | Задачи на электрические явления и постоянный электрический ток (6ч) | Характеристика решения задач: общее и разное. Приемы и примеры решения. Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра. Задачи на расчет электрического сопротивления проводников. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи. Расчет задач на смешанное соединение проводников. Расчет электрических цепей. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т.д. Экспериментальные олимпиадные задачи на «черный ящик». | Электрический ток. Ток в различных средах. Действие электрического тока. Напряжение. Единицы напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление проводников. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Смешанное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока, количество теплоты, выделяющееся в проводнике с током, КПД электронагревательных приборов.Работа с текстом физического содержания | Таблицы по «Электричество», Диск «Открытая физика» Диск «Компьютерные лабораторные работы. 8 класс» | |
7 | Задачи с использованием компьютерного моделирования (5ч) | Компьютерные модели. Способы определения значения величин. Тестирование. Практикумы. | Диски «Видеозадачник», ПК с выходом в Интернет | ||
8 | Диагностическая работа (2ч) | Проверка сформированности умственных операций, управляющих, контролирующих и исполняющих поиск решения задач |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование тем, разделов | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт* | |||
всего | теория | практика | |||||
1 | Что важнее «Как» или «Почему?». Главное – умение считать. Физическая задача. Классификация задач. | 3ч | 2 | 1 | беседа учителя знакомство с различными задачниками | Конспект Таблица, схема, | |
2 | Стандартные ситуации физики и процесс переработки информации | 2ч | 1 | 1 | Практикум, примеры решения задач Входная олимпиадная работа | Опорный конспект Решение олимпиадных заданий | |
3 | Поиск решений задач по физике | 5ч | 2 | 3 | Беседа, практикум, знакомство с различными задачниками, выступление учеников | Решения задач, схемы, алгоритмы Анализ Собственное решение | |
4 | Механические явления. Задачи по кинематике | 6ч | 2 | 4 | Практикум по решению задач индивидуальная и коллективная работа по составлению задач конкурс на составление лучшей задачи | Опорный конспект, алгоритм Расчетные задачи Графики движения Графические задачи Анализ Таблицы Компьютерные модели | |
5 | Тепловые явления. Задачи на энергообмен | 6ч | 1 | 5 | Практикум по решению задач коллективная постановка экспериментальных задач индивидуальная и коллективная работа по составлению задач | Опорный конспект, алгоритм Качественные задачи Расчетные задачи Графики тепловых процессов Экспериментальные олимпиадные задачи. Анализ Собственное решение | |
6 | Электрические явления и постоянный электрический ток. | 6ч | 2 | 7 | Практикум по решению задач коллективная постановка экспериментальных задач индивидуальная и коллективная работа по составлению задач конкурс на составление лучшей задачи | Опорный конспект, алгоритм Качественные задачи Расчетные задачи Схемы Анализ Собственное решение Собственнаязадача | |
7 | Задачи с использованием компьютерного моделирования | 4ч | 4 | Работа с компьютерными моделями Дистанционнаяинтернет-олимпиада по физике | Личная интернет-страница Алгоритмы Собственное решение | ||
8 | Итоговая работа | 2ч | Проверка сформированности умственных операций, управляющих, контролирующих и исполняющих поиск решения задач по физике | Тест Собственное решение Олимпиадная работа | |||
ИТОГО: | 34ч | 10ч | 24ч |
Планируемые результаты
- Повышение качества обученности по физике.
- Развитие личностных качеств школьника:
- ценностно-смысловых,
- познавательных и эвристических,
- информационных,
- коммуникативных.
- Достижение нового образовательного результата –увеличение доли победителей и призеров в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах по физике.
Долгосрочные показатели:
- успешность выполнения олимпиадных заданий;
- успешность сдачи экзаменов по физике.
Данная программа создаст условия для повышения познавательного интереса к физике, развития навыков решения задач повышенной трудности по физике, для профессионального самоопределения обучающегося, обеспечит общее интеллектуальное развитие ученика.
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет физики оснащен необходимым оборудованием для проведения традиционных лабораторных работ.
2.Демонстрационное оборудование
3.Цифровая лаборатория «Научные развлечения»
Литература
- Журналы «Физика в школе», «Наука и жизнь», «Потенциал», Газета «Приложение к Первому сентября. Физика»
- .Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике: Пособие для учащихся. — Изд. 5-е, перераб. - М.: Просвещение, 1981.- 206с.
- Физика. Всероссийские олимпиады. – С.М. Козел, В.П. Слободянина. – М.: Прсвещение, 2008-2010. (Серия «Пять колец»)
- Сборник решения задач с решениями и ответами. Часть II.Молекулярная физика и термодинамика: для учащихся 9-11 классов, абитуриентов и студентов младших курсов/ под ред А.Н. Долгова. – М.: МИФИ, 2001. – 108с.
- Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 8 класс», «Физика, 9класс»/ А.В. Перышкин.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Степанова Г.Н.Сборники задач по физике 7-9 кл. –М.: Вента-Граф, 2002.
- Физика. Задачник 9-11 классы. /О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, А.Р.Зильберман. - М.: Дрофа, 2003.
- Журналы «Наука и жизнь», «Потенциал», «Квант».
- Сборники олимпиадных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Решение олимпиадных задач по физике" (8-9 класс)
В связи с современными направлениями в образовании, сама жизнь убедительно показала, что малоэффектно учить «всех всему». Программа "Решение олимпиадных задач по физике" предоставляет максимально широ...
ПРОГРАММА внеурочного предметного курса «Решение олимпиадных задач по химии» 9 класс (15-16 лет)
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-мет...
Решение олимпиадных задач 5-11 классы
Решение олимпиадных задач 5-11 классы...
Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".
С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...
ПРОГРАММА учебного курса по выбору «Решение олимпиадных задач» для 8 класса
Аннотация к программе курса по выбору математика 7-8 «Решение олимпиадных задач» Данная программа курса по выбору разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стан...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие36-38. Решение олимпиадных задач
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач" (8-10 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач2 ориентирована на обучающихся 8-10 классов, расчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю). Может быть реализована ...