Конспект урока по физике 7 класс по теме "Давление жидкости на дно и стенки сосуда"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Давление жидкости на дно и стенки сосуда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

 7 класс

Задачи урока:

1) Познакомить с понятием гидростатического давления;

2) Вывести формулу для расчета гидростатического давления на дно и стенки сосуда;

3) Научить определять давление, оказываемое жидкостью на дно и стенки сосуда.

Планируемые результаты:

  • Умеет дать определение гидростатического давления и приводит вывод формулы гидростатического давления;
  • Умеет определять давление, оказываемое  жидкостью на дно и стенки сосуда;
  • Знает, от каких величин зависит гидростатическое давление;
  • Знает, что такое гидростатический парадокс и умеет объяснять его причины.

Формируемые умения:

1) Общеучебные умения:

  • Коммуникативные:  уметь выражать свои мысли,  развивать монологическую речь, работать в парах, сотрудничать с учителем, понимать и воспринимать на слух ответы учащихся.
  • Регулятивные:  определять и формулировать тему и цели  урока,  оценивать и корректировать свои действия, работать по плану, сверяясь с целью, находить ошибки с помощью учителя или самостоятельно, осуществлять само и взаимоконтроль.
  • Познавательные:  уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач, выдвигать и обосновывать гипотезы, строить цепочку  доказательств, обобщать, делать выводы.

2) Предметные: понимать наличия давления внутри жидкости, овладеть расчетными способами для нахождения давления жидкости и газа, пользоваться полученными знаниями о давлении в повседневной жизни.

3) Метапредметные умения:

Умение работать со справочными материалами, извлекать информацию из текста, таблицы, формировать измерительные и вычислительные навыки, связывать между собой предметные знания физики, математики, биологии, химии.

4) Личностные умения:

Формирование устойчивой мотивации к обучению, развитие познавательной активности, формирование убежденности  в возможности познания природы, формирование научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Технологическая карта урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности  ученика

Формируемые УУД

Методы оценки

(самооценки)

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Создает  в классе атмосферы психологического комфорта

Настраиваются на учебу, организовывают рабочее место

Регулятивные – организация рабочего места, выполнение правил гигиены труда

Самоконтроль

2. Актуализация опорных знаний учащихся и жизненного опыта.

Постановка учебной задачи.

Активизирует внимание, формулирует проблемный вопрос, подводит к теме урока и формулирует вместе с обучающимися цель и задачи  урока

Высказывают предположения, формулируют тему урока, цели и  задачи урока совместно с учителем

Регулятивные – определение цели и задач урока;

Коммуникативные – выражение своих мыслей, сотрудничество с учителем

3.Изучение нового материала

Создает проблемную ситуацию, формулирует проблемные вопросы, подводит учащихся к выводу формулы гидростатического давления, объясняет материал, используя знания учащихся, приобретенные ранее; подводит под формулировку окончательного результата, вводит понятие гидростатического парадокса, формулирует окончательный выбор

Формулируют гипотетические суждения, отвечают на вопросы учителя, выполняют записи в тетради, выводят вместе с учителем формулу гидростатического давления,  анализируют  иллюстрацию  учебника, формулируют конечный результат

Познавательные – построение цепочки рассуждений, доказательств, выдвижение и обоснование гипотез, поиск и извлечение определенной информации;

Коммуникативные –

Умение слушать и слышать одноклассников и учителя, рассуждать, излагать свое мнение, подтверждая его фактами.

Регулятивные - выдвигать версии, принимать и сохранять учебную задачу

Самоконтроль

4.Закрепление изученного материала

1)Задает вопросы на понимание нового материала;

2) Организует работу по решению задач на формулу гидростатического давления и обсуждение способов решения

3) Возвращается к проблемному вопросу, сформулированному  в начале урока

4) Показывает  видеоролик о давлении жидкости на разной глубине

5) Организует прослушивание сообщения о различных  спускаемых аппаратах, используемых на практике

1) Отвечают на вопросы учителя

2) Выполняют задание в тетради, предлагают способы решения задач, работают с таблицей учебника – плотности веществ,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       записывают решение в тетради

3) Смотрят и слушают видеоролик, смотрят презентацию, делятся впечатлениями

Познавательные – построение цепочки рассуждений, доказательств,  поиск и извлечение определенной информации из текста задачи, использование справочных материалов, представление информации в сжатом виде;

Коммуникативные –

Умение слушать и слышать одноклассников и учителя, рассуждать, излагать свое мнение, подтверждая его фактами, усвоение информации с помощью видеоролика и презентации

Регулятивные – работа по плану, нахождение и исправление ошибок самостоятельно или с помощью учителя.

Самоконтроль

5. Осуществление  контроля  и коррекция  знаний

Организует самостоятельную работу с тестами,  организует взаимопроверку и обсуждение способов выполнения заданий; дает правильные варианты ответов на задания теста, осуществляет коррекцию знаний, организует оценивание по определенным критериям

Выполняют задания теста, осуществляют взаимопроверку, сравнивают, находят ошибки, оценивают себя по критериям.

Познавательные – сравнение, анализ, синтез, установление причинно – следственных связей;

Коммуникативные –

Умение слушать и слышать учителя, умение работать в паре;

Регулятивные – оценивать степень успешности по критериям, определять причины успеха и неуспеха.

Взаимоконтроль

Использование оценивания по критериям

6. Домашнее задание

7. Подведение итогов.

Рефлексия.

Задает и комментирует домашнее задание

Подводит итог урока, хвалит активных учащихся, выставляет оценки за работу на уроке, просит учащихся оценить свою работу на уроке

Слушают и записывают домашнее  задание, делают выбор домашнего задания

Слушают учителя, оценивают свою работу на уроке

Регулятивные – выбор способов деятельности;

Коммуникативные –

Умение слушать и слышать учителя.

Регулятивные – оценивать степень успешности по критериям, самооценка своей деятельности;

Коммуникативные –

Умение слушать и слышать учителя.

Оценивание по критериям

Самооценка

8. Практическая деятельность учащихся

(применение полученных знаний на практике)

Формулирует задание, предлагает учащимся обсудить и разработать план действий при выполнении практического задания;

выдает приборы для выполнения практического задания

Слушают учителя и высказывают  свои предположения, выполняют практическое задание

Регулятивные – составлять план действий, действовать по плану, оценивать результат;

Коммуникативные –

Умение слушать и слышать учителя, умение работать в парах, понимать другого человека;

Познавательные – сравнение, анализ, выдвижение алгоритмов, проведение измерений и вычислений.

Оценивание по критериям

(выполнение практического задания)



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

«Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

7 класс

1) Приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку.

2) Вопрос:  Поднимите руку те, кто умеет плавать? А кто из вас умеет нырять? Скажите,  пожалуйста, а на любую ли глубину может нырнуть человек? А почему? Что ему мешает?

 Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?  (Какое давление жидкости на разной глубине и какое давление  может выдержать человек)-  то есть формулу для расчета давления внутри жидкости.

Вопрос: Какая тема нашего урока?  Что мы должны сделать на уроке?

Тема:  «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

  • Получить формулу для расчета гидростатического давления;
  • Научиться решать задачи на формулу гидростатического давления;
  • Узнать где используется гидростатическое давление на практике;
  • Учитель – познакомиться с гидростатическим парадоксом.

Если вы вспомните наш прошлый урок, то на нем шла речь о давлении в жидкости, и мы с вами сделали вывод – какой? (внутри жидкости существует давление и с глубиной давление увеличивается, а на одном уровне оно одинаковое).

Давление, производимое жидкостью на дно и стенки сосуда, называется гидростатическим.

 Сейчас мы с вами попытаемся вывести формулу для расчета гидростатического давления и   с помощью формулы докажем сделанные нами выводы, а чуть позже ответим на вопрос, который я вам задала в  начале.

Вопрос: Как вы думаете: от чего может зависеть давление  жидкости на дно и стенки сосуда? (учащиеся выдвигают  гипотезы, учитель записывает версии на доске)

3) Вывод формулы:  P=pgh

4) Вопрос: Скажите мне, пожалуйста, зависит ли давление жидкости от площади дна сосуда? Есть ли площадь дна сосуда в формуле? Нет, не зависит.

 Оказывается, что если в сосуды с разной формой дна налить одну и ту же жидкость до одинакового уровня, то давление на дно сосудов будет одинаковым. Это явление было открыто французским ученым Блезом Паскалем в 1848 году и получило название «гидростатический парадокс»  (парадоксом называют неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям).

Учебник стр.116 (+ слайд презентации)

Сделаем вывод: Проанализировав формулу, мы с вами видим, что давление  жидкости на дно стенки сосуда зависит только от плотности жидкости, высоты столба жидкости, ускорения свободного падения и не зависит от площади дна сосуда, формы сосуда и массы жидкости, налитой в него.

Ваши предположения  подтвердились или оказались неверными?!

Кто был прав?

5) Работа с формулой: Как рассчитать высоту столба жидкости? Плотность жидкости? ( Работа с треугольником  - помощником.)

Закрепление знаний:

Вопросы: (отвечают на баллы, баллы выставляет в тетрадь ученик)

  1. Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно сосуда стало больше – в пятилитровую кастрюлю или литровую бутылку? Почему?
  2. В каком случае давление на дно бака больше: когда он заполнен керосином, бензином или нефтью (таблица плотностей стр. 63)? Ответ объясните.
  3. Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах?
  4. На рисунке изображены три сосуда, заполненные керосином. Что можно сказать о массах керосина в сосудах? О давлении на дно сосудов? О силах давления на дно сосудов?

https://ru-static.z-dn.net/files/d10/dac14f257a51203c0769d51e1e10e0e0.jpg

5.На рисунке изображены три сосуда с разными жидкостями. Площади дна сосудов равны. В первом сосуде находится вода, во втором спирт, в третьем – ртуть. В каком сосуде давление максимальное на дно сосуда? В каком минимальное?

6. Почему, если глубоководную рыбу быстро вытащить на поверхность моря, то ее внутренние органы раздуваются и рыба гибнет?

6) Решение задач:

Вопрос: Кто знает, где находится самое глубокое место на Земле, и какова его глубина?

1) В 1948 году швейцарский ученый Отто Пиккар сконструировал глубоководный аппарат – батискаф, который мог опускаться самостоятельно, без помощи корабля, погружаться в воду и всплывать на поверхность. В таком аппарате в 1960 году его сын Жак Пиккар достиг дна Марианского желоба в Тихом океане на глубине 11,5 км. Какое давление при этом испытывал батискаф?

(Ответ: Р = 1030*10*11500=118450000Па =1184,5МПА)

2) На какую глубину может нырнуть нетренированный пловец в озеро, если без последствий он выдерживает давление 10 кПа? (Ответ: 1 м)

7) Показ видеоролика: «На какую глубину может погрузиться человек?» - 2 минуты

8) Презентация «Аппараты для исследования морских глубин» - сообщение обучающегося – 2 минуты.

9) Контроль знаний: Работа с тестом – 3 минуты (2 варианта)

Потом взаимопроверка и разбор заданий: (2 минуты)

Критерии оценивания:

0-2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

2

3

4

5

10) Домашнее задание:

Параграф №40, вывод формулы воспроизводить;

Упр. 17(3) решить; стр.120 «Это любопытно» прочитать.

*Рассчитайте силу давления молока или сока на дно пакета (пакет должен иметь форму прямоугольного параллепипеда)

11) Подведение итогов:

Выставление оценок за урок: по баллам – из тетради для фиксирования баллов.

Рефлексия: Прием «Улыбка»

Учитель: Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что вы на протяжении всего урока были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо, улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе!

12) Практическое задание:

А теперь давайте применим полученные знания на практике и выполним практическое задание:

Задание:

1) Рассчитайте давление воды на дно стакана.

(Что вам понадобится для этого – линейка и таблица плотностей)

2) Какой высоты столб спирта производил бы такое же давление?

Критерии оценивания: одно задание «4», два задания – «5».

Время выполнения – 8 минут.

Урок закончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 7 классе "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда "

в этом материале приводится пример проведения урока по теме Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда ...

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда урок физики в 7 классе с применением интерактивной доски

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда урок физики в 7 классе с применением интерактивной доски Promethean и пультов дистанционного тестирования ActiVote. К сожалению,  тесты пришлось пр...

Конспект урока по физике 7 кл:"Дествие жидкости и газа на погружённое в них тело"

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. Он носит развивающий , обучающий и воспитывающий характер. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников  исп...

Урок физики в 7 классе по теме "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда"

Урок физики в малокомплектной школе на котором формируются практические навыки работы с физическим оборудование, проводя самостоятельно опыты, а также используется компьютер для воспроизведения видеоф...

Конспект урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», физика 7 класс

Данный материал представляет собой конспект урока урока физики в 7 классе "Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда". Конспект содержит все этапы современного урока:...

Конспект урока в 7 классе "Давление в жидкостях и газах"

Конспект урока в 7 классе "Давление в жидкостях и газах"...