Конспект урока по физике 7 класс по теме "Давление жидкости на дно и стенки сосуда"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Давление жидкости на дно и стенки сосуда"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
7 класс
Задачи урока:
1) Познакомить с понятием гидростатического давления;
2) Вывести формулу для расчета гидростатического давления на дно и стенки сосуда;
3) Научить определять давление, оказываемое жидкостью на дно и стенки сосуда.
Планируемые результаты:
- Умеет дать определение гидростатического давления и приводит вывод формулы гидростатического давления;
- Умеет определять давление, оказываемое жидкостью на дно и стенки сосуда;
- Знает, от каких величин зависит гидростатическое давление;
- Знает, что такое гидростатический парадокс и умеет объяснять его причины.
Формируемые умения:
1) Общеучебные умения:
- Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, развивать монологическую речь, работать в парах, сотрудничать с учителем, понимать и воспринимать на слух ответы учащихся.
- Регулятивные: определять и формулировать тему и цели урока, оценивать и корректировать свои действия, работать по плану, сверяясь с целью, находить ошибки с помощью учителя или самостоятельно, осуществлять само и взаимоконтроль.
- Познавательные: уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач, выдвигать и обосновывать гипотезы, строить цепочку доказательств, обобщать, делать выводы.
2) Предметные: понимать наличия давления внутри жидкости, овладеть расчетными способами для нахождения давления жидкости и газа, пользоваться полученными знаниями о давлении в повседневной жизни.
3) Метапредметные умения:
Умение работать со справочными материалами, извлекать информацию из текста, таблицы, формировать измерительные и вычислительные навыки, связывать между собой предметные знания физики, математики, биологии, химии.
4) Личностные умения:
Формирование устойчивой мотивации к обучению, развитие познавательной активности, формирование убежденности в возможности познания природы, формирование научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, уметь принимать и сохранять учебную задачу.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Технологическая карта урока:
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | Методы оценки (самооценки) |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Создает в классе атмосферы психологического комфорта | Настраиваются на учебу, организовывают рабочее место | Регулятивные – организация рабочего места, выполнение правил гигиены труда | Самоконтроль |
2. Актуализация опорных знаний учащихся и жизненного опыта. Постановка учебной задачи. | Активизирует внимание, формулирует проблемный вопрос, подводит к теме урока и формулирует вместе с обучающимися цель и задачи урока | Высказывают предположения, формулируют тему урока, цели и задачи урока совместно с учителем | Регулятивные – определение цели и задач урока; Коммуникативные – выражение своих мыслей, сотрудничество с учителем | |
3.Изучение нового материала | Создает проблемную ситуацию, формулирует проблемные вопросы, подводит учащихся к выводу формулы гидростатического давления, объясняет материал, используя знания учащихся, приобретенные ранее; подводит под формулировку окончательного результата, вводит понятие гидростатического парадокса, формулирует окончательный выбор | Формулируют гипотетические суждения, отвечают на вопросы учителя, выполняют записи в тетради, выводят вместе с учителем формулу гидростатического давления, анализируют иллюстрацию учебника, формулируют конечный результат | Познавательные – построение цепочки рассуждений, доказательств, выдвижение и обоснование гипотез, поиск и извлечение определенной информации; Коммуникативные – Умение слушать и слышать одноклассников и учителя, рассуждать, излагать свое мнение, подтверждая его фактами. Регулятивные - выдвигать версии, принимать и сохранять учебную задачу | Самоконтроль |
4.Закрепление изученного материала | 1)Задает вопросы на понимание нового материала; 2) Организует работу по решению задач на формулу гидростатического давления и обсуждение способов решения 3) Возвращается к проблемному вопросу, сформулированному в начале урока 4) Показывает видеоролик о давлении жидкости на разной глубине 5) Организует прослушивание сообщения о различных спускаемых аппаратах, используемых на практике | 1) Отвечают на вопросы учителя 2) Выполняют задание в тетради, предлагают способы решения задач, работают с таблицей учебника – плотности веществ, записывают решение в тетради 3) Смотрят и слушают видеоролик, смотрят презентацию, делятся впечатлениями | Познавательные – построение цепочки рассуждений, доказательств, поиск и извлечение определенной информации из текста задачи, использование справочных материалов, представление информации в сжатом виде; Коммуникативные – Умение слушать и слышать одноклассников и учителя, рассуждать, излагать свое мнение, подтверждая его фактами, усвоение информации с помощью видеоролика и презентации Регулятивные – работа по плану, нахождение и исправление ошибок самостоятельно или с помощью учителя. | Самоконтроль |
5. Осуществление контроля и коррекция знаний | Организует самостоятельную работу с тестами, организует взаимопроверку и обсуждение способов выполнения заданий; дает правильные варианты ответов на задания теста, осуществляет коррекцию знаний, организует оценивание по определенным критериям | Выполняют задания теста, осуществляют взаимопроверку, сравнивают, находят ошибки, оценивают себя по критериям. | Познавательные – сравнение, анализ, синтез, установление причинно – следственных связей; Коммуникативные – Умение слушать и слышать учителя, умение работать в паре; Регулятивные – оценивать степень успешности по критериям, определять причины успеха и неуспеха. | Взаимоконтроль Использование оценивания по критериям |
6. Домашнее задание 7. Подведение итогов. Рефлексия. | Задает и комментирует домашнее задание Подводит итог урока, хвалит активных учащихся, выставляет оценки за работу на уроке, просит учащихся оценить свою работу на уроке | Слушают и записывают домашнее задание, делают выбор домашнего задания Слушают учителя, оценивают свою работу на уроке | Регулятивные – выбор способов деятельности; Коммуникативные – Умение слушать и слышать учителя. Регулятивные – оценивать степень успешности по критериям, самооценка своей деятельности; Коммуникативные – Умение слушать и слышать учителя. | Оценивание по критериям Самооценка |
8. Практическая деятельность учащихся (применение полученных знаний на практике) | Формулирует задание, предлагает учащимся обсудить и разработать план действий при выполнении практического задания; выдает приборы для выполнения практического задания | Слушают учителя и высказывают свои предположения, выполняют практическое задание | Регулятивные – составлять план действий, действовать по плану, оценивать результат; Коммуникативные – Умение слушать и слышать учителя, умение работать в парах, понимать другого человека; Познавательные – сравнение, анализ, выдвижение алгоритмов, проведение измерений и вычислений. | Оценивание по критериям (выполнение практического задания) |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме:
«Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
7 класс
1) Приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку.
2) Вопрос: Поднимите руку те, кто умеет плавать? А кто из вас умеет нырять? Скажите, пожалуйста, а на любую ли глубину может нырнуть человек? А почему? Что ему мешает?
Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Какое давление жидкости на разной глубине и какое давление может выдержать человек)- то есть формулу для расчета давления внутри жидкости.
Вопрос: Какая тема нашего урока? Что мы должны сделать на уроке?
Тема: «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
- Получить формулу для расчета гидростатического давления;
- Научиться решать задачи на формулу гидростатического давления;
- Узнать где используется гидростатическое давление на практике;
- Учитель – познакомиться с гидростатическим парадоксом.
Если вы вспомните наш прошлый урок, то на нем шла речь о давлении в жидкости, и мы с вами сделали вывод – какой? (внутри жидкости существует давление и с глубиной давление увеличивается, а на одном уровне оно одинаковое).
Давление, производимое жидкостью на дно и стенки сосуда, называется гидростатическим.
Сейчас мы с вами попытаемся вывести формулу для расчета гидростатического давления и с помощью формулы докажем сделанные нами выводы, а чуть позже ответим на вопрос, который я вам задала в начале.
Вопрос: Как вы думаете: от чего может зависеть давление жидкости на дно и стенки сосуда? (учащиеся выдвигают гипотезы, учитель записывает версии на доске)
3) Вывод формулы: P=pgh
4) Вопрос: Скажите мне, пожалуйста, зависит ли давление жидкости от площади дна сосуда? Есть ли площадь дна сосуда в формуле? Нет, не зависит.
Оказывается, что если в сосуды с разной формой дна налить одну и ту же жидкость до одинакового уровня, то давление на дно сосудов будет одинаковым. Это явление было открыто французским ученым Блезом Паскалем в 1848 году и получило название «гидростатический парадокс» (парадоксом называют неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям).
Учебник стр.116 (+ слайд презентации)
Сделаем вывод: Проанализировав формулу, мы с вами видим, что давление жидкости на дно стенки сосуда зависит только от плотности жидкости, высоты столба жидкости, ускорения свободного падения и не зависит от площади дна сосуда, формы сосуда и массы жидкости, налитой в него.
Ваши предположения подтвердились или оказались неверными?!
Кто был прав?
5) Работа с формулой: Как рассчитать высоту столба жидкости? Плотность жидкости? ( Работа с треугольником - помощником.)
Закрепление знаний:
Вопросы: (отвечают на баллы, баллы выставляет в тетрадь ученик)
- Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно сосуда стало больше – в пятилитровую кастрюлю или литровую бутылку? Почему?
- В каком случае давление на дно бака больше: когда он заполнен керосином, бензином или нефтью (таблица плотностей стр. 63)? Ответ объясните.
- Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах?
- На рисунке изображены три сосуда, заполненные керосином. Что можно сказать о массах керосина в сосудах? О давлении на дно сосудов? О силах давления на дно сосудов?
5.На рисунке изображены три сосуда с разными жидкостями. Площади дна сосудов равны. В первом сосуде находится вода, во втором спирт, в третьем – ртуть. В каком сосуде давление максимальное на дно сосуда? В каком минимальное?
6. Почему, если глубоководную рыбу быстро вытащить на поверхность моря, то ее внутренние органы раздуваются и рыба гибнет?
6) Решение задач:
Вопрос: Кто знает, где находится самое глубокое место на Земле, и какова его глубина?
1) В 1948 году швейцарский ученый Отто Пиккар сконструировал глубоководный аппарат – батискаф, который мог опускаться самостоятельно, без помощи корабля, погружаться в воду и всплывать на поверхность. В таком аппарате в 1960 году его сын Жак Пиккар достиг дна Марианского желоба в Тихом океане на глубине 11,5 км. Какое давление при этом испытывал батискаф?
(Ответ: Р = 1030*10*11500=118450000Па =1184,5МПА)
2) На какую глубину может нырнуть нетренированный пловец в озеро, если без последствий он выдерживает давление 10 кПа? (Ответ: 1 м)
7) Показ видеоролика: «На какую глубину может погрузиться человек?» - 2 минуты
8) Презентация «Аппараты для исследования морских глубин» - сообщение обучающегося – 2 минуты.
9) Контроль знаний: Работа с тестом – 3 минуты (2 варианта)
Потом взаимопроверка и разбор заданий: (2 минуты)
Критерии оценивания:
0-2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
2 | 3 | 4 | 5 |
10) Домашнее задание:
Параграф №40, вывод формулы воспроизводить;
Упр. 17(3) решить; стр.120 «Это любопытно» прочитать.
*Рассчитайте силу давления молока или сока на дно пакета (пакет должен иметь форму прямоугольного параллепипеда)
11) Подведение итогов:
Выставление оценок за урок: по баллам – из тетради для фиксирования баллов.
Рефлексия: Прием «Улыбка»
Учитель: Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что вы на протяжении всего урока были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо, улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе!
12) Практическое задание:
А теперь давайте применим полученные знания на практике и выполним практическое задание:
Задание:
1) Рассчитайте давление воды на дно стакана.
(Что вам понадобится для этого – линейка и таблица плотностей)
2) Какой высоты столб спирта производил бы такое же давление?
Критерии оценивания: одно задание «4», два задания – «5».
Время выполнения – 8 минут.
Урок закончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики в 7 классе по теме "Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда"
коспект урока...
урок в 7 классе "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда "
в этом материале приводится пример проведения урока по теме Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда ...
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда урок физики в 7 классе с применением интерактивной доски
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда урок физики в 7 классе с применением интерактивной доски Promethean и пультов дистанционного тестирования ActiVote. К сожалению, тесты пришлось пр...
Конспект урока по физике 7 кл:"Дествие жидкости и газа на погружённое в них тело"
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. Он носит развивающий , обучающий и воспитывающий характер. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников исп...
Урок физики в 7 классе по теме "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда"
Урок физики в малокомплектной школе на котором формируются практические навыки работы с физическим оборудование, проводя самостоятельно опыты, а также используется компьютер для воспроизведения видеоф...
Конспект урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», физика 7 класс
Данный материал представляет собой конспект урока урока физики в 7 классе "Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда". Конспект содержит все этапы современного урока:...
Конспект урока в 7 классе "Давление в жидкостях и газах"
Конспект урока в 7 классе "Давление в жидкостях и газах"...